double arrow

Процесс создания хозяйствующего субъекта: его стратегия. Классификация стратегий

В процессе создания хозяйствующего субъекта выделяют следующие этапы:

1. Определение состава учредителей, проведение общего собрания учредителей. В хозяйственном обществе может быть как один, так и несколько учредителей (п. 1 ст. 66 ГК РФ), в хозяйственных товариществах − минимум 2 (ст. 81 ГК РФ), а в производственных кооперативах − минимум 5 учредителей (ст. 4 ФЗ «О производственных кооперативах»). Вместе с тем, однако, следует учесть, что учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее их одного лица. Полными товарищами в товариществах могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере − граждане и юридические лица. В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об акционерных обществах» число акционеров НАО не должно превышать 50, а число акционеров ПАО не ограничено. Законодательство устанавливает также ограничения на участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах (например, для государственных и муниципальных служащих).

2. Выбор организационно-правовой формы, который осуществляется в зависимости от следующих факторов:

− численности и статуса учредителей (например, один учредитель может создать только хозяйственное общество, граждане вправе учредить хозяйственное общество, производственный кооператив, но не хозяйственное товарищество);

− профиля деятельности создаваемой организации (например, кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, а аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-правовую форму, кроме ПАО);

− источников капитала (например, имущественные вклады работников);

− выбора структуры отношений как между учредителями, так и между органами управления;

− меры трудового и иного личного участия учредителей в деятельности коммерческой организации (например, производственный кооператив предполагает совместную производственную и иную деятельность его членов);

− возможности контролировать иные коммерческие организации (например, отношения основного и дочернего, преобладающего и зависимого обществ);

− меры ответственности учредителей по обязательствам коммерческой организации (напимер, в хозяйственных товариществах полные товарищи несут солидарно субсидиарную ответственность по обязательствам личным имуществом, а в обществе с ограниченной ответственностью или в акционерном обществе учредители лишь рискуют своим вкладом в уставный капитал).

3. Оформление учредительных документов − учредительный договор (для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ) − документ, который заключается учредителями юридического лица в простой письменной форме путем составления единого документа с указанием в нем места и даты заключения договора, а также срока его действия. Учредители закрепляют в учредительном договоре намерение создать юридическое лицо, определяют порядок совместных действий по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Устав − второй учредительный документ для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью и единственным для производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, − документ, устанавливающий правовой статус организации. Основное назначение устава − информировать контрагентов и иных лиц, вступающих в отношения с коммерческой организацией, о круге ее деятельности, структуре и полномочиях органов управления. В уставе определяются организационно-правовая форма организации, ее наименование, место нахождения, размер уставного капитала, ответственность участников за нарушение обязанностей по оплате уставного капитала, состав и компетенция органов управления, порядок принятия ими решений.

4. Разработка наименования коммерческой организации.

5. Определение места нахождения организации. Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

6. Формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда. На момент государственной регистрации уставный капитал хозяйственного общества должен быть оплачен его учредителями не менее чем наполовину. Члены производственного кооператива обязаны внести к моменту государственной регистрации кооператива не менее чем 10% паевого взноса. Остальная часть паевого взноса вносится в течение года после государственной регистрации кооператива.

7. Государственная регистрация юридического лица в установленном законом порядке.

8. Лицензирование – это форма предварительного государственного контроля, в ходе которой проверяется возможность субъектом хозяйственного права осуществлять хозяйственную деятельность. Цель − обеспечение безопасности государства, защита жизни, здоровья и имущества граждан.

Эталонные стратегии:

• стратегия концентрированного роста;

• стратегия интегрированного роста;

• стратегия дифференцированного роста;

• стратегия сокращения.

Каждая стратегия имеет своиподстратегии.

1. Стратегия концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают три других элемента. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Если меняется рынок, то фирма ведет поиск перехода на новый рынок или улучшает свое состояние на старом (существующем) рынке (как бы расширяет рынок).

Различают следующие типы стратегий концентрированного роста:

а) стратегия усиления позиций на рынке. Фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. В рамках этой стратегии может осуществляться «горизонтальная интеграция», при которой фирма пытается установить контроль над своими конкурентами;

б) стратегия развития рынка заключается в поиске новых рынков для уже производимых продуктов;

в) стратегия развития продукта предполагает решение задачи роста за счет производства нового продукта и его реализации на уже освоенном фирмой рынке.

2. Стратегия интегрированного роста. Суть стратегии заключается в расширении фирмы путем добавления новых структур. Фирма может осуществлять интегрированный рост как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом в обоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли.

Существуют два основных типа структур интегрированного роста:

а) стратегия обратной вертикальной интеграции. Она направлена на рост фирмы за счет приобретения либо усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение. Реализация стратегии обратной вертикальной интеграции уменьшает зависимость от колебания цен на комплектующие и влияние поставщиков;

б) стратегия вперед идущей вертикальной интеграции которая выражается в росте фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем. Это выгодно в том случае, если посреднические услуги расширяются или когда фирма не может найти посредников с качественным уровнем работ.

3. Стратегия дифференцированного роста. Реализуется в том случае, если фирмы дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. К данному типу относятся:

а) стратегия концентрированной диверсификации, которая основывается на поиске и использовании возможностей, заключающихся в существующем бизнесе для производства новых продуктов. При этом существующее производство остается в центре бизнеса;

б) стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой;

в) стратегия конгломеративной диверсификации состоит в том, что фирма расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми продуктами, новых продуктов, которые реализуются на новых рынках.

4. Стратегия сокращения. Она реализуется:

• при спаде или кардинальных структурных изменениях в экономике;

• в связи с необходимостью повышения эффективности;

• при перегруппировке сил после длительного роста.

Эти стратегии включают в себя:

а) стратегия ликвидации. Это предельный случай стратегии сокращения, т.е. дальнейший бизнес невозможен;

б) стратегия «сбора урожая», т.е. отказ от долгосрочного развития фирмы в пользу максимального получения доходов в ближайшей перспективе. Технология данной стратегии включает в себя сокращение затрат на закупки, рабочую силу и максимальное получение доходов от распродажи имеющегося продукта и продолжающегося сокращения производства;

в) стратегия сокращения (в диверсифицированном бизнесе). Она заключается в том, что фирма закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнесов для того, чтобы осуществлять долгосрочное изменение границ ведения бизнеса.

Реализуется эта стратегия, как правило, в двух случаях:

• когда одно производство плохо сочетается с другим;

• когда необходимо получить средства для развития более перспективных бизнесов или новых более соответствующих долгосрочным перспективным целям;

г) стратегия сокращения расходов. Ее должны использовать все организации в рыночной экономике.

Основная идея – поиск новых возможностей уменьшения издержек и проведения соответствующих мероприятий по сокращению затрат. Технология данной стратегии связана со снижением производственных затрат, повышением производительности, сокращением найма и увольнением персонала, сокращением производства прибыльных товаров, закрытием прибыльных мощностей.

На практике компании используют несколько стратегий или реализация стратегии осуществляется в определенной последовательности. В этом случае говорят о комбинированной стратегии. Это особенно характерно для многопрофильных компаний.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: