Основные разновидности менеджмента

Сущность менеджмента

Понятия «менеджер», «менеджмент»быстро вошли в словарный запас русского языка, хотя они употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь во второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.

Итак, термин «менеджмент» (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как «руководство», «управление» (СЛАЙД 1).

Понятия «менеджмент» и «управление» часто используют как синонимы. Тем не менее, термин «менеджмент» является менее емким, чем понятие «управление»: управляют не только предприятием и организаций, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие «управление». Термин же «менеджмент» означает управление социально-экономическими процессами на уровне организации – управление хозяйственной деятельностью и личностью, персоналом.

В «Оксфордском словаре английского языка» менеджмент характеризует способ (манеру) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административную единицу. В «Толковом словаре русского языка» менеджмент определен как искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.

В общем виде менеджмент следует представлять, как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Менеджмент – это особая система управления организацией в целях повышения эффективности ее деятельности.

Наука об управлении деятельностью людей сформировалась не сразу, не в один год и не в одно десятилетие. Еще в древности, как только люди объединились в организованные группы, неизбежно появилась потребность в разделении труда, а значит, и в определении трудовых долей каждого работоспособного в определенной сфере деятельности. Кто-то должен добывать пищу, одежду, а кто-то – строить жилье. С расширением сферы человеческой деятельности в экономике, строительстве жилых и культурных объектов, сооружении храмов естественно возникла необходимость изучения опыта использования наиболее эффективных форм организации труда. В конце XIX и начале XX в. резко возросли масштабы производства и его концентрация на отдельных предприятиях промышленности. Появились фирмы-гиганты, на которых были заняты тысячи рабочих и инженеров, использовалось дорогостоящее оборудование, внедрялись в производство сложные технологические процессы, основанные на последних достижениях научно-технического прогресса.

В этих условиях чувствовалась острая необходимость коренного изменения системы управления производством, совершенствования организационных структур, внедрения в практику взаимоотношений новых схем подчиненности, усиления контроля за соблюдением технологий и достижения высокого качества продукции. Основой для формирования первых научных положений послужили массовые эксперименты на предприятиях, преследовавшие главную цель: предотвратить экономические потери вследствие нерационального использования дорогостоящего сырья, материалов, а также отсутствия должной мотивации исполнителей низшего звена к трудовой деятельности. Проводимыми экспериментами выявлялись и обобщались факты низкой производительности труда, неграмотного использования оборудования, нарушений технологии по причине слабой профессиональной подготовленности исполнителей и отсутствия должного их стимулирования к творчеству со стороны администрации. Все это, естественно, получало широкую огласку и порождало стремление руководителей не только использовать положительный опыт совершенствования труда, но и разрабатывать рекомендации по созданию научной основы организации управления. (СЛАЙД 2)

Одним из инициаторов проведения указанных выше экспериментов и обобщения их результатов был американский практик организации коллективной производственной деятельности Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915). Будучи главным инженером сталелитейной компании «Стил», он в 1898-1905 гг. организовал целую серию простых, но очень важных, с точки зрения оценки возможностей увеличения производительности труда, экспериментов. В его книгах «Управление предприятием» (1903) и «Принципы научного управления» (1911) были изложены положения научного подхода к совершенствованию управления в основных областях: нормирование труда, повышение организационной роли мастеров, отбор и обучение персонала, вознаграждение за инициативу и стимулирование творческого труда исполнителей.

Отдавая должное заслугам Ф. Тейлора в формировании первой научной школы управления, называемой ныне «классической», научная общественность высоко ценит его вклад в формирование основных положений организации эффективного труда. Нельзя сегодня не признавать, что Ф. Тейлор осуществил прорыв в управленческой мысли, показав, что управлять человеческой деятельностью можно и нужно на научной основе.

Дальнейшие исследования путей повышения эффективности труда на базе основных положений школы Ф. Тейлора показали, что важным фактором при организации деятельности людей является повышение качества управления организацией в целом, т. е. повышение эффективности работы администрации. У истоков развития данного направления стоял Анри Файоль (1841-1925) – французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной школы управления. В своей книге «Общее и промышленное управление» (1916) изложил свои взгляды на проблемы повышения эффективности управления в более широком смысле, а именно - применительно к работе всей организации, указал возможные пути их решения через повышение качества управленческой деятельности администрации. В своей практической деятельности А. Файоль опирался на собственные убеждения, основанные на опыте и аналитических исследованиях.

Если у классической школы Ф. Тейлора на первом месте стояли технические аспекты труда, то основатели административной школы дополнили их организационными, тесно увязанными с особенностями деятельности управленческого персонала. Однако, с точки зрения эффективности менеджмента, в достижениях авторов рассматриваемых выше классической и административной школ недостаточно внимания уделено людям, непосредственным исполнителям. Во всех положениях данного этапа развития менеджмента отношение к людям было схожим с отношением к машинам, упор делался на рациональность, индивидуализм и экономизм в поведении исполнителей. Исправить эту недоработку предстояло последователям Ф. Тейлора и А. Файоля. Поэтому в 30-50 гг. XX в. получила распространение неоклассическая школа, а в ее составе - школа человеческих отношений и поведенческая школа, перенесшие центр тяжести в управлении с выполнения производственных задач на отношения между людьми.

В настоящее время менеджмент выступает одновременно и как наука, и как искусство (СЛАЙД 3).

Как наука менеджмент раскрывает природу управленческого труда, причинно-следственные связи, факторы и условия совместного труда людей; изучает экономические отношения в сфере производства, распределения и обмена материальных и нематериальных благ, базируется на познании и использовании экономических законов и закономерностей. Понимание менеджмента как искусства основывается на учете особенностей организации, а также специфики каждой личности, составляющей эту организацию. Менеджер должен опираться на науку и искусство управления, объединив их в единый процесс.

(СЛАЙД 4) Управление представляет собой определенный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой – в позиции объекта управления.

Например, мастер организует работу участка. При этом он является менеджером низшего уровня, или субъектом управления, а рабочие – объектами управления.

Субъект управления – это звено или часть системы управления, являющиеся источником воздействия на объект управления. Управление может осуществляться единолично менеджером, коллегиально группой руководителей или коллективно собранием акционеров. В зависимости от этого и субъект управления будет различным. В первом случае в качестве субъекта выступает менеджер, индивидуум, в остальных – группа лиц, подразделение, орган управления.

В качестве объекта управления выступают работник, группа лиц, трудовой коллектив. Объектами управления могут быть также: ресурсы, процессы, результаты, все виды человеческой деятельности.

Чтобы обеспечивать условия для эффективного и целенаправленного использования ресурсов организации в процессах производства товара или услуги, осуществления хозяйственной деятельности, необходимы люди, умеющие профессионально управлять организацией и претворяющие это умение на практике. Эту категорию персонала называют менеджерами (СЛАЙД 5).

Менеджер – управляющий, прошедший специальную подготовку и получивший профессию управленца, основными функциями которого являются координация деятельности организации на всех уровнях ее управления и работа с персоналом организации. Менеджер является наемным работником.

Современный руководитель должен обладать достаточными знаниями в теории управления и маркетинга, владеть методами, техникой и технологией управления, передовыми приёмами выработки, принятия и организации исполнения управленческих решений, уметь работать с кадрами и создавать условия для высокопроизводительного труда подчинённых. Кроме того, обязательными для данного специалиста являются: знание законодательных актов и нормативных документов, которые регламентируют определенный вид деятельности, а также основ рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса; умение проводить анализ конъюнктуры рынка, знать ценообразование, порядок налогообложения и принципы маркетинга. Неотъемлемой частью багажа знаний менеджера являются знания по макроэкономики, микроэкономики, основ финансирования, страхования и банковского дела, а также основ делопроизводства, рекламной деятельности, владения средствами коммуникаций и компьютерной техники.

Однако, для того чтобы стать хорошим менеджером, недостаточно даже специального образования. Профессиональный и успешный менеджер должен обладать определенными качествами. Это не только коммуникабельность, твердость характера и стрессоустойчивость, но еще и прекрасные организаторские способности, аналитическое мышление, гибкость поведения и многое другое.

Во всех организациях (искл. маленькие) возникает потребность в более чем одном управляющем для контроля за деятельностью других работников. Условно говоря, в компании существует иерархия управления (т.е. структура), состоящая из высшего, среднего и низшего звеньев (СЛАЙД 6). Менеджеры в организации взаимодействуют между собой посредством вертикальных и горизонтальных связей и образуют специфический орган – аппарат управления (иерархическая пирамида). Последний является составной частью любой организации, а задача работающих в нем людей состоит в обеспечении эффективности использования всех ресурсов для достижения целей организации.

(СЛАЙД 7) Перед менеджментом как разновидностью практической деятельности стоят две главные задачи: тактическая (поддержание устойчивости функционирования организации и всех её элементов) и стратегическая (развитие и перевод её в качественно новое состояние).

Таким образом, предметом изучения менеджмента является особая разновидность организационных отношений между людьми, имеющих форму информационного обмена и связанных с осуществлением руководства производственными процессами. Познание закономерностей управления позволяет максимально эффективно использовать их на практике, своевременно и качественно руководить деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществлять её объективную оценку, прогнозирование, оптимизацию и комплексное совершенствование.

Без глубокого знания теории менеджмента сделать это невозможно, поэтому изучение этой научной дисциплины является основой профессиональной подготовки менеджера любого уровня и сферы деятельности.

ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА

(СЛАЙД 8) В зависимости от периода, на который ориентируется управленческая деятельность, выделяют текущий, опережающий и контролирующий менеджмент. Текущий обеспечивает поддержание параметров объекта управления в рамках допустимых отклонений в реальном масштабе времени. Опережающий (перспективный) менеджмент связан с прогнозированием, планированием и реализацией нововведений с учётом риска. Контролирующий менеджмент нацелен на корректировку и преодоление негативных последствий решений, принятых в прошлом.

Менеджмент затрагивает практически все сферы деятельности любой организации. Поэтому выделяют и соответствующие разновидности менеджмента (СЛАЙД 9). По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.

Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (центров прибыли). Так называемый «организационный менеджмент»управляет процессами создания организации, формирования или преобразования её структуры, механизма управления; выработки норм, регламентов, правил, инструкций
и т.п. Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев. Например, инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т. п..

Производственный менеджмент обеспечивает эффективное осуществление основной деятельности предприятия путём координации исполнителей, ресурсов. Производственный менеджмент отвечает за постановку целей, выбор стратегии, планирование, оптимизацию объема и структуры производимой продукции, организацию технологического процесса, процессов труда, их регулирование, устранение сбоев и неполадок, контроль, руководство людьми, стимулирование.

Снабженческо-сбытовой менеджмент управляет процессами заключения договоров, закупки, доставки и организации хранения материальных ресурсов, а также готовой продукции, её реализацией.

Инновационный менеджмент осуществляет управление нововведениями, координацию и контроль научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов товаров и услуг, внедрение их в производство; стимулирование творческой деятельности.

Маркетинг-менеджмент (маркетинг от англ. marketing – продажа, торговля на рынке) регулирует поведение фирмы на рынке. С его помощью осуществляется изучение рынка, оценка текущей и перспективной конъюнктуры (конкретные условия процесса воспроизводства на каждый данный момент), отбор целевых рынков, формирование каналов сбыта, выработка ценовой и рекламной политики.

Персонал-менеджмент (кадровый менеджмент) решает задачи подбора, обучения, повышения квалификации кадров; разрабатывает системы вознаграждения и стимулирования; отвечает за создание благоприятного морально-психологического климата, улучшение условий труда и быта, разрешение трудовых споров и конфликтов.

Финансовый менеджмент занимается вопросами составления и исполнения бюджета организации, её финансового плана, оценкой текущего и перспективного финансового состояния. Элементами финансового менеджмента являются налоговый и риск-менеджмент

Эккаунтинг-менеджмент (эккаунтинг от англ. account – счет, сфера бизнеса, связанная со сбором, обработкой, анализом финансовой информации) управляет процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации; их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, оценки резервов и обеспечения полного использования потенциала предприятия.

В последние годы начинают активно говорить о менеджментезнаний, управляющем процессами их выявления, отбора, хранения, распространения, повышения их качества. Менеджмент знаний связан с созданием обучающей среды, в т.ч. интерактивной, где происходит обмен информацией и есть возможности для её эффективного осмысления и усвоения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: