Петрозаводск – 2016 год.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I»
(ФГБОУ ВО ПГУПС)
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ФИЛИАЛ ПГУПС
| ОДОБРЕНО на заседании цикловой комиссии протокол № _____ от «___» __________________ 201_г. Председатель цикловой комиссии: | УТВЕРЖДАЮ Начальник УМО ________________ А.В. Калько |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
По дисциплине: «Технология перевозочного процесса на железнодорожном транспорте».
Специальность: 23.02.01. «Организация перевозок и управление движением на транспорте (по видам)».
Тема: методические указания по выполнению практических работ
Выполнила:преподаватель Петрозаводского филиала ПГУПС
Савкина Марина Сергеевна.
2016г
Программа дисциплины «Технические средства железных дорог» для студентов специальности 23.02.01. «Организация перевозок и управление движением на транспорте (по видам)» предусматривает изучение технических средств железных дорог, необходимых для организации перевозочного процесса.
Изучение данной дисциплины является базовым для изучения дисциплины «Железнодорожные станции и узлы», «Управление движением на железнодорожном транспорте», «Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения поездов».
В процессе изучения теоретического материала студентам рекомендуется непосредственно на производстве ознакомиться с устройствами, сооружениями, подвижным составом и основами их эксплуатации, устройством складов и механизацией переработки и складирования грузов, а также особое внимание уделить действующим инструкциям и нормативным документам, обеспечению безопасности движения и охране труда на железнодорожном транспорте, читать газеты и журналы, освещающие вопросы железнодорожного транспорта. Для закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков программой предусматривается выполнение практических занятий и контрольных работ.
Настоящая брошюра содержит задания на контрольные работы № 1, 2; краткие методические указания по их выполнению; вопросы для самопроверки при подготовке к экзамену, перечень рекомендуемой литературы для изучения дисциплины.
По каждой теме программы перечислены основные знания и умения, которые должны сформироваться у студента.
В брошюре дан полный перечень практических занятий. Конкретное количество практических занятий определяет цикловая комиссия образовательного учреждения в соответствии с часами, указанными в учебном плане. Для выполнения практических работ должна быть заведена отдельная тетрадь.
Практические занятия выполняются в классе под руководством преподавателя по его индивидуальным заданиям по вариантам, указанным преподавателем, и заверяются сдачей по ним зачетов.
Зачтенные контрольные и практические работы студент предъявляет на экзамене.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Ведение
Значение дисциплины в подготовке специалиста, связь с другими специальными курсами. Краткие сведения о развитии железнодорожного транспорта. Использование технических средств на железнодорожном транспорте.
Ст у дентдолжен иметь представление:
- означении дисциплины в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности.
Раздел 1. Вагоны и вагонное хозяйство
Студент должен знать:
- все типы грузовых и пассажирских вагонов, систему нумерации вагонов, основные части и характеристики вагонов, общее устройство буксы и её назначение, виды и назначение грузовых и пассажирских тележек, назначение кузовов вагонов и контейнеров в зависимости от рода перевозимого груза, устройство автосцепки и расположение её на вагоне, основные части тормоза, правила опробования тормозов;
- назначение освещения и вентиляции пассажирских вагонов;
- виды изотермического (рефрижераторного) подвижного состава, принцип охлаждения;
- основные виды вагонов спецназначения промышленного транспорта;
- структуру, основные сооружения вагонного хозяйства.
Студент должен уметь:
- по номеру вагона определить род, назначение и основные характеристики вагона, показать основные части вагона и элементы колесной пары;
- различать по внешнему виду типы букс и тележек, на макете произвести сцепление и расцепление автосцепки;
- прочитать справку о тормозах;
- определить вид вагона в поезде, отличать вагоны спецназначения;
- по шифру определять подразделения вагонного хозяйства.
Раздел 2. Локомотивы и локомотивное хозяйство
Студент должен знать:
- классификацию локомотивов основные узлы электровозов, тяговой сети;
- тепловозов, дизель-поездов, принцип их работы;
- структуру, основные сооружения локомотивного хозяйства, парк локомотивов;
Студент должен уметь:
- различать виды локомотивов, по внешнему виду определять тип и особенности электровозов и тепловозов;
- по шифрам определять подразделения локомотивного хозяйства, виды ремонтов.
Раздел 3. Электроснабжение железных дорог
Студент должен знать:
- структуру и систему электроснабжения железных дорог;
- виды и устройство контактных подвесок;
- неисправности контактной сети, угрожающие безопасности движения.
Студент должен yметь:
-читать простейшие схемы электроснабжения;
- определять вид контактной подвески.
Раздел 4. Средства механизации
Студент должен знать:
- классификацию, назначение, устройство, область применения погрузочно-разгрузочных машин;
- назначение простейших механизмов и устройств;
- область применения механических погрузчиков, кранов и машин непрерывного действия;
- виды вагоно-опрокидывателей, вагоно-разгрузочных машин, механизмов и приспособлений для рыхления смерзшихся грузов и очистки вагонов, их особенности и область применения;
- основные показатели для технико-экономического сравнения вариантов механизации с использованием погрузчиков и кранов, ремонтно-техническую базу грузового хозяйства.
Студент должен yметь:
- рассчитывать техническую производительность погрузочно-разгрузочных машин, мощность привода, производительность контейнеров и элеваторов;
- различать виды специальных вагоноразгрузочных машин и рекомендовать их неиспользование, производить выбор средств механизации при переработке контейнеров и тарно-штучных грузов; определять необходимость проведения статических или динамических испытаний погрузочно-разгрузочных машин.
Раздел 5. Склады и комплексная механизация
переработки грузов
Студент должен знать:
- основные типы складов в зависимости от рода груза;
- виды и нормы санитарно-технического обеспечения складов;
- что такое фронт погрузки-выгрузки, фронт подач;
- особенности крытых складов, контейнерных пунктов и площадок, схемы их работы, правила складирования лесо- и пиломатериалов, способы их переработки и хранения, типы складов для хранения сыпучих и навалочных грузов, средства механизации для их переработки, особенности складов для наливных грузов, организацию слива-налива;
- устройство зернохранилищ, организацию погрузки-выгрузки зерна;
- основные типы комплексно механизированных и автоматизированных складов, транспортно-складские комплексы, их применение на железнодорожном транспорте.
Студент должен yметь:
- различать виды складов;
- рассчитывать требуемую освещенность, чистоту воздуха, фронт погрузки выгрузки, площадь и линейные размеры склада, тарно-штучных грузов, вместимость контейнерной площадки, её параметры, определять потребность в складской площади, параметры открытого склада, линейные размеры склада, длину повышенного пути.
- подобрать рациональную схему переработки наливных грузов, схему механизации для погрузки-выгрузки зерна;
- отличить автоматизированный склад от обычного;
- ориентироваться, из чего складывается транспортно-складской комплекс.
Общие методические указания к выполнению
контрольных работ №1, №2.
Контрольные работы состоят из описательной, расчетной и графической части. Описательная и расчетная части выполняются в отдельной тетради в клетку, текст должен быть написан через строчку, аккуратным четким почерком. В тетради необходимо оставлять поля. На первой странице тетради следует указать номер контрольной работы, номер своего варианта и номер вопроса по заданию. Ответ на вопрос следует начинать с новой страницы.
Графическая часть выполняется в карандаше. Чертежи необходимо выполнять в строгом соответствии с правилами черчения либо в тетради, либо на миллиметровке (в последнем случае ее следует вклеить в тетрадь).
В конце контрольной работы необходимо написать перечень использованной литературы, поставить дату и подпись, и сдать в колледж на проверку в срок, указанный в учебном графике.
Контрольная работа выполняется по одному из 50 вариантов. Номер варианта определяется по последним двум цифрам шифра учащегося по таблицам 1, 2. Например:: шифр 41 – вариант 41, шифр 141 – вариант (141-100)=41.
После получения отрецензированной контрольной работы студент должен ознакомиться с замечаниями, внести соответствующие исправления и дополнения в работу другим цветом. Незачтенную контрольную работу следует выполнить заново или частично, в зависимости от рецензии преподавателя, в той де тетради, не изымая из неё проверенных страниц и сдать на повторную проверку.
Задание на контрольную работу №1.
Таблица 1
Таблица вариантов контрольной работы
| Две последние цифры шифра | Номер варианта | Номер вопросов | Две последние цифры шифра | Номер варианта | Номер вопросов |
| 01 51 02 52 03 53 04 54 05 55 06 56 07 57 08 58 09 59 10 60 11 61 12 62 13 63 14 64 15 65 16 66 17 67 18 68 19 69 20 70 21 71 22 72 23 73 24 74 25 75 | 1 26 60 2 27 59 3 39 53 4 28 58 5 29 57 6 30 56 7 31 55 8 32 53 9 33 54 10 34 52 11 35 51 12 36 50 13 37 49 14 38 48 15 39 60 16 40 53 17 42 60 18 46 59 19 32 58 20 41 57 21 44 56 22 35 55 23 47 54 24 37 53 25 38 52 | 26 76 27 77 28 78 29 79 30 80 31 81 32 82 33 83 34 84 35 85 36 86 37 87 38 88 39 89 40 90 41 91 42 92 43 93 44 94 45 95 46 96 47 97 48 98 49 99 50 100 | 25 39 50 24 40 49 23 41 48 22 43 58 21 31 56 20 47 57 19 45 59 18 34 60 17 35 56 16 26 59 15 27 51 14 39 58 13 28 48 12 29 49 11 44 50 10 30 51 9 43 52 8 33 49 7 46 54 6 45 55 5 36 56 4 37 57 3 38 48 2 41 52 |
Задание на контрольную работу №2.
Таблица 2
Таблица вариантов контрольной работы
| Две последние цифры шифра | Номер вари-анта | Номер вопроса | Две последние цифры шифра | Номер вари- анта | Номер вопроса |
| 01 51 02 52 03 53 04 54 05 55 06 56 07 57 08 58 09 59 10 60 11 61 12 62 13 63 14 64 15 65 16 66 17 67 18 68 19 69 20 70 21 71 22 72 23 73 24 74 25 75 | 1 21 41 51 2 22 42 52 3 23 43 53 4 24 44 54 5 25 45 55 6 26 46 56 7 27 47 57 8 28 48 59 9 29 49 59 10 30 50 60 11 31 50 53 12 32 41 60 13 33 42 58 14 34 4 57 15 35 44 58 16 36 45 56 17 37 46 55 18 38 47 54 19 39 48 53 20 40 49 52 19 21 50 52 18 22 49 51 17 23 48 55 16 24 47 53 15 25 46 54 | 26 76 27 74 28 78 29 79 30 80 31 81 32 82 33 83 34 84 35 85 36 86 37 87 38 88 39 89 40 90 41 91 42 92 43 93 44 94 45 95 46 96 47 97 48 98 49 99 50 100 | 14 26 45 57 13 27 44 56 12 28 43 58 11 29 41 60 10 32 42 59 9 40 50 51 8 39 41 52 7 38 42 53 6 37 43 54 5 36 44 55 4 35 45 56 3 34 46 58 2 33 47 57 1 32 48 59 10 31 49 60 11 30 41 59 12 29 50 58 13 28 49 57 14 27 45 60 15 26 44 59 16 25 43 58 17 24 42 57 18 23 41 56 19 22 47 55 20 21 48 54 |
Задачи №1-10.
Определение площади и основных параметров склада для тарно-упаковочных и штучных грузов
Рекомендуемая литература: [4, с. 289-295].
Задания:
1. Определить площадь, длину и ширину склада.
2. Проверить соответствие длины склада погрузочно-разгрузочному фронту.
3. На поперечном разрезе механизированного склада для тарно-штучных грузов указать основные размеры.
Исходные данные: таблица 13.
Таблица 3
Исходные данные
| Исходные данные | Обозначение | Номера задач | ||||||||||||||||||
| Годовой грузооборот | , тыс.т. | |||||||||||||||||||
| Средняя загрузка вагона | , т | |||||||||||||||||||
| Число подач в сутки | | |||||||||||||||||||
| Число перестановок вагонов на грузовом фронте | | |||||||||||||||||||
| Коэффи- циент неравномер- ности поступления грузов | | 1,1 | 1,2 | 1,1 | 1,2 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,2 | 1,2 | 1,1 | |||||||||
| Коэффи- циент склади-рyемости | | 0,9 | 0,8 | 0,8 | 0,85 | 0,9 | 0,9 | 0,8 | 0,8 | 0,85 | 0,9 | |||||||||
| Удлинение грузового фронта, необходимое для маневров | | |||||||||||||||||||
| Ширина склада | | |||||||||||||||||||
| Длина вагона | ,м | 14,73 | 14,73 | 14,73 | 14,73 | 14,73 | 14,73 | 14,73 | 14,73 | 14,73 | 14,73 | |||||||||
При выполнении погрузочно-выгрузочных работ с тарно-штучными грузами используется электропогрузчик ЭП-103.
Порядок выполнения
1. Определить общyю площадь склада по формуле:
=
,
(21)
где
- коэффициент, учитывающий дополнительную площадь для проходов, проездов погрузочно-выгрузочных машин и автомобилей, мест для установки весов, помещений приемосдатчиков. Эта величина устанавливается проектом и принимается по таблице 5 (Приложение 1);
q – средняя нагрузка на пол склада т/
(Приложение 1, таблица 3);
- коэффициент складочности, учитывающий перегрузок с одного вида транспорта на другой;
- продолжительность хранения грузов на складе (Приложение 1, таблица 4), сут;
- среднесуточный грузооборот, т.
Среднесуточный грузооборот определяется по формуле:
=
, (22)
где
- коэффициент неравномерности прибытия или отправления грузов, характеризующий отношение максимального суточного объема грузопереработки к среднесуточному (см. задание).
2. Определить вместимость склада по формуле:
=
, т. (23)
3. Определить длину и ширину склада:
=
, м, (24)
где
- ширина склада (для типовых механизированных складов принимается на 18, 24, 30 или 48м).
4. Проверить соответствие длины склада длине погрузочно-выгрузочного фронта. Для этого необходимо рассчитать длину погрузочно-выгрузочного фронта по формуле:
=
+
, м, (25)
где
- среднесуточное число вагонов, поступающих на грузовой фронт;
- длина вагона данного типа по осям автосцепок (в расчетах принимаем за 15 м);
- число подач вагонов, в расчетах принимаем равной 2;
- число смен на грузовом фронте;
- удлинение грузового фронта, необходимое для выполнения маневровой работы локомотивами и другими средствами, м (принимаем равным 20-25 м);
=
, (26)
где
- средняя загрузка одного вагона (по заданию), т.
При проверке соответствия длины склада погрузочно-разгрузочному фронту должно соблюдаться условие:
.
Если это условие не выполняется, тогда необходимо увеличить число подач вагонов при определении
.
5. На поперечном разрезе механизированного склада для тарно-штучных грузов (рис.1) указать основные размеры [4, с. 276].
Пример расчёта
Задание:
1. Определить площадь склада.
2. Определить длину и ширину склада.
3. Проверить соответствие длины склада погрузочно-разгрузочному фронту.
4. На поперечном разрезе механизированного склада для тарно-штучных грузов указать основные размеры.
Исходные данные: таблица 14.
Таблица 4
Исходные данные
| Показатели | Обозначение | Измерители |
| Годовой объём грузопереработки склада (тыс. т) | | |
| Коэффициент неравномерности поступления грузов | | 1,3 |
| Коэффициент складочности | | 0,7 |
| Средняя загрузка крытого вагона (т) | | |
| Число перестановок на грузовом фронте | |
При выполнении погрузочно-выгрузочных работ с тарно-штучными грузами используется электропогрузчик ЭП-103.
1. Определяем среднесуточный грузооборот по формуле (22):
- 150 тыс. т = 150000 т (по заданию);
- 1,3 (по заданию);
= 
Определяем общую площадь склада по формуле (21):
=1,7 (Приложение 1, таблица 5);
q= 0,85
(Приложение 1, таблица 3);
= 0,7 (по заданию);
= 2 суток – по отправлению (Приложение 1, таблица 4);
= 1,7
.
2. Определяем вместимость склада по формуле (23):
= 616,44
2
0,7=863,02 т.
3. Определяем длину и ширину склада по формуле (24):
= 18 м;
= 
4. Проверяем соответствие длины склада погрузочно-выгрузочному фронту: определим среднесуточное число вагонов, поступающих на грузовой фронт по формуле (26):
= 65 т (по заданию);
= 
Определим длину погрузочно-выгрузочного фронта по формуле (25):
15 м (принимаем);
= 2 подачи;
= 3 смены;
20 м;

При проверке соответствия длины склада погрузочно-разгрузчному фронту должно соблюдаться условие:
.
95, 9 м
50 м – условие соблюдается.
5. На поперечном разрезе механизированного склада для тарно-штучных грузов, обслуживаемого электропогрузчиком ЭП-103 (рис.2), указываем основные размеры [4, с. 276].
(рис. 2)
Задачи №№11-20
, тыс.т.
, т
,м






