Типология средств обучения

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды: Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)/

Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)/

Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)/ Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)/ Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)/ Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)/ Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)/

Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)

Есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения.

Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:/ Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)/ Печатные пособия ( картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.)

/Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)

/22/ Характеристика этапов усвоения знаний и умений, их характеристика.

Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем.

Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов. Первым из них является восприятие объекта, которое связано с выделением этого объекта из фона и определением его существенных свойств. Этап восприятия сменяет этап осмысления, на котором происходит усмотрение наиболее существенных вне и внутрисубъектных связей и отношений. Следующий этап формирования знаний предполагает процесс запечатления и запоминания выделенных свойств и отношений в результате многократного их восприятия и фиксации. Затем процесс переходит в этап активного воспроизведения субъектом воспринятых и понятых существенных свойств и отношений. Процесс усвоения знаний завершает этап их преобразования, который связан либо с включением вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта, либо с использованием его в качестве средства построения или выделения другого нового знания.

Очень часто перечисленные этапы формирования знаний принимают в качестве критериев оценки уровней их усвоения.

Таким образом, знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения, далее к пониманию; /применению знаний в знакомых и новых условиях;/оцениванию самим учеником полезности, новизны этого знания. Понятно, что если знания остаются на первом этапе, то их роль для развития невелика, а если ученик применяет их в незнакомых условиях и оценивает, то это значительный шаг в сторону умственного развития.

Знания могут усваиваться на разных уровнях: репродуктивный уровень - воспроизведение по образцу, по инструкции; / продуктивный уровень - поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия.

Установление уровней усвоения знаний в диагностике важно потому, что эти уровни оказывают влияние на качество мышления, его шаблонность или нестереотипность, оригинальность.

Выделяют следующие уровни усвоения знаний, соотносимые с соответствующими этапами их усвоения: уровень различения (или распознавания) предмета; /уровень его запоминания; /уровень понимания; /уровень применения.

/23/. Виды обучения

В современной школе используются три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения: объяснительно-иллюстративное, называемое также традиционным, проблемное, программированное и развившееся на его основе компьютерное обучение.

Объяснительно-иллюстративное обучение. Объяснение в сочетании с наглядностью главные методы такого обучения, слушание и запоминание, ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного, главное требование и основной критерий эффективности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимания сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом.

Проблемное обучение (ПбО) Преимущества ПбО: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действительные результаты обучения. Включение учащихся в активную познават деятельность опирается на ряд этапов, которые должны быть реализованы последовательно и комплексно.

Важным этапом ПбО является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, кот. вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся.

На втором этапе разрешения проблемы («закрытом») учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выявляет, что их недостаточно для получения ответа, и активно включается в добывание недостающей информации.

Третий этап(«открытый») направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблем знаний. Дальше следуют этапы решения проблемы, проверки полученных результатов, сопоставление с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.

Программное обучение («ПО»). Основная цель ПО- улучшение управления учебным процессом. ПО направило свои усилия на создание такой технологии учебного процесса, которая позволяла бы контролировать каждый шаг продвижения учащегося по пути познания и благодаря этому оказывать ему помощь.

Особенности ПО заключается в следующем: учебный материал разделяется на отдельные порции(дозы); учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению; каждый шаг завершается контролем, при правильном ответе учащийся получает новую порцию материала, при неправильном- получает помощь и дополнительные разъяснения; каждый учащийся работает самостоятельно; педагог выступает организатором обучения и помощником при затруднениях; в учебном процессе, широкое применение находят специфические средства ПО(программные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).

Компьютерное обучение. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач -предъявления информации, управление ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных развитии учебного процесса и т.д.

Главные направления:1) повышения успеваемости по отдельным учебным предметам (математике, естественным наукам, родному и иностранному языкам, географии и т.д.); 2) развитие общих когнитивных способностей -решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками.

Компьютеры широко используются для автоматизированного тестирования, оценки и управления, что позволяет высвободить время преподавателя и повысить эффективность пед процесса. Качество компьютерного обучения обуславливается двумя основными факторами: 1) качеством обучающих программ и 2) качеством вычислительной техники.

/24/ Дефферинциация образования: сущность

«Школьный взрыв» 60-х годов - создание в ведущих странах мира массовой средней школы - придал остроту проблеме дифференциации образования и обучения.

Усиление и усложнение дифференцированной подготовки сообразно склонностям, интересам, успеваемости учащихся - глобальная тенденция современной школы. Основными формами дифференциации являются распределение по разным типам уч. заведений, на профили и потоки внутри одной школы, группировки в классе.

Обычно дифференциация начинается после окончания начальной школы. Она осуществляется в уч. заведениях разного типа: грамматическая и современная школы (Англия), реальное училище, гимназия и основная школа (Германия), технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей (Франция), обычная средняя школа, лицей, гимназия, колледж (Россия).

Главным отличительным признаком в этих учебных заведениях являются программы.

/25/ Воспитание: сущность, направления

Воспитание одна из основных категорий педагогики. В педагогической науке воспитание (В.) рассматривается в широком и узком смысле его понимания. В. имеет ряд этапов и осуществляется через преодоление противоречий. Сущность его определялась по-разному в различных экономических формациях.

О воспитании говорили как: о процессе усвоения общественно-исторического опыта, т.е. как о части социализации/об управлении процессом развития/о деятельности воспитателей по созданию условий для культурного развития и саморазвития личности (организованная педагогом жизнь ребенка на уровне культуры) /о целенаправленном процессе взаимодействия и организации деятельности с целью привития определенных качеств и самореализации личности.

В понятии В. в классической педагогике принято выделять два основных аспекта социальный и педагогический:

Социальный (в широком смысле):Воспитание – это общественное явление воздействия общества на личность, влияние на человека всех формирующих его факторов (В. отождествляется с социализацией)

Педагогический (в узком смысле):Воспитание - это целенаправленная деятельность педагога (воспитательная работа) по созданию условий для развития ребенка и формированию у него определенных личностных качеств, которая происходит через включение его в различные виды социальных отношений (в учебе, в общении, игре, практической деятельности).

Можно выделить следующие особенности и характеристики воспитания. Все они взаимосвязаны, нет приоритетных:/1)Целенаправленность/2) Многофакторность (на рез-т В. влияет множ-во макро и микрофакторов)/3) Длительность и непрерывность (любое кач-во, свойство Л. Не может быть сформировано мгновенно)/4) Неравномерность В. (скачок при преодолении противоречий)/5) Двухсторонность (изменяются и учитель и ученик)/6) Деятельностный характер В. (ребенок воспитывается только в деятельности)/7)Диалектичность В. (происходят постоянные изменения и развитие воспитательного процесса под влиянием среды, обществ. целей, развития)/8) Динамичность позиций воспитателя, использование им разных методов

9) В. это индивидуально творческий процесс/10) Целостность и системность В.(в В. д.б. взаимосвязаны цель, содержание, методы и формы, результат, а так же влияние субьектов, деятельности и среды)/11) Управляемость (В. можно управлять)

Сущность В. отражает внутренние связи и отношения характерные для процесса В. и проявляющиеся в определенных закономерностях и тенденциях.

Закономерности В. – это наиболее существенные, необходимые, стабильные и объективные связи м/д различными факторами, которые определяют процесс воспитания и характеризуют его развитие.

Гл. хар – кой зак-тей явл. их объективный характер.

Основные закономерности воспитания (пед. процесса): /1)Формирование личности социально обусловлено и соотв-но воспитание зависит от совокупности объективных и субъективных факторов социальной среды./2) Формирование Л. происходит на основе важнейших социальных форм жизни человека – деятельности и общения./3) Воспитательн. проц. представляет собой постоянную трансформацию внешних влияний во внутренние процессы Л., её мотивы, установки, ценности, отношения. В проц. воспит. происходит интериоризация ценностей жизни и общества./4) Неравномерность развития ребенка и формирования его Л./5) Единство и взаимосвязь воспитания, обучения и развития Л./6) Воспит. проц. осуществляется при условии единства влияния на сознание, чувства и поведение Л.

Из закономерностей В. следуют принципы. Они носят субъективный характер. Определяются учеными из целей и задач воспитания, а так же возникают из обобщения пед. опыта.

Совокупность принципов обеспечивает успешное содержание методов и форм воспитания.

Принципы В. – это основные положения, которые определяют главные требования к цели, содержанию, методам, формам воспитания.

В каждой воспитательной системе могут быть разработаны свои принципы выходящие из закономерностей и практики.

Принципы В.:/ 1) Целенаправленность/2) Систематичность и последовательность/3) Гуманистический характер воспитания, который означает сохранение жизни и здоровья ребенка, уважение к личности в сочетании с разумной требовательностью/4) Сознательность и активность, самостоятельность и творчество в В./5) Возрастной и индивидуальный подход в В. Природосообразность В./6) Принцип связи В. с жизнью и с трудом/

7) Принцип воспитания личности в коллективе/8) Культуросообразность В. (соответствие В. ценностям народа и языковой культуре, понимание В. как части целостного культурно-исторического процесса, соответствие В. и образования уровню развития культуры).

Цель воспитания понимается: во-первых как некий идеал, к которому стремиться и общество и отдельный воспитатель;/во-вторых цель – это осознанное представление о конечном результате пед. деятельности, ожидаемый образ результата.

Но существуют и национальные различия целей воспитания в них отражаются традиции обособленных культур и педагогической политики:/В США – это воспитание хорошего гражданина США./В Германии – подготовка человека, «способного поступать продуктивно с сознанием ответственности»./В Японии – «личность, способная достичь карьеры».

Цель современного воспитания – это личность, способная строить жизнь, достойную Человека.

В науке принято рассм. иерархию целей воспитания. Выделяют идеальные и конкретные цели в проц. В.

Идеальн. цель – формирование разносторонней и гармонично развитой личности(нравственно, физически, интеллектуально, художественно)

Гармония – согласие → личность живущая в согласии с самим собой (самость с обществом (социумность)

Идеальная цель служит пед. манифестом, но необходимо видеть стратегию развития Л., знать к чему надо стремиться.

Наряду с идеальной обязательно требуется постановка конкретных целей, достижения которых можно увидеть в конкретной пед. деятельности.

Конкретные цели зависят от ряда оснований, подходов. Мы рассмотрим основные:1) Личностный/2) Аксиологический/3) Деятельностный/4) Культурологический

Рассматривают и другие – диалогический, антропологический и т.п.

Личностный подход

Проявляется в отношении к учащемуся как уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Ребенок воспринимает себя как уникальную личность и учится видеть во всех окружающих такие же личности. При построении воспитательного проц. Педагог признает ребенка как данность, учитывая привычки, здоровье, ценности, достоинства. Уважение к ребенку не зависит от его успехов или неуспехов, признается право на самобытность ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: