Организационно-экономическая характеристика предприятия

 

Общество с ограниченной ответственностью "Евроторг", зарегистрировано Минским горисполкомом решением от 02.08.2007г. № 1737 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 101168731, создано и действует в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь "О хозяйственных обществах" и другим действующим законодательством Республики Беларусь.

Участниками Общества являются:

- Иностранное торговое частное унитарное предприятие «Евроопт» (ИП «Евроопт»), 220099, г. Минск, ул. Казинца, 52а-21. УНП 100957635;

- "AMTI LIMITED", 13/14 New Bond Street, London WIS 3SX, England, (Компания «АМТИ ЛИМИТЕД», зарегистрированная на территории Англии, по адресу: 13/14 Нью Бонд Стрит, Лондон, WIS 3SX, Англия), регистрационный номер 5978569, именуемые в дальнейшем "Участники", а каждый в отдельности "Участник".

ООО "Евроторг" (торговая марка "Евроопт") - один из крупнейших на сегодняшний день операторов продовольственного рынка Беларуси, работающий в формате низких цен. Компания осуществляет свою деятельность с 1993 года. Создана и развивается розничная и оптовая сеть, состоящая из крупнейшего в Беларуси гипермаркета торговой площадью 11 тыс.кв.м и 20 магазинов с торговыми площадями от 200 до 1500 кв.м. В планах - довести к концу 2010 года число магазинов "Евроопт" по всей стране до 55. У компании наработаны связи с производителями Беларуси и с поставщиками более чем из 40 стран ближнего и дальнего зарубежья.

Целью производственно-хозяйственной деятельности торговой организации является получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов трудового коллектива, максимально полное и качественное обеспечение жителей прилегающих районов товарами народного потребления, завоевание на этой основе популярности.

Основными целями деятельности предприятия являются:

- хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли;

- удовлетворение потребностей потребителей, организаций, учреждений и граждан в производимых предприятием продукции, работах, услугах.

Общество с ограниченной ответственностью осуществляет следующие виды экономической деятельности:

- производство пищевых продуктов, включая напитки (код 15);

- оптовая торговля и торговля через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами (код 51);

- розничная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования (код 52);

- хранение и складирование (код 6312);

- организация перевозок грузов (код 634);

- исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения (код 74130);

- консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (код 74140);

- рекламная деятельность (код 74400);

- производство мясных полуфабрикатов (15130).

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется в соответствии с действующим законодательством РБ и уставом. Производственная деятельность осуществляется по согласованию с органами государственного пожарного и санитарного надзора. Все виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются после получения соответствующей лицензии.

Уставный фонд предприятия составляет 380.000.000 (Триста восемьдесят миллионов) рублей и сформирован за счёт: фонда переоценки основных средств ООО «Евроторг» - 371.196.000 (Триста семьдесят один миллион сто девяносто шесть тысяч) рублей, а также вкладов участников в виде имущества, внесённого при регистрации общества – 8.804.000 (Восемь миллионов восемьсот четыре тысячи) рублей.

Миссия предприятия выражает философию и смысл его существования. Миссия - помогаем улучшить качество жизни белорусов, предлагая наилучшие цены и тщательно продуманный ассортимент товаров.

Сегодня торговый холдинг «Евроторг» - один из крупнейших операторов продовольственного рынка Республики Беларусь с развитой инфраструктурой, логистическим центром и высококвалифицированным персоналом.

Подтверждение этого - и уверенная победа в начале 2010 года в престижном конкурсе «БРЭНД ГОДА - 2009» в профессиональной номинации «Торговые сети и центры».

У компании наработаны связи с поставщиками и производителями более чем из 40 стран ближнего и дальнего зарубежья.

Являясь лидером белорусского торгового рынка, «Евроторг» не останавливается на достигнутом. В условиях возрастающей конкуренции успех в значительной степени зависит от способности соответствовать требованиям завтрашнего дня. «Евроторг» готов к реализации современных тенденций развития торговли по самым высоким стандартам.

Ключевой целью деятельности ООО «Евроторг» является увеличение объемов продаж при сохранении высокого качества обслуживания покупателей.

К основным задачам относятся:

1. Увеличение объемов и расширение ассортимента реализуемых товаров.

2. Постоянное обновление ассортимента реализуемых товаров за счет предложения новейших моделей товаров отечественных и зарубежных производителей по доступным ценам.

3. Повышение культуры и качества обслуживания покупателей.

4. Расширение спектра дополнительных услуг для покупателей.

5. Сохранение и увеличение доли рынка товаров народного потребления.

6. Повышение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.

Рассмотрим основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Евроторг» (табл. 2.1).

 

Таблица 2.1 — Финансово-экономические показатели ООО «Евроторг» в 2007-2009 гг., млн руб.

Показатели

2007

2008

2009

Отклонение

Темп роста, %

2008

2009

2008

2009
Выручка от реализации 187965,4

237974,3

305298,9

50008,9

67324,6

126,6

128,3
Налоги, включаемые в выручку от реализации 35148

44775,7

57088,4

9627,7

12312,7

127,4

127,5
Выручка от реализации без налогов 152817,4

193198,6

248210,5

40381,2

55011,9

126,4

128,5
Себестоимость реализованной продукции 125722,9

157004,3

201890,5

31281,4

44886,2

124,9

128,6
Доход от реализации 27094,5

36194,3

46320

9099,8

10125,7

133,6

128
В % к выручке от реализации 17,73

18,73

18,66

1,0

-0,05

-

-
Расходы на реализацию 23289,3

31267

41001,8

7977,7

9734,8

134,3

131,1
В % к обороту 15,24

16,18

16,52

0,9

0,34

-

-
Прибыль от реализации 3805,2

4012,5

4655,1

207,3

642,6

 105,4

116
В % к обороту 2,49

2,08

1,88

-0,4

-0,2

-

-
Сальдо операционных доходов и расходов 217,8

251

517,9

33,2

266,9

115,2

206,3
Сальдо нереализационных операций -1574,8

-2215,5

-2740,3

-640,7

-525,9

140,7

123,8
Прибыль отчетного периода 2448,2

2049,1

2432,8

-399,1

383,6

 83,7

118,7
В % к обороту 1,6

1,06

0,98

-0,5

-0,08

-

-
Налоги и платежи из прибыли 2258,8

1915,2

2248,7

-343,6

333,5

84,8

117,4
Чистая прибыль 189,4

133,9

184,1

-55,5

50,2

70,7

137,5
Рентабельность продаж, % 2,49

2,08

1,88

-0,4

 -0,2

 -

 -
Основные средства 79837,4

90759

101088,3

10921,6

10329,3

113,7

111,4
Рентабельность основных средств, % 4,77

4,42

4,6

-0,3

0,18

-

-
Оборотные активы 51938,1

62281,3

73961,9

10343,2

11680,6

119,9

118,8
Рентабельность оборотных активов, % 7,33

6,44

6,29

-0,9

-0,15

-

-
Среднесписочная численность работников, чел. 973

1068

1075

95,0

7

109,8

100,7
Фонд заработной платы

12987,2

16723,9

21997,8 3736,7 5273,9

128,8

131,5

Производительность труда

157,06

180,89

230,89 23,8 50

115,2

127,6

Средняя заработная плата, тыс. р.

1112,4

1247,6

1630,4 135,2 382,8

112,2

130,7

Рентабельность ФЗП, %

29,30

23,99

21,16 -5,3 -2,83

-

-

Торговая площадь, кв.м.

30875

30875

31071,6 0,0 196,6

100,0

100,6

                       

Примечание — Источник: собственная разработка.

 

Выручка от реализации в 2007 году составила 187965,4 млн руб., в 2008 году — 237974,3 млн руб., увеличившись на 50008,9 млн. руб. или на 26,6 %, в 2009 году — 305298,9 млн руб., увеличившись на 28,3 %.

Налоги, включаемые в выручку от реализации, в 2007 году составили 35148 млн руб., в 2008 году — 44775,7 млн руб., в 2009 году — 57088,4 млн руб., увеличившись на 27,5 %.

Выручка от реализации без налогов в 2007 году составила 152817,4 млн руб., в 2008 году увеличилась на 26,4 % и составила 193198,6 млн руб., в 2009 году — 248210,5 млн руб.

Себестоимость реализованной продукции в 2007 году составила 125772,9 млн руб., в 2008 году — 157004,3 млн руб., увеличившись на 24,9 %, в 2009 году — 201890 млн руб., увеличившись на 28,6 %.

Доход от реализации в 2008 году возрос на 33,6 %, в 2009 году — на 28 %. Уровень дохода от реализации в 2007 г. составил 17,73 %, в 2008 г. — 18,73 %, в 2009 г. — 18,66 %. Имеет место положительная динамика роста уровня дохода от реализации, что связано с увеличением торговых надбавок в ООО «Евроторг».

Сумма расходов на реализацию в 2009 году возросла на 31,1 %. По причине превышения темпов роста расходов на реализацию по сравнению с темпами роста выручки от реализации уровень расходов на реализацию увеличился на 0,34 % к товарообороту и составил за 2009 год 16,52 %.

Торговая организация имеет следующую динамику прибыли.

Прибыль от реализации в 2009 году по сравнению с прошлым периодом в абсолютном выражении увеличилась на 16 % и составила 4655,1 млн руб., а в относительном выражении снизилась на 0,2 % к выручке от реализации. На снижение прибыли в относительном выражении повлиял опережающий рост себестоимости реализованной продукции по сравнению с ростом выручки от реализации.

Сальдо операционных доходов и расходов положительное и за 2009 год увеличилось на 266,9 млн руб. и составило 517,9 млн руб. Сальдо внереализационных операций на данном предприятии является отрицательным, а в отчетном периоде оно снизилось еще на -525,9 млн руб. и за 2009 год составило 2740,3 млн руб.

Прибыль отчетного периода в динамике за 2009 год возросла на 383,6 млн руб., или на 18,7 %, а чистая прибыль по сравнению с прошлым годом увеличилась на 50,2 млн руб., или на 37,5 %. При этом уровень прибыли отчетного периода снизился на 0,33 % к выручке от реализации, а уровень чистой прибыли не изменился. Следует отметить, что темп роста прибыли отчетного периода превышает темп роста прибыли от реализации, что свидетельствует о снижении эффективности торговой деятельности организации.

Таким образом, можно говорить о прибыльности торговой организации ООО «Евроторг», однако следует отметить снижение показателя рентабельности, рассчитанного на основе показателя прибыли отчетного периода.

Анализируя экономические ресурсы, отметим увеличение стоимости основных фондов на 11,4 %, а также рост оборотных средств на 18,8 %.

 В результате данного роста рентабельность основных фондов увеличилась на 0,18 %, однако рентабельность оборотных средств снизилась на 0,15 %.

Подводя итоги, следует отметить, что эффективность функционирования ООО «Евроторг» несколько снизилась по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Об этом свидетельствует снижение уровня прибыли отчетного периода, а также рост уровня расходов на реализацию. Вместе с тем торговая организация наращивает объем розничного товарооборота и остается рентабельной.

 


Укрупненная организационная структура управления предприятием представлена на рисунке 2.1.

 

     
 

         
 

 


Рисунок 2.1 — Организационная структура ООО «Евроторг»

Примечание — Источник: собственная разработка.

 

Структура управления является линейно-функциональной. Преимущества данного вида структуры:

- стимулирует деловую и профессиональную специализацию;

- каждый отдел занимается выполнением своих функций и специализируется на конкретном виде работы;

- уменьшает дублирование выполняемых функций и задач, за счет специализации на конкретном виде работ.

Недостаток линейно-функциональной структуры - отделы могут быть заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации. Это увеличивает возможность конфликтов между функциональными областями

Финансовая устойчивость предприятия во многом зависит от состава и структуры его имущества (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 — Объем и структура активов ООО «Евроторг» за 2009 г., млн руб.

Активы

01.01.2009

01.01.2010

Отклонение по сумме (+,-)

Отклоне-ние по доле (+,-)

Сумма на начало периода Удельный вес в сумме активов, % Сумма на конец периода Удельный вес в сумме активов, %
Внеоборотные активы 13079 89,36 12857 81,85 - 222 - 7,51
Основные средства 13075 89,33 12853 81,82 -222 - 7,51
Нематериальные активы 2 0,01 2 0,01 - -
Вложения во внеоборотные активы 2 0,01 2 0,01 - -
Оборотные активы, в т.ч. 1557 10,64 2851 18,15 +1294 +7,51
Запасы и затраты, в т.ч. 553 3,78 621 3,95 +68 +0,17
сырье и материалы 424 2,9 394 2,51 -30 -0,39
готовая продукция 100 0,68 211 1,34 +11 +0,66
расходы будущих периодов 9 0,06 2 0,01 -7 -0,05
Налоги по приобретённым активам 25 0,17 24 0,15 -1 -0,02
Дебиторская задолженность 714 4,88 765 4,87 +51 -0,01
Денежные средства 285 1,95 1466 9,33 +1181 +7,38
Итого: 14636 100 15708 100 +1072 -

Примечание — Источник: собственная разработка.  


Внеоборотные активы за анализируемый период снизились на 222 млн руб., их удельный вес в структуре совокупных активов снизился на 7,51 п.п.

За отчётный период произошли изменения в размере и структуре оборотных активов, которые, в свою очередь, увеличились на 1294 млн руб.

Запасы и затраты в сумме увеличились на 68 млн руб., а их доля увеличилась на 0,17 %. Сумма налогов по приобретённым активам уменьшилась на 1 млн руб. и стала равна 24 млн руб. Дебиторская задолженность выросла на 51 млн., но потеряла в доле 0,01 %. А вот величина денежных средств организации значительно повысилась (на 1181 млн руб.) и составила 1466 млн руб. против 285 млн на начало периода. В целом, в структуре активов ООО «Евроторг» можно наблюдать тенденцию к увеличению ликвидности средств торговой организации.

Проанализируем динамику пассивов торговой организации. Данные приведены в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 — Объем и структура пассивов ООО «Евроторг» за 2009 г., млн руб.

пассивы

01.01.2009

01.01.2010

Отклонение по сумме (+,-)

Отклонение по доле (+,-)

Сумма на начало периода Удельный вес в сумме пассивов, % Сумма на конец периода Удельный вес в сумме пассивов, %
Капитал и резервы, в т.ч. 13557 92,63 14594 92,91 + 1037 + 0,28
Уставный фонд 380 2,60 380 2,42 0 -0,19
Добавочный фонд 12087 82,58 12070 76,84 - 17 - 5,74
Нераспределенная прибыль 388 2,65 1443 9,19 +1055 +6,54
Целевое финансирование 700 4,78 700 4,46 0 -0,32
Доходы будущих периодов 2 0,01 1 0,01 -1 0
Долгосрочные обязательства 532 3,63 532 3,39 0 -0,24
Долгосрочные кредиты и займы 532 3,63 532 3,39 0 -0,24
Краткосрочные обязательства 547 3,74 582 3,71 +35 -0,03
Кредиторская задолженность 538 3,68 576 3,67 +38 -0,01
Задолженность перед учредителями 8 0,04 6 0,03 -2 -0,01
Резервы предстоящих расходов 1 0 0 0 -1 0
Итого: 14636 100 15708 100 +1072 -

Примечание — Источник: собственная разработка.

 

Проанализируем данные таблицы 2.3.

Удельный вес капитала и резервов на начало 2010 г. увеличился на 0,28 п.п., стоимостная оценка данного раздела увеличилась на 1037 млн руб. При этом нераспределенная прибыль выросла на 1055 млн рублей, а ее удельный вес - на 6,54 п.п. Доля добавочного фонда уменьшилась на 5,74 п.п. Сумма долгосрочных обязательств не изменилась, а их удельный вес уменьшился на 0,24 п.п. Сумма краткосрочных обязательств в 2009 года увеличилась на 35 млн руб., однако при этом их доля снизилась на 0,03 п.п.

При анализе финансового состояния торговой организации определяют и изучают специальные коэффициенты, расчет которых основан на существовании определенных соотношений между отдельными статьями баланса, других форм отчетности, показателями хозяйственной деятельности. Важнейшим компонентом финансовой устойчивости является платежеспособность предприятия. Она характеризуется различными специфическими коэффициентами, включающими также коэффициенты ликвидности.

 


Таблица 2.4 — Показатели ликвидности и платежеспособности ООО «Евроторг» за 2009 г.

Показатели 1.01.2009 1.01.2010 Отклонение (+,-) Темп роста
Коэффициент текущей ликвидности 2,883 4,899 +2,016 169,92
Коэффициент промежуточной ликвидности 1,826 3,833 +2,007 209,91
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,521 2,519 +1,998 483,49
Коэффициент финансовой независимости 0,926 0,929 +0,03 100,32
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств 0,08 0,076 0,004 95,0
Доля дебиторской задолженности в активах 4,89 4,87 -0,02 99,59

Примечание — Источник: собственная разработка.

 

Итак, в течение 2009 года произошло резкое увеличение показателей ликвидности, что обусловлено ростом удельного веса денежных средств в структуре оборотных активов.

У торговой организации имеются значительные внеоборотные активы и собственный капитал, что также оказывает положительное воздействие на финансовые показатели.

Наблюдается рост коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами. Повышение коэффициентов ликвидности показывает улучшение возможности организации удовлетворять текущие задолженности за счет текущих активов.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: