Проблемы государственного регулирования рынка страховых услуг

Итак, анализ развития и функционирования рынка страховых услуг в Российской Федерации позволяет говорить о том, что в течение последнего десятилетия в России были созданы и получили заметное развитие многочисленные формы страхования, негосударственные страховые организации, сформировались основы страхового надзора и страхового законодательства. Вместе с тем, данный рынок не лишен ряда проблем. Как абсолютно точно было отмечено в Концепции развития страхования в Российской Федерации, на развитие рынка страховых услуг негативно повлияли следующие события:

¾ существующий уровень платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги;

¾ использование не в полной мере рыночного механизма в области страхования, и в частности неразвитость обязательного страхования, без чего не может активно развиваться рынок добровольного страхования;

¾ отсутствие надежных инструментов долгосрочного размещения страховых резервов;

¾ ограничение конкуренции в некоторых секторах рынка страховых услуг и на территориях, в частности, путем создания аффилированных и уполномоченных страховых организаций;

¾ отсутствие системы мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в сфере рынка страховых услуг;

¾ низкий уровень капитализации страховых организаций, а также неразвитость национального перестраховочного рынка, приводящие к невозможности страхования крупных рисков без значительного участия иностранных перестраховочных компаний и необоснованному оттоку значительных сумм страховой премии за границу;

¾ информационная закрытость рынка страховых услуг, создающая проблемы для потенциальных страхователей в выборе устойчивых страховых организаций;

¾ несовершенство правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора[39].

Отметим основные проблемы рынка страховых услуг и его государственного регулирования.

1. Для России сложилась критически низкая степень защищенности по основным рискам – как в экономике, так и в социальной сфере. Степень развития страхового рынка отражает такой критерий как отношение совокупной страховой премии к ВВП. В России эта величина по итогам 2008 года не превышала 2,2%, в то время как в развитых странах доля совокупной страховой премии в ВВП составляет 8-10%. По экспертным оценкам, все инструменты снижения рисков (страхование, социальные программы, формирование резервных и чрезвычайных фондов предприятий) покрывают не более 10% рисков, которые обычно страхуются в развитых странах. Незащищенность по основным группам рисков влечет за собой значительные бюджетные затраты по ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, по оказанию социальной поддержки гражданам, ухудшает инвестиционный климат и общие условия экономической деятельности.

2. Капитализация российского страхового рынка (объем собственных средств у страховых компаний) находится на крайне низком уровне. Это является одним из главных препятствий для повышения емкости рынка и причиной оттока значительных финансовых средств за рубеж по каналам перестрахования.

3. Долгосрочное страхование жизни, как важнейший источник долгосрочных инвестиционных ресурсов (равно как и механизм социальной защиты населения), не только мало по объему для такой страны как Россия, но и во многом, если судить по примерному совпадению сумм привлеченной страховой премии и совокупных страховых выплат, представляет собой поле для реализации зарплатных страховых схем, имеющих целью уход предприятий от налогообложения фонда заработной платы. Реальное долгосрочное страхование жизни на сегодняшний день по объему ничтожно. Существующие правовые рамки проведения страхования не обеспечивают остаточных стимулов для того, чтобы расширять масштабы долгосрочного страхования жизни, а низкое доверие населения к отечественным финансовым институтам, особенно когда речь идет о долгосрочных вложениях, не позволяет рассчитывать на скорое расширение емкости этого рынка.

4. Несовершенство страхового рынка приводит к возникновению трудностей в работе страховщика. У потенциальных страхователей зачастую отсутствуют стимулы страхования своих интересов.

5. Увеличение собственных средств и страховых резервов страховщиков сдерживается недостаточным развитием страховых операций, что, в свою очередь, зависит ни только от общего состояния экономики, но и от совершенствования законодательства в части упорядочения обязательных видов страхования, развития долгосрочного страхования, пенсионного и взаимного страхования, налогообложения.

6. Отсутствует комплексная система страхования, которая позволила бы:

- использовать накопления населения и предприятий для инвестирования прогрессивных отраслей экономики;

- повысила бы уровень жизни населения на основе роста производительности труда и развития гарантий сохранности вкладов населения и инвестиций зарубежных граждан и фирм;

- максимально расширить контакты России с другими странами при условии повышения экономической безопасности страны, увеличения числа рабочих мест и повышения конкурентоспособности российских предприятий.

Таким образом, основной проблемой российской системы страхования является ее незначительная роль в экономике и социальной сфере, что не позволяет в полной мере реализовать потенциал страхования как фактора социально-экономической стабильности общества и источника долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики.

7. Неправомерной выглядит и практика, при которой государственным надзором в области страхования занимаются различные другие органы государственной власти, например Министерство Антимонопольной Политики РФ, Центральный Банк РФ. При этом наблюдается отсутствие какого-либо системного подхода к проблеме устранения дублирования. Некоторые решения принимаются недостаточно обоснованно, принятие других неоправданно затягивается[40].

8. Наконец можно отметить тот факт, что в настоящее время крайне мало научных разработок по проблемам развития страховых рынков на региональном уровне, не отработан механизм взаимодействия органов исполнительной власти в регионе и страховых компаний, действующих на его территории[41]. Система взаимоотношений участников регионального страхового рынка далека от совершенства, причем в большей степени, чем российского страхового рынка целом. Отсутствие официально признанной концептуальной основы регионального страхового рынка приводит к тому, что в большинстве регионов страны он развивается бессистемно, нет активного контроля и эффективной поддержки со стороны государства в данном вопросе, не обеспечивается надежная страховая защита населения.

В целом, изучение практики государственного регулирования страхования в трансформирующейся России показывает, что деятельность государства в этой сфере носит незавершенный характер. По большинству направлений рынок страховых услуг вообще не регулируется, прежде всего, из-за несовершенства российского законодательства. Это обстоятельство является тормозом для цивилизованного развития рынка, вносит в него элементы дезорганизации и фактически выполняет роль несознательного разрушителя зарождающейся рыночной структуры. Функции страхования постепенно переходят в теневой бизнес, деятельность которых подвержена государственному воздействию в незначительной степени.

Таким образом, государственное регулирование страхового рынка должно строиться на основе четкого понимания того, что страхование (в первую очередь, жизни и пенсионное) является одним из ключевых инструментов формирования долгосрочных, наиболее важных для развития всякой экономики инвестиционных ресурсов. Избыточная открытость национальной страховой системы может с легкостью привести к необратимой утрате долгосрочных инвестиционных ресурсов, необходимых для успешного экономического развития, и к угнетению самого страхового рынка: его монополизации, как было отмечено в первую очередь иностранными корпорациями, и деградации национальных страховых компаний. Подводя итог, отметим, что роль государственного регулирования страхового рынка является как никогда очень важной. В этом смысле требуется комплекс мероприятий по устранению сложившихся проблем и противоречий на рынке страховых услуг.

 

2.3. Основные пути решения проблем

государственного регулирования страховой деятельности

 

 

Сегодня профессиональный страховой бизнес, реально понимающий подлинное состояние дел в отечественном страховании, должен ставить вопрос не о сворачивании государственного присутствия на страховом поле, а о резкой активизации научно обоснованной государственной политики в области страхования. Речь, прежде всего, идет об осуществлении государством в дополнение к реализуемым ныне контрольным и регулятивным функциям функций по стимулированию развития главных производительных сил страхового бизнеса и укреплению доверия потребителей к страховым организациям[42].

В целом, реальные потребности развития страхования в нашей стране требуют не ограничения сферы участия государства в страховых отношениях, а дальнейшего повышения значения и роли органа государственного управления страховой деятельностью, развития его стимулирующих функций, укрепления форм его взаимодействия с новыми институтами гражданского общества, получающими свое развитие в сфере страхования. Только в постоянном взаимодействии самостоятельного, наделенного необходимыми полномочиями, обладающего соответствующими организационными возможностями и активно функционирующего государственного органа по управлению страховым рынком с саморегулируемыми организациями, объединяющими профессиональных участников страхового рынка, и союзами потребителей может сформироваться по-настоящему живой и развивающийся организм отечественного страхования. Думается, что и государство и отечественный страховой рынок обладают сегодня необходимыми предпосылками для достижения этой цели. Необходима лишь воля и целенаправленное приложение усилий по ее реализации.

Основной целью государственного регулировании страхового рынка России, в первую очередь, является защита интересов страхователей и государства, что может выражаться не только в контроле за финансовой устойчивостью и платежеспособностью страховщиков, но и в обеспечении постоянных налоговых и иных поступлений от страховой отрасли.

Страховщики как субъект регулирования ожидают, в первую очередь, не столько надзорных, сколько развивающих страховой рынок, действий[43].

Минфин РФ занимается именно надзором за страховым рынком. Функциями перспективного развития большинства отраслей, в том числе и страховой индустрии, занимается Министерство экономического развития и торговли.

Какими же механизмами обладают для этого процесса органы власти в России? К механизмам стимулирующего влияния государства на страховой рынок следует отнести следующее.

1. Законодательное развитие обязательных видов страхования как механизма увеличения показателей страховой деятельности (данное направление отмечено в числе первых в Концепции развития страхового рынка в России в среднесрочной перспективе). Причем, его действие связано не столько с механическим увеличением оборота отрасли в силу принуждения к страхованию, сколько с доступом страховщиков к клиентской базе и дополнительной продажей полисов по добровольному страхованию. Типичным примером является обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В этом случае важным будет проработка механизмов предоставления налогового вычета для физических лиц в случае приобретения полисов по долгосрочному (пенсионному) страхованию жизни, добровольному медицинскому и другим социально значимым видам страхования. Также должна быть предусмотрена возможность выбора между обязательной (государственной) и добровольными системами медицинского и пенсионного обеспечения.

2. Создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью, что особенно важно на этапе становления национальной системы страхования.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет функции контроля и надзора за страховым делом в Российской Федерации. В этих целях целесообразно закрепить за федеральным органом государственного страхового надзора функции по межведомственной координации и межотраслевому регулированию вопросов страхования.

Для решения задач развития рынка страховых услуг в первоочередном порядке необходимо разработать и осуществить меры по совершенствованию и развитию законодательства, регулирующего страхование, и в частности обеспечить:

— создание правовых основ деятельности обществ взаимного страхования;

— совершенствование законодательства о налогах и сборах;

— установление основ обязательного страхования, а также определение их приоритетных видов;

— совершенствование осуществления государственного надзора за страховой деятельностью на территории Российской Федерации.

3. Решение указанных задач позволит продолжить работу по дальнейшей модификации основ законодательного регулирования страхования, которое должно отвечать возрастающему уровню развития страхового дела, и потребует в среднесрочной перспективе осуществления кодификации законодательства в области страхования. Совершенствование системы законодательства в области страхования должно основываться на глубоком научном анализе законодательства Российской Федерации и практики его применения, международном опыте и стандартах, включать в себя предусмотренные в Концепции мероприятия по регулированию страхования как целостной системы страховой защиты граждан, организаций и государства.

В соответствии с административной реформой разрабатывается законопроект «О саморегулируемых организациях», в том числе и на страховом рынке[44]. Всероссийский союз страховщиков соответственно готов преобразоваться в саморегулируемую организацию с возможностью обязательного членства и расширением функций. Предполагалось, что этот закон внесет Правительство РФ, но оно оказалось не готово к делегированию части функций саморегулируемым организациям. В этой связи, в последний день работы Государственной Думы более пятидесяти депутатов из разных фракций подписали этот закон и внесли его.

Всероссийский союз страховщиков полагает, что единственной альтернативой "заторможенным" механизмам государственного регулирования страхового рынка в России является внедрение механизмов саморегулирования.

Основное преимущество механизмов саморегулирования заключается в возможности выработки профессиональных стандартов качества оказания страховых услуг и повышения доверия со стороны страхователей. Кроме того, саморегулирование позволяет более гибко реагировать на потребности страхователей в более качественных страховых услугах.

Две новых области приложения этого метода регулирования[45]. Во-первых, в России существует более 40 видов обязательного страхования. Вместе с тем реализация основных направлений развития обязательного страхования, заложенных в Концепции, к которым относятся усиление контроля за проведением обязательного страхования; введение новых видов обязательного страхования, создания централизованных гарантийных фондов, представляется весьма проблематичным. Это связано, прежде всего, с тем, что законопроект «Об осуществлении обязательного страхования на территории РФ», которому отводилась главная роль в регулировании обязательных видов страхования, был отклонен Правительством РФ, а в изменениях и дополнениях в закон «Об организации страхового дела в РФ» лишь маленькая статья посвящена этому вопросу. Все это обуславливает изменения подхода к регулированию системы обязательного страхования.

Актуальность вопроса регулирования системы обязательных видов страхования также определяется тем, что в Гражданском кодексе РФ (ст. 936) сказано, что «объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законом».

И здесь страховое сообщество, в том числе и орган страхового надзора, попадает в юридическую коллизию. С одной стороны, вид страхования может называться обязательным, если о нем есть федеральный закон, на данный момент таких только 3 вида: обязательное медицинское страхование, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и обязательное страхование военнослужащих.

С другой стороны, более 40 видов страхования, которые введены «нестраховыми» законодательными актами, также нуждаются в определении положений, обеспечивающих равные условия осуществления и гарантии исполнения страховых услуг.

Вместе с тем, выход из данной тупиковой ситуации может быть найден при помощи механизмов саморегулирования[46].  В основу регулирования системы обязательного страхования должен быть положен принцип обязательного членства в профессиональном объединении страховщиков с соблюдением стандартов профессиональной деятельности по конкретному виду страхования.

Всероссийский союз страховщиков уже предложил Минфину РФ для введения системы саморегулирования создать рабочую группу, состоящую из представителей страхового сообщества и органа надзора, для определения перечня обязательных видов страхования, нуждающихся в регулировании. После этого на уровне Минфина РФ может быть принят нормативный документ, который бы в целях соблюдения принципов обязательного страхования, предписывал страховщикам при осуществлении данного вида обязательного страхования обязательно быть членом объединения страховщиков, имеющего согласованный с Минфином пакет документов по этому виду обязательного страхования.

Таким образом, введение элементов саморегулирования в сектор обязательного страхования позволит систематизировать механизмы регулирования более чем 40 видов обязательного страхования и максимально защитить интересы субъектов страхового дела.

Во-вторых, без создания профессионального объединения страховщиков с обязательным членством не обойтись при реформировании обязательного медицинского страхования[47]. В силу специфики данного вида страхования страховщики единственные защищают интересы пациентов (страхователей) и выработка единых стандартов качества страховщика просто необходима.

3. Развитие форм трансформации сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни.

4. Поэтапная интеграция национальной системы в международный страховой рынок, который характеризуется углублением взаимозависимости отдельных национальных рынков.

Для достижения поставленных целей и задач должна быть реализована следующая стратегия развития страхового рынка.

На первом этапе приоритет отдается развитию национальных страховых компаний, созданию налоговых стимулов и инвестиционных инструментов, формированию сектора обязательного страхования, а также системы государственного регулирования и надзора.

Второй этап характеризуется ростом капитализации рынка, усилением контроля за надлежащим использованием созданных стимулов, постепенной либерализацией условий деятельности иностранного капитала на национальном рынке.

Третий этап предполагает интеграцию в мировую экономику, предоставление иностранным страховым компаниям национального режима.

Практические мероприятия должны быть направлены на стимулирование развития систем обязательного и добровольного страхования. Система обязательного страхования должна предусматривать защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц, которым причинен ущерб, в следующих случаях:

- в результате воздействия источников повышенной опасности (транспорта, опасных производственных объектов и других);

- вследствие недостатков отдельных категорий товаров, работ и услуг;

- при исполнении работниками (государственными служащими) своих трудовых (служебных) обязанностей (по отдельным категориям государственных служащих).

Указанные разновидности обязательного страхования должны стать основой системы обязательного страхования в России. При этом базовые принципы обязательного страхования должны включать в себя:

- соразмерность страхового тарифа и величины страхового риска;

- реализацию предусмотренных законодательством мер регулирования страховых тарифов с целью их минимизации для страхователей;

- повышенные требования к страховщикам по обеспечению финансовой устойчивости;

- формирование финансовых механизмов, позволяющих обеспечить защиту в случаях, когда обязательное страхование не осуществлено;

- укрепление государственного надзора за осуществлением обязательного страхования;

- введение системы конкурсов и тендеров для страховых компаний, желающих принять участие в государственных программах обязательного страхования.

 К добровольному страхованию целесообразно отнести:

- долгосрочное и пенсионное страхование жизни;

- страхования помещений как юридических, так и физических лиц;

- медицинское страхование и т.д.

С этой целью необходима реализация государственной программы, включающей:

- меры по совершенствованию правового режима указанных видов страхования, в частности их гражданско-правовых основ и особенностей налогового режима;

- создание низко рискованных долгосрочных инвестиционных инструментов.

Государственное воздействие на структуру страхового рынка должно осуществляться по следующим направлениям:

- разграничение операций по страхованию жизни и по иным видам страхования;

- необходимость дальнейшего повышения минимального размера уставного капитала страховых организаций и реализация государством мер по стимулированию капитализации страхового рынка;

- осуществление государственного воздействия на структуру страхового рынка при определении порядка организации системы обязательного страхования.

Необходимо проведение комплекса мер, направленных на корректировку системы страхования в разрезе осуществляемых видов страховой деятельности. При этом важно ориентироваться на международные стандарты классификации по видам страхования.

Опыт государств с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм страхования весьма эффективен для превращения сбережений населения в инвестиционный ресурс. Для этого необходимо создание предпосылок для превращения страховых компаний в крупных институциональных инвесторов.

Страховые компании, в частности, компании, специализирующиеся на страховании жизни, наряду с пенсионными фондами традиционно являются основным источником "длинных денег". Решение задачи вовлечения сбережений граждан в инвестиционный процесс через страхование предполагает систематические и последовательные действия государства в двух основных направлениях:

- создание системы стимулов для развития долгосрочного страхования жизни, включая пенсионное страхование;

- формирование механизма размещения резервов в инвестиционные инструменты, удовлетворяющие требованиям страховщиков с точки зрения доходности, надежности и ликвидности.

В рамках этих направлений необходимы изменения в режиме налогообложения страховых операций и создание в стране стабильного и надежного долгового и фондового рынков.

Режим налогообложения операций по долгосрочному страхованию должен в конечном счете соответствовать налоговому режиму, применяемому к инвестиционным затратам домашних хозяйств и предприятий, и являться стимулом для предприятий и граждан, побуждающим их формировать эффективную защиту от наиболее значимых рисков. При этом такой режим может быть введен только после перекрытия всех легальных возможностей по использованию зарплатных страховых схем, практикуемых в настоящее время, и восстановления доверия к стабильности финансовой системы страны, развития полноценного рынка государственных ценных бумаг и фондового рынка.

В рамках этого направления необходимо:

- принятие мер по восстановлению доверия населения к долгосрочному страхованию жизни, включая усиление надзора за компаниями, специализирующимися на этих операциях, и выработки более жестких нормативных требований к их финансовой устойчивости;

- стимулирование спроса на страховые услуги в целях развития индивидуального долгосрочного страхования жизни путем принятия следующих мер:

- разделение страховых организаций на специализирующиеся на страховании жизни и иных видах страхования.

Реализация поставленных целей требует совершенствования государственного регулирования страхового рынка, которое на сегодняшний день не соответствует потенциальной роли страхового дела, по следующим направлениям:

- повышение лицензионных требований к страховым организациям, в первую очередь на этапе их создания;

- увеличение минимального размера уставного капитала до эквивалента 1 млн. долл. США, повышение требований к ликвидности средств, за счет которых формируются уставные капиталы;

- распространение сферы надзора на всех профессиональных участников страхового рынка, осуществляющих страхование (перестрахование), посредническую, актуарную, аудиторскую деятельность в области страхования, оценку страхового риска;

- создание целостной системы последовательного контроля над деятельностью профессиональных участников страхового рынка, начиная с момента их регистрации в качестве юридических лиц и до момента ликвидации (в настоящее время контроль осуществляется с момента выдачи лицензии страховщику до ее отзыва);

- проверка статуса учредителей и квалификации руководства компаний;

- введение жестких санкции в отношении компаний, нарушающих надзорные предписания;

- сбор информации и проведение независимого анализа данных о состоянии рынка страхования;

- расширение полномочий надзорного органа по аккредитации профессиональных участников страхового рынка, не подлежащих лицензированию, и установлению квалификационных требований к руководителям и сотрудникам компаний - профессиональным участникам рынок,

Итак, в целях совершенствования государственного страхового надзора за деятельностью страховых организаций и иных профессиональных участников рынка страховых услуг, а также защиты прав и интересов его субъектов необходимо осуществить следующие меры:

— повышение надежности системы страхования посредством установления единых требований и стандартов предоставления страховых услуг, применяемых в международной практике;

— установление правил, нормативов и показателей платежеспособности и финансовой устойчивости на основе отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами ценообразования страховых услуг;

— финансовое оздоровление страховой компании, включая обязательное увеличение капитала и применение принудительных мер по управлению ее активами;

— установление для профессиональных участников страхования требования о наличии соответствующих образования и стажа работы по специальности, позволяющих выполнять возложенные на них функции, а также осуществление мер, препятствующих доступу к руководству страховой компанией лиц, допустивших финансовые злоупотребления.

Поскольку отечественному страхованию предстоит еще проходить большой путь в своем развитии, постольку федеральные его проблемы неотделимы от региональных, тем более, страховое законодательство является прерогативой федерального уровня. В этой связи следует выделить приоритеты развития рассматриваемой отрасли экономики[48].

1. Антитеррористическое страхование. Беспрецедентный рост числа террористических актов как в мире в целом, так и в нашей стране в частности достаточно четко поставил перед российскими страховыми компаниями вопрос об инструментах возмещения ущерба, наносимого террористами. На примере трагедии в «Норд-Осте» в Москве можно отметить, что ни театральные реквизиты, ни ответственность постановщиков мюзикла «Норд-Ост» перед третьими лицами не были застрахованы, как не была застрахована и жизнь артистов. Постановщики мюзикла не имели страховой защиты и от риска упущенной выгоды. Между тем, общая сумма сборов за состоявшиеся 320 представлений достигала 5 млн. долл., а каждый несостоявшийся спектакль означал неполученный доход в 15,6 тыс. долл. Запуск «Норд-Оста» как коммерческого проекта потребовал немалых вложений, но в инвестиционном пакете явно недоставало весомого страхового компонента. Из-за отсутствия договора страхования после освобождения заложников все зависело не от зафиксированных в страховом полисе обязательств сторон, а от готовности и доброй воли федеральных и муниципальных властей оказать материальную помощь пострадавшим и их семьям, а также от желания частных спонсоров содействовать восстановлению спектакля. Случившаяся трагедия заключает в себе тот урок (помимо множества других), что при всей ограниченности финансовых возможностей страхователя затраты на страхование следует относить к числу приоритетных. Перестрахование соответствующих рисков на мировом рынке снимет мнения в том, что отечественные страховщики не справятся с возникающими проблемами оценки риска и производства выплат.

При этом государству следует разделять затраты страховщиков на выплаты, если те превышают определенный размер тем более, что именно оно несет главную ответственность за поддержание и охрану жизни своих граждан.

2. Страхование экспортных контрактов, финансируемое из бюджета. В 2004 г. на эти цели выделяется 50 млн. долл. (еще 40 млн. долл. на «прочие расходы по стимулированию экспорта»). В 2005 году эта сумма может возрасти до 120 млн. долл. По расчетам Минэкономразвития, политические риски в среднем составляют до 85% от стоимости сделки страхования. По существу покрытие предоставляется для страновых рисков тех государств, куда направляется российский экспорт, и это в основном политически нестабильные развивающиеся страны. Спорным вопросом остается то, на страхование каких именно экспортных контрактов будут выделены бюджетные средства и будут ли к этому допущены страховщики или этим станет заниматься специализированное правительственное агентство.

3. Ипотечное страхование. Задача страховой компании, участвующей в ипотечной схеме, предоставлять комплексное страхование рисков, связанных с потенциальной неплатежеспособностью клиента. Именно такова мировая практика. Другими словами, страховая компания берет на себя часть рисков банка, выдавшего ипотечный кредит. Российская специфика между тем крайне затрудняет страхование на случай потери работы или источника дохода, в частности, и потому, что этот источник официально не декларируется. В России главный упор делался, как правило, на имущественное страхование объекта залога. И хотя в небольшой массе случаев уже начинают присутствовать сделки по страхованию в рамках ипотечного кредитования, однако широкому развитию этого вида  страхования пока препятствуют не устоявшееся законодательство и недостаточная защита прав собственности на землю, а также споры по поводу прав собственности.

4. Страхование корпоративных клиентов.  Весьма хорошая перспектива у этого вида страхования, поскольку на корпоративных клиентов приходится, по оценкам, порядка двух третей всех доходов страховых компаний, оставшаяся треть падает на физических лиц. Раньше страховые организации рассматривались предприятиями по преимуществу или как механизмы «обналички» средств, или перевода их за рубеж, или как страховщики здоровья сотрудников, автотранспорта и производственных помещений. Теперь ставка делается на более комплексный охват и оценку рисков, в том числе связанных с поломками техники или возможными перерывами в работе. В России появилась формация менеджеров, которые рассматривают страхование не как дополнительную статью расходов и нагрузку на бюджет организации, а как элемент комплексного планирования. По 2002 г. особенно заметно, как риск-менеджмент начал широко внедряться на предприятиях ВПК. Дело в том, что благополучие многих из них в решающей степени зависит от хода выполнения зарубежных контрактов, срыв которых приводит и к значительным финансовым потерям, и к подрыву репутации. Поэтому все чаше страхуется весь процесс от начала сборки изделия до его прибытия в качестве груза к месту назначения.

На российском рынке страхования крупного бизнеса лидирующие позиции занимают те страховые компании, которым, независимо от присутствия или отсутствия признака кэптивности, удалось приобрести качественную перестраховочную защиту, автоматически покрывающую все принимаемые прямым страховщиком на страхование в течение года риски определенного класса (так называемую облигаторную перестраховочную защиту), и у которых под эту защиту подпадает максимальное число рисков с точки зрения как классов бизнеса, так и лимитов.

Ждет своего часа страхование ответственности предприятий — источников повышенной опасности [49]. Эксперты считают, что многие крупные производственные объекты страхуют эти риски чисто формально, ограничивая свою ответственность уровнем в 100 тыс. долларов, чтобы отделаться от лицензирующих органов. Другая крайность — это уплата завышенных премий, которые чаще всего оседают на зарубежных счетах самого страхователя.

Если же говорить об общих перспективах развития системы страхования в России, то аналитики в этой связи отмечают, что в настоящее время российское страхование находится на переломном этапе своего развития[50]. Оно имеет равные шансы пойти либо по пути, характерному для стран — мировых экспортеров энергетических ресурсов и других полезных ископаемых, либо склониться к варианту, выбранному странами Центральной и Восточной Европы, более ориентирующихся в сторону развитых рынков США, Западной Европы и Японии. Для первого варианта характерен экстенсивный тип развития: примат обязательных видов страхования над добровольными, ориентация прежде всего на корпоративного страхователя, пренебрежение или недостаток внимания развитию индивидуального сектора, особенно в части накопительных видов страхования, низкое качество обслуживания потребителей.

Во втором случае для страхового рынка характерны противоположные тенденции и экономические явления. Зрелое гражданское общество упомянутых стран и регулирующие страховой рынок механизмы обеспечивают всесторонний контроль над организацией такой страховой защиты, которая ориентирована в большей степени на массового потребителя. Действующее законодательство и налоговый режим в этих странах предусматривают определенные преференции для страхователей жизни и пенсий. Структура страхового рынка характеризуется превалированием добровольных видов страхования, а именно: жизни, здоровья, имущества и ответственности физических лиц. В институциональном разрезе такие рынки формируются и развиваются преимущественно по интенсивному типу. Они имеют развитую систему прав собственности, сложившуюся гражданско-правовую систему в целом, поддерживающих контрактную систему отношений и стимулирующих экономические субъекты к потреблению страховых услуг. Кроме того, институциональная среда страхового рынка способствует развитию широкого спектра других участников, профессионально занимающихся страховой деятельностью, в том числе и страховых посредников, обществ взаимного страхования, актуариев и т.п.

Направленность усилий на реализацию мероприятий в рамках выделенных приоритетов развития рынка страховых услуг позволит повысить эффективность государственного регулирования рынка страховых услуг.

 


Заключение

 

В заключение работы необходимо подвести ее основные итоги.

1. Система страхования современной России представляет собой социально ориентированную систему защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства, а также механизм формирования долгосрочных инвестиционных ресурсов, способствующих развитию экономики государства и повышения благосостояния граждан.

2. Страховой рынок представляет собой сложную развивающуюся интегрированную систему, сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее, к звеньям которой относятся страховые организации, страхователи, страховые продукты, страховые посредники, профессиональные оценщики страховых рисков и убытков, объединения страховщиков, объединения страхователей и система его государственного регулирования.

3. Государственное регулирование страховой деятельности и рынка страховых услуг представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств в рамках страховой деятельности с помощью определенного комплекса мер, действий. Осуществляется Федеральной службой страхового надзора (Росстрахнадзор).

4. Основными направлениями государственного регулирования страховой деятельности являются: прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов; законодательное обеспечение становления и защиты нацио­нального страхового рынка; государственный надзор за страховой деятельностью; защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, пре­дупреждение и пресечение монополизма.

5. Оценивая ситуацию на российском страховом рынке, можно сказать, что система страхования крайне неравновесна. И, прежде всего, потому, что потребность в страховании неуклонно растет, а подсистема профессиональных услуг отстает в развитии, не удовлетворяет в необходимом объеме указанную потребность.

6. В ходе анализа рынка страховых услуг можно выделить как внутренние, так и внешние проблемы отечественного рынка страховых услуг, в преломлении несовершенства российской экономики. К числу внутренних проблем, т.е. корректируемых внутри системы страхования, за счет резервов, можно отнести такие как: низкая финансовая устойчивость страховщиков; низкий уровень профессионализма и страховой культуры; внутрисистемная разобщенность.

Внешними проблемами, носящими общегосударственный характер, можно назвать следующие: экономические (инфляция, отсутствие государственной поддержки, низкий финансовый потенциал страхователей и др.); юридические (низкий уровень общего законодательного обеспечения страховой деятельности, длительное становление страхового рынка в условиях полного отсутствия законодательной и методической базы, контроля и др.); политические (общеполитическая нестабильность).

7. Ключевая роль в государственном регулировании рынка страховых услуг Свердловской области принадлежит территориальным органам Федеральной службы страхового надзора – Инспекции страхового надзора по Уральскому Федеральному округу, которая осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности в рассматриваемом регионе. В настоящее время данные органы государственной власти пытаются решать ряд проблем, существующих в рамках страховой деятельности, однако зачастую отсутствует организационная база таких мероприятий (например, программы, концепции развития страхования в конкретных регионах), отсутствует необходимый персонал для данных мероприятий, финансовые и правовые механизмы.

8. Решение многочисленных проблем в системе страхования должно решаться в рамках системы, комплекса мер государственного регулирования рынка страховых услуг. В целом система государственного регулирования страхового рынка России складывается из различных способов воздействия на него, осуществляемых не только Госстрахнадзором. Регулирование может осуществляться с помощью любых юридических актов в рамках трехступенчатой системы правового обеспечения; любых экономических инструментов, выработанных государственными органами и регулирующими различные стороны функционирования страхового рынка.

За последние годы сформировался достаточно обширный пакет нормативных документов Росстрахнадзора в виде инструкций, положений, указаний и разъяснений, основанных на действующем законодательстве и имеющих обязательный характер для страховщиков. Постоянно осуществляется работа по актуализации издаваемых директив, с тем, чтобы система регулирования соответствовала складывающимся тенденциям в развитии страхового рынка.

9. Общими рекомендациями Федеральной службе страхового надзора (Росстрахнадзору) можно назвать:

· проведение дальнейшей политики, направленной на укрепление социальной стабильности российского общества;

· создание правовых основ деятельности обществ взаимного страхования; 

· совершенствование законодательства о налогах и сборах;

· установление основ обязательного страхования (в частности, необходимо законодательное закрепление  долгосрочного страхования жизни);

· определение приоритетных видов страхования;

· внедрение механизмов саморегулирования страхового рынка;

· создание профессиональных объединений страховщиков.

На уровне территориальных органов Росстрахнадзора необходимо:

· совершенствование осуществления государственного надзора за страховой деятельностью на территории Российской Федерации;

· активизация деятельности территориальных органов;

· популяризация страхования; стимулирование спроса на страховые услуги в целях развития индивидуального долгосрочного страхования;

· укрепление форм взаимодействия с новыми институтами гражданского общества, получающими свое развитие в сфере страхования;

· контроль за деятельностью созданных профессиональных объединений страховщиков (при условии их создания);

· возможная разработка, принятие и реализация государственных программ в сфере страхования, различных концепций развития рынка страховых услуг.

На уровне отдельных страховых организаций необходимо:

· расширение спектра оказываемых страховых услуг по наиболее перспективных направлениям страхования;

· расширение агентских сетей;

· совершенствование материально-технической базы;

· создание специальных резервных фондов по систематическому финансированию переподготовки собственных специалистов, а также для направления их на стажировку в крупные и заслуживающие доверия центры подготовки и переподготовки сотрудников страховых компаний

10. Наконец, можно выделить перспективные направления развития страховой отрасли – это антитеррористическое страхование, страхование экспортных контрактов, финансируемое из бюджета, ипотечное страхование, страхование корпоративных клиентов.

Таким образом, государственное регулирование рынка страховых услуг представляется нам как система экономических и юридических отношений, возникающих между экономическими субъектами и государством в результате целенаправленного воздействия на систему страхования последним посредством как административно-правовых, так и экономических регуляторов.

 


Список использованных источников и литературы

1. Нормативно-правовые акты

¾ Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (ред. от 09.02.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301; Собрание законодательства РФ. 2009. №14. Ст. 2305.

¾ Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ от 27.11.1992 г. №4015-1 (ред. от 31.12.1997 г., 20.11.1999 г, 21.03.2002 г., 20.07.2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1992. №32. Ст. 3231; Собрание законодательства РФ. 1997. №37. Ст.4201; Собрание законодательства РФ. 1999. №26. Ст. 1090; Собрание законодательства РФ. 2002. №36. Ст. 4108; Собрание законодательства РФ. 2004. №32. Ст. 2310.

¾ О техническом регулировании: Федеральный закон от 27.12.02 г. № 183-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. №3432. Ст. 3334.

¾ О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. №314-УП (ред. от 25.12.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. №1. Ст. 945;  Собрание законодательства РФ. 2008. №23. Ст. 1250.

¾ Об утверждении положения о федеральной службе страхового надзора: Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. №330 (ред. от 27.01.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. №28. Ст. 2904; Собрание законодательства РФ. 2009. №28. Ст. 3306.

¾ Концепция развития страхования в Российской Федерации: одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2002 г. N 1361-р // Собрание законодательства РФ. 2002. №39. Ст. 3852.



Литература

 

¾ Акимов, В. Российское страхование: история и современность // Банки и страхование. Ценные бумаги. – 2006. – №12. – С. 26-29.

¾ Бабашкина, А.М. Государственное регулирование национальной экономики: [учеб. пособие для вузов] / А. М. Бабашкина. — М.: Финансы и статистика, 2006. – 480 с.

¾ Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М.: Экономика, 1999. – 429 с.

¾ Бирючев, О.И. Страхование: пути развития // Финансы. – 2006. – №12. – С. 33-39.

¾ Большой иллюстрированный словарь иностранных слов: 17000 слов. — М.: Русские словари: Астрель: АСТ, 2004. – 960 с.

¾ Ворачек, X. О состоянии «теории маркетинга услуг» // Проблемы теории и практики управления. — 2002. — № 1. – С. 17-19.

¾ Гвозденко, А.А. Основы страхования: учебник для студентов вузов / А. А. Гвозденко. — М.: Финансы и статистика, 2005. – 310 с.

¾ Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. – 1999. – №2. – С. 24-32.

¾ Жилкина, М.С. Государственное регулирование страхового рынка. – М.: Компания Спутник, 2002. – 210 с.

¾ Капканщиков, С.Г. Государственное регулирование экономики: [учеб. пособие по специальности "Государственное и муниципальное управление"] / С. Г. Капканщиков. — М.: Кнорус, 2006. — 352 с.

¾ Коломин, Е.В. Раздумья о страховании / Е. В. Коломин. — М.: Страховое Ревю, 2006. — 378 с.

¾ Комментарий к гражданскому кодексу РФ части второй (постатейный) / Под редакцией проф. О.Н. Садикова. – М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, ИНФРА-М – НОРМА, 2008. – 800 с.

¾ Косаренко, Н.Н. Страховое право: курс лекций / Н. Н. Косаренко. — М.: Флинта: МПСИ, 2008. — 308 с.

¾ Кочергин, С.М. Ответственность, забота, страхование как социальные феномены: Автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.11 / С. М. Кочергин; Твер. гос. ун-т. — Тверь: Б. и., 2002. — 23 с.

¾ Лайков, А.Ю. Общеэкономические условия функционирования отечественного страхового рынка и поиск путей стимулирования платежеспособного спроса на страхование // Страховое дело. – 2005. - №10. – С. 40-46.

¾ Мюллер, Г. Новые главные страховые принципы и примеры их внедрения // Финансы. – 2008. - №6. – С. 34-42.

¾ Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; РАН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 2001. – 944 с.

¾ Орланюк-Малицкая, Л.А. Методологические аспекты исследования страхового рынка России // Финансы. – 2007. – №4. – С. 13-19.

¾ Петров, А.А. Страховое право: Учебное пособие. – СПб.: Знание, СПбВЭСЭП, 2000. – 139 с.

¾ Сербиновский, Б.Ю. Страховое дело: учебное пособие для вузов / Б.Ю. Сербиновский, В.Н.Гарькуша. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 411 с.

¾ Скамай, Л.Г. Страховое дело: учеб. пособие / Л. Г. Скамай, Т. Ю. Мазурина; М-во образования РФ, Гос. ун-т управления. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 256 с.

¾ Словарь страховых терминов / Под ред. Е. В. Коломин, В. В. Шахов. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 333 с.

¾ Социальное страхование. Тугой узел проблем (По материалам "круглого стола" в Совете Федераций) // Человек и труд. – 2008. – №1. – С. 18-25.

¾ Сплетухов, Ю.А. Место и роль государства в организации страхования в современных условиях // Финансы. – 2007. – №9. – С. 14-19.

¾ Сплетухов, Ю.А. Страхование: учеб. пособие / Ю. А. Сплетухов, Е. Ф. Дюжиков. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 312 с.

¾ Страхование: учебник / под ред. Т. А. Федоровой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2005. — 875 с.

¾ Страховое право: Учебник для студ. ВУЗов / Под ред. В.В. Шахова, В.Н. Григорьева, С.Л. Ефимова; Международное банковское объединение. – М.: Юнити - ДАНА: Закон и право, 2002. – 384 с.

¾ Сухоруков, М. Страховой рынок России – на пороге значительных изменений // Страховое дело. – 2004. – №11. – С. 45-51.

¾ Ушаков, Д.С. Сфера услуг в развитии постиндустриальных экономических систем. – Ростов-н/Д: Спектр, 2002. – 56 с.

¾ Финансово-кредитный энциклопедический словарь – М.: Финансы и статистика, 2002. – 1165 с.

¾ Фогельсон, Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. – 3 изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2006. – 350 с.

¾ Шахов, В.В. Страхование. Учебник для вузов. – М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997. – 311 с.

¾ Шиминова, М. Страхование - неотъемлемый элемент рыночной экономики // Хозяйство и право. – 2007. – № 9. – С. 12-18.

¾ Экономика сферы платных услуг / Под ред. д.э.н., профессора Е.Н. Жильцова. – Казань: Казанский госуниверситет, 1996. – 220 с.

¾ Юргенс, И. Внутрисистемное регулирование страхования в РФ // Страховое дело. – 2008. - №10. – С. 21-28.

¾ Юргенс, И. О проблеме регулирования страхования в РФ // Страховое дело. – 2002. – №9. – С. 45-49.

Интернет-источники

 

¾ Нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере страховой деятельности. URL: Официальный сайт Федеральной службы страхового надзора // http://www.fssn.ru/www/site.nsf/web/doc_30012007114410.html (Дата обращения: 17.08.2009)

¾ Общая организация Росстрахнадзора. URL: Официальный сайт Федеральной службы страхового надзора. http://www.fssn.ru/www/site.nsf (Дата обращения: 15.08.2009)

¾ Комлева, Н. Обзор: «Страховой рынок – 2009». URL: Сайт «Эксперт РА – рейтинговое агентство». http://www.raexpert.ru/researches/insurance/crisis/ (Дата обращения: 01.10.2009)

¾ Институциональное развитие страхового рынка России. Выступление Президента Всероссийского Союза страховщиков, Депутата ГосДумы ФС РФ, Александра Коваля 26 июня 2003 года на конференции «Insurance in Russia & CIS». URL: Сайт «Страховой консультант». http://medinsurer.ru/ (Дата обращения: 10.10.2009)

¾ Страховые организации РФ. URL: Официальный сайт Росстрахнадзора.http://www.fssn.ru/www/site.nsf/web/doc_15042009103843.html (Дата обращения: 15.10.2009)

¾ Третьяков, К. Отечественный страховой бизнес: поиск источников существования в условиях кризиса. URL: Официальный сайт журнала «Страхование сегодня». http://www.insur-info.ru/analysis/483/ (Дата обращения: 10.10.2009)

¾ Третьяков, К. Развитие добровольного страхования. URL: Официальный сайт журнала «Страхование сегодня». http://www.insur-info.ru/analysis/483/ (Дата обращения: 10.10.2009)


[1] Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; РАН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 2001. С. 534.

[2] Большой иллюстрированный словарь иностранных слов: 17000 слов. — М.: Русские словари: Астрель: АСТ, 2004. С. 355.

[3] Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ от 27.11.1992 г. №4015-1 (ред. от 31.12.1997 г., 20.11.1999 г, 21.03.2002 г., 20.07.2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1992. №32. Ст. 3231; Собрание законодательства РФ. 1997. №37. Ст.4201; Собрание законодательства РФ. 1999. №26. Ст. 1090; Собрание законодательства РФ. 2002. №36. Ст. 4108; Собрание законодательства РФ. 2004. №32. Ст. 3.

[4] Словарь страховых терминов / Под ред. Е. В. Коломина, В. В. Шахова. — М.: Финансы и статистика, 1992. С. 77; Коломин, Е.В. Раздумья о страховании / Е. В. Коломин. — М.: Страховое Ревю, 2006. С. 34-35.

[5] Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М.: Экономика, 1999. С. 29.

[6] Ушаков, Д.С. Сфера услуг в развитии постиндустриальных экономических систем. – Ростов-н/Д: Спектр, 2002. С. 13; Экономика сферы платных услуг / Под ред. Е.Н. Жильцова. – Казань: Казанский госуниверситет, 1996. – С. 56; Ворачек, X. О состоянии «теории маркетинга услуг» // Проблемы теории и практики управления. — 2002. — № 1. С. 17; Демидова, Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. – 1999. – №2. – С. 25.

[7] О техническом регулировании: Федеральный закон от 27.12.02 г. № 183-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. №3432. Ст. 2.

[8] Страхование: учебник / Под ред. Т. А. Федоровой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2005. С. 34.

[9] Сплетухов, Ю.А. Страхование: учеб. пособие / Ю. А. Сплетухов, Е. Ф. Дюжиков. — М.: ИНФРА-М, 2006. С. 56.

[10] См.: Кочергин, С.М. Ответственность, забота, страхование как социальные феномены: Автореф. дис. … канд. филос. наук / С. М. Кочергин; Твер. гос. ун-т. — Тверь: Б. и., 2002. С. 6.

[11] Косаренко, Н.Н. Страховое право: курс лекций / Н. Н. Косаренко. — М.: Флинта: МПСИ, 2008. С. 99.

[12] Бабашкина, А.М. Государственное регулирование национальной экономики: [учеб. пособие для вузов] / А. М. Бабашкина. — М.: Финансы и статистика, 2006. С. 43.

[13] См.: Капканщиков, С.Г. Государственное регулирование экономики: [учеб. пособие по специальности "Государственное и муниципальное управление"] / С. Г. Капканщиков. — М.: Кнорус, 2006. С. 56.

[14] Общая организация Росстрахнадзора. URL: Официальный сайт Федеральной службы страхового надзора. http://www.fssn.ru/www/site.nsf (Дата обращения: 15.08.2009)

[15] О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. №314-УП (ред. от 25.12.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. №1. Ст. 945; Собрание законодательства РФ. 2008. №23. Ст. 1250; Об утверждении положения о федеральной службе страхового надзора: Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. №330 (ред. от 27.01.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. №28. Ст. 2904; Собрание законодательства РФ. 2009. №28. Ст. 3306.

[16] Об утверждении положения о Федеральной службе страхового надзора: Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. №330. Там же. Ст. 2.

[17] Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (ред. от 09.02.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301; Собрание законодательства РФ. 2009. №14. Ст. 2305; Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ от 27.11.1992 г. №330. Ст. 56.

[18] Косаренко, Н.Н. Страховое право: курс лекций…С. 87.

[19] См.: Косаренко, Н.Н. Страховое право: курс лекций…С. 89.

[20] Нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере страховой деятельности. URL: Официальный сайт Федеральной службы страхового надзора // http://www.fssn.ru/www/site.nsf/web/doc_30012007114410.html (Дата обращения: 17.08.2009)

[21] Гвозденко, А.А. Основы страхования…С. 113.

[22] Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ от 27.11.1992 г. №330. Ст. 32.

[23] Сербиновский, Б.Ю. Страховое дело: учебное пособие для вузов…С. 145.

[24] Скамай, Л.Г. Страховое дело: учеб. пособие…С. 211.

[25] Фогельсон, Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. – 3 изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2006. – С. 156-157.

[26] См.: Страхование: учебник / Под ред. Т. А. Федоровой…С. 213.

[27] Страхование: учебник / Под ред. Т. А. Федоровой…С. 156.

[28] Там же. С. 157.

[29] Орланюк-Малицкая, Л.А. Методологические аспекты исследования страхового рынка России // Финансы. – 2007. – №4. – С. 14.

[30] См.: Акимов, В. Российское страхование: история и современность // Банки и страхование. Ценные бумаги. – 2006. – №12. – С. 26-27.

[31] См.: Сухоруков, М. Страховой рынок России – на пороге значительных изменений // Страховое дело. – 2004. – №11. – С. 45.

[32] Шиминова, М. Страхование - неотъемлемый элемент рыночной экономики // Хозяйство и право. – 2007. – № 9. – С. 12.

[33] Социальное страхование. Тугой узел проблем (По материалам "круглого стола" в Совете Федераций) // Человек и труд. – 2008. №1. – С. 18.

[34] Страховые организации РФ. URL: Официальный сайт Росстрахнадзора. http://www.fssn.ru/www/site.nsf/web/doc_15042009103843.html (Дата обращения: 15.10.2009)

[35] Объемов страховых взносов по федеральным округам. URL: Официальный сайт Росстрахнадзора. http://www.fssn.ru/www/site.nsf/web/doc_15042009103843.html (Дата обращения: 15.10.2009)

[36] Лайков, А.Ю. Общеэкономические условия функционирования отечественного страхового рынка и поиск путей стимулирования платежеспособного спроса на страхование // Страховое дело. – 2005. - №10. – С. 45.

[37] Третьяков, К. Отечественный страховой бизнес: поиск источников существования в условиях кризиса. URL: Официальный сайт журнала «Страхование сегодня». http://www.insur-info.ru/analysis/483/ (Дата обращения: 10.10.2009)

[38] Третьяков, К. Развитие добровольного страхования. URL: Официальный сайт журнала «Страхование сегодня». http://www.insur-info.ru/analysis/483/ (Дата обращения: 10.10.2009)

[39] См. Концепция развития страхования в Российской Федерации: одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2002 г. N 1361-р // Собрание законодательства РФ. – 2002. - №39. – Ст. 3852.

[40] См.: Юргенс, И. О проблеме регулирования страхования в РФ // Страховое дело. – 2002. – №9. – С. 45.

[41] См.: Бирючев, О.И. Страхование: пути развития // Финансы. – 2006. – №12. – С. 33-39.

[42] См.: Сплетухов, Ю.А. Место и роль государства в организации страхования в современных условиях // Финансы. – 2007. – №9. – С. 14-19.

[43] См.: Институциональное развитие страхового рынка России. Выступление Президента Всероссийского Союза страховщиков, Депутата ГосДумы ФС РФ, Александра Коваля 26 июня 2003 года на конференции «Insurance in Russia & CIS». URL: Сайт «Страховой консультант». http://medinsurer.ru/ (Дата обращения: 10.10.2009)

[44] Юргенс, И. Внутрисистемное регулирование страхования в РФ // Страховое дело. – 2008. - №10. – С. 22.

[45] Юргенс, И. Внутрисистемное регулирование страхования в РФ…С. 24.

[46] См.: Акимов, В. Российское страхование: история и современность // Банки и страхование. Ценные бумаги. – 2006. – №12. – С. 26.

[47] См.: Мюллер, Г. Новые главные страховые принципы и примеры их внедрения // Финансы. – 2008. - №6. – С. 35.

[48] См.: Коломин, Е.В. Раздумья о страховании / Е. В. Коломин. — М.: Страховое Ревю, 2006. С. 314.

[49] Комлева, Н. Обзор: «Страховой рынок – 2009». URL: Сайт «Эксперт РА – рейтинговое агентство». http://www.raexpert.ru/researches/insurance/crisis/ (Дата обращения: 01.10.2009)

[50] См.: Третьяков, К. Отечественный страховой бизнес: поиск источников существования в условиях кризиса URL: Сайт «Страхование сегодня». http:// www.insur-info.ru (Дата обращения: 01.10.2009)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: