Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Расчет оптимального объема реализации продукции методом сопоставления предельных показателей




Таблица 11.2 Объем реализации продукции с максимальной прибылью

Таблица 11.1 Объем реализации продукции и издержки на ее производство

Определение оптимального объема производства продукции

Предприятия

И производственные мощности

Производственная программа

Под оптимальным объемом производствапродукции понима­ется такой объем, который обеспечивает выполнение заключен­ных договоров и обязательств по производству продукции (вы­полнению работ) в установленные сроки с минимумом затрат и максимально возможной эффективностью.

К наиболее распространенным методам определения опти­мального объема производства относятся:

• метод сопоставления валовых показателей;

• метод сопоставления предельных показателей.

При использовании этих методов применяются следующие допущения:

• предприятие производит и реализует только один товар;

• целью предприятия является максимизация прибыли в ра.
сматриваемый период;

• оптимизируются только цена и объем производства (предполагается, что все остальные параметры деятельности предприятия остаются неизменными);

• объем производства в рассматриваемый период равен объе­му реализации.

Приведенные допущения могут показаться достаточно «жесткими», однако если принять во внимание, что именно цена вы пускаемого товара и объем его производства и реализации, как правило, оказывают наибольшее влияние на экономику предпри­ятия, применение указанных методов в значительной мере повышает вероятность того, что будут приняты верные решения.

Суть предложенных методов рассмотрим на примере гипоте­тического предприятия, действующего на рынке свободной кон­куренции (исходные данные приводятся в табл. 11.1).

Объем реализации, тыс. шт. Постоянные издержки, тыс. руб. Переменные издержки, тыс. руб. Валовые издержки, тыс. руб.

Метод составления валовых показателейпредполагает расчет фибыли предприятия при различных объемах производства и реализации продукции. Последовательность расчета такова:

• определяется величина объема производства, при котором
(остигается нулевая прибыль;

• определяется объем производства с максимальной прибылью (табл. 11.2).

Объем реализации, тыс. шт. Цена, руб. Валовая выручка, тыс. руб. Валовые издержки, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб.
_ -1200
-920
-600
-250
ПО
1 100

В нашем примере нулевая прибыль достигается при объеме производства и реализации в интервале 30-40 тыс. шт. продук­ции, что соответствует значению валовой выручки и издержкам соответственно в интервалах 1440-1920 и 1690-1810 тыс. руб. На: рис. 11.1 представлено наглядное графическое изображение дан­ного метода.




Объем реализации, тыс. шт.

Рис. 11.1.Сопоставление валовой выручки и издержек

Линия ВВ показывает изменение валовой выручки, а кривая ВИ - соответствующие валовые издержки. Рис. 11.1 показывает, что реализация продукции в объеме до 37 тыс. шт. для предприя­тия убыточна, поскольку кривая валовых издержек располагает­ся выше линии валовой выручки; в точке, где производство рав­но 37 тыс. шт., прибыль равна нулю, а валовая выручка пример­но 1850 тыс. руб. С увеличением объемов производства после 37 тыс. шт. валовая выручка начинает превышать издержки и по­является прибыль (АС), максимальная величина которой 1140 тыс. руб. достигается при объеме производства и реализации продук­ции в 90 тыс. шт. Это и есть в данном случае оптимальный объем производства.

Метод сопоставления предельных показателейпозволяет ус­тановить до каких пределов рентабельно увеличение производ­ства и реализации. Он основан на сопоставлении предельных из­держек и предельного дохода. Если величина предельного дохода на единицу продукции превышает величину предельных из­держек на единицу продукции, то увеличение производства и ре­ализации будет рентабельно.



Проиллюстрируем это на основе данных, приведенных в табл. 11.3.

Таблица 11.3

Объем реализации, тыс. шт. Предельный доход, руб. Предельные издержки, руб. Предельная прибыль, руб.
-10

В данном случае предельным доходом на единицу продукции по сути дела является рыночная цена единицы изделия, равная 48 руб., а предельные издержки (Ипр) исчисляются как разница меж­ду последующими общими издержками и предыдущими, поделен­ная на объем производства.

Предельная прибыль исчисляется как разница между предель­ным доходом и предельными издержками.

Наглядное представление данного метода дано на рис. 11.2.

График рис. 11.2 показывает, что до тех пор, пока кривая пре­дельного дохода располагается выше кривой предельных издер­жек, увеличение объемов производства эффективно, т.е. расши­рение производства до 90 тыс. шт. рентабельно. При дальнейшем 5 еличении объема производства величина дополнительных из­держек превысит величину дополнительного дохода на единицу продукции, что приведет к уменьшению валовой прибыли.

В обоих случаях предполагалось, что рыночная цена единицы изделия составляла 48 руб., а что будет, если цена уменьшится? В этом случае предприятие будет нести убытки, и может прийти к банк­ротству. Допустим, что цена снизилась с 48 до 30 руб. за 1 шт., т.е.

20 40 60 80 90 Объем реализации, тыс. шт.

Рис. 11.2.Сопоставление предельного дохода и предельных издержек

предельный доход на единицу продукции при любых объемах производства составит 30 руб., а оптимальный объем производ­ства - 70 тыс. шт.

Рассчитаем средние переменные и средние валовые издержки (табл. 11.4).





Дата добавления: 2014-01-31; просмотров: 2421; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8752 - | 7489 - или читать все...

Читайте также:

 

18.208.159.25 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.