double arrow

Анализ системы управления персоналом ОАО «Продтовары»

 

Основная задача ОАО «Продтовары» в области системы управления персоналом заключается в формировании «команды», состоящей из высококвалифицированных работников, стремящихся реализовать свой потенциал в решении технических, экономических и социальных задач ОАО «Продтовары».

Создание условий для оптимального использования кадрового потенциала, укрепления единой корпоративной культуры, эффективной мотивации и профессионального развития работников.

Целью системы управления персоналом в ОАО «Продтовары» является формулирования ключевых принципов управления персоналом и характеристика основных направлений системы управления персоналом.

Основополагающим принципом системы управления персоналом в организации является ее направленность на обеспечение баланса между экономической и социальной эффективностью использования человеческих ресурсов. Под экономической эффективностью понимается использование результатов профессиональной деятельности работников ОАО «Продтовары» для достижения стратегических целей и задач ОАО «Продтовары».

Социальная эффективность заключается в создании условий для удовлетворения социально-экономических ожиданий, потребностей и интересов работников ОАО «Продтовары».

Ключевые принципы системы управления персоналом приведены в таблице 13.

Таблица 13.

Ключевые принципы системы управления персоналом в ОАО «Продтовары»

Принципы Описание
1 доступность и открытость для персонала ОАО «Продтовары» на предприятии работники оповещаются о всех нововведениях в области кадрового управления; основные положения политики в области управления персоналом изложены в кодексе корпоративной культуры, с которым ознакомлен каждый работник.
2 гибкость возможность применения в условиях динамичных организационных, экономических, а также внешних изменений. Этот принцип особенно актуален в условиях современного кризиса строительной отрасли.
3 обязательность для исполнения работниками любого должностного уровня принципов политики по управлению персоналом, а также процедур управления персоналом, закрепленных во внутренних нормативных документах.
4 универсальность направленность на обеспечение комплекса мер, позволяющих решить любые производственные, профессиональные и социальные ситуации.

Продолжение таблицы 13.

 

5 совершенствование постоянное совершенствование методов управления персоналом на основе современных концепций управления персоналом с учетом особенностей и стандартов ОАО «Продтовары»;
6 эффективность соответствие затрат полученным результатам по количеству и качеству
7 объективность обеспечение непредвзятого, всестороннего подхода, который отражает реальную действительность и достигаемые задачи
8 преемственность обозначение долгосрочных ключевых принципов политики в области управления персоналом ОАО «Продтовары», приверженность которым сохраняется в условиях динамичных организационных, экономических, а также внешних изменений.

 

Система управления персоналом в организации основывается на кадровой политике.

Проанализируем основные направления кадровой политики ОАО «Продтовары»:

1. Обеспечение предприятия человеческими ресурсами (планирование потребности в персонале, поиск персонала, набор и отбор персонала);

2. Использование персонала (адаптация персонала, мотивация персонала, оценка персонала, составление индивидуальных программ карьерного роста);

3. Управление знаниями в компании (централизация и систематизация знаний, коллективизация знаний, интенсивность создания и использования знаний, организация системы профессионального обучения сотрудников организации);

4. Корпоративная культура (создание и продвижение);

5. Планирование потребности в персонале должно быть направлено на решение специфических задач управления персоналом. К числу таких задач относятся:

– точное определение потребностей организации (предприятия) в персонале на плановый период;

– определение потребности в привлечении (или высвобождении) работников исходя из перспектив развития фирмы в плановом периоде;

– обеспечение рационального использования кадрового потенциала организации (предприятия);

– разработка мероприятий по развитию и обучению персонала в плановом периоде;

– определение расходов на персонал.

В ОАО «Продтовары» развиты только некоторые элементы системы планирования потребности в персонале:

– разрабатываются мероприятия по развитию и обучению персонала, на основании заявленной потребности в обучении и развитии как сотрудниками так и их руководителями составляется план обучения на год, на основании этого плана сотрудниками разрабатываются внутренние обучающие программы;

– отдел обучения составляет сводный план обучения в компании, утверждает его у генерального директора и вносит сумму расходов на обучение в годовой бюджет;

– определяется фонд оплаты труда на год, с учетом плановых повышений уровня оплаты труда, возможных реструктуризационных изменений и т.п. в соответствии с планом развития организации на год;

– формируется бюджет затрат на привлечение персонала;

– определяется фонд дополнительных социальных выплат;

– формируется бюджет на социально-корпоративную сферу и т.п.;

– остальные элементы системы планирования потребности в персонале развиты слабо и носят не системный характер.

Поиском, набором и отбором персонала в ОАО «Продтовары» занимаются специалисты отдела службы по управлению и развитию персонала на основании поданной руководителем заявки на подбор персонала.

На этапе подбора персонала соискатели заполняют анкеты и листы самоанализа, проходят собеседование с менеджером по персоналу, он использует различные методы проведения интервью с кандидатом:

1) стандартное биографическое интервью;

2) структурированное интервью: проективные вопросы, case-интервью, биографическое интервью, оценка достоверности информации;

3) стресс-интервью;

4) интервью по компетенциям «20 граней».

На этапе отбора кандидаты проходят психологическую оценку. В 2012 году в ОАО «Продтовары»  психологическую оценку прошли 24 кандидата.

Большим недостатком кадровой политики в данном направлении является отсутствие кадрового резерва. Внедрение технологии кадрового резерва позволит оперативно закрывать вакансии, сократить затраты на подбор персонала, повысит мотивацию сотрудников, даст возможность карьерного роста опытным сотрудникам.

Большое число сотрудников увольняется в первый месяц работы на новом месте, чтоб избежать этого, в компании разработана и внедряется система адаптации и наставничества новых сотрудников. Положение о системе индивидуального наставничества апробировалось в июле 2009 г. и вступило в действие с сентября 2009 г. Система адаптации в ОАО «Продтовары» включает в себя:

1) каждый вновь принятый в компанию сотрудник получает «Справочник новичка» он разработан и введен в использование для наиболее эффективного и оперативного ознакомления вновь принятых сотрудников с информацией о структуре компании, её истории, направлениях бизнеса, руководителях, корпоративном кодексе и корпоративных стандартах, а также образцами необходимых документов и списком «нужных» телефонов;

2) в первые две недели работы все новые сотрудники посещают обучающее мероприятие, где получают более подробную информацию о структуре компании, направлениях ее деятельности, системе обучения и развития сотрудников компании, знакомятся с корпоративной культурой;

3) должностная инструкция;

4) должностные обязанности;

5) карта компетенций;

6) карта взаимодействия.

Так же этими документами руководствуются менеджеры по персоналу при подборе сотрудников на открытые вакансии.

Система мотивации персонала ОАО «Продтовары» представляет собой совокупность систем материального и нематериального стимулирования сотрудников. Система мотивации персонала состоит из следующих компонентов:

– система прямой материальной мотивации;

– система косвенной материальной мотивации;

– система нематериальной мотивации.

Система прямой материальной мотивации персонала состоит из базового оклада и премиальных (переменная часть заработной платы и премия из фонда руководителя). Базовый оклад - это постоянная часть заработной платы работника, премиальные - это переменная часть заработной платы сотрудника, которая может быть пересмотрена. Таким образом, система прямой материальной мотивации фактически есть ни что иное, как система оплаты труда. Для специалистов базовый оклад составляет 50% заработной платы, 50% - премиальные за выполнение специальных задач. Для среднего и топ-менеджмента базовый оклад - 100%, премиальные - 200%. Так же при наличии дополнительных средств в ФОТ руководитель может выписать сотруднику «премию из фонда руководителя» по результатам работы за определенный период или за достижение отличных результатов деятельности.

Таким образом, прямой материальной мотивациейв ОАО «Продтовары» является заработная плата, которая зависит от занимаемой должности, квалификации, стажа работы, количества и качества затрачиваемого труда.

Система косвенной материальной мотивации - это так называемый компенсационный пакет (соцпакет), предоставляемый работнику. Компенсационный пакет - это бенефиты, предоставляемые сотруднику организации в зависимости от уровня его должности, профессионализма, авторитета.

Систему косвенного материального стимулирования анализируемого предприятия можно разделить на два блока:

1) обязательные бенефиты - регламентируются трудовым законодательством (оплата больничных листов, оплата ежегодных отпусков, обязательное медицинское страхование, отчисления на обязательное пенсионное страхование);

2) добровольные бенефиты - используются работодателем на добровольной основе в соответствии с положением о социальных выплатах и льготах работникам, размер выплат корректируется ежегодно (бракосочетание, рождение ребенка, сильное повреждение или утеря имущества, смерть родственника 1-го круга).

3) система нематериальной мотивации - это совокупность внешних стимулов немонетарного характера, которые используются в организации для поощрения эффективного труда сотрудников. Практический опыт показывает, что зарплата и используемая система бенефитов (соцпакет) не всегда являются решающим фактором повышения заинтересованности сотрудников к работе в тои или иной организации. Очень важным условием для решения данной задачи является использование методов нематериального стимулирования. В ОАО «Продтовары» используются традиционные методы нематериального стимулирования, такие как:

– обеспечение карьерного роста сотрудников (бесплатное обучение, движение «вверх» по карьерной лестнице с повышением занимаемого статуса);

– приоритет при планировании отпуска;

– устная и/или письменная благодарность за эффективную работу по итогам работы за полгода и год, ценные призы (за полгода благодарность вручается при общем собрании коллектива структурной единицы генеральным директором, за год - на Новогоднем корпоративном мероприятии группы компаний, так же вручаются ценные призы. Само Новогоднее мероприятие так же является методом нематериального стимулирования, т.к. проводится с приглашением артистов и полностью за счет компании);

– доска почета (представление на сотрудника для размещение на доске почета вносит руководитель структурной единицы каждые полгода на имя генерального директора. Представление включает в себя: резюме сотрудника, результаты деятельности за год, обоснование для размещения на доске почета);

– организация и проведение корпоративных мероприятий для сотрудников и их детей.

– в компании регулярно проводятся мероприятия по обмену опытом, где сотрудники делятся знаниями и навыками, в том числе, полученными на внешнем обучении.

Анализ системы управления персоналом ОАО «Продтовары» выявил следующие проблемы в управлении персоналом:

– отсутствие кадрового резерва;

– непрозрачная и несправедливая модель компенсаций и вознаграждений каждого работника в соответствии с выполняемым функционалом, статусом позиции, ответственности в рамках компетенций, с вкладом в общий результат;

– необъективность оценки по итогам аттестации, не учитываются объективные показатели работы (KPI).

Все основные проблемы в системе управления персоналом можно представить в таблице 14.

 

Таблица 14

Основы проблемы системы управления персоналом в ОАО «Продтовары» и пути их решения

№ П/п Проблемы   Пути решения Сроки Ответственные
1 Отсутствие кадрового резерва 1. Выявить основные цели сотрудников. 2. Проводить мониторинг уровня системы набора, отбора и подготовки кадров. 3.Предоставление сотрудникам быстрого карьерного роста В течение 2014 года Начальник отдела управления персоналом. Менеджеры отдела управления персоналом
2 Непрозрачная и несправедливая модель компенсаций и вознаграждений каждого работника 1. Применять систему награждений и наказаний. 2. Сформировать новый социальный пакет В течение 2014 года Главный бухгалтер. Бухгалтерия.
3 Необъективность оценки по итогам аттестации 1. Периодическое повышение квалификации работников. 2. Поднять корпоративный дух. 3. Новая система оценки и аттестации персонала. В течение 2014 года Начальник отдела управления персоналом. Менеджеры отдела управления персоналом

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: