Государственный и муниципальный финансовый контроль

Сущность и функции финансов

 

Финансы - это экономическая категория, представляющая денежные отношения,возникающие по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Финансы выражаются распределении и перераспределении ВВП и части нац. Дохода.Централизованные фонды формируются на гос-ом уровне, а децентрализованные на уровне хозяйствующих субъектов.Главное назначение финансов заключается в том, чтобы путем образования денежных доходов обеспечить потребности гос-ва и хозяйствующих субъектов в денежных ср-вах, а также осуществлять контроль за расходованием финансовых Ресурсов. (Консолидация- объединение) Функции финансов отражают их сущность, делятся на основные и производные:Основные: распределительная, контрольнаяПроизводные: перераспределительная, регулирующая Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства иучаствует в процессе создания денежных доходов и накоплений, но и функциюформирования денежных доходов (регулирующая).  Каждая финансовая операция означает распределение общественногопродукта и национального дохода и контроль за этим распределением.  Распределительная функция проявляется при распределении национальногодохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичныхдоходов. Их сумма равна национальному доходу.         В результате перераспределения образуются вторичные, илипроизводственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отрасляхнепроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.).Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использованиянационального дохода.  Конечная цель распределения и перераспределения национального доходаи ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительныхсил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства,обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом рольфинансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованностиработников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьшихзатратах.

Роль финансовых отношений в системе отношений рыночного хозяйства

Финансовая политика

Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание финансовой политики:

1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

2. Создание адекватного финансового механизма.

3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Задачами финансовой политики является:

1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная часть финансовой политики — установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм — система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Элементы финансового механизма:

· формы финансовых ресурсов;

· методы их формирования;

· система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении дохо­дов и расходов государства;

· организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Целями финансовой политики могут являться:

· политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики

· экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне

· социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне:

· мировом

· региональном

· национальном

· на уровне отдельных регионов внутри страны

· на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта)

· отдельного предпринимателя

· на уровне отдельного домохозяйства

В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:

· бюджетная политика

· налоговая политика

· таможенная политика

· денежно-кредитная политика

· инвестиционная политика

Финансовая политика является частью общей экономической политики.

Управление финансами

 управление финансами направлено на получение денежных средств извне, и в дальнейшем на распоряжение ими с целью достижения наилучшего результата (уровня получаемой прибыли).

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе финансовой, и представляет собой совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер. инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и отдельных ее звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению социальных проблем.

В управлении финансами, как в любой управляемой системе, выделяются объекты и субъекты управления. В качестве объектов финансового управления выступают разнообразные виды финансовых отношений. Субъекты управления финансами — это организационные структуры, которые осуществляют управление.

Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера (бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, товарных, фондовых, валютных бирж и др.).

Государственная организация управления финансами в современном обществе является весьма сложной и требует сбалансированности взаимодействия между различными ветвями власти, а также органами управления финансами (Правительством РФ,Министерством финансов Российской Федерации, правительствами субъектов РФ и др.).

Для регулирования финансов очень важную роль имеет достаточно большая автономия (индивидуальная свобода действий) Центрального банка РФ в осуществлении монетарной политики(политика гос-ва,воздействующая на кол-во денег в обращении, с целью стабилизации цен) а также функционирование таких институциональных структур, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании и другие финансовые организации..

Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и службы. Правильная организация управления финансами имеет важное значение для их использования.

Финансовый аппарат — это совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами. В каждой сфере управления и каждом звене финансовых отношений субъекты управления используют специфические методы целенаправленного воздействия на финансы.

Финансовое планирование и прогнозирование

Сначала прогнозируем ситуацию на рынке. Финансовое планирование - один из важнейших элементов системы управления финансами. Финансовое планирование осуществляется на уровне государства и хоз. Субъектов. Планирование может носить краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный характер.

 Примером государственного планирования является бюджетное планирование, представляющее процесс определения объема той части финансовых ресурсов, которая за планируемый период может быть мобилизована в гос. Бюджет и использовано на общегосударственные цены.

 Одновременно определяются параметры распределения и перераспределения ресурсов между звеньями бюджетной системы, что связано с бюджетной политикой гос-ва.

 Рыночная экономика является гибкой маневренной, эффективности ее функционирования способствует прогнозирование и планирование. Отсюда проблема взаимосвязей прогнозов и плановых расчетов (показателей).

Для решения проблемы используют ряд расчетных методов, как плановых так и прогнозно-показательных.

· Метод экстраполяции – состоит в определении финансовых показателей (ликвидность, платежеспособность, выручка, прибыль)

· Нормативный метод – основан на использовании установленных норм и нормативов

· Метод математического моделирования – заключается в построении финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических и социальных процессов (экстенсивности и интенсивности)

· Балансовый метод используется для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования и увязки всех видов финансовых планов между собой.

 

Характеристика методов финансового планирования

Балансовый метод предусматривает согласованность расходов с источниками их покрытия, увязку всех разделов финансовых планов между собой, а также производственных и финансовых показателей. Соблюдение требований финансового баланса позволяет предупредить возникновение диспропорций между затратами и доходами предприятия, отрасли, бюджетов всего национального хозяйства; определить необходимые темпы и пропорции развития народного хозяйства; всесторонне их обосновать с учетом мобилизации внутренних ресурсов.

Программно-целевой метод получит в условиях рынка развитие как один из методов финансового прогнозирования на базе научно-технических программ, осуществляемых на разных уровнях - общенациональном, отраслевом, первичном. Финансовое программирование - метод финансового планирования, использующий программно-целевой метод, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения:
установление приоритетов;
повышение эффективности расхождения средств;
прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Многовариантность расчетов, выбор наилучших решений предполагают более широкое использование экономико-математических методов, ЭВМ для финансовых прогнозов на длительный период.

В финансовом планировании исторически сформировались следующие организационные принципы: ведомственный, отраслевой, территориальный и предметно-целевой.

Ведомственный и отраслевой принципы были характерны для периода централизованного управления экономикой с ее жесткими, командными методами.

 В условиях рыночной экономики большее применение получают территориальный и предметно-целевой принципы. Применение территориального финансового планирования позволяет определить финансовые ресурсы отдельных административно-территориальных единиц, способствует поставить зависимость объема ресурсов от результатов хозяйственной деятельности; в случае недостатка ресурсов по объективным причинам, возможно, их перераспределение через централизованные фонды для обеспечения приемлемого социального развития региона.

Предметно-целевой принцип в финансовом планировании направлен на конкретное формирование и использование финансовых ресурсов для обеспечения определенной экономической, социальной, экологической, культурной и других программ, независимо от источников происхождения ресурсов.

Составление финансовых планов осуществляется по этапами.

На первом этапе планирования проводится экономический анализ выполнения финансовых показателей за отчетный период. Анализ финансовых показателей проводится во взаимной увязке с производственными данными. Сопоставление плановых поступлений и расходов с фактическими в сочетании с производственными показателями позволяет вскрыть причины неполной аккумуляции средств, определить степень эффективности их использования, выявлять внутрихозяйственные резервы.

На втором этапе производятся расчеты конкретных видов доходов и расходов на планируемый период по основным группам доходов и расходов на основе показателей планов и программ социального и экономического развития.

На третьем этапе отдельные задания, статьи увязываются в единое целое, балансируются. Если предусмотренные мероприятия и плановые задания не согласуются с денежными ресурсами, изыскиваются источники увеличения доходов и накоплений, определяются пути более эффективного их использования, а в некоторых случаях - прямое сокращение отдельных видов расходов.




Финансовый контроль

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Формы проявления: внешний / внутренний — обязательный / инициативный

1 .Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами. 2.Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.


2. По времени проведения:


- Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов


— Текущий (оперативный) финансовый контроль
производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.


Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

3. По содержанию: комплексный — не комплексный

4. По степени императивности: государственный — не государственный (например — аудиторский)

5. По методам проведения: - проверка - обследование - надзор - анализ финансовой деятельности - наблюдение (мониторинг) - ревизия

      Отраслевые виды контроля.

1. Бюджетный контроль

2. Налоговый контроль

3. Валютный контроль

4. Банковский контроль

5. Таможенный контроль

В зависимости от уровня выделяют следующие виды контроля:

1. Федеральный

2. Региональный (контроль субъектов РФ)

3. Муниципальный





Государственный и муниципальный финансовый контроль

— контроль государства и муниципальных образований в лице компетентных органов, а также иных уполномоченных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе аккумулирования (накопление), распределения, использования денежных доходов государства и имущественных образований в целях эффективного развития страны.

Задачи

1. обеспечить экономическую безопасность государства

2. обеспечить контроль за формированием государственных доходов

3. проверка выполнения государственных обязательств со стороны физических и юридических лиц

4. проверка целевого использования бюджета

5. улучшение взаимодействия и координации деятельности контролирующих органов в РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: