Фискальная политика в РФ на современном этапе

Бюджетная и налоговая политика играют определяющую роль в формировании условий жизни граждан и развитии страны. Через бюджетную систему проходят средства, эквивалентные более трети ВВП, она обеспечивает финансирование всех направлений деятельности государства: поддержание безопасности страны и общественного порядка, бесплатное образование и здравоохранение, создание условий для развития экономики, предоставление пенсий по старости и инвалидности, снижение бедности и сглаживание межрегиональных различий. Конечная цель бюджетной политики состоит в повышении уровня и качества жизни населения. Создание условий для будущего развития — важнейшая миссия социально ответственного государства. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией – необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы.

Основа для решения перечисленных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, увеличение доходов граждан и расширение финансовых возможностей государства. Это требует, прежде всего, поддержания макроэкономической стабильности, которая играет решающую роль в формировании инвестиционной привлекательности страны. Должно быть также обеспечено безусловное выполнение государством своих обязательств независимо от колебаний внешней конъюнктуры, поддержание стабильного уровня цен и стоимости национальной валюты и устранение других макроэкономических рисков.

Эффективность бюджетной политики тесно взаимосвязана с реформами налоговой политикой.

К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы. В ходе проведенной в Российской Федерации налоговой реформы был отменен ряд налогов, снижены ставки основных налогов, созданы условия для более низкой налоговой нагрузки на малый бизнес. В результате, налоговая нагрузка на экономику без учета нефтегазового сектора снизилась до более низкого уровня по сравнению с налоговой нагрузкой в странах с сопоставимым уровнем бюджетных расходов. Невысоки по сравнению с большинством стран и налоговые ставки. [15]

Учитывая, что ожидаемые структурные сдвиги в экономике приведут к значительному снижению доходов бюджетной системы (в основном за счет сокращения удельного веса нефтегазового сектора, снижения доли импорта в ВВП), а также, учитывая ожидаемый в будущем рост социальных обязательств государства, не представляется возможным принятие мер налоговой политики, которые могут привести к дальнейшему существенному снижению бюджетных доходов.

Таким образом, направления налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, – отвечает потребностям расширенного правительства в доходах для предоставления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций.

С учетом изложенного предстоит обеспечить реализацию следующих мер долгосрочной стратегии в области налоговой политики:

1. Повышение эффективности налогового администрирования. Собираемость основных налогов может быть обеспечена за счет сокращения возможностей уклонения от уплаты налогов.

2. Реформирование единого социального налога и введение страховых взносов для работодателя.

Наиболее масштабным изменениям будет подвергнут единый социальный налог (включая взносы на обязательное пенсионное страхование). Реформа этого налога направлена на предотвращение дальнейшего снижения эффективной налоговой ставки, которое наблюдается в силу особенностей конструкции единого социального налога (далее – ЕСН).

При принятии решения о переходе к регрессивной шкале ставок ЕСН не предполагалось, что эффективная налоговая ставка будет снижаться. Для предотвращения дальнейшего ее падения, необходимо принять решение о восстановлении эффективной ставки ЕСН на уровне 2005 года уже начиная с 1 января 2010 года, недопущении ее снижения в будущем, а также принять иные меры, направленные на обеспечение полной уплаты ЕСН всеми налогоплательщиками, выплачивающими доходы по трудовым и гражданско-правовым договорам.

При этом предлагается, начиная с 2010 года ЕСН заменить страховыми взносами, уплачиваемыми работодателями, в Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования и Фонд социального страхования.

Кроме того, предлагается ввести взносы, уплачиваемые работниками 1967 г. рождения и моложе, по ставке 3% от налогооблагаемой зарплаты в пределах до 1100 тыс. рублей в год. Эти взносы будут зачисляться на индивидуальные счета для формирования накопительной части трудовой пенсии. В то же время половина взносов, уплачиваемых в настоящее время работодателями и направляемых на накопительные счета, передается на финансирование страховых пенсий. [15]

 На решение перечисленных выше задач направлены изменения в законодательстве, которые вступят в силу с 1 января 2010 года.

 

 

 

Заключение

Подводя итоги можно сказать, что фискальная политика необходима в условиях современной рыночной экономики, так как она выступает в роли регулятора государственных расходов и налогов.

На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём. С помощью бюджетно-налоговой политики

государство контролирует уровень национального производства и занятость населения.

В настоящее время бюджет и бюджетно-налоговая политика неотделимы друг от друга. Бюджетно-налоговая политика включает в себя мероприятия по сбору налогов и расходованию бюджетных средств. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расходов бюджетных средств. Грамотно разработанная бюджетно-налоговая политика должна способствовать росту деловой активности, проведению структурных преобразований, обеспечению социальной стабильности. Через налоговую политику и бюджетное финансирование предоставляется возможность влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса. Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, но конечный результат будет благотворным.

 

 

 

Список литературы

1. Аркин В., Сластников А., Шевцова Э. Налоговое стимулирование инвестиционных проектов в российской экономике.- М.: РПЭИ/Фонд Евразия. 2007. – 185с.

2. Балацкий Е.В. Лафферовы эффекты и финансовые критерии экономической деятельности // Мировая экономика и международные отношения. 2007. -№ 11.-С.11-32.

3. Балацкий Е.В. Точки Лаффера и их количественная оценка // Мировая экономика и международные отношения. 2008. -№ 12.-С.48-51

4. Балацкий Е.В. Налог на имущество фирм и накопление основного капитала // Мировая экономика и международные отношения. 2006. -№ 3.-42-47.

5. Войтов, А.Г. Экономика: Общий курс: Учебные фундаментальные теории экономики. / А.Г. Вайтов– 7 изд., перераб. и дополн. – И.: ИВЦ Маркетинг, 2007. – 581 с.

6. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: Учебник. / С.Н. Ивашковский. - М.: Дело, 2008. – 472 с.

7. Кажуко, Н.Л. Основы экономической теории: Учебное пособие / Н.Л. Кажуко – Мн.: ООО ФУАинформ, 2006. – 671 с.

8. Капитоненко В.В. Инфляционный сдвиг налоговой ставки на кривой Лаффэра // Экономика и технология: межвузовский сборник научных трудов. М.: РЭА, 2007.-С.38.

9. Курс экономической теории. / Под ред. И.М, Плотницкий – Мн.: Интерпрессервис, 2006. – 496 с.

10. Курс экономики: Учебник для вузов по экономической специальности. / Под ред. Б.А. Райзберга. –М.: Инфра-М, 2009. – 714 с.

11. Макконнелл, К.Р. Экономикс: Принципы, проблематика и политика/ К.Р. Макконнелл, Р. Кэмпбелл, С.Л. Брю Учебник. В 2-х экз. пер. с. 16-го англ. Изд. М.: Инфра-М, 2007. – 928 с.

12. Мовшович С.М., Соколовский Л.Е. Выпуск, налоги и кривая Лаффера // Экономика и математические методы. 2006. Т. 30. Вып. 3.-С.74-78.

13. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. -М.: Владос, 2007 – 595 с.

14. Экономическая теория. Давыденко Л.Н., Базылева А.И. и др. – Мн.: Высш. шк., 2006. – 366 с.

15. www.minfin.ru  сайт Министерства финансов РФ

16. www.roskazna.ru  сайт Федерального Казначейства РФ

Приложение (А)

Консолидированный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов в 2008 году.

 

 

 

из него:

 

Консолидировванный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов РФ

Доходы-всего

16003,9

9275,9

6198,8

из них:

 

 

 

налог на прибыль организаций

2513,2

761,1

1752,0

налог на доходы физ. лиц

1666,3

0,0

1666,3

налоги и взносы на соц. Нужды

2113,2

506,8

0,2

из них ЕСН

811,9

506,8

0,2

НДС

 

 

 

На товары (работы,услуги),реализуемые на территории РФ

998,7

998,4

0,3

на товары ввозимые на территорию РФ

1133,8

1133.8

 -

акцизы по подакцизным товарам (продукции)

 

 

производимым на территории РФ

314,7

125,2

189,4

ввозимым на территорию РФ

35,3

35,3

-

налоги на совокупный доход

185,1

-

161,3

налоги на имущество

493,4

-

493.4

налоги. на сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1742,6

1637,5

105,1

задолженность и перерасчёты по отменённым налогам, сборам и иным обязательным платежам

6,2

0,9

2,9

доходы от внешнеэкономической деятельности

3584,9

3584,9

-

доходы от использования имущества, находящегося в гос. муниципальной собственности

439,5

150,5

273,5

платежи при пользовании природными ресурсами

136,9

111,8

25,1

безвозмездные поступления

74,3

1,3

1204,7

доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

80,2

0,0

80,2

Расходы-всего

13991,8

7570,9

6253,1

из них на:

 

 

 

общегосударственные вопросы

1291,0

839,4

444,1

из них на обслуживание гос. и муниципального долга

188,2

153,3

35,9

национальную оборону

1043,6

1040,9

2,8

национальную безопасность и правоохранительную деятельность

1092,1

835,6

256,5

национальную экономику

2258,6

1025,0

1233,6

из неё на:

 

 

 

топливно-энергетический комплекс

40,1

9,8

30,2

сельское хозяйство и рыболовство

238,3

58,0

180,3

транспорт

290,0

116,3

173,3

дорожное хозяйство

640,4

180,0

460,4

связь и информатику

52,9

18,7

34,2

прикладные научные исследования в области нац. экономики

75,5

72,8

2,7

другие вопросы в области нац. экономики

788,1

495,5

296,6

жилищно-коммунальное хозяйство

1153,2

129,5

1023,7

социально-культурные мероприятия

7122,1

1015,7

3060,9

межбюджетные трансферты

0,0

2674,6

210,6

из них межбюджетные трансферты бюджетам гос. внебюджетных фондов

-

1580,0

203,6

Профицит,дефицит(-)

2012,1

1705,1

-54,4

         

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: