Финансовая система и рынок

Финансовой система

Понятие «финансовая система» употребляется в 2-х значениях:

во-первых, как система финансовых отношений, во-вторых, как совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки и т.п.). При этом понятие система предполагает наличие взаимосвязей между ее элементами. Таким образом, финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений и финансовых институтов, в процессе функционирования которых формируются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система включает в себя две основных взаимосвязанных подсистемы::

государственных (централизованных) финансов, обеспечивающие потребности на уровне экономики страны в целом (финансы макроуровня) и отдельных ее регионов и территорий;

децентрализованных финансов: финансы хозяйствующих субъектов, которые используются для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на уровне отдельного предприятия - финансы микроуровня; и финансы населения.

Рис.1.1. Финансовая система.

 

Финансовая система включает следующие подсистемы финансовых отношений: государственный бюджет, территориальные финансы, систему государственного социального страхования, государственную кредитную подсистему, подсистему негосударственного страхования, финансовый рынок, финансы нефинансовых предприятий различных форм собственности, а также финансы населения.

Разделение финансовой системы на отдельные подсистемы обусловлено различием задач каждого звена и различным участием субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании доходов, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Государственные и территориальные финансы – это система отношений, связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. За счет государственных финансов происходит мобилизация ресурсов в консолидированный бюджет государства и их перераспределение между экономическими регионами, предприятиями, ведомствами, социальными группами населения. Государственные финансы обеспечивают эмиссию и ремиссию денежных средств в обращение.

Бюджетная система России включает в себя три автономных звена:

- республиканский (федеральный) бюджет РФ;

- бюджеты субъектов Федерации – республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) – это окружные, городские, районные, поселковые, волостные бюджеты.

Система государственного социального страхования – это форма перераспределения части средств работающего населения в пользу определенных социальных его групп посредством государства. Основой этой подсистемы составляют специализированные фонды социального страхования - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные). Эти фонды в настоящее время в России создаются за счет единого социального налога (ЕСН), начисляемого на заработную плату работающего населения. Перераспределение собранного налога происходит в соответствии с определенными правилами, установленными государством.

Подсистема государственного кредитования выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает как заемщик средств, а также кредитор и гарант. Государственный кредит служит для привлечения государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг для финансирования государственных расходов, а также используется в целях стабилизации денежного обращения в стране. Эта подсистема отвечает и за эмиссию денег в обращение, а также организацию валютного обмена.

Система децентрализованных финансов: включает финансы предприятий, страхование и финансы населения.

Страхование является составной частью финансовой системы. Суть страхования – создание целевых денежных фондов за счет взносов заинтересованных лиц с последующим их использованием на возмещение ущерба и/или рентных выплат. Страхование содержит две подсистемы – подсистему страховых организаций и негосударственного социального страхования. Последняя схожа с системой государственного социального страхования, однако отливается от нее тем, что взносы на нее населением и предприятиями делаются на добровольной основе.

Основой подсистемы страховых организаций являютсяцелевые фонды, формируемые для компенсации потенциальных материальных потерь хозяйствующих субъектов и граждан посредством перераспределительных денежных отношений. Создание этих фондов обусловлено экономической необходимостью для общества иметь резервные источники для смягчения негативных последствий непредвиденных явлений и случайностей. В настоящее время они стали обязательным элементом экономики

Финансы предприятия – это денежные отношения, возникающие в ходе хозяйственной деятельности предприятия. Именно в этом относительно самостоятельном звене формируется основная часть доходов, которая в дальнейшем перераспределяется по установленным государством правилам и формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В особую подсистему выделяются подсистемы кредитных учреждений и профессиональных участников фондового рынка.

Финансы населения – связаны с формированием и использованием денежных доходов населения. Их источники – заработная плата, социальные пособия, пенсии, доходы от управления имуществом, доходы, полученные в порядке наследования, дарения и т.п.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, т. к. базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы, формируемой на уровне предприятий.

Управление финансовой системой осуществляется за счет различных государственных институтов, осуществляющих финансовые операции и одновременно являющихся субъектами и объектами управления финансами с соответствующим набором финансовых инструментов.

Схема финансовой инфраструктуры государственного управления финансовой системы приведена на рис. 2.2.

 


 

Рис 2.2. Структура управления финансовой системой России


Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:

Президент РФ регламентирует деятельность финансовой системы, утверждает законы, регламентирующие ее текущую деятельность (Федеральный закон о бюджете) и правила ее функционирования, имеет право вето на введение в действие законов, принятых Федеральным собранием, в том числе и финансовых.

Администрация Президента РФ – анализирует состояние финансового и бюджетного законодательства, наблюдает за подготовкой и исполнением бюджета страны, дает экспертные заключения по проектам законов, в том числе и в области финансового законодательства.

Федеральное собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума) – определяет налоговую и бюджетную систему, рассматривает и утверждает федеральный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ и др.).

Субфедеральные и муниципальные законодательные органы - определяют региональную налоговую систему, в части вопросов отнесенных к компетенции этих собраний (федерально-региональных и местных налогов), рассматривает и утверждает субфедеральные и муниципальные бюджеты и отчеты об их исполнении, устанавливает предельный размер регионального долга.

Правительство РФ формирует федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами.

Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в стране, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти. Основной задачей Министерства финансов РФ является составление проекта и организация исполнения федерального бюджета. Министерство финансов выполняет следующие функции:

формирует проекты государственных бюджетов и предложения по изменению направления государственной финансовой политики;

разрабатывает предложения по совершенствованию налоговой политики, принимает участие в разработке инструкций и методических указаний по вопросам налогообложения;

осуществляет выпуск государственных внутренних займов РФ и обслуживание государственного внутреннего долга РФ;

организует работу по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов;

обеспечивает изготовление Гознаком денежных билетов и металлических монет, ценных бумаг;

контролирует рациональность и целевую направленность расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;

осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей народного хозяйства.

В настоящее время в аппарат Министерства финансов РФ входят следующие структурные подразделения:

- Департамент бюджетной политики, основными функциями которого является разработка бюджетной политики, составление федерального бюджета, разработка консолидированного бюджета РФ, бюджетное регулирование;

- Департамент межбюджетных отношений;

- Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов;

- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики;

- Департамент финансовой политики и др.

Самостоятельными подразделениями, входящими в состав Минфина являются:

- Федеральное Казначейство, которое организует и осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета, а также контроль за поступлением и расходованием средств по счетам казначейства в банках (на основе принципа единства кассы), регулирует отношения между федеральным бюджетом РФ и внебюджетными фондами, составляет отчетность об исполнении федерального бюджета;

- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, осуществляет контроль за правильностью расходования бюджетных средств;

- Федеральная налоговая служба осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные и внебюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.

Для осуществления финансового контроля в сфере страхования была организована Федеральная служба страхового надзора, призванная защитить интересы страхователей и следить за соблюдением страхового законодательства всеми участниками страховых отношений, в том числе и в области социального страхования, в частности над фирмами осуществляющими добровольное медицинское страхование.

Федеральная служба по финансовым рынкам призвана:

- регистрировать проспекты эмиссии и выпуски ценных бумаг и отчеты об итогах их размещения (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг, а также устанавливать правила и требования к этим документам;

- определять правила и требования к осуществлению профессиональной деятельности с ценными бумагами, включая нормативы достаточности собственных средств;

- регистрировать, лицензировать и контролировать деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, их саморегулируемых организаций, а также специализированныхдепозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

- осуществляет контроль за операциями на рынке ценных учреждений обязательного пенсионного страхования и ипотечных агентов.

Министерство экономического развития и торговли РФ. Оно формирует прогнозы развития экономики России и программы социально-экономического развития страны. Делает предложения по основным направлениям развития финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в стране. Основной задачей МЭРТ РФ является составление проектов долгосрочных и среднесрочных программ социально-экономического развития России. До 2006 года в состав МЭРТ входила Таможенная служба РФ.

Таможенные органы РФ проводят таможенно-тарифное регулирование, взимание таможенных платежей, связанных с перемещением товаров через границу России.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом проводит операции с федеральным имуществом. Обеспечивает поступление в бюджет доходов от использования и приватизации государственного имущества. Представляет интересы собственника (государства) в компаниях имеющих смешанную форму собственности.

Министерство здравоохранения и социального развития – занимается управлением в таких сферах как медицина, обеспечение занятости и социальное обеспечение. С точки зрения финансов, обеспечивает координацию деятельности государственных и негосударственных фондов социального страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации - это самостоятельное государственное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по:

- сбору и аккумуляцию страховых взносов, направляемых на выплату государственных пенсий,

- организации и ведению индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц

- выплате сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализации средств Фонда,

- привлечению в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц.
На Пенсионный фонд возложен контроль (с участием налоговых органов) за своевременным и полным поступлением страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием средств на выплату государственных пенсий, в том числе - за правильностью их назначения, перерасчета, выплаты и доставки.

В федеральных округах имеются управления ПФР, а в субъектах федерации отделения.

Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным государственным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, осуществляющим свою деятельность по:

- формированию средств за счет страховых взносов предприятий, учреждений, иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, а также страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

- по инвестированию части временно свободных средств Фонда;
- привлечению добровольных взносов граждан и юридических лиц;
- выплате пособий (по временной нетрудоспособности; по беременности, родам, уходам за ребенком, на погребение);
- по компенсации расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников, а также на такие цели как частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное (диетическое) питание, внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения (отдыха) и другие.

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей.

В Фонд социального страхования Российской Федерации имеет региональные отделения в субъектах Российской Федерации, а также центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства.

Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования является специализированным самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность по:

- финансированию оказания медицинской помощи граждан РФ

- аккумулированию финансовых средств получаемых за счет страховых взносов, получаемых от работодателей;

- выравниванию финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

- контролю за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;

- контролю за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;

- размещению временно свободных финансовых средств на банковских депозитах и в высоколиквидных государственных ценных бумагах.

Территориальные фонды Обязательного Медицинского Страхования подчиняются ФФОМС, но имеют достаточно высокую самостоятельность в своей деятельности. В основные функции фондов входят:

— организации системы обязательного медицинского страхования в лечебно-профилактических учреждениях;

— финансирования обязательного медицинского страхования;

— организации учета и контроля за поступлением страховых взносов;

— осуществления финансово-кредитной политики, включая размещение временно-свободных средств на депозитах и в ценных бумагах.

Центральный банк РФ (Банк России) – главный банк государства, который является расчетным центром банковской системы и основным органом монетарной власти, банковского регулирования и надзора. Он осуществляет следующие функции:

разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

осуществляет монопольную эмиссию банкнот;

организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль, устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

определяет порядок проведения расчетов с иностранными государствами, а также юридическими и физическими лицами;

осуществляет управление золото-валютными резервами страны;

принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует его составление;

проводит анализ и прогнозирование (в целом и по регионам) состояния денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, реализуя при этом задачу снижения инфляции, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

осуществляет контроль и надзор за коммерческими банками и кредитными организациями.

Для контроля за выполнением финансового законодательства в 1995 г. создан специальный контрольный орган – Счетная Палата РФ, основным назначением которой является контроль федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств. Счетная Палата независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ.

Субфедеральные и муниципальные органы исполнительной власти подготавливают проекты бюджетов соответствующего уровня и организуют их исполнение, осуществляют эмиссию субфедеральных ценных бумаг, занимаются пополнением бюджетов за счет внебюджетных источников, прежде всего путем получения доходов от сдачи в аренду имущества и земель, принадлежащих субфедеральным и муниципальным образованиям.

Институциональная структура финансовой системы как совокупность государственных органов, финансовых рынков, посреднических организаций и финансовых инструментов обеспечивает перераспределение (переток) финансовых ресурсов от экономических субъектов, имеющих избыток этих ресурсов к экономическим субъектам, испытывающим недостаток в них. Перераспределение средств с помощью различных финансовых инструментов и институтов принято называть движением финансовых потоков.

Финансовая система мобильна. Она постоянно развивается, предлагает новые финансовые инструменты и услуги, обеспечивающие бесперебойное движение финансовых потоков в пространстве и времени. Современная финансовая система становится глобальной, поскольку финансовые рынки и финансовые посредники взаимосвязаны друг с другом через международную телекоммуникационную сеть и систему контрактов, обеспечивая бесперебойное движение капитала и финансовых потоков. В развитии финансовой системы важную роль играет и финансовая политика государства, реализация которой в значительной степени обеспечивается функционированием самой финансовой системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: