Теоретические аспекты организации бухгалтерского учета денежных средств

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Учет денежных средств на предприятии

(касса, расчетный счет)»

План

                                                     стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета денежных средств……..4

1.1 Цель, задачи учета денежных средств и контроль банка за соблюдением кассовой дисциплины…………………………………….4

1.2 Синтетический и аналитический учет денежных средств в кассе. Документальное оформление………………………………….…………7

1.3 Бухгалтерский учет безналичных денежных средств…………………10

1.4 Учет денежных средств на валютных счетах в банках………………..17

1.5 Учет денежных средств на специальных счетах в банках и переводов в пути……………………………………………………………………….20

2. Организация учета денежных средств в ООО «Автосалон «Щеглино»………………………………………………………………..23

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Автосалон «Щеглино»………………………………………………………………..23

2.2 Организация первичного учета денежных средств в кассе……………26

2.3  Инвентаризация денежных средств в кассе……………………………32

2.4 Первичный учет денежных средств на расчетном счете………………35

2.5. Раскрытие информации о движении денежных средств в бухгалтерской отчетности………………………………………………………40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….44

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….46

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В процессе осуществления своей деятельности предприятия вступают в хозяйственные связи с разными организациями и лицами. Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов.

Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния.

Расчеты осуществляются в денежной форме. Денежные средства - это финансовые ресурсы организации, самые высоко ликвидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия. Между организациями большинство расчетов производится  безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте. Поэтому большое значение имеет учет денежных средств и контроль за их обращением на расчетных и валютных счетах в банках.

Наличными средствами, как правило, ведутся внутренние расчеты. Движение наличных денег совершается посредством кассовых операций. В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли. Поэтому бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования.

В данной работе рассмотрены вопросы учета движения денежных средств в кассе и на расчетных счетах на примере ООО «Автосалон «Щеглино».

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА  ДЕНЕЖНЫХ  СРЕДСТВ.

1.1. Цель, задачи учета денежных средств и контроль банка за соблюдением кассовой дисциплины.

Для осуществления своей деятельности каждому предприятию необходимо иметь денежные средства.  Денежные средства организации образуются при продаже готовой продукции, товаров, от оказания сервисных и иных услуг, а также в виде поступлений от операций с ценными бумагами и т. д. Организации расходуют денежные средства на развитие основной деятельности, приобретение материальных ценностей, оплату труда работников; осуществляют вложения во внеоборотные активы (строительство производственных объектов, приобретение основных средств, др.).

Денежные средства организации находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и на открытых особых счетах, чековых книжках и т.д.

Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются:

- точный и своевременный учет этих средств и операций по их движению;

- контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием;

- контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины;

- выявление возможностей более рационального использования денежных средств.

Порядок ведения кассовых операций на предприятиях Российской Федерации регламентируется:

ü порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 40;

ü Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;

ü Письмом Департамента регулирования денежного обращения Центрального банка Российской Федерации от 17 февраля 1994 г. № 14-4/35 «О разъяснениях по применению «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации»;

ü Письмом Центрального банка Российской Федерации «По вопросам упорядочения налично-денежного обращения» от 28 января 1997 г. № 14-4/50;

ü Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

В соответствии с указанными нормативными актами для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей касса организации должна отвечать следующим требованиям:

1) быть изолированной от других служебных и подсобных помещений;

2) располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных домах кассы размещаются на верхних этажах,  (в одноэтажных зданиях окна касс оборудуются внутренними ставнями, металлическими или деревянными, обитыми с двух сторон листовым металлом);

3) иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки;

4) закрываться на две двери:

                       а) внешнюю, открывающуюся наружу;

                       б) внутреннюю, открывающуюся вовнутрь.

5) укрепляться металлическими решетками на оконных проемах между рамами либо с внутренней стороны помещения, в теплопроводах, дымоходах, вентиляционных каналах и других местах кассы, доступных для проникновения в нее с внешней стороны;

6) иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами;

7) располагать исправным огнетушителем и иметь охранно-пожарную сигнализацию.

После окончания рабочего дня кассир должен пересчитать денежную наличность в кассе, сверить ее с книжным остатком и опечатать (опломбировать) сейф и помещение кассы. Ключи от сейфов и печати хранятся у кассира, а дубликаты ключей у руководителя организации Учреждением банка устанавливается лимит кассы, т.е. предельная сумма остатка денежных средств, которая может храниться в кассе организации.

Деньги сверх лимита могут находиться только в период выдачи заработной платы в течение 3 дней, включая день получения денег в банке. Утром на 4-й день не выданная (депонированная) сумма заработной платы должна быть внесена в банк.

Кроме того, все предприятия, организации независимо от их организационно-правовой формы обязаны:

- хранить свои денежные средства в учреждениях банков;

- производить расчеты по своим обязательствам с другими организациями в безналичном порядке через учреждения банков;

- сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждениями банков;

Ответственность за обеспечение сохранности и правильного использования денежных средств возлагается на руководителя и главного бухгалтера организации. Они должны строго соблюдать правила кассовых и банковских операций, правильно документально оформлять движение денежных средств.

 

1.2. Синтетический и аналитический учет денежных средств в кассе. Документальное оформление.

Для учета наличия и движения денежных средств в кассах организаций предназначен счет 50 «Касса», к которому могут быть открыты субсчета:

50-1 «Касса организации»;

50-2 «Операционная касса»;

50-3 «Денежные документы» и др.

На субсчете 50-1 «Касса организации» учитываются денежные средства в кассе организации. Если организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» должны быть открыты соответствующие счета для обособления учета движения каждой наличной иностранной валюты.

На субсчете 50-2 «Операционная касса» учитывается наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделения связи, остановочных пунктов, речных переправ, судов и т.п. Он открывается организациями при необходимости.

На субсчете 50-3 «Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе организации пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документыучитываются на счете 50 «Касса» в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.

По дебету счета 50 «Касса» отражается начальное или конечное сальдо, поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 «Касса» отражаются выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.

Полную ответственность за сохранность денежных средств и денежных документов, находящихся в кассе, несет кассир. При приеме на работу кассира с ним должен быть заключен договор о полной материальной ответственности работника за переданные ему под отчет материальные ценности.

Руководителем организации должны быть созданы необходимые условия для обеспечения сохранности денежных средств в соответствии с Приложениями к «Порядку ведения кассовых операций в РФ».

Для учета кассовых операций применяются следующие типовые межведомственные формы первичных документов и учетных регистров: приходный кассовый ордер (форма №КО-1), расходный кассовый ордер (форма № КО-2), журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма № КО-3), кассовая книга (форма КО-4), книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма Ко-5). Эти формы утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998г. №88 по согласованию с министерством финансов России и введены в действие с 1 января 1999г.

Прием наличных денег в кассу оформляют приходным кассовым ордером (ф. № КО-1), в котором указывают: от кого поступают деньги, на какие цели или за что их вносят, сумму, дату. Приходный кассовый ордер оформляется при приеме денег в кассу, при этом плательщику выдают квитанцию за подписью главного (старшего) бухгалтера и кассира. Квитанция удостоверяет, что деньги действительно внесены в кассу. При получении денег из банка квитанцию к ордеру не выписывают.

Выдачу наличных денег из кассы оформляют расходным кассовым, ордером (ф. № КО-2). В нем указывают: кому, на какие цели или за что выданы деньги, сумму, дату. Расходный кассовый ордер выписывают на основании заявления получателя, которое визируется руководителем предприятия. Выдачу денег по ордеру кассир удостоверяет своей подписью. Лицо, получившее деньги, также расписывается в ордере. Деньги по расходному кассовому ордеру выдают только в день его выписки. Не разрешается выдача расходного кассового ордера для получения денег из кассы на руки непосредственно получателю.

При выдаче денег по расходному кассовому ордеру кассир должен тщательно проверить правильность его оформления, наличие и подлинность подписей руководителя и главного бухгалтера, наличие перечисленных в документе приложений. При несоблюдении хотя бы одного из этих требований ордер к оплате не принимается. При выдаче денег по расходному кассовому ордеру кассир требует от получателя предъявления паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. Номер документа, место и дату его выдачи отмечают в расходном кассовом ордере. Если деньги выплачивают по доверенности, то в тексте расходного кассового ордера бухгалтерия указывает фамилию, имя и отчество лица, через которое производится выдача. Доверенность остается у кассира и прикладывается к расходному кассовому ордеру.

Исправления в кассовых документах не допускаются. Приходные и расходные кассовые ордера в бухгалтерии нумеруют раздельно в порядковой последовательности от начала до конца года.

Все приходные и расходные кассовые ордера регистрируют в бухгалтерии в специальном журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. № КО-3). Журнал открывают раздельно на приходные и расходные кассовые документы. При небольшом числе кассовых операций можно регистрировать ордера в одном журнале, выделяя самостоятельные разделы для приходных и расходных кассовых ордеров. Журнал можно использовать несколько лет, но порядковые номера для кассовых ордеров устанавливаются с начала года.

Деньги из кассы выдают также на основании платежных ведомостей, например, при выплате заработной платы (оплаты труда). Расходный кассовый ордер оформляют на фактически выплаченную по ведомости общую сумму заработной платы (оплаты труда). Против фамилий лиц, не получивших деньги, кассир ставит штамп или делает отметку от руки «Депонировано». На титульном листе платежной ведомости делают надпись о фактически выплаченной сумме, а также об оставшейся не выданной сумме, подлежащей депонированию.

Записи в кассовой книге делают в двух экземплярах. Второй (отрывной) экземпляр кассир после выведения результатов за день передает в бухгалтерию в качестве отчета о кассовых операцияхза день. К отчету прилагаются все поступившие в кассу за день документы. При небольшом объеме кассовых операций допускается сдача отчетов за несколько дней, но не реже одного раза в три-пять дней.

Движение денег в кассе кассир должен учитывать в кассовой книгетиповой формы. В ней ежедневно регистрируются все операции по поступлению и расходованию денег. По каждой операции записывают номер документа, от кого получены или кому выданы деньги и в какой сумме. По окончании рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги оборотов по приходу и расходу и выводит остаток денег по кассе на следующий день.

1.3. Бухгалтерский учет безналичных денежных средств.

Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

На расчетный счет поступают денежные средства за проданную продукцию, за выполненные работы и услуги на сторону, кредиты банка, свободные денежные средства из кассы, прочие поступления по основной деятельности. Деньги на расчетный счет зачисляют согласно банковским правилам на основании типовых денежных и расчетных документов.[6]

С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а так же выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных требований) или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков). Исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, суда или финансовых органов. В бесспорном порядке со счетов организаций списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам. В безакцептном порядке оплачивают счета энерго-, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций.

Ежедневно или в другие сроки, установленные по соглашению с организацией, банк выдает ей выписки из его расчетного счета с приложением оправдательных документов. В выписке указывают начальный и конечный остатки на расчетном счете и суммы операций, отраженных на расчетном счете. Бухгалтерия проверяет правильность сумм, указанных в выписке, и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.

Все платежи с расчетного счета банк производит по мере поступления документов для оплаты. Но если на счете недостаточно средств для оплаты всех документов, то соблюдается очередность в соответствии с хронологической последовательностью поступления документов к оплате (с учетом установленных групп очередности).

По платежному поручению банк производит безналичное перечисление средств на счет другой организации. В платежном поручении указывают: наименование получателя и адрес его банка, сумму перечисленных средств и вид платежа. Все распорядительные документы выписывает организация и предъявляет их в учреждение банка. На основании этих документов банк перечисляет средства со счета.

Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки, не считая день выписки документа, и принимаются банками к исполнению без ограничения суммы только при наличии средств на счете плательщика. Первый экземпляр должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером организации и иметь оттиск печати. Помарки и подчистки в платежных поручениях не допускаются.

Все свободные денежные средства организации хранят в обслуживающих учреждениях банков на специально открываемых расчетных счетах.                   

Каждому расчетному счету банк присваивает номер, который должен быть указан на всех документах при списании или поступлении денег на счет. В настоящее время номер счета клиента двадцатизначный и знаки в номере лицевого счета располагаются с первого разряда, слева:

первый знак (одна цифра) означает номер раздела плана счетов;

следующие два знака (две цифры) означают номер счета первого порядка;

четвертый и пятый знаки (две цифры) означают номер счета второго порядка;

следующие три знака (три цифры) означают код валюты или драгоценного металла;

девятый знак (одна цифра) является защитным ключом;

следующие четыре знака (четыре цифры) означают номер филиала (отделения, структурного подразделения);

последние семь знаков (семь цифр) означают порядковый номер лицевого счета клиента (организации, предприятия, фирмы и т. д.).

Расчетный счет представляет собой бессрочный вклад организации, т.е. остаток денежных средств, оставшийся на конец года, переходит на следующий год.

Хранение денежных средств на счетах в банках имеет большое значение, так как:

- надежно обеспечивается их сохранность от расхищений;

- контролируется использование по целевому назначению;

- облегчаются и ускоряются расчеты между юридическими лицами путем применения безналичных форм расчетов.

Организациям разрешается иметь неограниченное количество расчетных, текущих и иных счетов.

Банк открывает расчетные (текущие) счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе и в органах фондов социального страхования и обеспечения (либо при предъявлении документа, удостоверяющего об уведомлении налогового органа о намерении налогоплательщика открыть в банке соответствующий счет).

Для открытия расчетного счета организация самостоятельно выбирает наиболее удобный и выгодный для себя банк, куда должны быть представлены следующие документы:

1. Заявление на открытие счета по специальной форме.

2. Карточка с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера организации с оттиском печати (в двух экземплярах).

3. Решение городской (районной) администрации о создании организации.

4. Копия утвержденного устава, договора аренды, документа на право пользования землей или других документов, подтверждающих законность функционирования организации.

5. Справки о постановке на учет в:

- налоговой инспекции по месту регистрации;

- фонде социального страхования;

- фонде пенсионного обеспечения;

- фонде обязательного медицинского страхования.

Рассмотрев представленные документы, банк принимает решение об открытии организации расчетного счета и уведомляет об этом своего клиента.

Распорядителями денежных средств, находящихся на расчетных счетах, являются руководитель организации и главный бухгалтер, которые подписывают все документы, на основании которых производится списание денег.

В связи с этим при смене одного из двух распорядителей денежных средств (руководителя организации или главного бухгалтера) в учреждение банка должна быть представлена новая карточка с образцами подписей и оттиском печати организации.

Выдача денег наличными с расчетного счета производится по чекам, которые сброшюрованы в чековую книжку. Чек для получения денег наличными состоит непосредственно из чека и корешка. Одновременно с заполнением чека заполняется корешок. Чеки защищены водяными знаками, поэтому никакие подчистки, а также оговоренные исправления в них не допускаются. Деньги, полученные по чеку с расчетного счета, должны быть оприходованы в кассе путем выписки приходного кассового ордера.

Большинство операций по расчетному счету производится безналичным путем, т.е. осуществляется без участия наличных денег, путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика (в сберегательном или ином банке) и зачисления их на счет получателя.

Безналичные расчеты подразделяются на:

Одногородние (местные) расчеты - это расчеты между организациями, обслуживаемыми одним или разными учреждениями банка, находящимися в одном населенном пункте.

Иногородние расчеты - это расчеты между организациями, обслуживаемыми учреждениями банка, расположенными в разных населенных пунктах.

При многообразии форм собственности, в условиях развития рыночных отношений клиенты банка свободны выбирать форму безналичных расчетов, которые указываются ими в договорах.

Основные формы безналичных расчетов.

Платежное поручение (форма № 0401060) представляет собой письменное распоряжение владельца счета на списание денег с его счета и зачисление их на счет получателя. Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки, не считая день выписки документа, и принимаются банками к исполнению без ограничения суммы только при наличии средств на счете плательщика. Платежные поручения выписываются с использованием технических средств для банка и всех сторон, участвующих в расчетах. Первый экземпляр должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером организации и иметь оттиск печати. Помарки и подчистки в платежных поручениях не допускаются.

В доперестроечный период наибольший удельный вес в структуре безналичных расчетов занимала акцептно-инкассовая форма (акцептная или инкассовая). При этой форме расчетов банковским расчетным документом является платежное требование (ф. № 0401061). Инкассо -  вид банковской операции, заключающейся в получении банком денег по различным документам (векселям, чекам и т. п.) от имени и за счет своих клиентов.

Акцептно-инкассовая  форма расчетов наиболее выгодна покупателю, так как он может пользоваться поступившими товарами до их оплаты, а поставщику она менее выгодна, поскольку, отправляя товары покупателю, он не гарантирован в их своевременной оплате. По этой причине с введением в июле 1992 г. предварительной оплаты и формы расчетного документа платежного требования-поручения использование акцептно-инкассовой формы расчетов ограничено и ее применение должно быть предусмотрено в договоре.

Платежное требование-поручение (ф. № 0401064) представляет собой письменное требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и транспортно-отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции” выполненных работ или оказанных услуг.

Поставщик, выписав платежное требование-поручение вместе с транспортно-отгрузочными документами (три экземпляра), направляет их в банк покупателя. Банк покупателя, получив документы, передает плательщику платежные требования-поручения, оставляя транспортно-отгрузочные документы в картотеке № 1 плательщика.

Плательщик обязан возвратить в обслуживающий банк платежное требование-поручение в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика.

При согласии полностью или частично произвести оплату руководитель и главный бухгалтер организации-плательщика подписывают и ставят оттиск печати на всех экземплярах платежного требования-поручения и передают их в обслуживающий банк.

Допускается передача платежного требования-поручения поставщиком непосредственно покупателю (плательщику). Плательщик (руководитель и главный бухгалтер) подписывает все экземпляры платежного требования-поручения, ставит оттиск печати и передает в свое отделение банка для оплаты, указывая сумму прописью,

Ежедневно банк составляет для своих клиентов выписку с расчетного счета, которая представляет собой точную копию записей на счете.

Различные учреждения банков составляют выписки со счетов своих клиентов по различной форме. Однако любая форма выписки должна содержать обязательные реквизиты: дату, номер документа, код совершенной операции с указанием суммы по дебету (списание или выдача денег с расчетного счета) и кредиту (поступление или взнос наличных денег на расчетный счет), а также входящий и исходящий остаток денежных средств на расчетном счете, заверенные подписями исполнителя и контролера банка с оттиском штампа банка.[16]

Бухгалтерский учет денежных средств на расчетном счете осуществляется на главном счете 51 “Расчетные счета”, который по отношению к балансу является активным и размещается во II разделе актива баланса по статье “Расчетные счета (51)”. По дебету счета учитываются остаток и поступление денежных средств на расчетные счета, а по кредиту их списание (расходование). Синтетический учет осуществляется в Главной книге, а аналитический учет при журнально-ордерной форме в журнале-ордере № 2, форма которого аналогична журналу-ордеру № 1. На лицевой стороне журнала-ордера записи производятся по кредиту счета 51 “Расчетные счета” (при перечислении и выдаче денег с расчетного счета) в корреспонденции с дебетом других счетов. На обратной стороне журнала-ордера записи производятся по дебету счета 51 “Расчетные счета” (при поступлении денег на расчетный счет) в корреспонденции с кредитом других счетов. Эту часть журнала-ордера принято называть ведомостью. В журнале-ордере № 2 записи производятся в течение месяца. Журнал-ордер № 2 с ведомостью открываются отдельно на каждый расчетный счет.

1.4. Учет денежных средств на валютных счетах в банках

На основании законодательных актов, действующих в РФ, организации независимо от формы собственности и видов деятельности могут вступать в различные внешнеэкономические отношения (экспорт продукции собственного производства, импорт товаров, продажа и покупка валюты и т. д.) с инофирмами при наличии соответствующей лицензии.

В соответствии с Инструкцией о порядке открытия и ведения валютных счетов государственно-акционерные, коммерческие и другие банки, имеющие лицензию на право совершения валютных операций, открывают организациям балансовые валютные счета.

Для открытия валютного счета в учреждение банка должны быть представлены следующие документы:

- заявление на открытие валютного счета по установленной форме;

- нотариально заверенная копия устава и учредительного договора;

- нотариально заверенная копия решения о создании или регистрации организации;

- две карточки с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера, оттиском печати организации, одна из которых заверена нотариально;

- выписка из протокола собрания учредителей об открытии валютных счетов на территории Российской Федерации и (или) за границей;

- справки о постановке на учет организации:

а) в налоговой инспекции по месту регистрации;

б) в Фонде социального страхования;

в) в Пенсионном фонде;

г) в фондах обязательного медицинского страхования.

Рассмотрев представленные документы, учреждение банка оформляет открытие следующих валютных счетов соответствующим распоряжением, один экземпляр которого передается клиенту - владельцу счетов. В распоряжении указываются номера валютных счетов, присвоенные учреждением банка, код которого двадцатизначный, а также требование соблюдения режима пользования валютными счетами.

Независимо от названия валюты банк открывает своему клиенту следующие счета:

транзитный валютный счет -для учета поступившей валютной выручки до ее обязательной продажи государству (определенной части);

специальный транзитный валютный счет - для учета валюты, купленной на внутреннем валютном рынке;

текущий валютный счет - для учета валюты, находящейся в распоряжении организации, включая валютную выручку, оставшуюся после ее обязательной продажи государству.

Валютные счета могут быть открыты не только в банках Российской Федерации, но и за рубежом. Однако при открытии валютных счетов за пределами России необходимо подробно ознакомиться с требованиями иностранных банков, которые могут отличаться от требований отечественных банков.[6]

Расходы, связанные с открытием валютных счетов, следует относить к операционным расходам и учитывать бухгалтерской записью:

Дебет счета 91 “Прочие доходы и расходы”, субсчет 2 “Прочие расходы”

Кредит счета 51 “Расчетные счета”

На валютных счетах учитывается валюта, под которой следует понимать установленную законом денежную единицу, используемую на территории конкретного государства для всех видов расчетов, платежей, установления цен и т. д.

К валютным ценностям, кроме валюты, относятся кредитные, платежные и другие коммерческие документы (векселя, чеки, банкноты и др.), выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах (иностранная валюта). В связи с этим под валютными операциями понимают и такие, при которых осуществляется переход права собственности на валютные ценности.

Открываемые банком клиентам валютные счета находятся в полном распоряжении их владельцев и в соответствии с установленным порядком могут быть использованы по их первому требованию. За хранение денежных средств на валютных счетах банки начисляют и выплачивают определенный процент в соответствующей валюте.

Бухгалтерский учет денежных средств в иностранной валюте осуществляется на главном счете 52 “Валютные счета”, открываемом по видам валюты соответствующих государств.

Счет 52 “Валютные счета” предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах на валютных счетах организации, открытых в кредитных учреждениях на территории РФ и за ее пределами. Этот счет по отношению к балансу является активным и размещается во II разделе актива баланса по статье “Валютные счета (52)”.

По дебету счета 52 “Валютные счета” отражается наличие и поступление денежных средств на валютные счета организации, а по кредиту - списание денежных средств с валютных счетов организации (в рублевом покрытии).

Синтетический учет при всех формах бухгалтерского учета осуществляется в Главной книге в обобщенном виде (без подразделения по субсчетам) и в денежном выражении (руб., коп.).

Аналитический учет ведется по каждому валютному счету, открываемому по наименованию иностранной валюты. Денежные средства в иностранных валютах и операции с ними учитываются на субсчетах главного счета 52 “Валютные счета” в рублях (рублевом покрытии) в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу, действующему на дату выписки денежно-расчетных документов. Одновременно эти средства и операции отражаются в валюте расчетов и платежей, курс которой можно установить в банке.

Требование ПБУ 3/95 о необходимости ведения бухгалтерского учета валютных операций в двух оценках:

*в валюте расчетов и платежей;

* в рублях

 

1.5. Учет денежных средств на специальных счетах в банках и переводов в пути.

Организации, помимо хранения денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах, могут хранить их на других счетах в банках, которые используются для целевого назначения. Для учета этих денежных средств в Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрен главный счет 55 “Специальные счета в банках”, который по отношению к балансу является активным, размещаясь в промежуточных и заключительном балансах во II разделе актива по статье. По дебету счета учитывается остаток денежных средств на специальных счетах в банке и их поступление, а по кредиту - списание (расходование). Ежемесячно на всех аналитических счетах выводятся обороты и сальдо, которое может быть только дебетовым.

Главный счет 55 “Специальные счета в банках” может иметь следующие субсчета:

55-1 “Аккредитивы”,

55-2 “Чековые книжки”,

55-3 “Депозитные счета”.

  Аккредитив представляет собой часть денежных средств, выставленную в иногороднее отделение банка для расчетов с поставщиками за отправленные товары или оказанные услуги (выполненные работы), т. е. аккредитив представляет собой счет в банке, на котором зарезервированы денежные средства для расчетов с конкретным поставщиком.

Чтобы воспользоваться аккредитивом как формой расчетов, аккредитиводатель (покупатель) подает в свое отделение банка (банк-эмитент) заявление с просьбой открыть аккредитив (ф. № 0403063). Заявление на открытие аккредитива представляется в четырех экземплярах в банк-эмитент, который последний экземпляр со своей отметкой возвращает аккредитиводателю. Поставщик, получив известие об открытии ему аккредитива, производит отгрузку (отправку) товаров. Для получения средств с аккредитива поставщик представляет в банк-исполнитель реестр счетов и другие документы, предусмотренные условиями аккредитива. Эти документы должны быть представлены до истечения срока аккредитива и подтверждать выполнение всех условий аккредитива. При нарушении поставщиком хотя бы одного условия, предусмотренного в аккредитиве, оплата документов не производится.

Банк-исполнитель сверяет представленные поставщиком документы и при наличии полной тождественности с условиями выставленного аккредитива производит их оплату.

Закрытие аккредитива производится в следующих случаях:

1. При полном использовании средств или по истечении срока аккредитива, о чем банк-исполнитель сообщает банку-эмитенту.

2. По заявлению поставщика об отказе дальнейшего использования аккредитива до окончания срока его действия, о чем банк-исполнитель сообщает банку-эмитенту, и неиспользованная сумма аккредитива возвращается в банк-эмитент для восстановления на счете аккредитиводателя.

3. По заявлению покупателя об отзыве аккредитива полностью или частично. В этом случае аккредитив закрывается или уменьшается в день получения сообщения от банка-эмитента.

При использовании аккредитивной формы расчетов следует иметь в виду, что аккредитив может быть выставлен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива в банке-исполнителе и порядок расчетов устанавливаются в договоре (соглашении) между аккредитиводателем (покупателем) и поставщиком.

Схема расчетов при помощи аккредитивов такова:

1. Представление в банк заявления на открытие аккредитива.

2. Возврат банком последнего экземпляра заявления с отметкой о выставлении аккредитива.

3. Открытие аккредитива путем пересылки заявления

в банк, обслуживающий поставщика.

4. Сообщение поставщику об открытии аккредитива.

5. Отправка товаров (оказание услуг) покупателю.

6. Представление документов об отправке товаров (оказании услуг) для оплаты.

7. Оплата документов путем списания денежных средств с аккредитива и зачисления их на расчетный счет поставщика.

8. Возвращение остатка неиспользованного аккредитива на счет покупателя (аккредитиводателя).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: