11.1. Общие сведения о лакокрасочных материалах
В древности в качестве естественной эмульсии использовали кури- ные яйца. В начале XIX в. изобретатель жидкого стекла немецкий химик Фукс предложил применять жидкое стекло как связующее для красок, та- кие краски называли силикатными. В середине XIX в. были получены пер- вые синтетические красители – фуксин (в России) и мовеин (в Англии). Широко использовалась художественная роспись для отделки храмов, дворцов. Краски тех времен отличались цветовыми оттенками, насы- щенностью, яркостью. В начале XX в. мексиканский монументалист Д. Сикейрос впервые применил нитроцеллюлозные краски, а его со- отечественник художник-технолог Гутьеррес дал рецептуру краски «поли- текс» – эмульсии, внешней фазой в которой является вода.
Лакокрасочные материалы - вязкожидкие составы, наносимые на подготовленные поверхности строительных изделий или конструкций тон- ким слоем и образующие после высыхания пленку, прочно сцепляющуюся с основанием. Схема лакокрасочного покрытия показана на рис. 28. По- крывная пленка обладает достаточной прочностью и долговечностью, за- щищает материал конструкций от воздействия агрессивных сред (ме- таллические конструкции от коррозии, деревянные от загнивания), улуч- шает санитарно-гигиенические условия в помещениях жилых и промыш- ленных зданий, решает художественно-декоративные задачи: окрашивае- мые поверхности приобретают декоративный внешний вид.
![]() |
307
В настоящее время лакокрасочные составы используются для на- ружной отделки зданий, внутренней отделки жилых, культурно-бытовых и административных зданий. От качества выполнения окрасочных работ за- висит внешнее и внутреннее цветовое оформление зданий.
Лакокрасочные материалы разделяются на краски, лаки, эмали и вспомогательные материалы (сиккативы, разбавители, растворители). Их основными компонентами являются пигменты, наполнители и связующие вещества.
Классификация ЛКМ
Лакокрасочные материалы различают по виду, составу и назначению
(ГОСТ 9825-73). По виду их подразделяют на:
· лаки;
· краски (сухие или готовые к употреблению);
· эмали;
· грунтовки;
· шпатлевки.
По химическому составу лакокрасочные материалы в зависимости от пленкообразующего вещества подразделяются на:
· масляные (МА);
· нитроцеллюлозные (НЦ);
· алкидно-акриловые (АС) и т.д. по ГОСТу.
По преимущественному назначению применительно к условиям экс- плуатации лакокрасочные материалы классифицируются на 9 групп:
● Атмосферостойкие.
● Ограниченно атмосферостойкие.
● Консервационные.
● Водостойкие.
● Специальные (светящиеся, противообрастающие, тер- морегулирующие и др.).
● Маслобензостойкие.
● Химически стойкие.
● Термостойкие.
● Электроизоляционные.
На свойства лакокрасочного материала влияют входящие в его со- став компоненты:
● Пленкообразующее вещество (связующее).
● Пигмент.
● Растворитель.
● Разбавитель.
308
● Наполнитель.
● Различные химические добавки.
Краски, которые чаще всего применяются в строительстве, объеди- нены в четыре большие группы:
● Водорастворимые (в том числе воднодисперсионные), для внутренних и наружных работ.
● Масляные (в том числе алкидные).
● Специальные продукты (независимо от связующего).
Декоративные покрытия:
● Однотонные с различной фактурой (т.н. структурные штукатурки).
●Многоцветные гладкие покрытия (краски мультиколор).
● Покрытия, сочетающие в себе многоцветность и факту-
ру.
● Покрытия из цветной каменной крошки.
● Венецианские штукатурки.
На рынке России широко представлена продукция фирмы CAPAROL,
ALLIGATOR (Германия), SIGMA, SUPRO AKZO NOBEL (Голландия), TIKKURILA (Финляндия), DYO (Турция), SADOLIN AKZO NOBEL (Швеция), POLIFARB (Польша), ELEGANT (Канада), ОЛЬВИЯ-ВАПА
(Россия), ПИГМЕНТ (Россия).
11.2. Пигменты и наполнители
Лакокрасочные материалы состоят из сухого и жидкого компонента. Сухими компонентами являются пигменты и наполнители, жидкими – свя- зующие вещества.
Пигменты придают красочным составам определенный цвет, делают их непрозрачными. Наполнители позволяют экономить расход пигментов, а также улучшают механические свойства, повышают долговечность в эксплуатации.
В зависимости от свойств и назначения материалы для малярных со- ставов и работ разделяют на: пигменты; наполнители; разбавители и рас- творители; готовые краски и лаки; вспомогательные материалы и др.
Пигменты, или сухие строительные краски - тонкоизмельченные цветные порошки, которые не растворяются в воде и органических раство- рителях (спиртах, скипидаре, маслах и др.), но хорошо смешиваются с ни- ми и образуют суспензии или пасты необходимого цвета.
Пигменты делят на:
· природные (естественные);
· искусственные (органические и неорганические).
309
Природные пигменты получают при размоле и просеивании глини- стых пород, содержащих окислы железа (мумия, охра, железный сурик и др.). Искусственные пигменты готовят на заводах химическим путем (бе- лила, зелень, хром и др.).
Пигменты не должны изменять свой цвет под действием воды, из- вести, света или щелочи. Основные качества пигментов определяются сле- дующими признаками: светостойкостью, водостойкостью, щелочестойко- стью, а также укрывистостъю (кроющей способностью.
Качество всех пигментов характеризуется следующими основными свойствами:
· укрывистостъю (кроющей способностью), которая выражается количеством пигмента в граммах, необходимым для укрытия 1 м2 поверх- ности, с таким расчетом, чтобы не просвечивал нижележащий слой;
· красящей способностью;
· тонкостью помола;
· свето-, водо- и атмосферостойкостью;
· стойкостью против химических воздействий;
· маслоемкостью и др.
Красящая способность, или интенсивность, пигмента харак- теризуется его способностью передавать свой цвет при смешивании с пиг- ментами других цветов.
Тонкость помола (дисперсность) в малярных работах имеет большое значение: чем тоньше размолот пигмент, тем больше укрывистостъ и кра- сящая способность.
Маслоемкость пигмента характеризуют количеством масла (см3 или г), которое необходимо добавить в 100 г пигмента, чтобы получить одно- родную пасту требуемой консистенции. Чем меньше требуется масла, тем больше пигмента содержится в краске и тем выше укрывистость. Такая краска экономична, покрытие, выполненное такой краской, будет стойким и долговечным.
Важным свойством пигментов является и цвет. Красный, синий и желтый пигменты в пветоведении называют основными, т.к., смешивая их между собой в различных пропорциях, можно получить пигменты всех ос- тальных цветов, называемых смешанными. Например, зеленый цвет полу- чают, смешивая синий и желтый пигменты, оранжевый – красный и жел- тый, фиолетовый – красный и синий, и т.д. Наглядное представление об этом дает цветовой круг (рис.29). С помощью пигментов применяемых в малярных работах, можно получить различные цвета.
По происхождению минеральные пигменты делят на:
· природные;
· искусственные (синтетические).
В строительстве также применяют металлические пигменты.
310
Искусственные пигменты подразделяются на:
· неорганические;
· минеральные и органические.
В строительстве чаще применяют минеральные пигменты, обладаю- щие большей стойкостью к атмосферным, химическим и световым воздей- ствиям, что очень важно при наружной окраске и окраске санитарно- технических помещений.
Для внутренней и в меньшей степени для наружных окрасок приме- няют и органические пигменты, обладающие достаточной светостойко- стью, т.е. не выгорающие и не меняющие цвета под воздействием солнеч- ных лучей.
Природные пигменты получают путем несложной механической обработки (размола, просева) природных материалов. Самым распростра- ненным из них является белый пигмент мел. К красным пигментам отно- сят природную мумию с цветом от светло-красного до коричневого (в за- висимости от содержания в руде оксида железа), железный сурик (оксида железа более 75%). Желтым природным пигментом является охра, состоя- щая из глины, окрашенной в желтый цвет различных оттенков оксидами железа (11...18%), Среди коричневых пигментов можно выделить сурик железный, получаемый путем тонкого помола железняка и других желез- ных руд, и умбру, получаемую из глины, окрашенной оксидами железа (не менее 48%) и оксидами марганца (7...14%). К черным природным пигмен- там относят графит и марганцевую руду.
Цветовая гамма природных минеральных пигментов ограничена, од- нако эти пигменты свето-, химически- и атмосферостойки, доступны и по- этому находят широкое применение в различных малярных составах для наружной и внутренней отделки зданий.
Искусственные минеральные пигменты получают путем тер- мической или химической переработки минерального сырья. Наиболее широкое применяются белые пигменты – известь, белила цинковые, тита- новые и свинцовые, а также литопон. Желтыми пигментами являются крон цинковый и свинцовый (с оттенками от светло-лимонного до темно- желтого). В качестве синих пигментов для приготовления малярных красок широко применяют ультрамарин, лазурь и кобальт синий. К красным пиг- ментам относят крон красный и сурик свинцовый, к зеленым – зелень свинцовую хромовую и цинковую и оксид хрома. В качестве черных пиг- ментов наиболее часто применяют различные сажи (газовая, пламенная и др.), жженую кость (чернь). Цветовая палитра искусственных минераль- ных пигментов достаточно разнообразна. Их широко применяют для полу- чения различных красочных составов, используемых для наружных и внутренних работ.
Наряду с природными и искусственными минеральными пигментами применяют металлические порошки – тонкоизмельченные цветные ме-
311
таллы и сплавы металлов (алюминиевая пигментная пудра (светло- серебристого цвета) и золотистая бронза). Применяют их для окраски ме- таллических конструкций (мостов, ферм, балок) и для декоративной окра- ски.
Органические искусственные пигменты - цветные порошки, полу- ченные осаждением анилиновых органических красителей на каком-либо белом наполнителе (каолине, тальке).
Наполнители – природные или искусственные неорганические тон- кодисперсные нерастворимые в жидкостях вещества преимущественно бе- лого цвета, добавляемые в лакокрасочные составы для их удешевления и улучшения прочностных показателей покрытий.
Наполнители повышают сцепление пигментов с основанием, прида- ют окрасочным поверхностям прочность, водо-, огне-, кислото- и атмосфе- ростойкость, блеск или матовость, ускоряют высыхание пленки. Б качестве наполнителей для красочных составов используют мел, молотый тальк, каолин, пылевидный кварц, асбестовую пыль, слюду и другие измельчен- ные материалы.
Белые пигменты:
Для приготовления водных составов применяют мел, известь, гипс и др.; для неводных – белила, литопон, двуокись титана и др.
● Природный мел является лучшим природным пигментом, который применяют для внутренних и наружных покрытий в клеевых, силикатных окрашивающих составах, при приготовлении перхлорвиниловых красок, грунтовок, паст, шпаклевок и замазок. Мел можно смешивать с любыми пигментами. Влажность комового мела не должна превышать 12%, а моло- того – 2%.
● Обогащенный каолин (природное соединение, глина) применяют для водных окрашивающих составов, а также как добавку для улучшения поверхности малярных покрытий, образующую более жирный и бархат- ный слой.
● Строительную известь используют как белый пигмент и как свя- зующее для наружных и внутренних работ в водных составах и грунтовках. Известь можно смешивать только со щелочестойкими пигментами.
● Цинковые сухие муфельные белила марок БЦО – БЦ6 применяют преимущественно для внутренних работ и неводных составов (иногда для силикатных) для окрашивания по металлу, дереву, штукатурке. Они недос- таточно атмосферостойки.
● Свинцовые белила выпускают в виде густотертых паст. Из-за ток- сичности их применяют только для наружных работ по металлу и для из- готовления масляных и эмалевых красок при ручном окрашивании.
● Сухой литопон выпускают в виде порошка марок ЛП, Т-А, Т-1, Т-2 и используют при составлении масляных и эмалевых красок для внутрен- них работ из-за низкой светостойкости.
312
● Пигментная двуокись титана (титановые белила) имеет несколь- ко марок и разновидностей: А-1 – для водоэмульсионных красок и эмалей при окрашивании внутренних помещений; А-01 и А-02 – для эмалей с по- вышенными декоративными свойствами для внутренней отделки; Р-1 – для кремнийорганических эмалей при наружном окрашивании; Р-02 – для на- ружных атмосферостойких окрашивающих составов; Р-02, P-G4 – то же, но с повышенными декоративными свойствами; Р-05 – для малярных ра- бот не применяют.
Желтые пигменты. Сухую желтую охру (природный пигмент) выпускают марок О-1 для изготовления художественных красок; О-2 для приготовления густотертых и готовых к употреблению красок и эмалей; О-3 (от желтой до светло-коричневой) для приготовления густотертых красок; О-4 - для приготовления цветных штукатурок, клеевых и силикат- ных составов. Охра - дешевый, прочный, свето- и щелочестойкий пигмент, применяемый во всех видах малярных составов для окрашивания деревян- ных, бетонных и металлических поверхностей для наружного и внутренне- го применения.
● Натуральная сиена аналогична охре, но содержит больше окиси железа и коллоидного кремнезема, ее цвет серовато-оранжевый. При силь- ном прогреве цвет переходит в красно-коричневый, а пигмент называют сиеной жженой. Сиены стойки к щелочам, их применяют для всех видов окрашивающих составов по всем поверхностям снаружи и внутри поме- щений.
● Пигмент желтый светло-коричневый применяют для большинст- ва окрашивающих составов при наружной и внутренней отделке. Цвет – от табачно-желтого до охристо-желтого.
● Крон свинцовый сухой (синтетический пигмент) выпускают лимон- ного, желтого и оранжевого цветов и применяют для приготовления всех видов Красок и окрашивающих составов (кроме щелочных); он токсичен и непригоден для смешивания с пигментами, содержащими свободную серу (литопон, ультрамарин).
● Крон свинцово-молибденовый выпускают марок ОК и ОКС и ис- пользуют в масляных и эмалевых красках для внутренних работ по метал- лу; он имеет повышенную стойкость к коррозии.
● Хроматы цинка содержат различное количество цинка, хрома, ка- лия; их применяют для изготовления противокоррозийных, декоративных и художественных красок и эмалей. Наиболее высококачественный пиг- мент - цинковый хром.
● Аурипигмент природный (золотая краска) имеет цвета от лимон- но-желтого до оранжевого. Обладает высокой стойкостью, его применяют для внутренних и наружных работ в клеевых, масляных и эмульсионных окрашивающих составах. В настоящее время выпускают синтетический аурипигмент.
● Пигмент оранжевый применяют в масляных, клеевых и эмалевых составах для внутренних работ по дереву и штукатурке.
313
Красные пигменты:
● Сурик железный – природный неорганический пигмент красно- коричневого цвета, полученный тонким помолом железных руд. Изготов- ляют следующих марок:
Г – для лакокрасочных материалов специального назначения и ал- кидных грунтовок;
АК - для противокоррозийных красок и шпаклевок. Пигмент стоек ко всем воздействиям, его применяют для наружной и внутренней отделки по любым основаниям.
● Сурик свинцовый для малярных работ выпускают марок М-1 - М-3 для масляных составов как грунт по металлу и как добавку к сиккативам. Токсичен, обладает низкой свето- и кислотостойкостью.
● Мумия природная сухая – природный минеральный пигмент крас- но-коричневого цвета. Имеет марки М-1 (светлая) и М-2 (темная). Мумию природную применяют для всех малярных составов при наружном и внут- реннем окрашивании по дереву и штукатурке. Мумию синтетическую вы- пускают светлую и темную и применяют во всех окрашивающих составах по дереву, штукатурке и металлу при наружных и внутренних работах.
● Пигмент алый – ярко красного цвета с высокой свето- и атмосфе- ростойкостью, щелоче- и кислотостойкий. Применяют для внутренних от- делочных работ в клеевых, масляных, синтетических составах.
● Красный железоокислый пигмент (резаксайд) имеет красновато- фиолетовый оттенок, отличается хорошей свето-, атмосферо, -кислото- и щелочестойкостъю. Используют для неводных окрашивающих составов при всех видах отделки.
● Марс красный имеет бархатистую структуру покрытия. Его выпус- кают марок А и Б и применяют в окрашивающих составах по древесине, бетону и кирпичу.
● Киноварь синтетическую ярко-красного цвета выпускают светлую и темную, используют для приготовления всех видов окрашивающих со- ставов для древесины, бетона и кирпича для наружной и внутренней от- делки.
● Крок красный различают обычный (ярко-красный) и тонкого из- мельчения (оранжево-желтый) и применяют во всех малярных составах для наружных и внутренних работ.
● Крон свинцово-молибденовый выпускают различных оттенков - от оранжевого до красного. Он имеет высокую стойкость против коррозии и токсичность. Применяют в составах при окрашивании металлоконструк- ций.
Коричневые пигменты:
● Умбра натуральная - неорганический природный пигмент корич- нево-зеленоватого оттенка, после прокаливания - красно-коричневого. Ис-
314
пользуют во всех видах малярных составов для наружной и внутренней отделки по металлу, древесине и штукатурке.
● Снежа жженая каштанового цвета получается при прокалива- нии сиены натуральной, поэтому свойства и область применения их сход- ны.
● Марс коричневый бывает светлый, темный непрозрачный, темный прозрачный. Обладает свето- и щелочестойкостью. Применяют для всех видов малярных составов при наружном и внутреннем окрашивании дре- весины, металла и штукатурки.
Зеленые пигменты:
● Зелень свинцовую густотертую выпускают темного или светлого оттенка трех сортов: цельную 1 и 2 (без наполнителя) и с 5-50% наполни- теля. Применяется для наружного и внутреннего окрашивания по металлу и дереву.
● Зелень цинковую сухую выпускают трех сортов и применяют в мас- ляных и эмалевых красках для окрашивания металлических, деревянных и сухих оштукатуренных поверхностей.
● Окись хрома техническая - прочный свето-, атмосферо-, химиче- ски- и теплостойкий пигмент, который применяют для окрашивания горя- чих поверхностей и конструкций, эксплуатируемых в агрессивной среде. Входит во все малярные составы для внутренних работ.
Синие пигменты:
● Ультрамарин синий для малярных работ выпускают марок УМ-1, УМ-2 и применяют во всех видах малярных составов для разбеливания или нейтрализации желтоватого оттенка клеевых или известковых красок.
● Лазурь железную сухую (милори) темно-синего цвета используют в масляных и эмалевых составах для окрашивания по металлу и дереву, а также для разбеливания в бесщелочных составах. При смешивании с кро- ном желтым образует различные зеленые оттенки.
● Кобальт синий применяют для особо ответственных и высокока- чественных работ, росписей и окрашивания горячих поверхностей из-за его стойкости и высокой стоимости.
● Пигмент голубой в разбелах дает яркие голубые тона, обладает высокими качествами и стойкостью. Его используют для наружных и внутренних работ в масляных, эмалевых, клеевых и ПХВ-составах.
● Лак темно-синего цвета применяют для внутренней декоративной отделки и росписей.
Серые пигменты:
● Цинковая пыль представляет собой смесь цинковых белил с метал- лическим цинком. Ее примеряют в неводных составах, а также для декора- тивных покрытий.
● Графит серый входит в окрашивающие составы всех видов и слу- жит противокоррозионным покрытием.
315
Черные пигменты:
● Сажу газовую и ламповую применяют для различных работ. Печ- ную сажу не используют.
● Окись марганца входит во все малярные составы и сиккативы.
● Чернь костяную, виноградную, угольную, торфяную применяют во всех малярных составах.
Металлические пигменты:
● Пудру алюминиевую пигментную выпускают марок ПАК-1 и ПАК- 2 и применяют для всех видов окрашивающих составов для металла и де- коративной отделки.
● Порошок и бронзу золотистую употребляют с различными свя- зующими для отделки внутренних поверхностей с повышенными декора- тивными требованиями.
Основы цветоведения. Одним из важнейших показателей ма- лярного покрытия является цвет, который по-разному воспринимается при дневном и искусственном освещении. Для окрашивающих составов при- меняют пигменты различных цветов и оттенков, которые имеют в своей основе семь главных цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеле- ный, голубой, синий, фиолетовый (рис. 29)
Кроме того, зрительное восприятие обеспечивается цветом лучей, отраженных от прозрачной поверхности, или прошедших через нее. При отражении всех лучей спектра мы видим белый цвет; при полном погло- щении – черный; зеленый цвет – при отражении зеленого и близких к нему по спектру и т.д.
![]() |
Рис. 29. Цветовой круг для смешивания пигментов
316
Для определения цветов их делят на ахроматические (бесцветные) и хроматические (цветные).
● Ахроматические цвета – белый и черный, а также серые, полу- чаемые их смешением, в спектре отсутствуют. Они в разной степени отра- жают свет. Так, порошок окиси магния, отражающий до 96% лучей, счита- ется самым белым цветом, а черный бархат или ламповая копоть, отра- жающие 0,3% лучей – наиболее черным. Возможности человеческого глаза позволяют различить всего 300 ахроматических цветов.
● Хроматические цвета – все остальные, имеющие тот или иной цветовой тон. Их образуют смешением цветов между собой, а также с чер- ным или белым. Любой хроматический цвет характеризуется цветовым то- ном, светлотой или насыщенностью. Цветовой тон определяют длиной волны соответствующего участка спектра. От добавления белого или чер- ного изменяется светлота, характеризующаяся коэффициентом отражения. При добавлении к любому хроматическому цвету равного по светлоте се- рого цвета цветовой тон не изменится, но уменьшается светлота хромати- ческого цвета или его насыщенность.
В спектре выделяют три основных цвета: красный, желтый и голу- бой, их нельзя получить смешением других цветов, в то время как все ос- тальные можно. Так, зеленый получают смешением желтого и голубого; оранжевый – красного и желтого; фиолетовый – красного и голубого и т.д. Такие цвета называют смешанными. Применяемые в малярных работах пигменты позволяют получить составы всех основных и смешанных цве- тов. Каждый из них может быть темнее или светлее при добавлении чер- ных или белых пигментов, что используется для затемнения и разбелов.
Для приготовления окрашивающих составов со смягченным цвето- вым тоном применяют дополнительные цвета, которые при смешивании с хроматическим цветом в определенных пропорциях дают серый (ахрома- тический) цвет. Дополнительные цвета усиливают друг друга. Так, крас- ный рисунок на зеленом фоне увеличивает яркость и красного, и зеленого цветов; на голубом фоне эффектно выделяются желтый или золотистый, белый или оранжевые рисунки. Эти свойства используют при подборе цве- та филенок, орнаментов, трафаретов, при окрашивании стен, перегородок и т.д.
Окрашивающие составы разделяют на четыре основные группы:
● цельные – из пигментов без разбелов (белых пигментов);
● густые – где цветной пигмент преобладает над белым;
● нормальные – где содержится равное количество цветных и бе- лых пигментов;
● разбеленные – где преобладают белые пигменты, а цветные вво- дят для подсветки.
317
Цвета окрашивающих составов длят на теплые и холодные: к первым относят красные, оранжевые и желтые. Некоторые являются переходными в зависимости от преобладания в них теплых или холодных тонов, напри- мер фиолетовый и зеленый. Выбор цвета для окрашивания внутренних по- мещений, фасадов зданий имеет определенные закономерности и нормы, зависящие от географической ориентировки, интенсивности освещения, фона соседних зданий или сооружений и т.п. Срок службы – 1- 4 года.
11.3. Связующие вещества
Связующие вещества - жидкие материалы создающие с пигментами и наполнителями красочные составы и образующие после высыхания тон- кую окрасочную пленку декоративного или антикоррозийного назначения. Это главный компонент красочного состава, который определяет конси- стенцию краски, прочность, твердость и долговечность образующейся пленки. Применяемые связующие можно разделить на следующие основ- ные группы:
· для масляных составов;
· для водных составов;
· эмульсионные.
Связующие вещества для масляных составов. Для масляных соста- вов в качестве связующего используют олифы и масляные лаки. Наиболее распространенными в строительных работах являются олифы. Они могут быть:
· натуральными;
· полунатуральными;
· искусственными (синтетическими).
Олифа натуральная (льняная, конопляная, соевая) – масляная жид- кость, приготовленная из растительного масла путем его варки при темпе- ратуре 200°С. При варке в олифу для ускорения ее высыхания и образова- ния пленки добавляют стимулирующие вещества – сиккативы (оксиды и соли свинца, кобальта, марганца) в количестве 0,1...0,25%. Прозрачность олифы полная, плотность 0,93...0,95 г/см3.
Натуральные олифы создают прочные, эластичные и долговечные пленки. Эти олифы применяют для изготовления и разведения густотертых красок, а также в качестве самостоятельного материала для малярных ра- бот. Окрасочные составы на натуральной олифе используют для высокока- чественной наружной и внутренней окраски дверных полотен, оконных переплетов, дощатых полов, металлических конструкций и др.
Олифу полунатуральную (уплотненную) получают путем рас- творения сильно уплотненного масла в летучем органическом раство- рителе (уайт-спирит, сольвент-нафты). Для производства полунатуральных олиф применяют невысыхающие или полувысыхающие пищевые масла
318
(хлопковое, подсолнечное, кукурузное и др.). Полунатуральные олифы вы- сыхают вследствие испарения растворителя, а также взаимодействия масла с кислородом воздуха.
Из полунатуральных олиф наибольшее применение получили три вида: олифа-оксоль, оксоль-полимеризованная и оксоль-смесь.
Полунатуральные олифы имеют более широкое применение в строи- тельстве, чем другие виды олиф, так как для их приготовления не требует- ся дорогих и дефицитных растительных масел. Их применяют для разведе- ния масляных красок до малярной консистенции. Полученные красочные составы применяют для наружной и внутренней окраски дерева, металлов и штукатурки.
Олифы искусственные изготовляются из синтетических смол (по- лимеров) или различных масел путем термической или химической их об- работки. Они не содержат растительных масел (сланцевая олифа) или со- держат их не более 35% (глифталевая, пентафталевая олифы). Искусствен- ные олифы имеют темный цвет, дают покрытия высокой твердости и не- значительной эластичности. Из них приготовляют красочные составы для внутренней окраски дерева, металлов и штукатурки.
Лаки масляные – растворы пленкообразующих веществ (масла, син- тетические полимеры, битумы и т.д.) в органических растворителях. Рас- творители вводят для понижения вязкости пленкообразователя и придания лаку способности ложится тонким, равномерным слоем. Кроме двух глав- ных компонентов лак обычно содержит пластификатор, отвердитель и дру- гие добавки, улучшающие качество лакового покрытия. Масляные лаки дают прочную, эластичную, устойчивую и долговечную блестящую плен- ку. Применяют их в качестве связующего для приготовления эмалевых красок, характеризующихся повышенной атмосферостойкостью, для при- дания глянца окрашенным поверхностям.
Связующие для водных красочных составов. Связующие для водных составов делят на неорганические и органические. Неорганическими свя- зующими являются цементы, известь, жидкое стекло.
Органические связующие в зависимости от исходного сырья подраз- деляют на:
· животные (клеи костный, мездровый, казеиновый);
· растительные (крахмал, мука, декстрин);
· синтетические (полимерные клеи КМЦ, МЦ, ПВА, латексы, смо- лы, дисперсии).
Эти связующие, за исключением некоторых минеральных, образуют на окрашенной ими поверхности пленку за счет испарения из красочного состава воды.
Клеи – жидкости различной вязкости, обладающие высокой адгези- онной способностью. Клей применяют как связующее вещество в клеевых
319
покрасках, а также для приклеивания оклеечных материалов (обои, пленки, фризы и др.).
Костный клей вырабатывают из обезжиренных и отполированных костей животных. Выпускают в виде студня, плитки, гранулированный, чешуйчатый. Применяют для приготовления красочных составов, грунто- вок, шпатлевок, подмазочных паст.
Мездровый клей получают путем разваривания с водой белковых от- ходов с кожевенных заводов с последующим высушиванием. Применяют как костный клей.
Казеиновый клей – порошок серого цвета, состоящий из смеси казеи- на, гашеной извести и минеральных солей. Применяют в основном для ок- рашивания фасадов, так как образует очень прочное, несмываемое покры- тие, а также для склеивания древесины, изготовления грунтовок и шпатле- вок.
Растительный клей образуют крахмалы – ценные продукты питания, поэтому в малярных работах их применяют сравнительно редко. Приме- няют для клеевых красочных составов, грунтовок и шпатлевок, а также для наклейки обоев.
Синтетические клеи – полимерные синтетические продукты, обла- дающие высокой адгезионной способностью. Эти клеи используют в виде эмульсий, водных или спиртовых растворов. Чаще всего применяют кар- боксиметилцеллюлозу КМЦ (ОСТ 6-65-386-80), метилцеллюлозу МЦ (ТУ- 6-15-761—76).
Клей КМЦ — продукт химической переработки древесной цел- люлозы, по внешнему виду представляет мелкозернистый порошко- образный материал белого или кремового цвета. Биологически стойкий (почти не загнивает), хорошо сцепляется с основанием, легко набухает и растворяется в теплой (до 40°С) и холодной воде, образуя коллоидный раствор, способный сохранятся длительное время. Применяют для приго- товления клеевых и окрасочных составов, а также при оклейке обоями (КМЦ-4).
Клей ПВА – спиртово-водный раствор низко молекулярного по- ливинилацетата или разбавленная водой дисперсия. Клей в виде водной эмульсии применяют для приклеивания моющихся обоев, пленочных от- делочных материалов, бумаги, дерева, картона, стекла, фарфора, кожи, ли- нолеума, облицовочных плиток.
Эмульсии. Для изготовления различных малярных составов в каче- стве связующего вещества широко применяют эмульсии, которые значи- тельно улучшают качество малярных составов, способствуют экономии натуральных олиф.
Эмульсия состоит из двух не растворяющихся одна в другой жидко- стей (например, масла и воды), одна из которых, раздробленная на очень мелкие частицы, распределена в другой. Если эмульсии оставить в спокой-
320
ном состоянии, то жидкости начнут расслаиваться. Чтобы получить устой- чивую эмульсию, в ее состав вводят эмульгаторы — вещества, способст- вующие образованию эмульсии (различные щелочи, хлорид кальция, из- весть, растворы казеина, животного и растительного клеев). До рабочей консистенции эмульсии разводят непосредственно перед применением.
11.4. Красочные составы
Красочные составы или краски – механическая смесь тонкоизмель- ченных пигментов и наполнителей с раствором пленкообразующих ве- ществ, полученная при их смешивании. Используются для получения не- прозрачного покрытия, закрывающего текстуру поверхности окраши- ваемого материала.
В зависимости от назначения различают краски для:
· наружных работ;
· внутренних работ.
В зависимости от типа пленкообразователя и назначения их подраз- деляют на:
· масляные;
· водоразбавляемые;
· эмалевые;
· лаки.
Масляные краски выпускают:
· густотертыми (пастообразными);
· готовыми к применению (жидкими).
Масляные краски – это красочные суспензии пигментов в олифе, в состав которых вводятся также наполнители. Густотертые краски содержат минимальное количество олифы – 12...20%, а краски готовые к примене- нию – 30...50% (по массе). Применяют их для наружной и внутренней ок- раски по металлу, дереву и сухой штукатурке.
Водоразбавляемые краски изготовляют обычно на месте малярных работ путем разбавления водой неорганических веществ до малярной кон- систенции. В настоящее время водосодержащие краски получили широкое распространение благодаря высокому уровню экологической безопасности этих составов.
Водоразбавляемые краски выпускают:
· на минеральной основе;
· клеевые;
· водоэмульсионные (латексные);
· полимерцементные.
Водоэмульсионные (латексные) краски – красочный состав из двух не смешивающихся жидкостей, в которой частицы (глобулы) одной жид-
321
кости (дисперсная фаза) распределены в другой жидкости (дисперсионная среда). Кроме пигментов и наполнителя они содержат водную дисперсию полимеров (винилацетатных, акриловых, бутадиенстирольных и др.), эмульгатор (поверхностно-активное вещество, которое препятствует ук- рупнению и слиянию глобул), пигмент и добавки, улучшающие свойство краски. Краски дают прочную пленку, хорошо защищают окрашенную по- верхность.
Водоэмульсионные краск и изготавливаются 17 цветов. Их наносят пневматическим распылением, кистью или валиком. Промышленностью выпускаются краски следующих марок: Э-ВА-27, Э-ВА-27-А – на основе поливинилацетатной дисперсии; Э-К4-26, Э-К4-26А – на основе бутадие- нового латекса; Э-ВА-17 – на основе поливинилацетата с дибутилмалеина- том; Э-ВС-114 – на основе сополимера винилацетата с этиленом; Э-К4-112
- на основе стиролбутадиенового латекса.
Применение: для окраски зданий, по кирпичным, бетонным, оштука- туренным, деревянным и другим пористым поверхностям.
Известковые краски изготовляют с использованием воздушной или гидравлической извести и щелочестойких пигментов. В состав краски вво- дят добавки (поваренную соль или хлористый кальций) для предотвраще- ния чрезмерно быстрого высыхания. Известковые красочные составы при- меняют для окраски кирпичных стен, штукатурок, бетонных поверхностей и внутренней отделки стен и потолков.
Цементные краски характеризуются повышенной атмосферостой- костью и долговечностью. В их состав входят белый портландцемент, ще- лочестойкие пигменты и некоторые добавки (известь-пушонка, хлорид кальция), улучшающие схватывание краски, ее эластичность, адгезию и водоотталкивающие свойства (стеарат кальция, мылонафт). Цементные краски применяют для наружных малярных работ и внутренней окраски влажных производственных помещений по бетону, кирпичу.
Силикатные краски – - смеси из растворимого калиевого стекла, щелочестойких пигментов и тонкодисперсных наполнителей (мела, талька, диатомита, трепела и др.). Предназначены для наружной окраски фасадов и внутренней окраски бетонных, кирпичных и оштукатуренных поверхно- стей, а также их можно использовать для защиты древесины от возгорания. Эмалевые краски (эмали) относятся к летучесмоляным краскам.
Эмали изготовляют путем перетирания сухих пигментов с алкидными (глифталевыми, пентафталевыми) и другими лаками. В качестве пигментов для эмалевых красок используют цинковые или титановые белила, кроны различного колера, ультрамарин, железный сурик и некоторые органиче- ские пигменты. Процесс их высыхания заключается в улетучивании рас- творителя, после чего на поверхности образуется пленка определенного качества в зависимости от рода связующего, взаимодействия между собой составляющих окрасочного состава и других условий.
322
Эмали – это суспензии пигментов в лаках с добавлением пластифи- каторов и сиккативов. Эмали отличаются от красок повышенным содержа- нием пленкообразующею вещества, что обеспечивает покрытиям более высокие декоративные качества. Назначение эмалей – непрозрачная отдел- ка изделий из древесины.
Эмали, как и лаки, различают по основным видам плен- кообразующих:
· масляные (на масляных лаках);
· спиртовые;
· нитроэмали (на нитролаках;
· нитроцеллюлозные;
· силиконовые кремнийорганические (на кремнийорганических лаках);
· парафиновые и т. д.
Спиртовые эмали готовят на основе спиртовых лаков. Они имеют малый срок высыхания, но вследствие невысокой водо- и влагостойкости ограничены в применении. Масляные эмали используются для отделки из- делий, выполненных из различных материалов. К этой группе относятся эмали: масляноглифталевые, пентафталевые, муар, фиксоль, эмульсионные и др.
Масляноглифталевые эмали применяются для отделки интерьеров помещений, изделий из металла и дерева, эксплуатируемых внутри поме- щений. Время сушки покрытий – 48-72 ч при 20°С. Покрытия недостаточ- но гладкие.
В зависимости от вида пленкообразующего вещества эмалевые крас- ки разделяют на:
· масляные, приготовленные на масляных лаках;
· нитроэмали (на нитролаках);
Эмалевые краски быстро высыхают и имеют высокую свето-, водо- и антикоррозийную стойкость. Выпускают их в готовом для применения ви- де и наносят на подготовленные поверхности кистями, валиками или крас- кораспылителями.
Лаки.
Лаки масляные – вещества, изготовленные на основе растительных масел и смол. Масляные лаки не обладают большой атмосферостойкостью, поэтому их используют, в основном, для лакировки деревянных поверхно- стей внутри помещений, например, для полов. Пленка, которую образует масляный лак, имеет желтоватый цвет.
Битумные лаки изготавливаются на основе битумов с высокой тем- пературой размягчения. Они образуют пленки черного цвета и чаще всего применяются для защиты металлов.
323
Шеллачные лаки – растворы природных смол тропических деревь- ев в спирте или в политуре. Спиртовые лаки устойчивы к механическим воздействиям, они дают красивый блеск, но плохо переносят воду. Иногда подобные лаки используют при обработке мебели, чаще - при полировке декоративных деревянных изделий - шкатулок, деревянных украшений и т.п.
Алкидные лаки изготавливаются на основе алкидных смол. Они об- разуют почти прозрачные пленки, очень прочные (с высокой стойкостью к механическим воздействиям), их применяют и для наружных работ. Раз- новидность алкидных лаков – алкидно-карбамидные. Главное различие между ними в том, что при нормальной температуре без специальных от- вердителей алкидно-карбамидные лаки не высыхают. Для того, чтобы вы- сушить такой лак, применяется либо горячая сушка (80-120°С), либо спе- циальные вещества, вводимые в состав лака. Применяются при укладке паркета и изготовлении мебели.
Нитролаки получают путем растворения нитрата целлюлозы в сме- си активных органических растворителей. Для регулирования свойств ла- ков в композицию вводятся различные смолы (алкидные, аминоформаль- дегидные и др.). Нитролаки образуют твердые, прозрачные (практически бесцветные), быстросохнущие пленки. Применяют для лакирования изде- лий из дерева, иногда из металла (в качестве последнего слоя). Нитролаки служат, в основном, для обработки изделий, используемых внутри поме- щения, но с помощью современных добавок могут быть созданы варианты покрытия, способные противостоять атмосферным воздействиям.
Полиэфирные лаки – это вещества, которые применялись при изго- товлении мебели в 70-е годы. Эти лаки при высыхании образуют пленки большой толщины.
Полиуретановые и алкидноуретановые лаки отличаются износо- стойкостью. Применяют их при паркетных работах для защиты наиболее ценных пород дерева. Это – самый дорогой тип лака. Стойкость и долгая служба подобного материала оправдывают его высокую стоимость. Полы Эрмитажа покрыты этими лаками.
11.5. Подготовительные и вспомогательные малярные материалы
Подготовительные материалы – материалы, применяемые для подготовки поверхностей под окраску (грунтовки, подмазочные пасты и шпатлевки).
Вспомогательные материалы - разнообразные жидкие и твердые вещества, применяемые для придания красочным составам малярной кон- систенции (разбавители, растворители, сиккативы).
324
Грунтовки – составы, в которые входят пигменты, наполнители и связующие, отличающиеся от окрасочных составов меньшим содержанием пигментов. Предназначены для обеспечения сцепления покрытия с окра- шиваемой поверхностью, для защиты металлов от коррозии, перекрытия пор материала, выравнивания и создания однородной поверхности перед окраской.
Шпатлевки – густые вязкие смеси, состоящие из пигментов и на- полнителей в связующем веществе и служащие для заполнения неровно- стей и исправления дефектов поверхностей, подлежащих окраске. На по- верхность шпатлевки наносят шпателем или краскораспылителем. После высыхания они образуют ровные, однородные, без трещин, пузырей и ме- ханических включений поверхности. Шпатлевки в зависимости от вида применяемой краски бывают гипсовые, клеевые масляные и лаковые.
Подмазочные пасты применяют для заделки мелких выбоин, не- ровностей и трещин на окрашиваемых поверхностях. Они отличаются от шпатлевок тем, что не дают усадки и обладают повышенной адгезией.
Растворители – жидкости, применяемые для доведения малярных составов до необходимой (рабочей) консистенции, мытья посуды, кистей, инструментов и механизмов после работы неводными (масляными) соста- вами. В качестве растворителей применяют органические летучие жидко- сти, обладающие способностью хорошо растворять пленкообразующие вещества; они должны достаточно быстро испаряться и полностью уда- ляться при образовании пленки, не обладать токсичностью, взрывоопасно- стью и гигроскопичностью. К ним относятся скипидар, уайт-спирит, аце- тон, каменноугольный сольвент, спирт и др.
Разбавители используют для разбавления и разжижения гус- тотертых красок, лаков, грунтовок или разведения сухих неорганических красок. В отличие от растворителей они содержат пленкообразующие ве- щества в количестве, необходимом для получения качественного лакокра- сочного покрытия. Разбавителем для клеевых связующих служит вода, а для масляных и лаковых — олифы и различные эмульсии.
Сиккативы – растворы металлических солей жирных кислот, до- бавляемые к масляным лакам и краскам для ускорения высыхания (отвер- девания) их пленок (5...8% по массе). Избыток сиккатива может сократить срок службы окрасочной пленки.
Смывки – смесь активных органических растворителей, загустите- лей и разрыхлителя, которую применяют для удаления отвердевших окра- сочных пленок (при ремонте зданий и сооружений). Разрыхление и вспу- чивание старого покрытия наступает через 10...20 мин после нанесения смывки на покрытие.
Политуры – малоконцентрированные растворы твёрдых полирую- щих смол слабой концентрации, коллоксилина и пластификаторов в смеси летучих органических растворителей. Сухой остаток в политурах со-
325
ставляет 8-15%. Политуры глубже, чем лаки, проникают в поры древесины и образуют очень тонкие пленки, обладающие блеском и эластичностью. Они позволяют четко выявлять текстуру древесины.
Политуры служат для получения ровного зеркально-блестящего про- зрачного покрытия, выявляющего и подчеркивающего естественную тек- стуру древесины.
Политуры бывают:
· спиртовые;
· нитрополитуры.
Спиртовые политуры, которые содержат в растворе шеллак, на- зывают шеллачными. Шеллачные политуры часто приготавливают на мес- те применения, растворяя шеллак в этиловом спирте, затем отстаивая и фильтруя раствор. Они применяются для полирования шеллачных, нитро- целлюлозных и масляных пленок.
Нитрополитуры применяются для полирования нитролаковых по- крытий после разравнивания или шлифования. Нитрополитуры образуют более стойкие покрытия, чем спиртовые. Их применяют для полирования нитролаковых покрытий после разравнивания или шлифования.
Нитрополитуры бывают:
· нитрошеллачные;
· нитроцеллюлозные.
Нитрошеллачная политура – раствор коллоксилина марки ПСБ, цик- логексанон-формальдегидной смолы, шеллака и пластификаторов в смеси летучих органических растворителей. Применяются для окончательного полирования нитролаковых пленок.
Выпускается также идитольная спиртовая политура – раствор в спирте-сырце синтетической идитольной смолы, а также берестяная поли- тура – на основе берестяной смолы. Идитольная политура образует несве- тостойкие покрытия, которые краснеют под действием солнечных лучей. Берестяная политура по качеству близка к шеллачной.
11.6. Применение ЛКМ
В настоящее время отечественные и зарубежные производители ла- кокрасочных материалов заняты разработкой и выпуском комплексных со- ставов дли отделки и защиты древесины, которые позволяют одновремен- но получить декоративное покрытие, не скрывающее текстуру древесины; защитить древесину от гниения, синевы, образования плесени; придать по- крытию свето- и влагозащитные свойства. Такие составы выпускают оте- чественные и зарубежные фирмы: «Ловин» (Россия, Москва), «Садолин»,
«Тиккурила» (Финляндия), «Глазурит» (Германия), «Бетек» (Германия,
Турция), «Элан» (Франция) и ряд других фирм.
326
Обширную группу составляют лакокрасочные товары, предназна- ченные для получения защитных и декоративных лакокрасочных покры- тий. Они защищают изделия из металлов от коррозии, из древесины — от гниения, придают многим товарам красивый внешний вид, предохраняют их от загрязнения и облегчают уход за ними.
Ежегодно в мире от коррозии теряются десятки миллионов тонн ста- ли и чугуна, в том числе в нашей стране около 15 млн. т, а среди всех по- крытий, используемых для защиты металлических изделий от коррозии, лакокрасочные покрытия составляют свыше 80%.
Велика роль лакокрасочных товаров в повышении эстетических свойств многих непродовольственных товаров, в улучшении санитарно- гигиенического состояния жилищ и их декоративного оформления.
11.7. Особенности приёмки и оценки качества лакокрасочных товаров
Приемка партий лакокрасочных товаров, поступающих в торговлю, начинается с ознакомления с сертификатом, удовлетворяющим соответст- вие товара требованиям стандарта (ТУ) по всем нормируемым показателям качества, и проверки целостности их тары и упаковки.
Лакокрасочные товары поступают в продажу преимущественно в мелкогабаритной герметичной таре по 0,5—2 кг, иногда до 5 кг в упаковке. Тарой обычно служат жестяные банки, стеклянные бутылки и пластмассо- вые банки. Отдельные виды лаков, политур и эмалей поступают в аэро- зольной упаковке (емкостью до 0,3 л) с плотно закрытыми крышками и пробками. Упаковка стеклянных бутылей должна быть залита смолкой, не растворяющейся в содержимом бутыли, тара — иметь этикетки с четкой маркировкой, соответствующими обозначениями и указанием гарантийно- го срока хранения (обычно 6 мес.).
Качество олиф и лаков в торговле оценивают по их внешнему виду, цвету и прозрачности. Светлые лаки и олифы не должны изменять цвет от- делываемой поверхности. Как правило, более темный цвет, в сравнении с установленной нормой (по йодометрической шкале) свидетельствует о применении более темных смол и масел, перегреве или передержке масла и лака при их варке, что, естественно, снижает их качество (понижается механическая прочность пленок, их эластичность, влагостойкость и др.). Пленки более темных лаков поглощают большее количество световых лу- чей, а поэтому в большей степени предрасположены к старению, связан- ному с разрушением покрытия.
Цвет и прозрачность олиф и лаков определяют просматриванием их пленки на стеклянной пластинке или в пробирке из бесцветного стекла. Лак должен быть прозрачным, без мути и посторонних включений (сор- ность) и нерастворившихся частиц, которые снижают однородность, проч-
327
ность и водостойкость пленки. Лаки с механическими включениями (сор- ностью и осадками) бракуют. Наличие сорности легко заметить просмат- риванием лака в прозрачной посуде и в виде пленки на стекле.
Качество красок оценивают по их внешнему виду, составу (по сер- тификату), цвету, вязкости, разливу, степени перетира, укрывистости, про- должительности высыхания, наличию механических примесей (сорности), устойчивости их хранения и другим свойствам. Сорность жидких красок определяют просматриванием тонкого красочного слоя, нанесенного на стеклянную пластинку.
Цвет красочных составов, так же как и их покрытий, оценивают пу- тем сравнения с эталонными образцами. Устойчивость краски при хране- нии проверяют периодическим измерением вязкости и по наличию или от- сутствию расслоения и осадков.
Качество лакокрасочных покрытий оценивают не только визуально, но и определением показателей адгезии, блеска (глянца), твердости, удар- ной прочности, водопоглощаемости, противокоррозионных свойств, атмо- сфероустойчивости и др. Высохшие лаковые и эмалевые пленки должны быть однородными, твердыми или эластичными, гладкими и блестящими, без трещин, морщин и вздутий. Для пленок отдельных лаков и красок ус- тановлены определенные нормы показателей твердости (по маятниковому прибору), эластичности (по изгибанию вокруг валиков с разным диамет- ром), прочности на удар, водостойкости и др. Адгезия (прочность прили- пания) лакокрасочной пленки наиболее важное ее свойство, которое опре- деляется методом сетчатого надреза пробных покрытий.
Во многих случаях пленки лакокрасочных составов, в особенности предназначенных для многослойных покрытий, например мебели с высо- кими декоративными свойствами, испытывают на способность их шлифо- ваться и полироваться. При хорошей способности шлифоваться после об- работки пемзой, шкуркой или иным абразивом получают ровную поверх- ность лаковой или красочной пленки. При наличии незашлифованных и незаполированных мест поверхностей, когда на ней остаются частички пленки и соринки, способность лакового покрытия шлифоваться и полиро- ваться считается неудовлетворительной. При шлифовании и полировании поверхность разогревается, поэтому лакокрасочные пленки с низкой теп- лостойкостью (термопластичные) при этом размягчаются и при трении на- рушается целостность покрытия.
Контрольные испытания лакокрасочных составов и покрытий прово- дятся по указаниям соответствующих научно-технических документации.
328
РАЗДЕЛ 12. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Формирование творческой личности будущего специалиста – това- роведа можно реализовывать путём развития творческих способностей, ак- тивности и самостоятельности студентов в приобретении знаний. Это один из важнейших факторов повышения качества обучения.
Видами самостоятельной работы студентов могут быть:
1. Первичный контроль, который проводится в 1-ю или 2-ю неде- лю обучения с целью выявления общего уровня подготовки студентов к изучению курса и позволяет определить отстающих студентов, которым в дальнейшем оказывает преподаватель помощь.
2. Демонстрационный наглядный материал, содержащий теоре- тическую информацию и демонстрируемый на лекциях, лабораторных за- нятиях и др.
3. Методические указания для самостоятельной работы студентов, которые содержат основные теоретические положения курса дисциплины, контрольные вопросы, темы рефератов и индивидуальных заданий.
Самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины «Това-
роведение и экспертиза строительных материалов» позволяет:
· глубже усвоить материал;
· наглядно изучить глубину, новизну, значимость материалов, применяемых для производства строительных товаров;
· научиться определять и изучать спрос на строительные товары в связи с применяемыми материалами;
· использовать материал для написания курсовых работ и ди- пломных проектов.
Самостоятельная работа может включать в себя написание рефера- тов по выбранной теме или проблеме, выполнение индивидуальных зада- ний (1-2 студента), изготовление наглядного стенда по любой теме дисци- плины, выбранной студентами (1-3 человека) и др. Это активизирует учебный процесс, способствует развитию самостоятельности и творческо- го мышления. При выполнении этих работ студенты пользуются индиви- дуальными консультациями преподавателя. Примерная тематика рефера- тов и индивидуальных заданий, а также список основной и дополнитель- ной литературы составлены применительно к программе данного курса. По материалам рефератов и индивидуальных заданий студенты выступают с докладами на семинарских занятиях.
Целью самостоятельных исследований является всестороннее и глубокое изучение ассортимента предложенных преподавателем групп строительных материалов (лакокрасочные, минеральные и органические вяжущие, древесные, металлические, керамические, стеклянные, природ- ные и искусственные каменные, полимерные материалы), являющихся ос- новой для производства строительных товаров.
329
Основными задачами, поставленными при выполнении самостоя- тельного задания по товароведению строительных материалов, являются:
- изучение дополнительной литературы (специальной литературы, справочников и др.);
- анализ и обобщение изученных данных;
- анализ групп материалов, их потребительских свойств как факто- ров сохранения качества товаров.
Содержание реферата: во введении рассматриваются значение изучаемого вопроса для торговли и потребителя, основные его направле- ния и перспективы развития, исторические справки, должны быть кратко сформулированы цели и задачи работы. Обзор литературы является основ- ной частью самостоятельной работы для изучения и раскрытия выбранной темы. В список литературы, кроме учебников и учебных пособий по това- роведению, материаловедению непродовольственных товаров, необходимо включать научно-техническую литературу, отраслевые и рефератные жур- налы, справочники и др. В литературном обзоре студент анализирует и систематизирует материал по соответствующим разделам, делает ссылки на авторов, где указывает фамилию автора и его инициалы, год издания. Работа должна быть закончена выводами, заключением и библиографиче- ским списком литературы по данной теме.
Примеры библиографического описания:
1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб- ник для нач.проф.образования / А.М. Адаскин, В.М. Зуев. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»; Образовательно-издательский центр
«Академия»,2002. – 240с.
2. Денисова С.А., Шевченко В.В. Качество обуви из синтетических материалов в зависимости от способа обработки Пути совершенствования технологии обработки в кожевенной промышленности и оценки качества потребительских товаров: Сборник науч.трудов. – Л., СПбТЭИ,1998. – с.43-46.
По итогам самостоятельной работы проводится семинар, где студенты отчитываются о проделанной работе и обсуждаются полученные результа- ты, а также закрепляется пройденный теоретический материал.
330
ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И РЕФЕРАТОВ:
1. Использование древесины в строительстве.
2. Композиционные материалы на основе измельчённой древесины.
3. Материалы для подготовки поверхности к отделке.
4. Рынок покрытий для пола.
5. Рынок красочных составов.
6. Строительные товары из природных каменных материалов.
7. Строительные товары из искусственных каменных материалов.
8. Рынок отделочных материалов для стен.
9. Паркет. Виды. Свойства. Классификация. Сырьё.
10. Ламинат. Виды. Свойства. Классификация. Сырьё.
11. Линолеум. Виды. Свойства. Классификация. Сырьё.
12. Вспомогательные материалы для внутренних отделочных строи- тельных работ.
13. Вспомогательные материалы для наружных отделочных строи- тельных работ.
14. Сухие растворные строительные смеси для выравнивания стен и потолков.
15. Материалы для малярных работ. Наполнители.
16. Материалы для малярных работ. Связующие вещества.
17. Материалы для малярных работ. Вспомогательные материалы.
18. Готовые окрашивающие составы (краски и эмали), их типы. Ме- тоды определения качества. Требования к качеству.
19. Эмали. Классификация. Ассортимент. Методы экспертизы. Тре- бования к качеству.
20. Масляные краски. Классификация. Ассортимент. Методы экспер- тизы. Требования к качеству.
21. Пигменты. Классификация. Ассортимент. Методы экспертизы. Требования к качеству.
22. Шпаклёвки. Методы определения качества. Требования к качест-
ву.
23. Классификация шпаклёвок. Состав и свойства. Применение.
24. Материалы для обойных работ.
331
25. Методы определения качества обоев
26. Ассортимент обоев
27. Клейстеры, клеи и мастики для обойных работ.
28. Отделочно-декоративные плёнки. Виды. Состав. Назначение.
29. Синтетические моющиеся обои на бумажной и тканевой основе. Методы определения качества. Требования к качеству.
30. Тиснёные и тиснённые моющиеся обои на бумажной основе. Ме- тоды определения качества. Требования к качеству.
31. Ткани для облицовки стен.
32. Температурно-влажностный режим в оклеиваемых помещениях. Эксплуатационные особенности обойных работ.
33. Отделочные декоративные панели (пластиковые, из дерева, на основе заменителей дерева – ДСП, ДВП, МДФ) для стен.
34. Потолки из минераловолокнистых плит.
35. Потолки из минераловатных плит.
36. Потолки из гипсовых панелей.
37. Декоративные отделочные панели для потолков.
38. Керамические плитки. Классификация. Ассортимент. Методы экспертизы. Требования к качеству.
39. Стеновые строительные материалы для кладки.
40. Растворы и мастики для керамических плиток.
41. Полистирольные плитки.
42. Цементы. Технология производства (схема). Классификация. Ас- сортимент. Методы экспертизы. Требования к качеству.
43. Асфальтобетон. Классификация. Ассортимент. Методы эксперти- зы. Требования к качеству.
44. Бетон. Классификация. Ассортимент. Методы экспертизы. Тре- бования к качеству.
45. Железобетон. Классификация. Ассортимент. Методы экспертизы. Требования к качеству.
46. Современные стекломатериалы.
47. Дёгти. Классификация. Ассортимент. Методы экспертизы. Тре- бования к качеству.
332
48. Битумы. Классификация. Ассортимент. Методы экспертизы. Тре- бования к качеству.
49. Газонаполненные пластмассы.
50. Поверхностно-активные вещества в строительстве.
51. Экологическая безопасность непродовольственных товаров.
52. Экологическая безопасность строительных материалов и изделий.
53. Экологическая культура потребителей и её значение в нормали- зации потребления.
54. Роль товароведения в обеспечении экологической безопасности окружающей среды.
55. Экология и экспертиза товаров.
56. Номенклатура экологических показателей.
57. Экологические стандарты и экологическая сертификация товаров.
58. Экологическая маркировка товаров.
59. Сертификация строительных товаров.
60. Идентификация и фальсификация строительных товаров.
61. Перспективы развития производства строительных материалов и товаров.
62. Стратегические задачи деятельности человека в области товаро- производства.
63. Экомаркировка товаров (или фандрайзинговые символы)
Тематика стендов тоже может быть разнообразной. Например, «От- делочные материалы для пола», «Отделочные материалы для стен», «Пиг- менты», «Строительные древесные материалы», «Разновидности стекла»,
«Каучуки», «Сухие растворные смеси», «Виды обоев», «Разновидности линолеума и ламината», «Сырьё для производства керамических изделий»,
«Технология производства лакокрасочных материалов» и т.д.
Стенд может быть выполнен в виде схемы, рисунков, наглядных ма- териалов и т.д.
333

