Предмет, задачи и структура педагогической психологии

Вопросы к экзамену

1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии.

2. Методы исследований в педагогической психологии.

3. Программированное обучение, алгоритмизированное обучение.

4. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.

5. Знаково-контекстное обучение. Компетентностный подход в современном образовании.

6. Психологические основы «активизирующего» обучения, проблемное обучение.

7. Проблемы дифференцирования и индивидуализации обучения.

8. Развитие и обучение в отечественной образовательной системе. Концепции развивающего обучения.

9. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина

10. Теория развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. Психологические основы «развивающего» обучения, основные принципы обучения Л.В. Занкова.

11. Понятие, психологические характеристики и структура учебной деятельности. Классификация учебных действий. Психологические основы эффективных педагогических технологий.

12. Характеристика усвоения как основного показателя эффективности педагогической технологии. Умение, навык, компетентность в процессе усвоения.

13. Мотивы учения, их виды. Возрастные особенности мотивов учения. Формирование мотивации учения.

14. Причины неуспеваемости школьников. Пути предупреждения и коррекции неуспеваемости.

15. Педагогическая оценка и отметка. Виды педагогических оценок. Условия эффективности педагогической оценки.

16. Понятие «образовательная среда». Структура и психологические особенности компонентов образовательной среды.

17. Здоровьесберегающие технологии обучения. Типы, критерии оценки.

18. Мотивация исследовательской деятельности обучающихся. Содержание и методы руководства проектно-исследовательской деятельностью школьников.

19. Определение самостоятельной работы как высшей формы учебной деятельности. Организация и самоорганизация в самостоятельной работе.

20. Обучающийся как субъект учебной деятельности. Обученность, обучаемость, критерии оценки.

21. Обучающийся как субъект учебной деятельности: возрастные особенности учения.

22. Социально-психологические аспекты образовательного процесса.

23. Психология воспитания: концепции и парадигмы воспитания. Психологические механизмы воспитания. Уровни воспитания. Воспитанность, воспитуемость. Институты воспитания на разных возрастных этапах.

24. Специфические особенности педагогической деятельности, ее структура.

25. Понятие, виды, структура педагогического общения. Педагогическое общение как взаимодействие, барьеры педагогического общения, конфликты в педагогическом общении.

26. Психология личности учителя. Структура личности учителя.

27. Профессиональное развитие и профессиональные деформации личности учителя.

28. Понятие и виды педагогических способностей.

 

Предмет, задачи и структура педагогической психологии.

Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией.

Под объектом науки понимается та область действительности, на изучение которой направлена данная наука. Часто объект изучения фиксируется в самом названии науки.

Предмет педагогической психологии – психологические закономерности развития и изменения познавательной и личностной сферы человека в условиях обучения и воспитания.

Педагогическая психология изучает процесс учения: его структуру, характеристики, закономерности протекания. Педагогическая психология исследует также возрастные и индивидуальные особенности учения. Центральное место занимает изучение условий, дающих наибольший эффект развития.

В процессе учения человек усваивает не только интеллектуальный опыт, но и другие виды опыта: нравственный, эстетический и т.д. Когда речь идет об усвоении этих видов опыта, то этот процесс называют воспитанием. Таким образом, объектом педагогической психологии всегда являются процессы учения и воспитания. Во всех теориях учения объект один и тот же. Однако то, что изучается в этом объекте, т.е. собственно предмет исследования, зависит уже от теории.

Задачи педагогической психологии.

• раскрытие механизмов и закономерностей влияния обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

• определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;

• определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

• определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

• определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

• определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач.

Педагогическая психология призвана изучать строение, свойства и закономерности процесса учения. Ее центральной проблемой является выявление условий, обеспечивающих успешное усвоение знаний и умений, дающих высокий развивающий и воспитывающий эффект обучения.

Структура педагогической психологии

Структуру педагогической психологии составляют три раздела:

1) психология обучения;

2) психология воспитания;

3) психология учителя.

1. Предмет психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, раскрывается психологическая сущность учебного процесса. Психология обучения исследует, прежде всего, процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных этапов, условий и критериев успешного протекания. Особую задачу педагогической психологии составляет разработка методов, позволяющих диагностировать уровень и качество усвоения.

2. Предмет психологии воспитания - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе.

3. Предмет психологии учителя - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности. Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются: определение творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов; изучение эмоциональной устойчивости учителя; выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащегося и ряд других.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: