3.12. Себестоимость перевозок в части расходов, зависящих от размеров движения, при изменении объема перевозок ….
1. остается постоянной;
2. изменяется обратно пропорционально объему перевозок;
+изменяется прямо пропорционально объему перевозок.
3.13. Себестоимость перевозок в части расходов, независящих от размеров движения, при изменении объёма перевозок ….
+остаётся постоянной;
2. изменяется обратно пропорционально объёму перевозок;
3. изменяется прямо пропорционально объёму перевозок.
3.14. Величины себестоимости перевозок разных видов грузов ….
1. одинаковы;
+различны;
3. одинаковы, если масса груза совпадает.
3.15. Зависимость всех расходов железных дорог от пяти измерителей: вёрст длины дороги, осе-вёрст вагонов и поездо-вёрст отдельно в грузовом и пас-сажирском исследовал в своей работе …
1. Л.В. Канторович;
2. Д.А. Мачерет;
+А. Н. Фролов;
4. А.М. Шульга.
Тема 4. История экономического развития железных дорог
в России в конце XIX – начале XX в.
4.1. Тарифная мера, которая заключалась в установлении повышенных тарифных плат при перевозке хлебных грузов из районов Сибири в евро-пейскую часть России, называлась …
1. «Сибирская цена»;
2. «Европейская тарифная плата»;
+ «Челябинский тарифный перелом»;
4. «Уральский ценовой порог»;
5. «Таможенный сбор».
4.2. Система ставок, по которым взимается плата за транспортные услуги – это...
+ транспортный тариф;
2. себестоимость перевозок;
3. доходная ставка.
4.3. Системы «партионных тарифов» позволяла определять уровень провозных плат на основе …
+ массы грузовых отправок;
+ дальности перевозки грузов;
3. количества отправленных вагонов.
4.4. Системы «партионных тарифов» начала действовать с …
1. 20 января 1921 г.;
+ 1 июля 1920 г.;
3. 15апреля 1917 г.
4.5. Бесплатные грузовые перевозки по железным дорогам были в период с …
+января 1921 г. по июнь 1921 г.;
2. мая 1924 г. по ноября 1924 г.;
3. марта по сентябрь 1925 г.
4.6. Платность грузовых перевозок была восстановлена в …
1. сентябре 1925 г.;
+ июне 1921 г.
3. ноябре 1924 г.
4.7. Первоначально провозная плата включала в себя плату за:
+пользование путем и его принадлежностями;
+пользование подвижным составом;
+ собственно перевозку;
4. охрану груза в пути следования.
4.8. На железнодорожном транспорте применялись следующие системы провозных плат:
+ «натуральная»;
2. «стоимостная»;
+ «историческая»;
4. «экономическая».
4.9. Система провозных плат, при которой величина тарифа не зависит от наименования перевозимого товара, а зависит лишь от расстояния и плотности товара …
+ «натуральная»;
2. «стоимостная»;
3. «историческая»;
4. «экономическая».
4.10. Система провозных плат, при которой тариф зависит от наименования товара, расстояния перевозки, веса и объема товара …
1. «натуральная»;
2. «стоимостная»;
+«историческая»;
4. «экономическая».
4.11. Рефакционные тарифы – это …
+ тарифы со скидкой;
2. повышенные тарифы;
3. тарифы в валюте.
4.12. Автором книги «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», вышедшей в 1883 г был …
1. А. П. Абрамов;
2. А. В. Крейнин;
+С. Ю. Витте.
4.13. Количество принципов, сформулированных автором в книге «Прин-ципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» …
1. 15;
2. 13;
+23;
4. 29.
4.14. Постепенное приближение тарифов к себестоимости и сужение при-менение льготных тарифов началось в … годах XX в.
+ 20 гг.;
2. 40 гг.;
3. 50 гг.;
4. 90 гг.
4.15. Тарифная мера «челябинский тарифный перелом» действовала до …
+ 1897 г.;
2. 1934 г.;
3. 1917 г.
Тема 5. История экономики и управления железнодорожным транспортом в Советский период
5.1. Общий Устав железных дорог РСФСР, заменивший закон 1885 г., был разработан в …
+1920 г;
2. 1917 г;
3. 1934 г.
5.2. Хозяйственный расчет на железнодорожном транспорте был утвержден Совнаркомом …
+ 16 января 1922 г.;
2. 26 ноября 1940 г.;
3. 10 апреля 1930 г.
5.3. Положение о Народном комиссариате путей сообщения (НКПС) было утверждено в …
+1917 г.;
2. 1921 г.;
3. 1956 г.
5.4. Государственный орган, управлявший деятельностью железнодорож-ного и других видов транспорта ряда советских государств в 1917-1946 годах …
+ Народный комиссариат путей сообщения;
2. Министерство путей сообщения;
3. Главное общество российских железных дорог;
4. Коммунистическая партия Советского Союза.
5.5. Центральное управление железнодорожного транспорта (ЦУЖЕЛ), входившее в структуру НКПС состояло из отделов:
+ эксплуатации;
2. пути и сооружений;
3. тяги и подвижного состава;
4. холодильного;
5. нефтяной комиссии;
+ планово-экономического.
5.6. Для разработки перспективных планов работы в качестве постоянного совещательного органа при НКПС 24 апреля 1922 г. была образована …
1. Планово-экономическая группа;
+Транспортная плановая комиссия;
3. Статистическая комиссия.
5.7. Согласно Положения о правлении железных дорог, утвержденного Советом труда и обороны от 31 мая 1922 г., железные дороги становились …
1. государственными;
2. частными;
+ самостоятельными хозяйственными единицами;
5.8. Важнейшей стройкой первой пятилетки стало строительство …
1. Транссиба;
2. Турксиба;
+БАМа.
5.9. 17 мая 1934 г. ЦИК СССР учредил высшую профессиональную награ-ду железнодорожного транспорта - …
+ «Почетный железнодорожник»;
2. «Ведущий строитель железных дорог»;
3. «Лучший по профессии».
5.10. Согласно постановления «О перестройке системы заработной платы и нормирования труда на железнодорожном транспорте», для рабочих и ИТР, непосредственно работающих на линии, устанавливалась - …
1. более высокая заработная плата;
2. более низкая заработная плата;
3. бестарифная система оплаты труда;
+ уравненная заработная плата.
5.11. Профессиональная газета, вышедшая в декабре 1917 г, называлась …
1. «Локомотив»;
2. «Железнодорожник»;
3. «Магистраль»;
+ «Гудок».
5.12. Первый профессиональный праздник, установленный в Стране Со-ветов …
+День металлурга;
2. День бухгалтера;
+День железнодорожника;
4. День транспортника;
5.13. В годы четвертой пятилетки система управления железнодорожным транспортом была преобразована из Наркомат в …
1. Главное общество российских железных дорог;
+ Министерство путей сообщения;
3. ОАО «РЖД».
5.14. Первым министром путей сообщения СССР был …
1. С.Ю. Витте;
2. Ф.Э. Дзержинский;
+ И.В. Ковалев.
5.15. Пути развития железных дорог после Гражданской войны были указаны в …
+ Государственном плане электрификации России;
2. Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2010 г.;
3. Уставе железнодорожного транспорта;
4. Программе модернизации транспортной отрасли.
5.16. Правления железных дорог создавались для …
1. Строительства новых железных дорог в Восточной части страны;
+Развития коммерческо-хозяйственной деятельности;
3. Формирования новых рабочих мест.
5.17. Основными функциями правления железных дорог были:
1. разработка планов строительства железных дорог;
2. установление тарифов на местные перевозки;
3. изучение районов тяготения для выяснения их экономических возмож-ностей;
4. руководство за правильным функционированием хозяйственно-коммерческих органов дороги;
5. привлечение к работе большего числа сотрудников, за счет расширения административно-управленческого штата.
Тема 6. Исторический обзор развития на железнодорожном транспорте теории эффективности капитальных вложений
6.1. Инвестиции в основной капитал, в т. ч. затраты на новое строитель-ство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря принято называть ….
1. материальными затратами;
+ капитальными вложениями;
3. единовременными выплатами;
4. банковским кредитом.
6.2. Полезный результат, полученный в ходе осуществления инвестици-онного проекта, определяемый как разность между результатом, выраженным в стоимостном эквиваленте, и затратами, обусловившими его получение, пред-ставляет собой ….
+экономическую эффективность инвестиций;
2. реальное значение инвестиций;
3. экономический эффект инвестиций.
6.3. Период, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными ре-зультатами от его осуществления ….
Срока окупаемости
6.4. К показателям оценки эффективности инвестиционных проектов относятся:
1. чистый доход;
+ чистый дисконтированный доход;
+ внутренняя норма доходности;
4. срок окупаемости;
5. коэффициент ликвидности;
6. прямой доход.
6.5. Автором высказывания «Не все то дешево потом, за что заплачено сейчас дешевле» является …
1. В.А. Яцына;
2. В.А. Сокольский;
+ Ю.В. Ломоносов.
6.6. Отношение прироста национального дохода, получаемого в резуль-тате реализации инвестиционного проекта, к величине потребных для его реа-лизации капитальных вложений представляет собой …
1. коэффициент общей эффективности капитальных вложений;
2. коэффициент текущей ликвидности;
3. срок окупаемости капитальных вложений.
6.7. Показатель «Сумма приведенных строительно-эксплуатационных рас-ходов» предложил …
1. Ю.В. Ломоносов;
2. В.А. Сокольский;
3. Т.С. Хачатуров;
+ М.М. Протодьяконов.
6.8. Коэффициент абсолютной эффективности капитальных вложений при расчете эффективности предложил …
+ Т.С. Хачатуров;
2. Г.И. Черномордик;
3. В.А. Яцына;
4. Г.М. Шахунянц.
6.9. Для учета фактора разновременности затрат М.М. Протодьяконов предложил использовать коэффициент...
+ ликвидности;
+ окупаемости;
3. отдаленности;
4. эффективности.
6.10. Всесоюзная научно-техническая конференция, посвященная об-суждение различных аспектов сравнительной эффективности, состоялась в …
1. 1917 г.;
2. 1934 г.;
+ 1958 г.;
4. 1990 г.
6.11. Результатом научно-практической конференции по вопросам эффек-тивности стало создание …
1. «Типовой методики определения экономической эффективности капи-тальных вложений и новой техники в народном хозяйстве СССР»;
2. «Инструкции по определению экономической эффективности капиталь-ных вложений на железнодорожном транспорте»;
3. «Методики определения эффективности инвестиций».
6.12. Чистый доход по инвестиционному проекту за расчетный период выражается формулой ….
+ ЧД= Pt-3t
Где - длительность расчетного периода, лет;
- приток денег (доход или экономия текущих расходов) в t-ом году;
- суммарные инвестиционные затраты в t-ом году, т.е. остаток средств.
6.13. Если индекс доходности больше единицы (ИД>1), то проект ….
1. следует отвергнуть;
+ следует принять;
3. ни прибыльный, ни убыточный.
6.14. Основными принципами и подходами к оценке эффективности инве-стиционных проектов являются:
+ сопоставимость условия сравнения различных проектов;
+ учет фактора времени;
+ учет влияния неопределенности и рисков;
4. наличие денежных средств у инвестора;
6.15. Экономический эффект - это …
1. отношение результата к затратам;
+ разница между результатом и затратами;
3. произведение результата и затрат.
6.16. Экономическая эффективность - это …
+ отношение результата к затратам;
2. разница между результатом и затратами;
3. произведение результата и затрат.
Тема 7. Экономические проблемы железнодорожного транспорта России в период становления рыночной экономики
7.1. С 1 августа 1995 г. при установлении тарифов на железнодорожные перевозки введено деление перевозимых грузов на ….
+ три класса;
2. четыре класса;
3. пять классов.
7.2. Для грузов с транспортной составляющей в цене 15–70% тарифы …
+ снижались на 30-35%;
2. повышались на 35%;
3. оставались на прежнем уровне.
7.3. Для грузов с транспортной составляющей в цене 8–15% тарифы …
1. снижались на 30-35%;
+ повышались на 35%;
3. оставались на прежнем уровне.
7.4. Для грузов с транспортной составляющей в цене менее 8% тарифы …
1. снижались на 30-35%;
+ повышались на 35%;
3. оставались на прежнем уровне.
7.5. Грузовые тарифы являются …. ценами перевозки ….
+ оптовыми;
2. розничными;
3. дисконтными.
7.6. Пассажирские тарифы являются … ценами перевозки ….
1. оптовыми;
+ розничными;
3. дисконтными.
7.7. В основе пассажирских тарифов лежит …
+ спрос и предложение на пассажирские перевозки;
2. количество перевезенных пассажиров;
+ себестоимость пассажирских перевозок.
7.8. Нормативный документ, который используют при определении тари-фов на перевозку …
1. Прейскурант 10-01;
2. Номенклатура доходов и расходов;
3. Стратегия развития ОАО «РЖД» до 2030 г.;
4. ПТЭ.
7.9. Периоды развития тарифообразования в сфере грузовых перевозок на железнодорожном транспорте в России:
1) 1790-1838 гг.
+ 2) 1838–1888 гг. В) нерегламентированное установление тарифов на перевозку гру-зов по дорогам, принадлежащим тому или иному частному обществу; тарифы строились с учётом издержек; тарифы на отдельных дорогах различались не только по уровню, но и по единице измерения; тарифы на короткие расстояния были выше тарифов на длинные расстояния
+3) 1889–1928 гг. Г) развивались рыночные отношения с возрастающим влиянием государства в регулировании тарифных отношений; тарифы формиро-вались с учётом платежеспособности грузов, качества и скорости перевозки; главный критерий при этом – безубыточность тарифов;
+4) 1929–1990 гг. А) период планово-директивной экономики, когда преобладал прин-цип ориентации тарифообразования на среднесетевую себестои-мость; тарифы регулировались государством, при формировании та-рифов учитывались общехозяйственные факторы, в том числе вза-имное расположение производящих и потребляющих районов;
+5) 1991–2001 гг. Б) последовательное приспособление к развивающимся в стране рыночным отношениям, характеризуемое поисками подходов перехо-да к новым экономическим и социальным отношениям; государствен-ное регулирование грузовых тарифов, построение тарифов на основе безубыточности и заданной нормы рентабельности; грузы разделены на классы, а тарифы на перевозку зависят от класса грузов;
+6) 2003 год –настоящее время Д) развитие системы тарифообразования в условиях изменения фор-мы собственности железнодорожного транспорта и функционирова-ния холдинга ОАО «РЖД» и при участии в перевозке грузов транспортных предприятий различных форм собственности; утвер-ждение Постановлением ФЭК РФ от 17 июня 2003 г. № 47-т/5 но-вой редакции Прейскуранта № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными доро-гами».
7.10. Опыт Белорусской железной дороги по внедрению прогрессивной технологии перевозок, достижения научно-технического прогресса, автомати-зации систем управления привел к:
1. сокращению персонала и экономии фонда оплаты труда;
2. увеличению длины железных дорог;
3. повышению ставок и окладов работников.
7.11. ОАО «Российские железные дороги» было создано в …
+ сентябре 2003 г.;
2. январе 2010 г.;
3. апреле 1995 г.
7.12. Причины совершенствования структуры управления железнодорож-ным транспортом (реструктуризации):
1. необходимость повышения производительности труда;
2. необходимость повышение доли транспортной составляющей в стоимо-сти продукции;
+ усиление конкуренции со стороны других видов транспорта;
4. малая эффективность четырехзвенной системы управления.
7.13. Хозяйственная деятельность Компании ОАО «РЖД» началась …
+ 1 октября 2003 года;
2. 1 февраля 2010 года;
3. 1 мая 1995 года.
7.14. К актуальным задачам, связанным с реформированием отрасли, от-носятся:
+ повышение качества транспортного обслуживания клиентуры;
+ совершенствование функций управления;
+ повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта;
4. повышение эксплуатационных расходов.
7.15. На базе Министерства путей сообщения в 2003 году создан (о) …
1. Главное общество российских железных дорог;
+ ОАО «Российские железные дороги»;
3. Департамент российских железных дорог.
7.16. В соответствии с «Программой структурной реформы на железно-дорожном транспорте», утвержденной 18 мая 2001 г., выделяются …
1. два этапа;
+ три этапа;
3. четыре этапа;
7.17. Министерство путей сообщения Российской Федерации было образовано …
1. 10 апреля 1995 года;
2. 1 октября 2003 года;
+ 20 января 1992 г.
7.18. Первым министром путей сообщения РФ был …
1. Фадеев Г.М.;
2. Якунин В.И.;
3. Витте С.Ю.;
+ Мельников П.П.
7.19. Эксплуатационная длина Российских железных дорог в 2012 г соста-вила …
1. 66,5 тыс. км.
+ 85,2 тыс. км.;
3. 154 тыс. км;
7.20. Количество железных дорог в России в настоящий момент …
+ 17 дорог;
2. 11 дорог;
3. 21 дорога;
4. 14 дорог.
7.21. Основные федеральные законы, действовавшие на железнодорожном транспорте до 90 гг. XX в.:
+ «О федеральном железнодорожном транспорте»;
+ «Транспортный Устав железных дорог РФ»;
3. «О естественных монополиях»;
4. «О защите прав потребителей»;
5. «Об образовании».
Тема 8. Исторический обзор развития технической
оснащенности российских железных дорог
и подготовки кадров для них
8.1. Основные направления развития и реконструкции вагонного парка:
1. создание вагонов нового поколения;
+ повышение доли специализированных вагонов;
+ поддержание работоспособности существующего вагонного парка;
4. сокращение количества вагонов.
8.2. Главным направлением реконструкции технических средств путевого хозяйства являются:
1. изменение ширины колеи по всей сети железных дорог;
+ усиление мощности верхнего строения пути;
+ улучшение системы состояния контроля пути;
+ повышение надежности всех технических средств путевого хозяйства.
8.3. Первое транспортное и строительное высшее учебное заведение в России …
1. Московский институт инженеров транспорта;
+ Институт Корпуса инженеров путей сообщения;
3. Уральский государственный университет путей сообщения.
8.4. Основателем и первым инспекторов Института Корпуса инженеров путей сообщения был …
+ Августин Бетанкур;
2. Сергей Витте;
3. Павел Мельников.
8.5. Институт Корпуса инженеров путей сообщения в 1864 г. был преобра-зован в …
1. Московский институт путей сообщения;
2. Российскую Академию путей сообщения;
+ Институт инженеров путей сообщения.
8.6. После окончания Институт Корпуса инженеров путей сообщения вы-пускникам присваивалось:
+ звание инженера путей сообщения;
+ воинское звание поручика;
3. звание инженер-строитель.
8.7. Первое транспортное среднее профессионально-техническое учебное заведение в России…
+ Военно-строительная школа путей сообщения;
2. железнодорожный техникум;
3. железнодорожно-строительный лицей.
8.8. Московское инженерное училище, учрежденное 23 мая 1896 г., имело второе название …
1. «Царское»;
+ «Императорское»;
3. «Коммунистическое»;
4. «Железнодорожное».
8.9. Училище, открывшееся в 1869 г, где впервые начали готовить началь-ников станций и их помощников, машинистов, техников, мастеров по ремонту ПС и пути, телеграфистов …
+ Александровское железнодорожное училище;
2. Московское инженерное училище;
3. Училище службы движения.
8.10. Количество университетов, подготавливающих специалистов желез-нодорожного транспорта, которое действует в России …
1. 17;
+ 9;
3. 25.
8.11. Название первого университета на Урале, занимающегося подготов-кой железнодорожников …
1. Уральский электромеханический институт Народного комиссариата пу-тей сообщения;
+ Уральского электромеханического института инженеров железнодорож-ного транспорта;
3. Уральская Академия путей сообщения;
4. Уральский государственный университет путей сообщения.
8.12. Открытие Уральского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта состоялось …
1. 1 февраля 1950 г.;
+ 17 ноября 1956 г.;
3. 10 июня 1960 г.
5. ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Доходы – денежные суммы, получаемые за выполненные перевозки.
Зависящие расходы – расходы, которые зависят от изменения объема перевозок (работ, услуг) и изменяющиеся прямопропорционально объёму работы.
Инвестиции – вложения финансовых средств в различные виды экономической деятельности в целях сохранения и увеличения капитала.
Инфраструктура – технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Капитальные вложения – инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектноизыскательские работы и другие затраты.
Независящие расходы – расходы, которые не зависят от изменения объема перевозок (условно-постоянные расходы).
Пенсионная касса – это организации, из которых выдавались ежегодные пенсии как самим участникам касс по прошествии определенного числа лет участия в кассе или по выслуге известного числа лет службы, так и членам семейств таких участников в случае смерти последних.
Пути сообщения – совокупность средств передвижения различных видов транспорта (безрельсового, водного, рельсового и т.д.).
Себестоимость продукции – денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию единицы продукции.
Тариф – система ставок платы за различные услуги.
Транспортная система – комплекс различных видов транспорта, находящихся в зависимости и взаимодействии при выполнении перевозок.
Цена – денежное выражение стоимости товара.
Ценовая политика – общие принципы, которых придерживается железнодорожный транспорт при установлении цен на свою продукцию.
Экономическая эффективность инвестиций – относительная величина, характеризующаяся отношением полезного результата (экономического эффекта) к инвестиционным затратам, обусловившим его получение.
Экономический эффект инвестиций – экономический результат, полученный в ходе осуществления инвестиционного проекта, определяемый как разность между результатом, выраженным в стоимостном эквиваленте, и затратами, обусловившими его получение.
Эксплуатационные расходы – текущие затраты железных дорог, необходимые для выполнения перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты.