Роль государства в развитии предпринимательского процесса

 

Споры о роли государства и о степени его вмешательства в экономические процессы не перестает волновать современную экономическую мысль. Как отмечают многие уважаемые ученые, экономике нельзя возвращаться к монетаристким теориям. Другие, не менее уважаемые экономисты, предлагают минимизировать роль государства [2,102].

Определяющая роль государства в стимулировании и регулировании предпринимательства является традиционной для страны. Государства всегда активно вмешиваются в деятельность предпринимателя, иногда выступая в качестве постороннего наблюдателя или арбитра. При этом используется достаточно разнообразный инструментарий, включающий широкий набор как экономических, так и административных рычагов.

Наиболее отчетливо это стало проявляться с начала XVIII столетия, когда начала складываться покровительственная система, определяющая в конечном счете судьбу предпринимательства. Именно государство, а не частный капитал, выступало главным инициатором развития большинства направлений предпринимательской деятельности.

Роль предпринимательства и национального капитала в создании экономической модели России, ее превращении в мировую экономическую державу явно осознавалось в эпоху Великой реформы, в годы царствования императоров Александра II и Александра III. Политика государства в отношении русской экономики преследовала главную цель - рост всех сторон русской промышленности как самого высокого условия процветания государства и нации [12,118-119].

Анализ путей развития и производственного предпринимательства позволяет сделать вывод, что крупная промышленность возникла, благодаря активной поддержке со стороны государства.

История накопила богатый опыт государственной поддержки частной инициативы и предприимчивости. Среди ее конкретных методов – разнообразные налоговые льготы

В отдельные периоды развитию предпринимательства способствовала протекционная таможенная политика.

Важнейшую роль в деятельности предпринимателей играли казенные заказы. Целая сеть частных предприятий различных отраслей работала преимущественно на казну.

Кроме экономической формы государственной поддержки широкое распространение получили внеэкономические рычаги – издание специальных профессиональных журналов для предпринимателей («Журнал мануфактур и торговли»), открытие учебных заведений, готовящих предпринимательские кадры (Горный кадетский корпус, Московская практическая академия коммерческих наук).

Чрезвычайно важны роль и усиление государства, а также других общественных институтов, направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей, законодательное и организационное обеспечение этого процесса [24,182].

Государство сыграло большую роль в повышении социального статуса предпринимателей, создание условий, при которых их деятельность стала уважаемой и почетной.

Государство играло решающую роль в развитии банковского предпринимательства. На протяжении длительного периода Государственный банк занимал доминирующее положение в кредитной системе. С развитием сети коммерческих банков и активизацией из деятельности он продолжал выступать орудием и проводником государственной политики. Она носила специфический характер казенной поддержки узких предпринимательских групп и предприятий, что выражалось в искусственном сдерживании организации новых банков и создании монопольного положения для существующих [10,124-126].

Таким образом, можно сделать вывод, государственное вмешательство в экономику предпринимательского процесса необходимо и играет большую роль в развитии и совершенствовании деятельности предпринимателей.

 



Заключение

 

Выводы по первой главе:

1. На протяжении длительного исторического периода (с эпохи средневековья до середины XIX в.) предпринимательство прошло сложный путь от простых торгово - посреднических операций к сочетанию товарообмена с промышленным предпринимательством, и, наконец, организацией фабрично-заводского производства. Соединение занятий торговлей и промышленным предпринимательством в XVIII в. Свидетельствовало, что эпоха чисто торгового капитала подходила к концу, наступал период постепенного занятия приоритетных позиций производственным капиталом, что означало дальнейшее развитие капиталистического уклада и постепенное превращение его в XIX веке в ведущую форму хозяйства.

2. Термин «предпринимательство» с течением времени видоизменялся, сущность понятия расширилась, как и придаваемые ему функции. В настоящее время оно трактуется так: «Предпринимательство (фр. enterprtase ) – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица».

3. Для развития предпринимательства существенное значение имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством. Предпринимательство, в первую очередь, связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функция предпринимательства должна состоять в том, чтобы производить, «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и получать за это материальное и моральное вознаграждение.

Выводы по второй главе:

1. Рыночная экономика, не смотря на ее многие положительные черты, неспособна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина.

2. Рыночная экономика не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не поддерживает социально незащищенные слои населения.

3. Рыночная экономика не решает и многие другие отдельные проблемы. Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность

Выводы по третьей главе:

1. Вовлечение государства обычно связывается с функциональными недостатками рыночного механизма, причем государство берет на себя предпринимательские функции отнюдь не из-за координации рыночных отношений (здесь оно может ограничиться мерами экономического и нормативного регулирования), а в условиях, когда частная фирма предпринимательства не способна обеспечить решение стоящих перед экономикой задач.

2. Политика государства в отношении экономики преследовало главную цель – рост всех сторон промышленности как самого важного условия процветания государства и нации.

3. государство сыграло большую роль в повышении социального статуса предпринимателей, создание условий, при которых их деятельность стала уважаемой и почетной.

4. Государственное вмешательство в экономику предпринимательского процесса необходимо и играет большую роль в развитии и совершенствовании деятельности предпринимателей.

 



Список литературы

1. Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства.// Хозяйство и право, 1995, №4, с. 59-67.

2. Блинов А. Заметки о роли государства в управлении экономикой.// Предпринимательство, 2001, №6, с. 102-108.

3. Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерлигов Ф.Ф. Экономика: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 1997, 400с.

4. Булыгин А.В. Предпринимательство. -М.: ИНФРА-М, 1998, 608с.

5. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство М.: «Софит», 1994, 496с.

6. Дерябина М. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и контроля.// Вопросы экономики, 2001, №10, с.55-69.

7. История предпринимательства в России. Книга первая. От средневековья до середины XIX века. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2000, 480с.

8. Колесникова Л. Предпринимательство: от максимализации прибыли к синергии социально-экономических систем.// Вопросы экономики, 2001, №10, с.40-54.

9. Краева Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности российского предпринимательства.// Общество и экономика, 1996, №9-10,с.47-69.

10. Кратко И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской империи.// Проблемы теории и практики управления, 1996, №5, с.123-127.

11. Курс экономической теории./ под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Издательство «Дис», 1997, 736с.

12. Мильнер Б.З., Архипов А.И., Городницкий А.Е. и другие. Государственная поддержка предпринимательства; концепция, формы, методы.// Общество и экономика, 1996, №17, с.118-174.

13. Нуреев Р.М. Курс макроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА/ издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2001, 572с.

14. Петросян Д., Хубнев Р. Многопрофильные консалтинговые центры для поддержки предпринимательства.// Проблемы теории и практики управления, 1997, №3, с.101-108.

15. Предпринимательство: Учебник для вузов/ под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Понеак, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ, 2000, 475с.

16. Предпринимательство: Учебник/ под ред. М.Г. Лапусты – М.:ИНФРА-М, 2001, 448с.

17. Предпринимательство: Учебник/ под ред. М.Г. Лапуты - М.:ИНФРА-М, 2002, 224с.

18. Сумуэльсон П.А., Нордхоус В.Д. Экономика.-М.: «Бином», «Лаборатория Базовых Знаний», 1997,800с.

19. Сироткин С.П. Экономическая теория/политическая экономия. – Кострома, 1997, с.302.

20. Современная экономика./ под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998, 672с.

21. Тарануха Ю. Предпринимательство в переходной экономике.// Экономист, 2000, №10, с.42-49.

22. Хоскинг А. Курс предпринимательства.-М.: Международные отношения, 1993, 352с.

23. Экономика: Учебник./ под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999, 792с.

24. Экономика: Учебник./ пол ред. А.С. Булатова.- М.: Юристъ, 2002, 896с.

25. Экономика предприятия: Учебник для вузов./ под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швадера. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000, 718с.

26. Экономическая теория (политэкономия): Учебник./ под ред. В.И. Видянина, Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1997, 560с.

27. Экономическая теория./ под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – С-Пб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2000, 544с.

28. Экономическая теория: Учебник./ под ред. В.Д. Камаева.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001, 640с.

 



Приложение

Таблица 1

Элементы процесса предпринимательства [25,21]

Определение и оценка возможности бизнеса Разработка бизнес-плана Определение потребности в ресурсах Управление предприятием
Продолжительность бизнеса Рынок для реализации бизнеса   Анализ конкуренции   Ценность бизнеса для рынка и предприятия   Риск и прибыль, которые содержит бизнес   Предприниматель-ские знания, навыки, желания   Раздел I Вступление Описание бизнеса Содержание плана Раздел II 1.Описание предприятия (резюме) 2.Анализ отрасли 3.План производства 4.План маркетинга 5.Финансовый план 6.Организационный план 7.Операционный план 8.Заключение. Расчет эффективности   Определение необходимых ресурсов Определение имеющихся ресурсов   Идентифицирование потребности в ресурсах   Определение поставщиков необходимых ресурсов   Разработка подхода к поставщикам Разработка стиля управления Внедрение системы контроля   Разработка организационных процедур   Регулярное проведение SWOT-анализа (сильные стороны, слабые, возможности и угрозы, их оценка)   Определение факторов успеха

 

Таблица 2

Законы в сфере предпринимательства США [25, 22-23]

Закон, год принятия Основные положения Закона
Антитрестовский закон Шермана, 1890 Запрещение а) «монополий или попыток монополизации» б) «договоров, разного рода объединений и сговоров, направленных на ограничение торговли» между штатами и внешней торговли
Закон о доброкачественности пищевых продуктов и медицинских препаратов, 1906 Запрещение производства, продажи или транспортировки фальсифицированных или неправильно маркированных продуктов или лекарств в рамках межштатовской торговли. В 1938 г. заменен Федеральным законом о пищевых продуктах, медикаментах и косметических средствах. В 1958 и в 1962 гг. в него внесены ужесточающие поправки.
Закон об учреждении Федеральной торговой комиссии, 1914 Учреждение комиссии – специализированного органа с широкими полномочиями по расследованию и пресечению действий, попадающих под юрисдикцию ст. 5, которая провозглашает, что «недобросовестные методы конкуренции в торговле являются незаконными»
Закон Клейтона, 1914 Дополнение к закону Шермана, запрещающее отдельные виды практической деятельности (определенные разновидности ценой дискриминации, включение в соглашения пунктов, ограничивающих действия партнера, использование ограничительной практики сбыта, владение акциями других корпораций и установление совместных директоратов)
Закон Уилера Ли, 1938 Запрещение недобросовестных и обманных действий и приемов независимо от того, наносится ли при этом ущерб конкуренции: учреждение юрисдикции Федеральной торговой комиссии над рекламой пищевых продуктов и медикаментов
Закон об отражении истины на упаковке и маркировке товаров, 1966 Введение правил на упаковку и маркировку товаров широкого потребления. Обязал производителей указывать точное содержание упаковки, имя изготовителя этого содержимого и точное количество содержимого.
Закон о безопасности потребительских товаров, 1972 Учреждение Комиссии по проблемам безопасности потребительских товаров и наделение ее правом введения стандартов безопасности на товары широкого потребления и санкций за несоблюдение этих стандартов
Закон о добросовестной практике взимания долгов, 1978 Объявление незаконными докучливое преследование или жесткое обращение с людьми, распространение лживых заявлений или использование недобросовестных методов при сборе долгов

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: