Культурологический подход

Это организация обучения и воспитания, в ходе которой личность формируется как субъект культуры, исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества (Е.В. Бондаревская)

Целью воспитания является формирование базовой культуры личности.

Базовая культура – это оптимальный минимум качеств, свойств, способностей, действий личности, которые помогают развиваться ей в гармонии с общечеловеческой культурой.

Развитие, воспитание обучение Л. идет в гармонии с общечеловеческой культурой, через оказание помощи ребенку в самоопределении, формирование у него культуры отношений к обществу, к себе, своим талантам, здоровью и т.д. Культ.подход предполагает взаимодействие, диалог субкультур, диалог поколений.

Понятие базовой культуры включает в себя следующие компоненты и позволяет выделить в содержании воспитания духовно-нравственную, познавательную, физическую, эстетическую, экологическую, экономическую и др. культуру.

/27/ Стадии и последовательность воспитательного процесса.

Процесс воспитания - сложная динамическая система. Наиболее известны в современной теоретической педагогике модели систем процесса воспитания, построенные по критериям: целей и задач, содержания воспитательного процесса, условий протекания процесса, взаимодействия воспитателей и воспитанников, применяемых методов, форм воспитательной деятельности, этапов (стадий) развития процесса во времени.

По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет собой совокупности (последовательность) задач, на решение которых направлен процесс:/ • целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития личности;/• формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной;/• мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;/• приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;/• воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

• развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;/• организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;/• организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;/• развитие важнейшей социальной функции личности -общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.

Следующая структура основана на выделении главных стадий воспитательного процесса. Критерий - последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач:

Осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведений - важный этап процесса воспитания. Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным.

Знания должны перейти в убеждения - глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения - это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания будет развиваться вяло, болезненно, медленно и не всегда достигнет положительного результата.

Формирование чувств - важный компонент воспитательного процесса. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

Деятельность в практике воспитания всегда сливается сформированием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.

Следующая структура основана также на выделении последовательных этапов процесса, но уже по другому критерию - связи и зависимости между компонентами, обеспечивающими эффективность протекания процесса:/а) проектирование процесса, включающее в себя определение цели и конкретных задач воспитания;

б) организация материальной (трудовой, природоохранной), общественной (коллективной, организационно-управленческой, коммуникативной), духовной (эмоционально-чувственной, познавательной, ценностно-ориентированной) деятельности;/в) регулирование межличностного общения и его коррекция в процессе основных видов деятельности воспитанников;/г) контроль и подведение итогов, установление соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач.

В качестве критерия для выделения этапов воспитательного процесса можно применить и последовательность педагогических действий. Тогда структура будет выглядеть так:/• ознакомление с общими нормами и требованиями;/• формирование отношений;/• формирование взглядов и убеждений;/• формирование общей направленности личности.

/28/ Понятие о персонификации воспитания

Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Когда иной раз говорят о «бездетности» педагогики, то имеют в виду именно то, что в отдельных работах о воспитании речь идет главным образом о различных формах и методах внешнего педагогического воздействия на ребенка без учета тех его I внутренних переживаний, которые вызываются этими воздействиями. Между тем педагогическая наука рассматривает развитие личности не как пассивный продукт влияния среды и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессе она придает активности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности. В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях. Если учащийся негативно относится к этим воздействиям, он будет развиваться в направлении, прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель. Например, педагог при проверке знаний незаслуженно занизил оценку школьнику, и последний обиделся. В таком случае все призывы учителя к улучшению успеваемости будут вызывать у учащегося скрытое, а иногда и открытое противодействие. И так бывает во всех случаях, когда воспитатель, его педагогическое воздействие не находит положительного отклика во внутренней сфере, т.е. в сознании и чувствах воспитанника.

Понимание этого явления привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, стали делить на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития личности. Природные же склонности, и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Вполне понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие.

Чтобы данные положения сделать более понятными, обратимся к примерам. Всем известно, как трудно бывает заядлому курильщику бросить эту дурную привычку. Внешние стимулы: разъяснение вредности курения, увещевания, различные запреты и другие подобного рода воспитательные методы иногда помогают, иногда нет. А дело в том, что в конечном итоге сам курильщик должен проявить волевые усилия и значительное эмоционально-внутреннее переживание, чтобы преодолеть укоренившуюся тягу к никотину. Воспитание же в этом случае выступает лишь как внешний стимул. Если этот стимул глубоко затрагивает сознание и эмоционально-чувственную сферу курильщика, то у него возникает потребность, т.е. внутренний стимул к тому, чтобы освободиться от дурного влечения, и он начинает проявлять в этом направлении необходимую активность. Само собой понятно, каким мастерством и эмоционально-чувственным воздействием должно отличаться здесь воспитание. Иначе оно не окажет эффективного педагогического влияния на личность.

В равной мере это относится и к другим сторонам деятельности и формирования личности. Чтобы, скажем, студент хорошо учился, различные советы, поучения и замечания преподавателей будут действенными только тогда, когда они находят положительный отклик в его сознании и чувствах и превращаются во внутренние императивы его активности в овладении знаниями и личностном формировании в целом.

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспита­тельных задач. Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам.

Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного вопло­щения в практику. Грубое и систематическое нарушение прин­ципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть при­влечен даже к судебному преследованию.

Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспита­тельного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

Равнозначность. Принципы воспитания как общие фунда­ментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую оче­редь, и таких, осуществление которых можно отложить на завт­ра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

В то же время принципы воспитания — это не готовые ре­цепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляет систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться неизменными. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами: /Общественная направленность воспитания;/Связь воспитания с жизнью, трудом;/Опора на положительное в воспитании;/Гумманизация воспитания;/Личностный подход;/Единство воспитательных воздействий.

/30/ Содержание воспитания

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Основные направления воспитания — умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, — слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания — формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и система образования переживает трудный период постижения объективной истины.

Взят курс на гуманизацию и демократизацию образования, который должен привести к новому качеству воспитания.

Цель воспитания сегодня - разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели — освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания — "базовая культура личности". Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений; культура поведения.

/32/ Методы и средства воспитания

Метод воспитания — основной способ взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанника направленный на решение задач воспитания.

Средство воспитания — это относительно независимые источники формирования личности. К ним относятся:

а) виды деятельности (труд, игра);/б) предметы, вещи (игрушки, оборудование)./в) произведения и явления духовной и материальной культуры./г) природа.

Существует несколько классификаций методов:/ 1. по источнику влияний:а) словесные (рассказ, беседа, инструктаж);б) наглядные (экскурсии);в) практические (оформление выставки и т. д.)./2. по основным компонентам характеризующим личность: а) формирование знаний, суждений, убеждений (методы формирования личности: лекции, беседы, диспуты, примеры); б) формирование умений, навыков, привычек, воли, характера (методы организации деятельности и опыта общественного поведения: организация деятельности, педагогическое требование, общественное мнение, упражнение, поручение); в) развитие переживаний, отношений (методы стимулирования: соревнования, поощрения, наказания). Под методами воспитания следует понимать специфические способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для раз вития у них таких компонентов личностных качеств, как потребностно-мотивационная сфера, сознание, чувства, взгляды и убеждения, навыки и привычки поведения, а также для их коррекции и совершенствования.

Общие методы воспитания: убеждение, положительный пример, упражнение, одобрение, осуждение, требование, переключение на другие виды деятельности, контроль за поведением. В отличие от методов средства воспитания представляют конкретные формы и виды воспитательной работы которые используются в процессе применения того или иного метода.

Приемы воспитания - отдельное действие, напр-е на достижение цели (напр, создание эмоц настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками, переход на “вы” с учеником, когда ему делают замечание).

Средства воспитания - материальные предметы, пособия (игра, игрушки, ЭВМ, книги, спектакль).

Современные технологии: 1. Воздействуют на воспит-ка по трем направлениям -на сознание, чувства и поведение; /2. ед-во воспитания (внешнего пед воздействия) и самовоспитания личности;/ 3. Сот-во семьи и школы;/ 4. Воспитание через систему конкретных воспит-ых дел. Методы воспит-я.: рассказ, объяснение, беседа, упраж-е, приучение, соревнование, поощрение, наказание.

/33/ Формы воспитания. Воспитательные дела.

Формы воспитания — это внешнее выражение процесса воспитания. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на: индивидуальные, микрогрупповые, групповые и массовые. Большинство современных воспитательных систем использует групповые формы воспитания, отличающиеся достаточной эффективностью и относительно низкой экономической стоимостью педагогических услуг.

Групповая форма организации воспитания получила название коллективной. Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывающим теорию коллектива был А. С. Макаренко. Он обосновал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы развития коллектива (этап первоначального сплочения, этап самоорганизации и саморегуляции (усиливается влияние актива), этап расцвета коллектива).

Индивидуальные, микрогрупповые и массовые формы воспитания используются во внеклассной и внешкольной работе.

Внеклассные формы работы — организованные и целенаправленные мероприятия, проводимые школой во внеучебное время для решения воспитательных задач (культурно-массовая работа (проведение читательских конференций, смотров, конкурсов, тематических вечеров, праздников, встреч с интересными людьми и пр.).

Внешкольные формы работы — образовательно-воспитательные занятия и культурно-просветительские массовые мероприятия, проводимые во внешкольных учреждениях (станциях юного техника, юного натуралиста, центрах технического творчества, домах творчества и т. д.).

/34/ Воспитательный коллектив: сущность, основные функции, стадии развития.

Слово коллектив происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus – собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на их определенную общественную совокупность, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально значимых задач, на поддержании и соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности. Например, два ученика активно участвуют в работе класса и выполняют общественные поручения. В этом случае они находятся в деловых отношениях. В то же время у них может существовать близость интересов в спорте (любят вместе кататься на коньках), в посещении кино, чтении книг, а также особая доверительность и откровенность в сфере дружеских отношений. Как видим, последняя область их связей и поведения существует параллельно с деловыми отношениями и, естественно, характеризует их личные привязанности.

Детально определял сущность коллектива А.С. Макаренко. «Нельзя представить себе коллектив, – писал он, – если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».

Таким образом, воспитательный коллектив – это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.

Если исходить из этого определения, то становится понятным, что создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется длительное время. В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии коллектива. Критерием этого развития считается отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.

В этом смысле первая стадия в развитии коллектива характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся.

«Требование, – писал А.С. Макаренко, – высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе.

Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддержать дисциплину.

И наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это – тот результат, который вознаграждает вас за нервный труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой».

Иногда говорят, что требования не могут выступать в качестве единственного параметра, характеризующего развитие воспитательного коллектива. Известный исследователь коллектива Л.И. Новикова выделяет стадию сплочения коллектива, стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и, наконец, стадию, когда важнейшей заботой коллектива должно быть воспитание каждого ученика, забота о благополучной позиции каждого, правильная регуляция отношений между всеми членами коллектива. Думается, что не следует отрицать рационального зерна, которое заложено и в подобном подходе к определению стадий развития коллектива.

/35/ Проблема взаимоотношений личности и коллектива.

Человек живет и развивается в системе отношений с окружающим миром. Система включает в себя: отношение людей к природе, к предметному миру (духовным и материальным ценностям), отношения людей друг к другу.

Активная деятельность людей, объединяющая их в общность, становится духовной основой коллектива, его движущей силой. Дети все по-разному входят в систему коллективных отношений и оказывают обратное влияние на коллектив. Положение личности в коллективе зависит от ее индивидуального социального опыта, который определяет характер ее суждений, норм поведения и т. д.

Опыт может соответствовать и не соответствовать суждениям, формам поведения личности. То, как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благоприятно складываются отношения там, где коллектив достиг высокого уровня развития, где развита форма самоуправления. Распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом:/1) личность подчиняется коллективу (конформизм);/2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);/3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).

В 1-й модели личность подчиняется требованиям коллектива добровольно, уступает коллективу как превосходящей силе, подчиняется коллективу лишь внешне, формально. Коллектив подчиняет личность нормами и традициями своей жизни. Во 2-й линии поведения возможны два пути развития событий:/1) личность внешне подчиняется требованиям коллектива;/2) личность открыто сопротивляется.

Распространенный мотив приспособления личности к коллективу – стремление избежать конфликта. Более редкое явление – открытая сопротивляемость личности коллективным требованиям, чаще коллектив «ломает» личность.

Гармония личности и коллектива – это идеал взаимоотношений. Чаще это немногие ребята, которые уживаются в любом коллективе и которые оказались в хороших, высоконравственных коллективах. Типичная модель отношений – существование. Коллектив и личность существуют, соблюдая лишь формальные отношения. Некоторые личности не могут проявлять свою индивидуальность. Отношения становятся более благоприятными, если личности удается раскрыть, проявить свою индивидуальность, удовлетворяющую их позицию в коллективе.

3-я модель взаимоотношений – личность подчиняет себе коллектив. Под влиянием яркой личности может измениться коллектив как в лучшую, так и в худшую сторону. Распространенная позиция школьных коллективов проявляется в завуалированной форме.

/38/ Самовоспитание: сущность, источники, методы, этапы

Самовоспитания: сущность, условия, этапы, приемы Воспитание и самовоспитание - две стороны процесса формирования личности. Самовоспитание - сознательная деятельность человека, направленная на выработку у себя положительных качеств и преодоления отрицательных. Самовоспитания успешно осуществляется при определенных условиях. Прежде оно требует от человека знания самого себя, умение оценивать собственные позитивные и отрицательные черты. Чтобы обогатить учащихся соответствующими знаниями и умениями, проводят цикл бесед о психической деятельности человека, сознание, волю, чувства, характер, мотивы поведения, интересы, способности, потребности, темперамент, а также раскрывают сущность самовоспитания, методы и приемы работы над собой. Важный аспект самовоспитания - логическое мышление, умение проанализировать каждый свой поступок, способствует выработке требовательности к себе как постоянной черты характера, без которой невозможно добиться успеха в этой деле. Поэтому педагоги в индивидуальных беседах и на собраниях подробно анализируют нарушение правил поведения, их причины, приучают учащихся к самоанализа. Самовоспитания требует длительных волевых усилий, умения управлять собой, достигать поставленной цели, не падать духом от неудач. Поэтому следует привлекать школьников к видам деятельности, которые предусматривают собранность, организованность, ответственность. Преодолевая трудности, они закаляют волю, доводят начатое дело до конца и таким образом убеждаются, что даже небольшие успехи делают их сильнее. Повышает эффективность процесса самовоспитания идеал, к которому стремится ученик. Наблюдения убеждают, что к самовоспитанию безразличны преимущественно те, кто не имеет жизненной цели, идеала. Поэтому важно знать идеалы учащихся, помочь сформировать идеалы тем, кто их не имеет. Успешность процесса самовоспитания значительной степени зависит от уровня развития коллектива вообще. В сплоченном коллективе, где царит здоровая общественное мнение, атмосфера доброжелательности, развитая взаемовимогливисть, самовоспитания происходит, как правило, успешно. Процесс самовоспитания длительный и охватывает несколько этапов. Первый этап. Педагоги прежде выявляют отношение учащихся к процессу самовоспитания, проводя анкетирование по следующим: разве занимаешься самовоспитанием? Что побуждает тебя работать над собой? Поскольку он сам постоянно меняется к лучшему, идеал также нуждается в совершенствовании, обогащения. Идеал помогает ему составить программу самовоспитания. На этом этапе следует обсудить с учащимися отдельные фрагменты индивидуальных программ самообразования и самовоспитания выдающихся лиц. Третий этап. Ученик начинает систематически работать над собой, реализуя программу самовоспитания. Этот процесс осуществляется в различных видах деятельности: учебе, труде, самообслуживании, выполнении общественных поручений, участия в работе кружков и т.д. Педагог помогает ученику контролировать результаты воплощенных решений. Впоследствии внешний контроль педагога или коллектива ослабляется, растут самостоятельность и инициатива самого питомца. Для осуществления воспитательной работы в соответствии с рассмотренным этапов самовоспитания классный руководитель должен четко ее планировать. В процессе организации самовоспитания учащихся обучают специальным приемам работы над собой. Прием самоубеждения. Его суть заключается в том, что ученику предлагают в определенной конкретной ситуации найти аргументы и с их помощью убедить себя в том, правильно или неправильно он поступил, или в конфликтной ситуации переключить мысли на другие темы и дела, которые отвлекли его от конфликта, успокоили. Прием самовнушения. Его предлагают использовать в случаях, когда необходимо преодолеть в себе страх перед трудностями, неуверенность в собственных силах, нерешительность. Самовнушения предусматривает повторение учеником мысленно или вслух определенных суждений. Например, чтобы преодолеть вспыльчивость, можно предложить следующее суждение: «Ненавижу в себе вспыльчивость. Я должен и могу от нее избавиться». Прием самопидбадьорювання. Он эффективен, когда ученик теряется в сложных ситуациях, теряет веру в собственных силах и возможностях. Прием Самопоощрение. Применяются в случаях, когда ученик, преодолевая определенные трудности, выполнил сложную задачу. К ним прибегают, когда необходимо преодолеть негативные черты личности. Прием самопринуждения. Помогает в борьбе с внутренней неорганизованностью, нежеланием учиться или работать, с ленью. Прием самоанализа. Ему принадлежит решающая роль в самовоспитании. Он предполагает умение анализировать свои поступки, давать им определенную оценку. Практические приемы. К ним, в частности, относится прием «шаг вперед» - ежедневное планирование деятельности на следующий день. Дополняет его прием «Оценки прожитого дня» - анализ учеником своих действий, поступков и недостатков. Прием «правила моего поведения». Заключается в соблюдении составленных для ученика правил поведения. Приучает к выполнению своих обязанностей. Прием самозобовьязання. Предусматривает планирование учеником работы над собой на месяц, семестр или год в зависимости от того, какие черты личности он стремится сформировать или преодолеть и в какой срок. Прием «узнает себя». Имеет характер игры: учитель дает неполную характеристику ученику, не называя его фамилии, то узнает себя, а товарищи дополняют эту характеристику.

/39/ Сущность и принципы семейного воспитания

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них: – гуманность и милосердие к растущему человеку;/вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;/открытость и доверительность отношений с детьми;/оптимистичность взаимоотношений в семье;/последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);/оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуационных условий.

/40 / Типы семей по отношению к детям

Среди общественных ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в жизни это не всегда и не всеми осознается в достаточной степени. Только разрушив этот плот относительного благополучия, мы начинаем задумываться о том, где и какие ошибки были допущены, почему нам не удалось сберечь то, что мы вряд ли сможем воссоздать в том же виде вновь.

Каждая семья отличается индивидуально организованными внутренними отношениями, бытом, традициями. Психологический микроклимат семьи играет большую роль в воспитании детей и отражает, прежде всего, нравственный, этический и эстетический характер семейных отношений.

Состав семьи и межличностные отношения ее членов, умение в процессе становления семейного уклада преодолевать трудности, адекватно реагировать на происходящие события, адаптироваться к возникающим изменениям – все это отличительные признаки, которые создают определенный тип семьи.

Говорить о семейном неблагополучии и простои сложно одновременно, потому что формы его также многообразны, как типы и разновидности семейных союзов. Существует несколько форм семейного неблагополучия, негативно отражающегося на личности воспитывающихся в таких условиях детей. Специалисты выделяют внешнее (явные, открытые) и внутренние (скрытые) формы психологического климата в семье, который создается родителями. Каждая из этих форм имеет свои особенности в проявлении и влиянии на личность детей.

Приведенная мною в реферате типология семей не претендует на полноту и завершенность. Наиболее распространенные варианты, как семейного благополучия, так и неблагополучия вообще.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: