Мотивация труда как элемент процесса управления персоналом

 

     Одна из главных задач предприятий различных форм собственности и сфер

деятельности – поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора и достижение наилучших производственных результатов.

 

     Одним из ключевых факторов производства любого вида товаров и услуг наряду с инвестиционным капиталом (основными фондами и оборотными средствами) являются трудовые ресурсы. В современных условиях именно трудовые ресурсы рассматривают как наиболее ценный капитал, которым располагает предприятие. Научно-технический прогресс и связанное с ним резкое увеличение доли наукоемких технологий обусловливает рост требований к профессиональным, социально-психологическим качествам и культурному уровню работника. Эффективное управление трудовыми ресурсами как особая функция деятельности, связанной с наймом работников, их обучением, оценкой и оплатой их труда, является важной предпосылкой для эффективного функционирования производства. Подготовленные и квалифицированные работники, находящиеся в штате предприятия, называются его персоналом, или кадрами.

 

     Организация труда на предприятии призвана создавать нормальные для человека условия труда, заинтересованность работника в результатах труда и в результатах работы предприятия. Кроме того, организация труда призвана создавать на предприятии системы труда, повышающие доход предприятия.

Мотивация является одним из основных факторов, определяющих эффективность трудовой деятельности.

 

     Не существует точных аналитических методов для определения конкретных величин роста производительности труда от мероприятий по совершенствованию системы мотивации. Поэтому определение темпов роста производительности труда производится экспертным (оценочным) методом.

 

      Мотивация – (от греч. motif от лат. moveo - двигаю) внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения.

 

      Трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.

 

      Мотивация в управлении персоналом понимается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом. Процесс мотивации упрощенно может быть разбит на следующие этапы: выявление потребностей, формирование и развитие мотивов, управление ими с целью изменения поведения людей, необходимого для реализации целей, корректировка мотивационного процесса в зависимости от степени достижения результатов.

 

      Теоретические основы мотивации были заложены содержательными и процессуальными теориями мотивации. Наиболее распространенными содержательными теориями мотивации являются теории Маслоу, МакКлелланда и Герцберга. Основными процессуальными теориями мотивации являются теория ожиданий, теория справедливости, модель мотивации Портера – Лоуера. В современном менеджменте предпринимаются активные попытки пересмотра классических теорий мотиваций с целью их приспособления к большего современной структуре потребностей.

 

      Система мотивации персонала может быть основана на самых разнообразных методах, выбор которых зависит от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. Классификация методов мотивации в зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности может быть осуществлена на организационно распорядительные (организационно- административные), экономические и социально-психологические. Так же методы стимулирования можно сгруппировать в следующие четыре вида: экономические стимулы, управление по целям, обогащение труда, система участия.

 

      Основными тенденциями развития систем мотивации персонала хозяйствующих субъектов в современных условиях являются: ориентация на стратегические подходы, внимание к внутренним мотивам трудовой деятельности, реализация партисипативного похода к мотивационному процессу, активное развитие экономических и социально-психологических методов стимулирования, разработка и др.

 

      Социологические исследования показывают, что наибольший вес среди форм мотивации имеет оклад и индивидуальная надбавка, а затем уже следуют различные виды премий, на фоне других выделяются медицинское страхование, возможность получения кредитов и материальная помощь. Значимыми так же являются следующие мотивационные формы: хороший моральный климат в коллективе, карьера, хорошие условия труда, оплата путевок, социальные отпуска. Среди наиболее возможных факторов демотивации выделяются: нарушение негласного контракта; неиспользование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит; игнорирование идей и инициативы; отсутствие чувства причастности к компании; отсутствие ощущения достижения, не видно результатов, нет личного и профессионального роста; отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства и коллег; отсутствие изменений в статусе сотрудника.

 

      Понятие мотивации активно разрабатывалось в XX веке. В настоящее время существует при группы различных теорий мотивации: первоначальные, содержательные, процессуальные.

 

      Величина усилий, прилагаемых человеком для реализации поставленной перед ним задачи, будет непосредственно зависеть от того, какова оценка вероятности успеха при выполнении поставленной задачи, а также вероятность получения за приложенные усилия ценного для него вознаграждения.

 

      Сегодня обостряется необходимость решения проблем заинтересованности каждого человека в качественной и творческой работе во благо предприятия и общества.

 

Анализ стратегии мотивации трудовой деятельности в организации ООО «РИГА» выявление проблем и разработка стратегического плана по улучшению системы мотивации

   Необходимым условием разработки системы мотивации является анализ существующей ситуации с применение метода опроса персонала степенью удовлетворенности.

 

    Степень удовлетворенности персонала ООО «РИГА» той или иной стороной трудовой деятельности можно проследить по таблице № 1.

 

    Анализ проводился методом опроса работников предприятия. В опросе озвучивались параметры морального стимулирования, характеризующие психологические, социальные и моральные качества трудовой деятельности.

 

В опросе участвовали все работники предприятия - 52 человека.

 

Оценка результатов проводится по следующей шкале:

 

Степень удовлетворенности Индекс удовлетворенности

 

Высокая 0,7 - 1,0

 

Средняя 0,4 - 0,7

 

Низкая 0,0 - 0,4

 

 

     Степень удовлетворенности персонала ООО «РИГА» организацией и условиями труда.

 

Таблице № 1.

Содержание вопроса Кол-во уд. ответов Доля уд. ответов от общего числа работников Индекс удовлетв. Степень удовлетв.
1 Удовлетворены ли Вы в общем и целом своей жизнью 8 40% 0,4   Средняя
2 Удовлетворены ли Вы в целом своей нынешней работой 9 45% 0,45 Средняя
3 Оценка уверенности в завтрашнем дне у персонала ООО «РИГА» 16 80% 0,8 Высокая
4 Оценка положения дел в ООО «РИГА» 10 50% 0,5 Средняя
5 Оценка отношения работников организации к условиям, в которых они работают 15 75% 0,75 Высокая
6 Удовлетворены ли Вы организацией труда в ООО «РИГА» 8 40% 0,4 Средняя
7 Удовлетворены ли вы организацией отдыха в ООО «РИГА» 9 45% 0,45 Средняя
8 Удовлетворяет ли Вас нынешняя продуктивность труда работников 11 55% 0,55 Средняя
9 Состояние отношений между администрацией и работниками 4 20% 0,2 Низкая

 

 

     Из данных таблицы № 1 видно, что присутствует общая неудовлетворенность персонала предприятия различными сторонами их трудовой деятельности.

 

     По результатам опроса высокой степени удовлетворенности соответствуют

2 параметра; средней - 6 параметров; низкой - 1 параметр.

 

     Таким образом, степень удовлетворенности организацией и условиями труда на предприятии ООО «РИГА» оценивается как средняя. Однако, параметры по которым степень удовлетворенности оценивается как средняя близки к нижней границе индексного интервала оценки и поэтому могут быть приравнены к низкой степень удовлетворенности.

 

     Показатели степени удовлетворенности говорят о неэффективной организации труда в ООО «РИГА», неэффективной системе морального стимулирования и мотивирования труда и необходимости ее совершенствовать.

 

 

     По данным проведенного исследования определена степень удовлетворенности системой материального стимулирования в таблице № 3.

 

         

     По результатам опроса высокой степени удовлетворенности соответствуют

4 параметра; средней - 3; низкой - 3. однако, следует учитывать, что два параметра из среднего интервала близки к нижней границе по значению оценочной шкалы, и, следовательно, могут быть отнесены к низкой степени удовлетворенности.

 

 

Таблице № 3.

 

Степень удовлетворенности персонала ООО «РИГА» системой материального стимулирования.

Содержание вопроса Кол-во уд. ответов Доля уд. ответов от общего числа работников Индекс удовлетв. Степень удовлетв.
1 ФАКТОРЫ ОЖИДАНИЯ        
Ожидаете ли вы, что ваша успешная работа приведет к желаемому результату     14 70% 0,70 Высокая
Считаете ли вы, что полученные результаты приведут к ожидаемым вознаграждениям за этот результат 12 60% 0,60 Средняя
Какую ценность представляет для вас получаемое вознаграждение 16 80% 0,80 Высокая
2 ФАКТОРЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ          
Известен ли вам размер вознаграждения ваших коллег, получаемого за работу, аналогичную той, которую выполняете вы 8 40% 0,40 Средняя
Ваша реакция на сведения о более высокой оплате труда за аналогичную работу в вашем подразделении или вы другом     7 28% 0,28 Низкая
Как вы оцениваете отношение к себе как к работнику со стороны руководства по получаемому вознаграждению 7 28% 0,28 Низкая
Какова ваша комплексная оценка получаемого вознаграждения   8 40% 0,40 Средняя
3 ФАКТОРЫ модели Портера-Лоулера          
Считаете ли вы, что затраченные вами усилия на выполнение работы высокие 7 28% 0,28 Низкая
Считаете ли вы себя способным работником 19 95% 0,95 Высокая
Как вы оцениваете свою роль в процессе коллективного труда на вашем предприятии 17 85% 0,85 Высокая
Уверены ли вы в том, что получаемое вами вознаграждение справедливо по отношению к результатам вашего труда 7 28% 0,28 Низкая

 

 

     Высокой степени удовлетворенности соответствуют интервалы, характеризующие ожидания.

 

     Средней и низкой, характеризующие отношение работников к существующей системе вознаграждений за труд.

 

     Таким образом, система материального стимулирования на предприятии

ООО «РИГА» оценивается как неудовлетворительная.

 

 

Разработка вариантов управленческих решений по улучшению системы мотивации

 

     Разработка любой программы, в том числе программы мотивации персонала, начинается с определения цели и описания результата, которого нужно достичь. Эффективная система стимулирования позволяет раскрыть потенциал каждого сотрудника и одновременно решить задачи компании. Прежде всего необходимо найти правильные ориентиры, по которым следует двигаться организации и ее сотрудникам.       Кроме того, сам процесс построения подобной программы и его итоги являются мощнейшим нематериальным мотиватором для персонала.

 

     Представим модель формирования структуры трудовой мотивации организации в виде структурно-логической схемы:

 

-  При найме сотрудника, кроме его оплаты и условий работы, необходимо оговорить обязанности и дисциплинарные взыскания. И если кто-то из сотрудников нарушает установленные правила работы, принять корректирующие меры, независимо от личного отношения руководителя к сотруднику. Последовательность в применении дисциплинарных мер необходима и должна быть одинакова для всех.

 

-  Необходимо использовать различные формы мотивации: материальные системы стимулирования,  процент от прибыли с продаж.

 

-  Следует разработать систему поощрений: например, награда лучшему работнику месяца (лучшему менеджеру, инженеру и другим сотрудникам), призы тем, кто разработает лучшее предложение о поднятии продаж. При выборе лучших работников месяца или лучших предложений необходимо учитывать мнение всего коллектива.

 

-  Но не стоит сводить все к деньгам, иначе сотрудники без этого стимула и пальцем не пошевелят. Нематериальная мотивация не менее значима: личная благодарность, похвала в присутствии всего коллектива может стать для официанта прекрасным стимулом работать с душой и большой отдачей.

 

-  Следует поощрять творческую инициативу сотрудников, стоит благодарить автора идей, как сделать работу фирмы более успешной. Поддерживать в них стремление быть партнерами по бизнесу.

 

-  Нельзя забывать, что главное - отношение к сотруднику. Работник не уйдет, если руководитель будет для него авторитетом, руководителем, который знает о своих работниках все, который видит все, начиная от новой прически своего работника, заканчивая его плохим настроением. И всегда реагирует правильно: где поддержит, где на такси после тяжелой смены отправит, где премию выпишет.

 

-  Важное условие: Необходимо быть последовательным, справедливым и лояльным. Поддерживать в сотрудниках ощущение защищенности от несправедливости. -Четко определите правила и критерии оценки работы персонала. Сотрудники должны знать, за что их поощряют или наказывают.

 

- Немаловажно дать сотруднику в виде обучения то, чего он еще не знает или чему стоило бы научиться: ввести систему наставничества, структурировать ее и прописать, разработать четкую программу стажировки для новых сотрудников, проводить тренинги, устраивать видеосеминары, привлекать других специалистов.

 

В соответствии с выше изложенным можно предложить систему поощрений:

 

Основания для поощрения                                          Размер поощрения

Предложения по улучшению работы организации          Премия в размере 25%

Лучший результат работы                                                   Премия в размере 30%

Активное участие в жизнедеятельности организации     Премия в размере 15%

 

Далее определяем систему взысканий:

 

Список мер дисциплинарного взыскания за различные недоработки:

 

- за невыполнение показателей, установленных действующей системой контроля;

- за допущенный просчет в работе;

- за хищение собственности организации;

- за нарушение требований охраны труда и пожарной безопасности.

 

За эти нарушения применяются следующие меры воздействия:

 

- лишение премий полностью или частично;

- лишение ранее примененных видов моральной и социальной мотивации.

 

Система депремирования:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: