Организация учета и оценки затрат на обеспечение качества

 

Важное место в рамках современной системы управления качеством отводится вопросам сертификации. Под ней понимается процедура установления и официального подтверждения соответствия продукции, процесса или услуги определенным стандартам и требованиям, в чем третья сторона дает письменную гарантию.

Сертификация – одна из общепринятых форм контроля качества и одновременно средство конкурентной борьбы на внешнем и внутреннем рынке. Сертификация появилась в XIX в. (первыми ее объектами стали морские суда), но широкое распространение на Западе получила с 1920-х гг. в связи с необходимостью гарантировать безопасность изделий электротехнической промышленности.

В экономике речь идет о сертификации соответствия, включающей сертификацию продукции и сертификацию условий ее производства. Их необходимость вызвана задачей защиты рынка от недоброкачественных товаров и услуг.

Сертификация может быть обязательной (в соответствии с требованиями закона) и добровольной, инициативной (на основе заявки и договора). Обязательная сертификация является средством обеспечения безопасности важнейшей продукции.

Сертификация производится организацией, не зависящей от поставщика и потребителя продукции (сертификационный центр, лаборатория и т.д.), на которую она выдает сертификат – документ, подтверждающий качество конкретного изделия, партии, технологии установленным требованиям и ставится знак соответствия с помощью специальной маркировки.

Существуют следующие виды сертификатов:

- сертификат безопасности

- сертификат качества отдельного изделия

- сертификат качества партии товара

- сертификат качества технологии

- сертификат предприятия (рабочего места), выпускающего продукцию только высшего качества.

Организация, проводящая сертификацию, сама определяет ее условия и методы, оформляет и регистрирует сертификат. Решение принимается ею на основе анализа протоколов испытаний, документов о соответствии, выданных другими субъектами, результатов экспертных оценок. По итогам инспекционного контроля действие сертификата может быть прекращено или продлено.

В России действует государственная система сертификации продукции под руководством Госстандарта. Она предполагает: проведение типовых испытаний образцов и последующий надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции; предварительную проверку производства на способность наладить выпуск продукции стабильного качества, типовые испытания образцов продукции и последующий надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции.

Работы по подготовке и проведению сертификации:

- создание нормативно-технической документации, в соответствии с которой проводится сертификация;

- разработка документа о порядке ее прохождения;

- предварительная проверка производства и последующие испытания сертифицированной продукции;

- выдача сертификата и права на использование знака соответствия;

- заключение соглашений о сертификации продукции с зарубежными или международными организациями

- надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции и информирование о ее результатах.

Основой сертификации являются стандарты. В России приняты следующие их виды:

Государственные стандарты (ГОСТы), отражающие:

1.общие требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья, имущества, охрану окружающей среды.

2.обязательные требования к совместимости и взаимозаменяемости элементов продукции и ее отдельных видов.

3.параметрические ряды и типовые конструкции изделий

4.их основные потребительские и эксплуатационные свойства. Требования к упаковке, маркировке, транспортировке, хранению, утилизации.

5.правила оформления технической документации, допуски, термины, определения, обозначения, метрологические и другие правила и нормы

6.обязательные методы контроля требований к качеству:

Общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ)

Отраслевые стандарты (ОСТы)

Стандарты предприятий (СТП)

Стандарты научно-технических обществ (СТО).

Конкретные значения показателей для различных объектов определяются с помощью экспертизы, экспериментов, социологических исследований. Они объединяются в классы, обозначаемые численно (номером сорта) или условными символами («люкс», «экстра»).

Для формирования и обеспечения эффективного функционирования системы учета затрат на качество прежде всего необходимо провести классификацию затрат, которая в полном объеме должна учитывать все специфические особенности предприятия и обеспечивать необходимую взаимосвязь между классификационными признаками и целями оценки затрат на качество.

Затраты на обеспечение качества с позиций изготовителя включают две широкие группы:

- затраты на обеспечение качества в процессе производства;

- часть послепроизводственных затрат на обеспечение качества – затраты изготовителя на обеспечение заданного изготовителем уровня качества при эксплуатации продукции.

В свою очередь эти две группы включают:

- предпроизводственные затраты на обеспечение или доведение качественных характеристик продукции до уровня требований потребителя или условий контракта;

- затраты на обеспечение качества в процессе производства (включают предупредительные затраты и оценочные затраты);

- затраты изготовителя на обеспечение качества при эксплуатации продукции (включают убытки изготовителя вследствие внешних отказов, затраты на организацию обслуживания потребителей);

- затраты потребителя на поддержание качественных характеристик продукции в течение срока ее службы.

Различают следующие формы оценки затрат на качество.

1. Анализ затрат по отдельным видам деятельности

Этот вид анализа используется, когда требуется:

- обратить внимание руководства предприятия на необходимость системного подхода к работам в области качества

- доказать высшему руководству финансовую выгоду от усилий по улучшению качества.

Исходя из значимости, по согласованию с высшим руководством определяется 3-4 структурных подразделения предприятия, в число которых должно входить управленческое, техническое, производственное и сборочное. Подготовительная работа включает документальное определение целей и задач анализа и определение того. что в рамках данного анализа понимается под затратами на обеспечение качества.

Для упрощения анализа в качестве измерителя при оценке затрат можно принять время (трудоемкость), потраченное на продуктивные действия.

Принцип реализации работы – ежедневные самоотчеты каждого работника выделенных подразделений по утвержденной форме.

Период проведения этой работы для получения объективных данных для последующего анализа должен быть достаточно длителен (2-3 недели) при нормальном режиме работы предприятия.

Результаты анализа полученных данных и потери от низкого качества могут быть представлены как в виде потерь времени (отношение продуктивного к общему рабочему времени) с последующим переходом к стоимостному показателю (потерям в связи с недопоставкой продукции), так и в стоимостной форме, что предпочтительнее. Для этого затраты подсчитываются на основе почасовых ставок оплаты труда и стандартных расходов по конкретным несоответствиям.

К достоинствам метода можно отнести низкую трудоемкость и относительную простоту проведения анализа. Недостатки – нерегулярность получения данных и недостаточная точность полученных результатов.

2. Анализ затрат по отдельным видам продукции

Этот вид анализа можно использовать, когда требуется:

- выявить причины и добиться снижения затрат на качество при производстве нового или значимого вида производимой продукции на предприятии с большой номенклатурой выпускаемой продукции

- найти области для совершенствования процессов и продукции и интенсифицировать в этом направлении усилия по улучшению.

При таком анализе оценивается весь процесс производства отдельного вида продукции – от установления потребности в продукции до ее опробирования заказчиком, который включает маркетинг, разработку, производство и гарантийное обслуживание.

Анализ выполняется группой, возглавляемой руководителем службы качества с привлечением специально подготовленных работников (внутренних аудиторов). Процесс проведения анализа аналогичен анализу затрат по отдельным видам деятельности, за исключением принципа реализации работы, в качестве которого можно принять интервьюирование исполнителей специально подготовленными работниками.

Такой анализ позволяет оценить полноту имеющейся информации, степень ее доступности и формы ее использования конкретным исполнителем, а также сделать стоимостные оценки прямых потерь от каждого выявленного недостатка. Достоинством метода является получение быстрого результата при низких трудозатратах. Отработка методических подходов к построению системы оценки затрат на качество в целом по предприятию.

3. Анализ потенциальных источников затрат на качество

Эта форма анализа используется, когда требуется выбрать направление первоочередных работ на критических участках производства.

Формируется рабочая группа для проведения оценки, включающая представителей службы качества и экономической службы. А также специалистов, имеющих отношение к участку производства, являющемуся потенциальным источником затрат, с которым проводится инструктаж и составляется план проведения работы. Выявление потерь производства путем собеседования с работниками, ответственными за соответствующие процессы. Уровень потерь подсчитывается с учетом уровня почасовой оплаты труда и стандартных расценок на продукцию. Достоинством метода является возможность его широкого использования при небольших затратах труда.

При формировании системы оценки затрат на качество предприятия жизненно важно принять такую систему, при которой начальный уровень затрат может быть достаточно просто оценен с необходимой точностью. Для реализации этого принципа необходимо на начальном этапе выделить минимальное количество показателей, которые наиболее значимы для предприятия и расчет числовых значений которых не представит трудностей. Совокупность этих показателей позволит получить реальную величину затрат на качество. Сюда можно включить следующие виды затрат:

Предупредительные затраты:

- оценка поставщика

- аудит качества

- анализ продукции

Оценочные затраты:

- все виды контроля

- испытания продукции

Внутренние потери:

- несоответствия технологической документации

- нарушения технологии

- дефекты

- гарантия.

Анализ основывается на регулярном сопоставлении в реальном времени показателей затрат предприятия на качество продукции, услуг и процессов с аналогичными базовыми затратами. Такой анализ включает:

- определение начального уровня затрат в соответствии с принятой квалификацией

- регулярно выполняемые текущие измерения затрат

- идентификация отклонений и несоответствий в критически важных для предприятия областях

- выявление причин и поиск путей их устранения

- разработка плана устранения причин и его реализация

- накопление данных о качестве.

В качестве обобщающих показателей принимается коэффициент общих затрат на качество (Козк) – отношение общих затрат к объему производственной или реализованной продукции и коэффициент затрат на устранение несоответствий (Кзун) – отношение затрат на устранение несоответствий к объему произведенной продукции.

 

Кокз = общие затр.на кач. / объем пр-ва                                         (2)

Кзун = затр.на устр.несоотв. / объем пр-ва                            (3)

 

Достоинствами метода является доступность результатов анализа пониманию высшего руководства, т.к. они показывают реальные потери от низкого качества в понятных для руководства категориях – реализация, прибыль, затраты; возможность использования как действенного инструмента внутреннего аудита, показателя реальных тенденций работы, который помогает обеспечить выбор правильных корректирующих мер.


Глава 3. Формирование системы качества на ЗАО “Миасс Мебель”

3.1 Общая характеристика деятельности ЗАО “Миасс Мебель”

 

Торговая марка ЗАО "Миассмебель" является одним из самых ценных активов предприятия. На данный момент ее стоимость составляет десятки миллионов рублей. Магазины в городах России и СНГ предлагают покупателям качественную мебель под брендом "Миассмебель".

Графическое исполнение бренда подчеркивает статус предприятия, символизирует старинные традиции итальянского мебельного искусства, которые легли в в основу создания нового направления классической мебели для дома: гостинные, столовые, кухни, спальни, кабинет, прихожие.

Торговая марка компании "Миассмебель" является показателем качества всех сфер ее деятельности от производства до сбыта. Этому способствует творческое, инициативное отношение к делу, эффективное использование рабочего времени, добросовестность и аккуратность.

Залог качественного бизнеса - взаимовыгодное сотрудничество с деловыми партнерами. ЗАО "Миассмебель" работает со своими поставщиками и дилерами согласно грамотно выстроенной и долгосрочно ориентированной стратегии продвижения продукции.

Поставщики. Среди поставщиков - ОАО "Увадрев", ООО "Атлас-лимитед", ООО "ТД Аскона", ООО "Северсталь-мебель", "Interprint", "Тикурилла", "Hettich", "Dresselhaus", "Grass", "Hefele", Московский зеркальный комбинат и другие. Уровень производства этих компаний соответствует жестким стандартам качества предъявляемых ЗАО "Миассмебель" к поставляемой продукции.

Торговые партнеры. Компания "Миассмебель" зарекомендовала себя как стабильный, отвественный и надежный деловой партнер. Через свою торговую сеть в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Челябинске, Миассе, Тюмени, Екатеринбурге, Новосибирске, Владимире, Краснодаре, Казани она ведет активную работу с торговыми представителями практически во всех регионах России и ближнего зарубежья.

 

3.2 Оценка системы качества продукции ЗАО “Миасс Мебель”

 

Для успешной реализации системы качества приказом генерального директора утверждена «Программа качества ЗАО “Миасс Мебель” на период до 2012 года. Необходимо подчеркнуть, что целый комплекс работ, обеспечивающих качество производимой продукции, уже реализован.

Не секрет, что на качество продукции оказывают влияние не только потребители, устанавливающие свои требования и оценивающие продукцию путем голосования за нее своим рублем. Есть и другие факторы. Например, требования государства, установленные в законодательстве. По закону «О сертификации» вся производимая продукция проходит процедуру обязательной сертификации, которая включает не только действия, необходимые для получения сертификата, но и постоянный контроль со стороны Органа по сертификации продукции за условиями производства в компании.

Постоянной проверке подвергается не только сама продукция, но и документация на нее (чертежи и технологические карты), и средства измерения, которыми пользуется на фабрике, и документация на закупаемую продукцию, и непосредственно процесс изготовления.

Еще один из факторов, оказывающих влияние на качество продукции, - это, конечно, конкуренция.

В ходе реализации этого условия компания приобрела полезные знания в области управления качеством и уже сделала конкретные шаги по внедрению системы качества, а именно:

- введена процедура анализа контракта и запуска в производство новых изделий,

- введен входной контрользакупаемых материалов и комплектующих,

- выполняются все установленные требования при управлении оборудованием и средствами измерения,

- введены процедуры управления несоответствующей продукцией и документацией.

Все это позволило успешно пройти аудит действующей в компании системы менеджмента качества. А это серьезное достижение на пути к внедрению стандартов ИСО 9000.

Итак, с декабря прошлого года в компании реализуется программа качества, которая включает в себя 3 уровня: уровень предприятия, уровень цеха, уровень рабочего места.

Программа качества на уровне предприятия содержит следующие разделы:

- ответственность персонала за качество

- проектирование и разработка

- закупки

- производство

- контроль и испытания

- хранение и транспортировка

- реализация и послепродажное обслуживание

- документирование системы менеджмента качества

- политика качества.

Необходимо раскрыть самые важные составляющие программы качества.

Политика предприятия в области качества нашла свое отражение в «Программе качества Миасс Мебель» на период до 2012 года. Руководствуясь качеством как самым важным критерием, предприятие обеспечивает себе устойчивую прибыль предприятию, занятость и достойное вознаграждение работников за их труд.

Политика в области качества является неотъемлемой частью общей стратегии деятельности ЗАО “Миасс Мебель”, нацеленной на максимальное удовлетворение ожиданий потребителей продукции.

Современный уровень решения вопросов качества обеспечивается за счет применения системного подхода к менеджменту, внедрения передовых технологий и современного оборудования; за счет непрерывного обучения персонала, создания морально-психологического климата, способствующего заинтересованности каждого в высоком качестве производственной деятельности.

Качество продукции зависит от качества материалов и комплектующих поставщиков. Предприятие взаимовыгодные партнерские отношения с поставщиками используемых материалов и комплектующих.

Высокое качество продукции объясняется, прежде всего, профессиональным исполнением. На предприятии постоянно повышается уровень знаний и профессиональной подготовки всего персонала. Возможность участвовать в разработке и реализации управленческих решений имеет каждый работник. Строгая регламентация полномочий, обеспечение открытости информации, признание достижений сотрудников, поощрение инициативы способствуют вовлечению персонала в управление.

Политика предприятия в области качества, сформулированная в документе, подписанном высшим руководителем, дает возможность всем работникам, а также потребителям и поставщикам, получать отчетливое представление об официальном отношении руководства предприятия к качеству.

Недостаточно просто обозначить аспекты политики предприятия в области качества, для ее успешной реализации необходимо обеспечить понимание ее содержания всеми сотрудниками компании. Поэтому информация распространялась следующим образом:

- размещен текст о политике качества предприятия на информационных стендах в подразделениях,

- для каждого сотрудника отпечатана заламинированная памятка о политике предприятия в области качества, которая находится непосредственно на его рабочем месте

- на собраниях всех трудовых коллективов компании обсуждалась политика предприятия в области качества, сотрудники были ознакомлены с ее содержанием и получили необходимые разъяснения по интересующим вопросам

- проводится обязательное ознакомление вновь принимаемых на работу сотрудников с политикой предприятия в области качества в рамках программы адаптации нового персонала

- в учебные программы по управлению качеством для разных категорий работников также включены темы по политике компании в области качества.

Указанные меры приводят к сознательному отношению сотрудника к работе, к стремлению выполнить работу максимально качественно. Работник компании не боится ошибиться, так как его не наказывают за ошибки; специалисты службы качества анализируют причины сбоя и разрабатывают методики, позволяющие избежать повторения этих ошибок в будущем.

Еще одним шагом на пути внедрения современной системы менеджмента качества стало создание в компании службы качества. В ее задачи входит:

- осуществление организационно-методического руководства процессом разработки и внедрения системы,

- организация обучения по управлению качеством всего персонала,

- проведение внутреннего консалтинга.

Руководит службой качества заместитель генерального директора по качеству. В состав службы входят: отдел системы менеджмента качества и бюро по работе с потребителями.

Одной из первых процедур, разработанных и реализованных непосредственно службой качества, является процедура «Проверки продукции с точки зрения потребителя». Для проведения проверки сотрудниками службы качества произвольно выбирается изделие, упакованное и готовое к отправке на склад. При выполнении процедуры проверяется:

- качество упаковки;

- качество самого изделия: его внешний вид, чистота, функциональность механизма трансформации;

- полнота комплектации, в том числе паспорт на изделие.

По результатам проверки заполняется контрольный лист установленной формы - отчет по проверке продукции. Здесь фиксируются все выявленные недостатки и рекомендации по улучшению. Все замечания оцениваются по балльной системе в зависимости от относительной вероятности процента неудовлетворенности покупателей. На самой продукции делаются отметки красными стикерами.

После выполнения этих действий сотрудники службы качества проводят презентацию выявленных замечаний для руководителей и специалистов, от которых зависит устранение выявленных замечаний.

Если в процессе оценки изделия были сделаны серьезные замечания, получившие 5 и больше баллов (относительная вероятность неудовлетворенных покупателей 50% и более), то идентифицируется возможная причина проблемы с целью ее устранения.

Кроме контроля качества сотрудниками службы качества осуществляется контроль качества в цехе контролерами ОТК. Их работа представляет собой хорошо отлаженный механизм определенных действий, закрепленный документально.

Основным документом при работе контролера ОТК является «Рабочая инструкция контролера ОТК». Ее цель – установить порядок проведения инспекционной проверки изделий всех артикулов; обозначить порядок действий при выявлении несоответствия готового изделия, материала, комплектующих, полуфабрикатов и деталей в процессе производства. Инспекционная проверка проводится с целью подтверждения соответствия готового изделия установленным требованиям.

Контролер ОТК готовой продукции должен в течение смены произвести инспекционную проверку готового изделия. Необходимо выбрать произвольным образом упакованное и подготовленное к сдаче на склад изделие. Объем выборки при инспекционной проверке – не менее одной паллеты в день каждого выпускаемого артикула.

Проверка проводится в несколько этапов:

1 этап – проверка полуфабрикатов (каркасов);

2 этап – проверка фурнитуры и инструкции по сборке;

3 этап – сборка изделия;

4 этап – проверка внешнего вида и функциональных свойств;

5 этап – проверка упаковки и маркировки.

Проверка полуфабрикатов, внешнего вида и функциональных свойств проводится на основании ГОСТ 19917-93 «Мебель для сидения и лежания. Общие технические условия». К недопустимым дефектам древесины относятся: гниль, кора, выпавший сучок, смоляные кармашки, изломы и сколы.

В случае обнаружения дефекта полуфабрикатов оформляется «Акт приемки».

В процессе производства при обнаружении дефектов обивки, склейки оформляется «Уведомление о выявлении проблемы, связанной с качеством» (форма СМК 10-00-01-Ф04). Результатом инспекционной проверки является оформление «Чек-листа инспекционной проверки» (форма СМК 10-00-01-Ф01).

Таким образом, появление службы качества позволяет реализовать принцип: «Должен возвращаться покупатель, а не товар».

Программа на уровне цеха содержит следующие разделы:

- ответственность персонала за качество;

- обучение кадров;

- мотивация выполнения качественной работы с помощью материальных и моральных стимулов;

- обеспечение персонала документацией, связанной с качеством продукции;

- изменение технологии производства в связи с улучшением качества товаров;

- применение соответствующего оборудования, необходимого для производства качественной продукции;

- выявление виновников несоответствия качеству и причин его возникновения;

- материальная поддержка бригадиров для дополнительного контроля за качеством выполнения операций работниками внутри процесса производства.

Обучение кадров осуществляется на основании инструкций, которые предоставляются на рабочее место. Об изменении инструкций руководитель сообщает немедленно и заменяет старые на новые. Изменения инструкций принимаются руководителем ПСП «Торфяная» в документе «Распоряжение».

Мотивация выполнения качественной работы осуществляется за счет моральных и материальных стимулов. Материальные стимулы выражаются в заработной плате работников. Например, зарплата контролеров-упаковщиков построена следующим образом: оклад плюс премия, которая состоит из двух частей и зависит от двух коэффициентов. Первый коэффициент равен единице в том случае, если нет дисциплинарных нарушений. Единица означает, что к окладу прибавляется 20%. Второй коэффициент - коэффициент качества, зависит от того, насколько внимательно следят контролеры-упаковщики за качеством продукции. Об этом можно судить по Чек-листам инспекционной проверки. Если не было замечаний, этот коэффициент тоже равен единице и добавляет к окладу еще 20%. Таким образом, внимательное отношение поощряется в денежной форме.

Для улучшения качества мебели изменяется технология производства. Например, чтобы чехол на боковину одевался легче, сначала подкладывается деталь из спанбонда.

Выявление виновников несоответствия осуществляется благодаря системе идентификации. В швейном цехе каждой швейной машине соответствует номер, который наносится на каждую деталь комплекта, а также вкладываются сопроводительные паспорта модели. Поэтому в случае обнаружения дефекта легко найти виновника.

Программа качества на уровне рабочего места содержит следующие разделы:

- ответственность персонала;

- соблюдение соответствующих инструкций, связанных с качеством продукции;

- инициатива работников;

- квалификация работников.

Каждый работник должен ответственно выполнять порученный ему комплекс работ и соблюдать инструкцию по качеству. Например, на стегальной машине с числовым программным управлением существует карта контролируемых параметров, на основании которой работницы должны контролировать ширину ткани, плотность синтепона, пропуски строчки, текстильный брак, длину стежка, натяжение нити (образование узла внутри полотна), ширину ткани после стежки, загрязнение, защиту ткани.

В ЗАО “Миасс Мебель” приветствуется инициатива работников, т. к. они чаще всего сталкиваются с проблемами качества, касающимися конкретного рабочего места. Предложения по улучшению качества и решению проблем, связанных с качеством – это вклад в развитие предприятия и карьерный рост.

Необходимо, чтобы на каждом рабочем месте находились работники соответствующей квалификации. Это облегчает работу предприятия по обучению кадров и способствует более качественному исполнению технологического процесса.

Конечно, система менеджмента качества, которая внедряется на производстве, охватывает не только процессы, происходящие внутри предприятия. Очень важно взаимодействие с потребителями и поставщиками. Поэтому соблюдение определенных требований, в особенности по оформлению документации, необходимо. Это связано со стремлением улучшить совместную деятельность, упорядочить ее, сократить сроки прохождения и обработки информации и принятия решений. Повышение эффективности взаимодействия – в общих интересах.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: