Правопорядок и условия его стабилизации

Глава 3. Принципы правопорядка, их взаимосвязь с законностью и демократией.

Для демократического режима характерны широкое участие населения в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, широкий спектр политических свобод граждан, режим законности, охрана прав и законных интересов граждан и др.

Конституция РФ закрепляет, что Российская Федерация - демократическое государство. Россиянам предоставляются все известные современной политико-правовой практике формы участия населения в делах государства и формировании его органов, свобода слова, митингов, шествий и демонстраций и иные политические права. В стране принимаются меры к реальному осуществлению каждым гражданином предоставленных ему прав и укреплению законности и правопорядка.

Обязанность соблюдать Конституцию и федеральные законы касается всех органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и граждан, что имеет особое значение для обеспечения законности в правоприменительной деятельности, стабильности и правопорядка в государстве и обществе. Приоритет Конституции - не самоцель данного документа, он обеспечивает единообразное применение Закона, является главным критерием при разрешении дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, различных правовых актов субъектов Федерации (включая их конституции и уставы).

Ст.72 Конституции РФ закрепляет, что обеспечение законности, правопорядка находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Под обеспечением законности, правопорядка имеется в виду создание надлежащих условий для строгого и неуклонного соблюдения всеми Конституции, законов и основанных на них иных нормативных правовых актов. Обязанность соблюдать Конституцию и законы является одной из основ конституционного строя (ч. 2 ст. 15 Конституции).

Обеспечение законности требует совместных усилий, взаимодействия, согласования действий различных ветвей власти на всех уровнях государственной организации. Это - основная функция судебной власти, прерогатива прокурорского надзора, милиции и других правоохранительных структур.

Обеспечение правопорядка взаимосвязано с соблюдением законности и охватывает широкий круг общественных отношений, регулируемых нормами права. Правопорядок отражает реальный уровень соблюдения законности, предполагает борьбу с правонарушениями, применение мер принуждения и т.д. В своей основе правопорядок выступает как воплощение законности в конкретных общественных отношениях и предполагает устойчивость правовых связей и отношений. Установление и обеспечение правопорядка требуют согласованной законодательной базы, единства действий федерации и ее субъектов, проведения общей стратегии борьбы с преступностью, совершенствования правоохранительной, судебно-прокурорской систем, укрепления правосознания и повышения правовой культуры граждан. Именно поэтому нужны совместные усилия федеральных органов и органов субъектов федерации.

При исследовании данного вопроса необходимо выделить те исходные и первоначальные реалии, основы, фундамент, на которых формируется и функционирует правопорядок в демократическом обществе, которым объявляет себя Российская Федерация. С одной стороны, они предшествуют, вызывают к жизни, формируют порядок, а с другой - являются основой его существования и функционирования.

Характер и значимость принципов различны. Их можно классифицировать. Оправданным и обоснованным является выделение следующих уровней.

Во-первых, общесоциальные принципы. Они определяются закономерностями и тенденциями общественного развития, на них опирается реальность жизни. На этих основах развивается экономика, политическая жизнь, социальная и культурная сферы. Эти общие требования определяют демократизм правопорядка, его подчиненность интересам человека, гуманный и справедливый характер и многое другое, что затем получает правовое оформление.

Во-вторых, следует выделить принципы, которые присущи всем правовым реалиям. Не преследуя цели дать описание всем общеюридическим принципам, назовем некоторые из них: равенство всех перед законом и обязательность закона для всех; верховенство Конституции, справедливое предоставление правовых возможностей, неотвратимость воздействия на правонарушителя и др. Поскольку они присущи всем правовым явлениям, то находят свое выражение и в правовом порядке, с той особенностью, которая ему присуща.

В-третьих, правопорядок как самостоятельная качественная определенность и целостная структура знает свои исходные и основополагающие устои. Их можно было бы свести к следующим требованиям.

Принцип конституционности. Он означает, что правопорядок подчинен Конституции и обеспечивает ее реализацию. Все требования Конституции находят в нем конкретное выражение. Не случайно обычно говорят о конституционном государственном порядке. Это и есть не что иное как олицетворение в действии данного требования. Конституционные установки определяют основные параметры содержания и формы. Высшее проявление данного требования происходит тогда, когда фактическая конституция общества и основной закон страны сливаются в установленном порядке жизни.

Принцип законности. Как отмечалось, законность выступает необходимым условием возникновения и функционирования правопорядка. Она является и определяющей юридической характеристикой, пронизывая все стороны его существования и давая ему вполне определенное качество. Без законности правопорядок невозможен. Это и те критерии, по которым он отличается от правового произвола и беззакония.

Принцип целостности и структурности. Правопорядок как сложная динамическая система выступает в единстве целостности и структурности. Это целостный и сложный механизм с точным целенаправленным взаимодействием многочисленных структурных элементов. Целостность и структурность выступают теми жизненно необходимыми свойствами, которые позволяют тысячи и миллионы разрозненных правовых актов самых разнообразных субъектов свести в одно целостное образование - механизм функционирования государственной власти и общества. Без требования целостности и структурности нельзя свести воедино такую сложную динамическую категорию, какой является социальная жизнь. В этом сила и действенность правопорядка, его сущностное требование.

Принцип субординации и соподчинения, корреляционных связей. Структура правопорядка означает не только наличие оформленных элементов, самостоятельных образований, но и их строгое соподчинение и иерархическую субординацию. Реальные жизненные потребности и предоставительно-обязывающее содержание правовых норм обусловливают корреляционное взаимодействие участников по функциям, компетенции, правам и обязанностям. Это имеет место по вертикали как иерархическая субординация и по горизонтали как соподчинение равных.

Данные требования обусловлены целым рядом фактических и юридических обстоятельств. В одном случае речь идет о соподчинении реальных жизненных процессов и ситуаций, как проявление закона причинных связей. В другом - их устанавливает законодатель, что отражено в законе: здесь всеобщая подчиненность участников правопорядка закону и равенство перед ним. А предоставительно-обязывающее содержание правовых норм, регулирующих правовые отношения путем взаимосвязанных прав и обязанностей, обусловливают корреляционные взаимодействия участников.

Ставя участников правопорядка в отношения субординации и соподчинения, данный принцип обеспечивает упорядоченность их связей. Это проявляется:

- в субординации органов государства, должностных лиц, организаций, в соподчинении всех участников. По социальному назначению, функциям, положению и пр. они находятся в иерархической системе. Это проявляется и в правах-обязанностях субъектов, оформляющих корреляционность связей;

- в соподчинении нормативных актов, при верховенстве Конституции, по юридической силе;

- в соподчинении актов реализации права, особенно при применении его норм;

- в соподчинении правовых свойств, отношений и связей.

Принцип упорядоченности и нормативности. Упорядоченность как одно из свойств развития материи приобретает особую значимость в общественной жизни. В ее основе социальная нормативность. В правовой сфере они находят своеобразные формы проявления. Объективные требования нормативности и упорядоченности должны получать полное отражение в правовой нормативности и в упорядочивающей деятельности субъектов. Законодатель на требования объективной реальности призван упорядочить: перечень субъектов, их правовые отношения и состояния, связи между ними, образцы правового поведения, методы регулирования, пространственно-временные параметры. Достигается это при помощи правовых норм. Поэтому правовая нормативность выступает основой и средством упорядочения. Без этого требования правопорядок невозможен, как и нельзя достичь устойчивости, стабильности, равновесия в обществе.

Принцип справедливости и нравственности. Людям нужен не всякий порядок, а только такой, который пронизан требованиями справедливости и основан на высоких нравственных устоях. Это обеспечивается путем демократии и гуманизма. Если в правовой сфере процветает социальная несправедливость и безнравственность, если отвергаются демократические и гуманистические начала, то это первое свидетельство беззакония и произвола. Правопорядок не может быть аморальным и несправедливым. Данное требование общесоциальное, но оно настолько значимо и определяюще, что выступает основой формирования и функционирования правопорядка. Выступает его сущностной качественной характеристикой.

Принцип гарантированности. Главным звеном правопорядка выступают интересы людей, человека. Гражданин наделен правами и свободами, на него возложены обязанности и ответственность. Интересы имеются у всех участников. Для их удовлетворения субъекты вступают в отношения и находятся в определенных связях. Для их реализации важны не призывы и декларации, а реальные средства обеспечения. Поэтому гарантированность правовых провозглашений выступает неотъемлемым свойством правопорядка и его важнейшим принципом. Гарантируются права быть участником правопорядка и реальность правового состояния, предоставленные права, свободы и законные интересы и возможности, обязанности, ответственность; достижение правомерными средствами законного результата. Когда правовые установки и провозглашения превращаются в мифы, правопорядок разрушается и превращается в правовую оболочку произвола.

Принцип простоты, оптимальности и универсальности. Чем совершеннее общество и выше уровень его развития, чем сложнее социальные связи, тем проще и универсальнее должна быть организована общественная жизнь. Не примитивизм, свойственный начальным этапам развития человеческого общества, а простота, всеобщая универсальность отношений и порядка, гармония и слаженность, четкость и доступность, оптимальная целесообразность вот требования, которые раскрывают содержание данного принципа. На этой основе формируется гармония отношения: личность государство - общество.

Правопорядок не терпит перенасыщенности связями, ибо это препятствует его нормальному функционированию и развитию. Оптимальность и рациональность связей, их простота и контролируемость, отсутствие ненужных и дублирующих компонентов, лишних звеньев - необходимое условие развития правопорядка. Принцип подконтрольности. Для нормального функционирования правового порядка необходим постоянный контроль, который должен быть повсеместным, всеобщим и универсальным. Данный контроль осуществляется обществом (его структурами), государством и гражданами. Он осуществляется за качеством законом и правореализационной практики, за совершенствованием нормативных образцов правового поведения, за реализованностью прав и свобод субъектами и выполнение ими обязанностей, за правомерностью достигнутого результата.

Правовая практика выступает критерием истины. Она позволяет вскрыть и устранить ошибки, совершенствовать средства установления и функционирования правопорядка, давать четкую целенаправленную ориентацию в деятельности каждого звена. Без контроля не будет надлежащего качества во всех звеньях.

Нередко в юридической литературе правопорядок рассматривают как результат проведения в жизнь принципа законности. Может сложиться представление, что государство создает нормы права, а их реализация порождает правопорядок.

Правопорядок формируется в процессе правообразования с учетом того, что общественные отношения, требующиеся впоследствии их юридического оформления государством, формируются до правообразования. Правопорядок можно определить как общественный порядок, закрепленный юридическими нормами.

Правопорядокэто состояние общественных отношений, являющееся результатом фактического осуществления законодательства в условиях режима законности, который обеспечивает осуществление субъективных прав и выполнение юридических обязанностей всеми субъектами общественных отношений (органами государственной власти, должностными лицами, гражданами, предприятиями, учреждениями и т. п.).

Правопорядок – конечный пункт реализации права. Когда основной формой выражения правовых норм являются законы и соответственно действует принцип законности, то речь идет о правопорядке, который можно назвать законным порядком общественных отношений – ядром всего правопорядка, действующего в государстве и являющегося результатом осуществления всех правовых норм, в каких бы формах выражения они ни содержались.

Правопорядок пронизан теми же основными принципами, что и само право.

Правопорядок – важнейший элемент юридической формы обеспечения нормального функционирования общественных отношений. Это – непременный элемент юридической формы организации политической власти, всех государственно-политических отношений, в том числе управленческих отношений и судебного процесса. Правопорядок опосредует также иные отношения и сферы социальной жизни, внося в них известное состояние урегулированности, упорядоченности, вне которых не может существовать человеческое сообщество.

Для обеспечения внутреннего и международного правопорядка большое значение имеет господство права во всех сферах общественной жизни, в том числе приоритет права над государством. Связанность государства правом,

во-первых, предполагает защиту и реальное гарантирование прав и свобод личности;

во-вторых, означает соблюдение требований международного права;

в-третьих, первенство права по отношению к политике;

в-четвертых, функционирование всей системы органов государственной власти и управления в рамках правового закона;

в-пятых, правовую (юридическую) ответственность самого государства за свою деятельность.

Для теории и юридической практики важно иметь верное представление о связи законности и правопорядка. В обыденной жизни редко задумываются о достаточно тонкой грани между этими относительно самостоятельными явлениями юридической действительности. Однако на деле их нельзя ни отождествлять, ни отрывать друг от друга.

Законность – это все же принцип деятельности, а не сама деятельность, господство закона, права в общественных отношениях, а не сами отношения.

Короче говоря, на философском языке законность – это область долженствования. Режим законности – условия, при которых функционирует законность, но не результат этого функционирования. [5]Правопорядок – результат, итог осуществления норм права (законов) при режиме законности.

Режим законности обеспечивает прочный правопорядок. В качестве формы реализации норм законодательства правопорядок представляет собой систему правоотношений, т. е. разновидность самих общественных отношений, содержанием которых является деятельность лиц, выполняющих свои юридические обязанности и использующих предоставленные юридические права. Это – деятельность, отношения в определенном их состоянии. Правопорядок – часть реального общественного порядка, такого порядка в общественных отношениях, который урегулирован законодательством и другими формами выражения права. Можно поэтому сказать, что правопорядок – это законность в действии. Для правопорядка важно, чтобы законность не только была провозглашена, но и практически проводилась в жизнь. Проведение известного различия между законностью и правопорядком уточняет характер их связи и не позволяет также отрывать их друг от друга, тем более противопоставлять. Суть в том, что правопорядок нельзя защищать и обеспечивать любыми средствами, эти средства могут быть только законными. Стремление защитить правопорядок противозаконными средствами противоречит самой сути правопорядка и на деле ведет не к его упрочению, а порождает всяческие должностные правонарушения. Скажем, нельзя изобличать преступника противозаконными методами не только потому, что это редко приводит к установлению истины, но и потому, что подрывает авторитет закона, создает мнение, что можно нарушить закон, ведет к должностному проступку или даже преступлению, само нарушает правопорядок.

Деятельность правоохранительных органов государства подробным образом регламентирована законодательством, что обеспечивает эффективность борьбы с правонарушениями, исключает осуждение невиновных и оправдание лиц, виновных в совершении правонарушений (в частности, преступлений). Процессуальные нормы определяют наиболее верные и квалифицированные, проверенные практикой средства установления реальных обстоятельств дела. Противозаконные пути и способы охраны правопорядка нерезультативны, приводят к грубейшим нарушениям прав граждан (организаций), нарушают режим законности в тех именно органах, которые обязаны по своему положению наиболее скрупулезно и ответственно соблюдать закон. Состояние законности в деятельности органов государства, которые призваны обеспечивать правопорядок, – один из самых важных показателей состояния законности в стране.

Это значит, что правопорядок нельзя отрывать от законности – он представляет собой цель деятельности правоохранительных органов, но ее достижение обеспечивается только путями, допустимыми правом, его высокими принципами на основе требований законности.

С другой стороны, и законность нельзя отрывать от правопорядка, от его основных устоев. Законность, требование соблюдения законов – не самоцель, не благо само по себе. Законность должна служить реализации права, а это означает, что речь идет о соблюдении законов, содержащих право.

Закон – форма права, соотношение закона и права имеет большое значение в решении практических задач использования законности для упрочения объективно необходимого правопорядка. Основные принципы правовой системы страны должны пронизывать все законодательство и нормативные подзаконные акты. Более того, принципы действующего права должны находить свое воплощение во всех элементах юридической надстройки. Короче говоря, важно, чтобы любые формы выражения и осуществления права адекватно отражали характер объективно обусловленного собственно права как центрального элемента всей[i]юридической действительности страны. Форма, не соответствующая сущности права, не только сама теряет правовой характер, но и может отрицательно влиять на содержание права.

История знает немало законов, которые представляют санкционированный властью произвол той или иной правящей элиты.

Исполнение подобных законов никогда не могло защищать право и обеспечивать правопорядок. Само издание таких законов является проявлением грубейшего беззакония.

Даже в условиях развитых форм государства, которые предопределяют принципиальное соответствие между правом и законодательством, могут появляться нормативные акты, не соответствующие действующей системе права, содержание которых так или иначе расходится с основополагающими принципами права по причинам ошибок или недостатков в нормотворческой деятельности отдельных государственных органов или должностных лиц, правомочных издавать нормативные установления, а также в силу просчетов технико-юридического свойства. Ясно, что точное исполнение такого рода актов не может содействовать упрочению правопорядка. В этом смысле важно избегать даже простого несоответствия между относительно равноценными нормативно-правовыми установлениями государственных органов, ибо любое противоречие между юридическими нормами в состоянии принести вред правопорядку. Существуют определенные правила применения законов в случаях, когда выявляется коллизия между юридическими нормами. Этому служит, в частности, толкование права. Как конкретно должен поступать суд, прокурор, правоохранительные органы, когда обнаруживается та или иная степень несоответствия между каким-то нормативным актом и уже действующими юридическими институтами, а тем более принципами права, закрепленными в Конституции РФ, зависит от многих обстоятельств. В данном случае надо обратить внимание на то, что законность (требование исполнения законов) должна реализоваться таким образом, чтобы непременно содействовать упрочению единого в государстве правопорядка.

Итак, связь законности и правопорядка заключается в том, что правопорядок может обеспечиваться только законными средствами, а исполнение законов должно укреплять правопорядок.

Глава 4. Законность и свобода, правопорядок и демократия.
Законность есть реализация свободы человека, смоделированная в нормах права. Предусмотренные ими разнообразные социально-экономические, политические и личные права, свободы и обязанности становятся реальностью общественной жизни лишь в режиме действующего закона. В противном случае они оказываются лишь благими намерениями законодательной власти.
Законность - это сфера свободного волеизъявления субъектов, в которой они осуществляют любые действия, не запрещенные правовыми нормами. Другими словами, это свобода, определяемая объективными условиями общественного развития, мера которой получает выражение в законе.
Правопорядок есть результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений. Свободное, а не принуждаемое воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический образ жизни, реальную демократию, характеризует цивилизованное общество как общество правопорядка:
- в деятельности государства осуществляется принцип разделения властей;
- в общественной жизни реально воплощаются справедливость, гуманизм, равенство всех перед законом и другие принципы права;
- интересы субъектов права находятся под надежной охраной государства;
- государство отвечает перед своими гражданами за нарушение их законных интересов;
- граждане, в свою очередь, несут ответственность перед государством за совершенные правонарушения.
В своей совокупности эти факторы образуют правовую основу реальной демократии, концентрируют в себе все положительные свойства правового регулирования общественных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: