Все формируется впервые (первый год жизни)

ОТ АВТОРОВ

В нашей стране очень много делается для того, чтобы придти на помощь воспитателю и родителям в воспитании детей. На пер­вом году жизни ребенок (если он не в яслях) находится под наблю­дением детской поликлиники. Здесь мать получает необходимые советы по уходу за ребенком и его воспитанию. На втором и третьем году, когда большая часть детей поступает в ясли (или ясли-сад), первым советником, наставником в вопросах воспита­ния малыша является воспитатель дошкольного учреждения. Он изучает индивидуальные особенности развития каждого ребенка, условия его жизни в семье и с учетом этого дает оптимальные рекомендации по воспитанию малыша.

Многие родители проявляют повышенный интерес к педагогическим знаниям, понимая, что незнание общих принципов воспитания, неумение учитывать особенности морфологического созревания организма и состояние здоровья ребенка могут привести к неправильной трактовке педагогических методов, к появлению каких-либо феноменальных, престижных приемов закаливания, неправильной организации ухода за малышом, его питания, обучения и т. д. Поэтому воспитатель проводит большую работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей, в случае необходимости направляет и корректирует их действия по воспитанию маленьких детей,

Чаще всего воспитатели и родители — это хорошие союзники, организующие воспитательный процесс в единстве педагогических требований. Но есть семьи, где взрослые члены (в том числе и родители) ведут нетрезвый образ жизни, страдают пагубным пристрастием к пьянству, их мало интересуют вопросы воспитания детей. В таких семьях часто ребенок нежеланный. Появившись па свет, он не получает должного внимания, лишается самого необ­ходимого, так как быт в семье неустроен. Находясь в нетрезвом состоянии родители часто скандалят между собой, нередко жестоко обращаются с детьми.

Воспитатель, сталкиваясь в своей работе с последствиями пьянства родителей (или других взрослых членов семьи), наблюдая за развитием детей из таких семей, хорошо знает, как порой бывает трудно отучить ребенка от усвоенных им дурных привычек поведения, а главное,— как трудно облегчить его душевное состояние утраченного детства. Поэтому с такими семьями следует усилить

 



работу: чаще выступать перед родителями с лекциями, беседами, рассказывать, какой вред здоровью ребенка наносят пьянство, курение; доводит до их сведения главную идею решения Всесоюзной организации здравоохранения, принятого на Всемирной Ассамблее в 1975 году: «Алкоголь — это наркотик, подрывающий здоровье».

Алкоголь оказывает разрушающее воздействие на весь организм человека. Особенно страдают мозг и репродуктивные органы1, что гибельно сказывается на потомстве — часто рождаются умственно отсталые дети. В алкогольных семьях у детей проявляется ранняя тяга к вину, курению, развиваются в дальнейшем предпосылки алкоголизма.

В нашей стране приняты суровые меры к лицам, ведущим нетрезвый образ жизни. Алкоголиков лишают родительских прав, помещая детей в учреждения интернатного типа, где малыши получают все необходимое.

В книге раскрываются основные направления в работе с детьми раннего возраста, освещены их возрастные особенности, задачи воспитания и индивидуальные подходы к малышам при организации воспитательно-образовательного процесса. Особое внимание уделено формированию у детей самостоятельности, инициативы — важных качеств личности ребенка, необходимых для его дальней­шего обучения в дошкольном учреждении и в школе.

Наряду с этим раскрываются принципы обучения и воспитания детей на занятиях, даются примерное планирование занятий и учет освоения ребенком знаний, методические указания к проведе­нию некоторых видов занятий с учетом особенностей развития де­тей раннего возраста. Особое место в книге отведено разделу конт­роля за развитием детей второго и третьего года жизни, методике его проведения, диагностике, а также количественно-качественной оценке развития ребенка.

Раздел оздоровительной работы представлен вопросами режима, питания, закаливания, гимнастики и массажа в раннем детстве.

В основу книги положен опыт более чем» 20-летней работы авторов, начатой под руководством Н. М. Щелованова, Н. М. Ак-сариной и продолженной Н. Ф. Ладыгиной, М. Ю. Кистяковской, С. М. Кривиной, К. Д. Губерт.

Создавая пособие, авторы не ставили задачу освещения отдель­ных методик и рекомендаций готовых частных рецептов воспитания детей. Основное внимание уделено взаимосвязи всех разделов вос­питательной работы, а также некоторым особенностям воспитания и обучения ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении.

Авторы будут благодарны читателям за отзывы о нашем посо­бии.

Репродукция (биологич.) — воспроизведение организмами себе подобных.


ОСОБЫЙ ПЕРИОД ДЕТСТВА

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Раннее детство — особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка.

Для охраны и укрепления здоровья особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа с детьми: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и педагогический контроль за развитием и здоровьем.

Впервые весь комплекс особенностей раннего детства был сформулирован одним из основателей ясельного дела в нашей стране профессором Н. М. Аксариной.

В чем они заключаются?

1. Для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. Ребенок рождается беспомощным существом. Однако уже к 2 месяцам у него образуются условные рефлексы (привычки), на протяжении первого года жизни формируются реакции торможения. В это время активно развиваются сенсорика, движения, малыш овладевает речью.

Быстрый темп развития ребенка раннего возраста, в свою очередь, имеет ряд особенностей. Прежде всего скачкообразность развития. При этом выделяются периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма, и чередующиеся с ними так называемые критические периоды (скачки), когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка. Это можно проследить на примере развития функции понимания речи ребенком второго года жизни. Так, в возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев наблюдается медленное накопление запаса понимаемых слов. В этот период малыш овладевает самостоятельной ходьбой, что расширяет возможность непосредственного общения с окружающим миром. С одной сто-

 


роны, ходьба как бы на время задерживает проявление реакций, связанных с пониманием речи. С другой — именно ходьба способ­ствует непосредственному общению детей с окружающими пред­метами (которые взрослый обозначает словом), помогает им уста­новить прочную связь между предметом и словом, ведет к скачку в развитии понимания речи.

Критические периоды в развитии ребенка — 1 год, 2 года, 3 года, 6—7 лет, 12—13 лет. Именно в это время происходят резкие изме­нения, дающие новое качество в развитии детей: 1 год — овла­дение ходьбой; 2 года — формирование наглядно-действенного мышления, переломный период в развитии речи; 3 года — период, когда особенно ясно выступает связь поведения и развития ребен­ка со второй сигнальной системой, ребенок осознает себя как лич­ность; 6—7 лет — период школьной зрелости; 12—1§ лет — пубер­татный период, период полового созревания (Л. С. Выготский).

Скачкообразность отражает нормальный, закономерный про­цесс развития организма ребенка, и, наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии и воспитании детей. По­этому так важно в период накопления ребенком опыта создавать оптимальные условия для своевременного созревания нового качест­ва в развитии той или иной функции. Однако и критические пери­оды трудны для ребенка и могут сопровождаться снижением его работоспособности и другими функциональными расстройствами. В это время малыш особенно нуждается в хорошем уходе, щадя­щем его нервную систему режиме.

Быстрый темп развития ребенка обусловлен быстрым установ­лением связей с окружающим миром и в то же время медленным за­креплением реакций. Для детей раннего возраста характерна не­устойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков. (Учитывая это, предусматривается повторность в обучении, обеспе­чение связи между воздействиями окружающих ребенка взрослых и его самостоятельной деятельностью.)

Неравномерность в развитии ребенка раннего возраста опреде­ляется созреванием различных функций в определенные сроки. Наблюдая эту закономерность в развитии, Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина выявили периоды особой чувствительности малы­ша к определенным видам воздействия и выделили ведущие линии в его развитии. Они подчеркивали, что при воспитании детей осо­бое внимание должно быть уделено формированию тех реакций, которые созревают вновь, впервые и которые не могут развивать­ся самостоятельно, без целенаправленных воздействий взрослого. Например, «комплекс оживления», появляющийся у малыша в 3 ме­сяца, умение пользоваться несложными предложениями при обще­нии со взрослым в 2 года, появление ролевых игр в 3 года.

В первые три года жизни ребенка отмечается большая рани­мость, лабильность его состояния, обусловленные быстрым темпом развития организма. Дети этого возраста легко заболевают, часто (даже от малозначительных причин) меняется их эмоциональное состояние, возбудимость нервной системы, они легко утомляются.


Частая заболеваемость и повышенная возбудимость нервной сис­темы особенно наблюдаются в стрессовых состояниях (например, в период адаптации при поступлении детей в ясли и т.д.).

Однако быстрый темп развития возможен только при большой пластичности организма, больших компенсаторных возможностях. Особенно это касается функций мозга. В коре головного мозга ребенка много так называемого незанятого поля, поэтому путем специально направленных воздействий можно достигнуть очень вы­сокого уровня развития ребенка и более- раннего формирования той или иной функции.

В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать и др., необходимых в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний, жизненного опыта.

2. Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Но даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу. Течение болезни и выздоровление в большой степени связано с настроением ребенка, и если удается поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и выздоровление наступает быстро. Н. М. Щелованов выявил, что развитие гипотрофии часто связано с дефицитом эмоций, неудовлетворением двигательной активности малыша. Это положение было подтверждено исследованиями, проводимыми в последние годы кафедрой физиологии развития и воспитания детей ЦОЛИУ врачей. Установлено, что нервно-психическое развитие, в частности функция речи, во многом зависит от факторов биологических: течение беременности, осложнения при родах матери, состояние здоровья малыша и др.

3. Для каждого здорового ребенка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями.

Сенсорные потребности вызывают и высокую двигательную активность ребенка, а движение — естественное состояние малыша, способствующее интеллектуальному его развитию.

4. Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, так необходимые при проведении режимных процессов — кормлении, бодрствовании ребенка, формировании его поведения и навыков, обеспечении всестороннего его развития. Раннее формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей


со взрослыми, а в дальнейшем со сверстниками залог становле­ния личности ребенка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние и на формирование познавательных способностей детей.

Интерес к окружающему в раннем детстве является непроиз­вольным и в значительной степени обусловлен социально. Заста­вить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтере­совать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реаги­руют на ее интонацию, эмоциональный настрой, легко их улавли­вают и заражаются таким настроением. В этом и простота, и сложность воспитания детей раннего возраста.

5. В развитии ребенка раннего возраста ведущая роль принад­лежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малЬша.. Об­щаясь с ним, несет тепло, ласку, ту информацию, которая необ­ходима для развития ума и души ребенка. Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение — залог уравновешенного состояния малыша.

Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в их воспитании, особенно в семье, где нередко с ребенком занимаются несколько человек: мать, отец, бабушка и другие взрослые — и действия их в отношениях с ним не всегда согласуются или нет постоянства в требованиях. В этих случаях малыш не понимает, как же он должен поступить, как действовать. Одни дети (легко возбудимые) перестают подчиняться требованиям взрослых, другие, более сильные, пытаются приспособиться, каждый раз меняя свое поведение, что является для них непосильной задачей. Так, сами взрослые часто являются причиной неуравновешенного поведения детей. Поэтому очень важно, чтобы не только в семье, но и в дет­ском учреждении требования к детям были одинаково посильными, согласованными между родителями и воспитателями.

Принимая ребенка впервые в группу, воспитатель должен все о нем знать, получив сведения у врача, из беседы с родителями или в результате посещения семьи до прихода малыша в дошколь­ное учреждение. В первые дни его пребывания в группе не сле­дует резко нарушать то, к чему малыш привык дома, даже если эти привычки и не совсем правильны. Скажем, ребенок привык дома спать с пустышкой, на первых порах не следует его отучать. Но воспитатель должен терпеливо объяснять родителям, что по возможности они должны постепенно к этому готовить малыша; рассказывать, какие навыки, умения нужно формировать у детей дома, какими методами при этом пользоваться.

Дети раннего возраста внушаемы, им легко передаётся настрое­ние окружающих. Повышенный, раздражительный тон, резкие пе­реходы от ласки к раздражению, окрику отрицательно влияют на поведение малыша.


Очень важно при воспитании ребенка правильно пользоваться запретами. Это не значит, что ему можно разрешать делать все, что он хочет. Как частые запреты, так и позволение делать все, что захо­чется ребенку, вредны. В одном случае он должен себя постоянно сдерживать, что для него составляет большой труд, в другом — у него не формируются умения и навыки, необходимые ему для жизни. Как же поступать в общении с детьми раннего возраста? Прежде всего запреты, если в них есть необходимость, должны быть обоснованными, требования их выполнения должны предъявляться спокойным голосом. Нельзя разрешать то, что раньше запреща­лось, например, всегда надо требовать, чтобы ребенок не садился есть с немытыми руками, не подходил к открытому окну, горящей плите, не брал вещи со стола воспитателя и т. д. Однако этих запретов должно быть гораздо меньше того, что ему позволено делать.

Предъявляемые требования должны быть посильными для выпол­нения детьми раннего возраста. Так, им трудно длительное "время не двигаться — сидеть или стоять, сохраняя одну и ту же позу, ждать, пока, например, дойдет до них очередь одеваться на про­гулку.

С раннего возраста у детей формируют самостоятельность. Вы­полнение действий ребенком без помощи взрослого очень рано доставляет ему удовольствие. Едва научившись говорить, он обра­щается ко взрослому со словами: «Я сам». Эту потребность малы­ша в проявлении, активности, самоутверждении следует, насколько это возможно, всячески поддерживать. В игре часто дети сами пытаются преодолеть какие-то трудности, и не надо стремиться тотчас же им помогать. Пусть ребенок попытается самостоятельно выполнить действие. Это одно из условий формирования умений и хорошего настроения малыша.

Часто причиной неуравновешенного поведения детей является нарушение его деятельности. Ребенок в раннем возрасте не может быстро, произвольно переключаться с одного вида деятельности на другой, и поэтому резкий срыв, требование немедленно прек­ратить, скажем, игру и немедленно заняться чем-то другим ему непосильно, вызывает у него резкий протест. И наоборот, если взрослый делает это постепенно — вначале предлагает закончить иг­ру, положить игрушки на место, затем дает установку на новый вид деятельности: «Сейчас пойдем умываться, мыло душистое. А на обед вкусные оладушки. Ты мне поможешь поставить тарелки на стол?» — ребенок охотно подчиняется взрослому.

При воспитании следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. У детей с разным типом нервной деятельности предел работоспособности неодинаков: одни из них утомляются быстрее и чаще требуют во время игры смены спокойных и подвижных игр, более раннего укладывания спать, чем другие. Другие дети сами вступают в контакт с окружающими, требуют того, чтобы их вызывали на эти контакты, чаще поддерживали их положительное эмоциональное состояние. Засыпают дети также не одинаково: одни


медленно, беспокойно, просят, чтобы с ними рядом побыл воспи­татель; другие засыпают быстро и не нуждаются в особых воз­действиях. Во время игры одни дети легко выполняют задания взрослого (поэтому важно, чтобы оно было достаточно трудным, решалось ими самостоятельно). Другие ждут помощи, поддержки, поощрения. Знание индивидуальных особенностей ребенка не только помогает воспитателю найти нужный подход к нему, но и способ­ствует формированию определенных черт его личности.

Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает не­правильная организация деятельности ребенка: когда не удовлет­воряется его двигательная активность, ребенок не получает доста­точно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности — неудобство в одежде, опрелости, ребенок несвоевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов — сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятель­ной деятельности детей, занятий, осуществление правильных вос­питательных подходов к ним является залогом формирования пра­вильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения.

Особенности периода раннего детства определяют задачи и сред­ства воспитания ребенка. Они вытекают из общих задач коммунис­тического воспитания подрастающего поколения и включают физи­ческое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание детей.

Задачи физического воспитания: охрана здоровья де­тей; развитие движений; полноценное физическое развитие; при­витие детям культурно-гигиенических навыков.

Основные средства физического воспитания: обеспечение санитарно-гигиенического ухода; проведение закали­вающих мероприятий — широкое пользование воздухом, солнцем, водой; рациональное вскармливание и питание; организация мас­сажа и гимнастики; организация режима дня; методически пра­вильное проведение всех режимных процессов (кормления, сна, бодрствования); обеспечение двигательной активности ребенка (простор для движений, в детских учреждениях наличие специаль­ных пособий).

Задачи умственного воспитания: развитие действий с предметами; сенсорное развитие; развитие речи; развитие игровой и других видов деятельности; формирование основных психических процессов (внимания, памяти, развитие наглядно-действенного мышления, эмоциональное развитие, формирование первичных пред­ставлений об окружающем мире, понятий); развитие умственных способностей (умения сравнивать, различать, обобщать, устанав­ливать причинную зависимость отдельных явлений); формирование познавательных потребностей (потребности в получении информа­ции, активности на занятиях, самостоятельности в познании окру­жающего).


 


Основными средствами умственного воспитания являются: эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком во время са­мостоятельной его деятельности; специальное обучение ребенка взрослым на занятиях; самостоятельная практика самого ребенка в быту, играх, общении.

Ведущими видами деятельности в раннем возрасте являются общение со взрослым, а также развитие действий с предметами; для своевременного развития их необходимо создавать оптимальные условия.

К задачам нравственного воспитания относятся: формирование положительных взаимоотношений со взрослыми (спо­койно выполнять их требования, проявлять привязанность и любовь к родителям, членам семьи, воспитателям, желание оказать по­мощь, проявить ласковое отношение, сочувствие другому); воспи­тание положительных черт личности (доброты, отзывчивости, дру­желюбия, инициативы, находчивости, умения преодолевать труд­ности, доводить начатое дело до конца); воспитание дружеских взаимоотношений между детьми (играть рядом, не мешая играм других детей, делиться игрушками, проявлять сочувствие, оказывать помощь при затруднениях и др.); воспитание положительных при­вычек (здороваться, благодарить, убирать на место игрушки и т. д.); обучение начальным формам трудовой деятельности (все формы самообслуживания, посильная помощь младшим и взрослым, на­пример вместе со взрослыми полить цветы, принести к обеду салфетки, почистить дорожки на участке и т.д.).

Средства нравственного воспитания: образ­цы поведения взрослых, одобрение хороших поступков, обуче­ние детей хорошим поступкам; проведение специальных показов, чтение книг.

Для полноценного и гармоничного развития детей важно с ран­него возраста воспитывать у них любовь к красивому в окружаю­щей обстановке, в природе, в быту, т, е. формировать у малышей эстетические чувства.

К задачам эстетического воспитания относятся: воспитание умения замечать красивое в одежде, в природе, в окру­жающей действительности, в поступках людей; развитие творческих способностей (музыкального слуха, изобразительной деятельности).

Задачи эстетического воспитания решаются разными средствами: при ознакомлении с природой, музыкой, при обучении пению, ри­сованию, лепке, чтении народных потешек, стихотворений, сказок.

Все перечисленные задачи решаются совместными усилиями дошкольного учреждения и семьи. Правильная организация жизни детей в условиях коллектива позволяет женщине-матери успешно трудиться, заниматься любимым делом, вносить свою лепту в пост­роение коммунистического общества в нашей стране, а ребенку — гармонично развиваться под руководством специалистов (педиат­ров, воспитателей, музыкальных работников).

Рассмотрим подробнее особенности развития ребенка на каждом этапе раннего детства.

 


ВСЕ ФОРМИРУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ (Первый год жизни)

Первый год жизни занимает особое место в развитии ребенка раннего возраста. «Все в этом возрасте формируется впервые, всему ребенок должен научиться» (Н. М. Щелованов).

У ребенка первого года жизни быстро развиваются функции мозга, увеличивается работоспособность центральной нервной сис­темы, возрастает выносливость. Так, новорожденный бодрствует лишь 20—30 минут, а к концу года малыш активен 3—3,5 часа. С первых месяцев жизни у него развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные ответные эмоциональ­ные реакции. Так же быстро развиваются движения, формируются элементарные действия с предметами.

К концу первого года ребенок овладевает самостоятельной ходь­бой, что расширяет его возможности в активном познании окружа­ющего. Он начинает понимать речь, пользоваться первыми слова­ми при обращении к близким взрослым, выполнять простые дей­ствия с игрушками. Развивается память, внимание, мышление. Уже на первом году жизни у ребенка отмечаются первые проявления самостоятельности, • настойчивость при достижении цели, интерес и избирательное отношение к окружающим его людям, вещам.

Полноценное развитие ребенка первого года жизни во многом зависит от воздействий ухаживающих за ним взрослых. Общение со взрослым становится потребностью и ведущей деятельностью детей уже в первые месяцы жизни, источником их развития. Очень рано (на 3 месяце жизни) у малыша возникает интерес к другим детям. Он может подолгу рассматривать ребят или проявлять при их виде радость, а затем и подражает им.

Развитие ребенка первого года жизни осуществляется в опреде­ленной последовательности: все новые, более сложные умения фор­мируются на основе простых. Овладение ребенком тем или иным умением происходит в разные возрастные сроки. При этом отме­чаются периоды накопления и скачков, нем и обусловливается неравномерность развития.

Быстрый темп и неравномерность развития малыша вызывают необходимость деления первого года жизни на 4 качественно от­личных периода, выделения в каждом периоде умений, получаю­щих именно в данном возрасте наибольшее развитие и имеющих прогрессивное значение в дальнейшей жизни. Эти умения наз­ваны ведущими, на «их должно быть направлено особое внима­ние в процессе воспитания ребенка.

Рассмотрим подробнее каждый такой период.

Период новорожденности (первые 3—4 недели жизни) — наиболее ответственный в жизни ребенка. Здесь еще трудно выделить ведущие линии развития, но можно определить основ­ные задачи воспитания: тщательный гигиенический уход, обеспе­чивающий благополучие и спокойствие ребенка; формирование чет­кого и правильного ритма кормления, соответствующего состоянию


ребенка (7 раз через 3 часа или 6 раз через 3,5 часа — по реко­мендации врача); формирование положительных и предупрежде­ние возникновения отрицательных привычек (сосание пальцев, сос­ки, укачивание на руках, в кроватке, беспорядочное кормление и др.),

С конца периода новорожденности надо формировать суточный ритм с концентрацией сна на ночь, а бодрствования — на день. Во время бодрствования у малыша поддерживают спокойное и активное состояние, вызывают слежение за движением предмета и формируют умение прислушиваться к звукам, его кладут'на живот, побуждая приподнимать головку.

С конца периода н о в ор о ж д ен н о ст и и до 2,5—3 м е с я-цев увеличивается длительность бодрствования (до 1 —1,5 часа), формируется четкое чередование сна и бодрствования в течение дня. Во время бодрствования ребенок должен быть спокоен и активен. У него воспитывают положительное отношение к кормле­нию, укладыванию спать, гигиеническим процедурам. ^,

Ведущим в развитии ребенка на этом этапе является формирова­ние зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Малыша учат следить за движущейся игрушкой или взрослым, сосредоточи­вать взгляд на неподвижной, висящей над ним игрушке, на ли­це взрослого. Он прислушивается к звукам речи, пению взрослого, звучанию погремушки, на этой основе у него развивается рече­вой слух, умение устанавливать связь между зрительными и слу­ховыми впечатлениями. Приобретенные умения способствуют спо­койному и активному бодрствованию.

В этот период важно формировать ответные эмоционально-положительные реакции — основное условие своевременного физи­ческого и нервно-психического развития ребенка. Малыш учится проявлять радость в ответ на общение со взрослым. В конце пер­вого — начале второго месяца жизни появляется первая ответная улыбка, а на третьем месяце формируются более сложные поло­жительные эмоциональные реакции — «комплекс оживления». К 4 месяцам ребенок, радуясь, громко смеется, радостное состояние становится более выразительным, длительным, проявляется оно ча­ще, по различным поводам и уже может возникать без воздействия взрослого. Постепенно (на пятом месяце) «комплекс оживления» сменяется более дифференцированными и сложными эмоцио­нальными реакциями.

До 3 месяцев такое эмоциональное реагирование на окру­жающее очень ценно, так как способствует проявлению двигатель­ной и голосовой активности: у ребенка, когда он радуется, выпрям­ляются руки в локтевом суставе, разжимаются пальчики, он- как бы случайно наталкивается на предмет. Формированию «комплекса оживления» во многом способствует своевременное развитие зри­тельного и слухового сосредоточения. Наличие эмоционально-по­ложительных ответных реакций свидетельствует о физиологической зрелости малыша (к 3 месяцам).

В первые 3 месяца жизни у ребенка появляются ответные


голосовые реакции — гуканье, гуление, что важно для развития голосового аппарата, звуковой речи. Он овладевает первыми дви­жениями в горизонтальном положении, у него развивается умение удерживать голову, лежа на животе: в 1 месяц приподнимает и непродолжительно удерживает голову, а к 3 месяцам он длительно лежит на животе, высоко подняв голову, прогнувшись, опираясь на предплечья. К концу третьего месяца пытается держать голову и в вертикальном положении, находясь на руках у взрослого.

В возрасте от 2,5—3 до 5—6 месяцев существенно меняется поведение малыша. К 6 месяцам он может бодрствовать до 1,5—2 часов. Если соблюдается правильный режим, у ребенка формируется положительное отношение ко всем режимным процес­сам, он активен при кормлении: в 4 месяца придерживает руками грудь матери или бутылочку, а в 5—6 месяцев подносит ее ко рту; с введением прикорма ест полугустую пищу (овощное пюре, каши) с ложки (в 4,5—5 месяцев). Если малыша приучали к опрят­ности, следили за чистотой его кожи, то в этот период он может отрицательно реагировать на мокрое белье, грязное лицо, прояв­ляя при этом беспокойство.

Ведущим достижением на этом возрастном этапе является даль­нейшее совершенствование зрительных и слуховых ориентировоч­ных реакций (ориентировка в окружающем, на основе которой фор­мируется понимание речи), сенсорного развития, движений, фор­мируется более сложное поведение.

На четвертом месяце совершенствуются такие умения, как сле­жение за предметом или взрослым (другим ребенком), слуховое и зрительное сосредоточение на предмете в любом положении (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого). Устанавливаются также зрительные, слуховые, двигательные, тактильные взаимосвя­зи, развивается локализация звука в пространстве (способность находить взглядом источник звука — говорящего взрослого, зву­чащий предмет). Малыш может длительное время (до 1,5 часов) рассматривать привлекший его внимание предмет, картину, яркое пятно, другого ребенка. Так закладываются основы способности наблюдать.

На четвертом-Пятом месяце малыш пытается различать инто­нации обращенной к нему речи, мелодии (плясовую и спокойную), голоса знакомых и незнакомых взрослых, узнавать мать или дру­гого близкого человека, отличать близких ему людей от незнако­мых. К 5 месяцам он реагирует на новую обстановку, незнако­мые условия: при виде чужих людей перестает улыбаться, длитель­но и напряженно их рассматривает, может и заплакать. Если с ним строго говорят, он хмурится, сжимает губы, проявляет недо­вольство, находясь на руках у незнакомого человека, он тянется к маме. К 6 месяцам он узнает (по звучанию) свое имя. Все это свидетельствует об адекватном реагировании ребенка на окружаю­щее, о восприятии им речи человека, что в дальнейшем благотворно влияет на развитие понимания им речи окружающих взрослых и на развитие своей речи.


Не менее важным достижением в жизни малыша от 3 до 5—6 ме­сяцев является развитие движений руки. Сначала ребенок наталки­вается на подвешенные над грудью игрушки, к 4 месяцам захва­тывает, ощупывает и рассматривает их, а к 5 месяцам у него раз­виваются целенаправленные движения рук, как, например, схваты­вание: в 5 месяцев он четко берет игрушку из рук взрослого, в 6 месяцев поднимает ее, лежа на спине, на животе, на боку, держит и рассматривает игрушку, перекладывает из одной руки в другую, бросает ее. В этот период ему дают игрушки, удобные для захватывания. На основе этих движений развиваются игровые ма-нипулятивные действия с. предметами, которые помогают ребенку познавать окружающее, приобретать жизненный опыт, а в дальней­шем, во втором полугодии, совершенствовать навыки приема пищи, развивать основные движения.

На данном возрастном этапе в развитии ребенка выделяется и еще одна важная линия: развитие подготовительных этапов актив­ной речи. В 4 месяца малыш длительно гулит, к 5 месяцам у него появляется певучее гуление, с разной интонацией. Он гулит часто и подолгу: в ответ на эмоциональное общение с ним взрослого, во время спокойного бодрствования, при рассматривании игрушки. Если ребенок слышит голос взрослого или самого себя, продолжи­тельность гуления удлиняется, и оно становится более разнообраз­ным. Для развития гуления обязательным условием является хоро­шее самочувствие и положительное эмоциональное состояние ре­бенка.

К 5—6 месяцам малыш произносит согласные звуки: п, б, гп, д, м, н, л и др. Появляются первые слоги (сочетание гласного и согласного звука): па, ба, ма, т. е. лепет. Этому способствует раз­витие артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения, речевого слуха. Ребенок слышит звуки, произносимые взрос­лым, слышит сам себя и начинает произносить звуки и слоги

повторно.

К концу первого полугодия жизни ребенок овладевает первыми самостоятельными движениями, находясь в горизонтальном поло­жении. К 5 месяцам он длительно лежит на животе, опираясь ла­донями, крепко упирается выпрямленными ногами при поддержке под мышки. У него развиваются движения, подготовительные к пол­занию: в 5 месяцев ребенок переворачивается со спины на живот, а в 6 месяцев — с живота на спину и немного подползает вперед (вбок или даже назад).

В этот период малыш проявляет интерес к разным игрушкам; звуками, движениями привлекает внимание взрослого к себе; настой­чиво пытается приблизиться к привлекшему внимание предмету. Он часто радуется, занимаясь игрушками, смеется, издает звуки, пы­тается передвигаться. К'Концу первого полугодия ребенок может бодрствовать самостоятельно, проявлять активность.

Ввозрасте от 5 — 6 до 9 — 10 месяцев у ребенка уве­личивается длительность бодрствования до 2—2,5 часа, он перехо­дит на режим с тремя периодами дневного сна по 2—1,5 часа


 


каждый и пятью кормлениями через 4 часа. По мерс развития ус­ложняется его поведение в режимных процессах. Он пьет из чашки, которую держит взрослый, а к 9 месяцам и сам ее придержи­вает руками, держит и ест сухарик, сушку во время приема пищи. При умывании протягивает руки к воде, с удовольствием умы­вается, проявляет активность при одевании и раздевании (поднимает ногу, протягивает руку, приподнимает голову и т.д.). После ов­ладения умением садиться и сидеть ребенка приучают к пользованию горшком, формируя навык опрятности. Делают это тогда, когда возникает в этом потребность, т. е. после сна, в середине бодрствова­ния и перед сном.

Во втором полугодии ведущим достижением является развитие движений и прежде всего овладение ползанием. Темп и после­довательность развития движений зависят от условий воспитания и воздействий взрослых. Наиболее целесообразна такая последова­тельность, при которой дети сначала овладевают моторными функциями (движениями, связанными с изменением положения в пространстве, с перемещением), а потом статическими Способ­ностью сохранять определенное положение тела). Детей учат са­диться, а не сидеть, вставать, а не стоять. Проделывая различ­ные движения, ребенок овладевает предпосылками для развития умения сохранять определенное положение тела.

К 7 месяцам ребенок уже может ползать, а в 8 месяцев он пол­зает много, быстро и в разных направлениях. Ползание существен­но меняет поведение малыша, так как он становится еще более активным и самостоятельным, может приблизиться ко всему, что раньше было удалено от него. Это расширяет его кругозор, богаче становится жизненный опыт. Ребенок начинает ориентироваться в окружающем. Оно положительно влияет на физическое развитие, формирование правильной осанки, профилактику развития плоско­стопия. У ползающего ребенка укрепляются мышцы ног, рук, спи­ны, брюшного пресса, шеи. Для развития ползания ребенок должен во время бодрствования находиться на ровном, твердом матраце (в кроватке, на тахте и пр.) или на огороженном пространстве пола. Здесь должны быть игрушки (мячи, шары и др.). Взрослый при­влекает внимание малыша игрушкой, сопровождая действия речью, побуждает его подползти.

К 8 месяцам происходит скачок в развитии движений. Ребе­нок приобретает вертикальное положение. Вначале он овладевает движениями, помогающими постепенно принимать такое положение: умением садиться, сидеть и ложиться, вставать, стоять и опускаться, немного переступать, держась за барьер. К 9 месяцам он уже ходит: переходит от опоры к опоре, слегка придерживаясь руками (от барьера к столу, от стола к дивану и пр.). Поэтому на полу, где теперь малыш бодрствует, должны быть устойчивые предметы (крупная мебель), держась за которые он мог бы вставать и пе­реступать.

В период от 6—7 до 9—10 месяцев ребенок впервые начинает понимать речь взрослого, что существенно меняет все его пове-

 


 


дение, влияет на развитие действий, движений, активной речи. К 7 месяцам по просьбе взрослого он находит взглядом предмет, который ранее неоднократно ему показывали и называли, а в 8 ме­сяцев по слову взрослого может показать несколько предметов, выполнять простые действия (без показа взрослого): хлопает руч­ками («ладушки»), на слова «до свидания» машет ручкой.

К 9 месяцам маленький ребенок понимает названия нескольких предметов, находит их в любом месте, знает свое имя, дает игруш­ку, находящуюся у него в руках, понимает слова, связанные с режимными процессами, выполняет по просьбе взрослого необходи­мые движения и действия («садись», «пей», «дай ручку»). Так речь взрослого постепенно начинает регулировать действия ребенка.

Важным в развитии ребенка на этом возрастном этапе являет­ся приобретение им умения в лепете и действиях с предметами подражать взрослому. Без этого умения невозможно дальнейшее развитие малыша, его обучение и воспитание. К 7 месяцам он пов­торяет отдельные слоги — лепечет. У каждого ребенка есть»«свои» два-три слога, которые он произносит многократно и в разных сочетаниях. В 8 месяцев он повторяет их за взрослыми, а в 9— 10 месяцев, повторяя за взрослым, произносит уже новые слоги, новые сочетания гласных и нёбных или губных согласных звуков, которые до сих пор не произносил. Благодаря этому звуковой состав лепета расширяется. Теперь свои движения, действия, обще- ние со взрослыми и детьми малыш сопровождает лепетом. Однако иногда, в период овладения новыми движениями и увеличения двигательной активности, возникают так называемые конкурентные отношения между развитием движений и лепетом. Лепет как новое и еще не прочное умение угасает, если взрослые не создают спе­циальных условий для его развития (не вызывают подражания слогам, не перекликаются с ребенком). Он может не развиться у детей с пониженным слухом или с его отсутствием, с каким-либо не выявляемым ранее дефектом артикуляционного аппарата, рече-двигательного анализатора.

На основе движений руки, сформировавшихся в первом полу­годии, с 6—7 месяцев начинают развиваться действия с пред­метами. Вначале это повторные действия, производимые одинако­во со всеми предметами, независимо от их свойств (рассматри­вает, постукивает, нажимает, бросает, размахивает и пр.). Его занятия с игрушками становятся более длительными и разнооб­разными. К 8—9 месяцам малыш использует каждую игрушку по-разному, в зависимости от ее свойств. Эти действия подсказываются самими предметами, являются результатом накопленного личного опыта ребенка и носят вначале случайный характер. Затем, под влиянием специального обучения, развивается самоподражание (повторно толкает мяч, вынимает игрушку из ящика, открывает крышку, нажимает на клавишу и пр.) и, наконец, подражает взрос­лому. К 9 месяцам, подражая взрослому, он выполняет сначала знакомые, а затем и новые действия: закрывает крышку, вкла­дывает в коробку игрушку, собирает игрушку и пр. По мере раз-


 


вития понимания речи начинает выполнять действия по речевой инструкции, воспроизводя то, чему его научили раньше. В 9 меся­цев ребенок подражает плясовым и игровым движениям взрослого, постепенно связывая их с определенной мелодией и словами.

В возрасте от 9—10. месяцев до 1 года ребенок спит днем 2 раза по 2,5—2 часа, его бодрствование увеличивает­ся от 2,5 до 3,5 часа. Интервалы между кормлениями колеблют­ся от 3—3,5 до 4,5 часа, так как в каждое кормление малыш теперь получает разную пищу по количеству, консистенции и сос­таву. К концу года многие дети уже не получают пятое, ночное кормление. Меняется последовательность режимных процессов. До 9 месяцев ребенок сначала спал, потом ел и затем бодрствовал. В последней четверти года количество периодов дневного сна умень­шается, увеличивается длительность бодрствования, поэтому неко­торые кормления теперь могут быть в конце бодрствования или по истечении незначительного времени после сна. Так, завтрак дол­жен быть не позже, чем через 30 минут или одного часа после пробуждения ребенка, но и не сразу после ночного сна. Йроснув-шись, малыш должен сориентироваться в окружающем. Необхо­димо провести ряд гигиенических процедур и только после этого кормить его. Обедает ребенок сразу после первого дневного сна, а полдник у него может быть перед вторым дневным сном или после него. Время проведения ужина зависит от того, когда был полдник. Но не следует допускать длительного голодного бодрствования ма­лыша; кормить его надо примерно за 1 час или 40 минут до начала ночного сна.

Увеличивается активность ребенка в процессе кормления. К году он уже умеет сам пить из чашки: берет ее двумя руками, пьет, ставит на стол и т. д. При одевании, раздевании, умывании малыш с готовностью протягивает руки, подставляет лицо. Он спо­койно сидит на горшке. Все его поведение в режимных процес­сах регулируется словом взрослого.

В этом возрасте важно совершенствовать все, чем овладевает ребенок, особенно движения. К концу первогр года жизни малыш активно двигается. Он все еще много ползает, но чаще ходит, держась за опору, переходит от опоры к опоре, ходит с поддерж­кой сначала за обе руки, а потом за одну. Он может идти по сту­пенькам вверх и вниз, держась за перила (с 10 месяцев). После 10—11 месяцев малыш может ходить без поддержки и помощи взрослого в разных направлениях, не присаживаясь.

Для развития движений бодрствование ребенка организуют на полу, там должны быть крупные предметы, держась за которые он мог бы вставать, переступать, ходить. Должны быть игрушки, побуждающие ребенка двигаться (мяч, машина, тележка), круп­ные игрушки (мишка или собака, кукла), а также место, позволяю­щее малышу отдохнуть сидя: очень низкий стул или табуретка, ящик, диванная подушка, валик и др. Важно правильно и удобно одевать ребенка.

Для овладения ребенком самостоятельной ходьбой необходимы


такие предпосылки развития, как умение стоять, опираясь на пол­ные ступни ног, умение ходить с опорой вперед, опускаясь на всю ступню, понимание словесных инструкций взрослого, ориентировка в пространстве. Не рекомендуется раннее стимулирование ходьбы, когда еще не сформировались все ее предпосылки. Важно также предупредить задержку в овладении ходьбой, которая может быть вызвана неблагоприятными условиями (отсутствием места для движений, неправильными воспитательными и обучающими воз­действиями).

Много нового приобретает ребенок в развитии понимания речи. К 10 месяцам он по просьбе взрослого находит и приносит зна­комую игрушку, если она в поле его зрения, в 11 месяцев находит названную игрушку среди многих других, а к 12— по просьбе взросло­го показывает несколько однородных предметов, если они внешне незначительно отличаются (пуговицы на платье у матери и на своей рубашке, мячи разных размеров и цвета и т.д.).

К концу года некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать для ребенка обобщенный характер. Он понимает слово нельзя, если оно произносится в соответствии с ситуацией. Ста­новится возможным воздействовать через речь на его поведение. Увеличивается количество понимаемых им слов, обозначающих названия игрушек, одежды, мебели, действий с предметами, дейст­вий, связанных с режимными процессами (пей, ложись, ешь и пр.), движений, имена взрослых и детей, части тела, лица. Малыш мо­жет выполнять простые поручения взрослого, адекватно реагировать на слова можно, хорошо, плохо.

Понимание речи меняет не только поведение, но существенно влияет на все развитие ребенка. Формируется активная речь; в период от 910 до 12 месяцев ребенок овладевает первыми словами. Первые слова появляются на основе развития понимания речи, способности лепетать и подражать. Слоги, вошедшие в лепет ребенка, в конце первого года жизни становятся составными частями произносимых им слов: баба, папа, мама, дай, на, бах, ав и др. Любой звук, слог, имеющий определенное смысловое содержание, для малыша — слово. Первые слова у всех детей одинаковы по звучанию, но могут быть разными по смыслу (это определяется взрослым). К концу года ребенок произносит около 10 простых, облегченных («лепетных») слов, которые несут смысловую нагрузку. Количество произносимых слов значительно меньше понимаемых им. В этот период ребенок еще много лепечет, лепетом сопровождает действия, движения. А словами он пользуется редко — при необходимости обратить на себя внимание, получить желаемое, выразить неудовольствие или радость, увидев что-то неожиданно, заинтересовавшись чем-либо. Некоторые слова и звуки, подкрепленные мимикой, начинают служить для него средством общения со взрослыми и детьми.

Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. В 10—12 месяцев ребенок по показу и слову взрослого учится выполнять действия, которые становятся более разнообраз-

 


 


ными и носят целенаправленный характер; он выполняет действия, направленные на получение результата: закрыть, открыть, вложить, вынуть, снять, одеть; накладывает кирпичик на кирпичик, снимает и одевает кольца, катает по желобу шары. Увеличивается коли­чество действий, выполняемых с одним предметом. Малыш учится переносить освоенные действия со знакомым предметом на незнако­мый (открывает и закрывает все крышки, вкладывает в отверстия втулки, грибочки, кегли, катает мячи и шары, накладывает друг на друга кирпичики, кубики и пр.). Теперь для занятий ему нужно большее количество игрушек, предметов. Его действия становятся настойчивыми, он стремится к достижению цели, радуется получен­ному результату. Развивается подражание взрослому в действиях с сюжетными игрушками. При виде игрушки по просьбе взрослого малыш воспроизводит то, чему его научили: катает машину, водит куклу, кормит ее, баюкает, кормит мишку, собачку, т. е. учится вы­полнять несложные действия с сюжетными игрушками. У него раз­виваются предпосылки игровой деятельности.

С развитием действий с предметами обогащается личный опыт ребенка новыми впечатлениями, совершенствуется зрительное, слу­ховое, тактильное восприятие. К концу года ребенок уже может от­личить по просьбе взрослого кубик от кирпичика, узнать на фото­графии маму, папу, дедушку и других, близких ему людей.

Значительно усложняется характер общения ребенка с окру­жающими его взрослыми: К концу года он весело реагирует на заигрывание, появляются уже сложные эмоциональные пережи­вания — радость при достижении желаемого, жалость, ревность, обида, радость при виде нарядного платья и др. В этом возрасте у ребенка преобладает положительно-эмоциональное отношение к окружающим взрослым людям. Уже в этот период проявляются формы положительного общения с другими детьми: они играют рядом, одной игрушкой, догоняют друг друга, прячутся, ищут, ра­дуются. У него пробуждается интерес и доброжелательное отноше­ние к животным, птицам, рыбам, растениям.

К концу первого года жизни малыш эмоционально реагирует на музыку, пение, прислушивается к звучанию разных инструмен­тов. Понимая слова песни, выполняет в такт движения, действия; начинает подражать интонации песни и подговаривать звуки и слоги.

Итак, к году ребенок самостоятельно ходит, начинает понимать речь взрослого, произносит несколько слов, длительно и разнооб­разно действует с игрушками, воспроизводя то, чему его научили, активен при приеме пищи, положительно относится к гигиеничес­ким процедурам, ориентируется в знакомой окружающей обстанов­ке, проявляя интерес, активно действует с предметами, ищет обще­ния со взрослыми и детьми, радуясь им. Так создаются пред­посылки развития более сложных умений на втором году жизни.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: