США в во второй половине 1970-х – 1980-е гг

 

Социально-экономическая политика администрации Дж. Картера.

В течение 1977-1978 гг. был проведен целый ряд мероприятий в социальной области.

С другой стороны, уже в 1978 г. под влиянием усилившейся тогда инфляции в стране – в 1978-1979 гг. ее уровень перевалил за 10-процентную отметку, а на рубеже 1970-х – 1980-х гг. колебался в пределах 11-13 %, - был внесен ряд корректив.

В частности, в качестве первостепенной задачи своей деятельности была провозглашена борьба с инфляцией.

В конце концов, на втором этапе нахождения у власти – в 1979-1980 гг., администрация Дж. Картера и вовсе встала на путь, когда осуществлялось ослабление государственного вмешательства в экономику и социальную сферу.

Социально-экономическая политика администрации Р. Рейгана.

Фактически сразу же был взят курс на отказ от государственного вмешательства в экономику и социальную сферу.

Речь шла о том, чтобы свести к минимуму государственное регулирование и постараться вернуться к временам, когда в США господствовала частнопредпринимательская инициатива.

Для этого планировалось следующее:

-резко снизить налоговое обложение крупного капитала,

-снять все ограничения на деятельность предпринимателей,

-ограничить темпы роста денежной массы,

-снизить социальные функции государства.

1.В августе 1981 г. Конгресс США принял «Налоговый акт в целях экономического возрождения». Это был 1 этап налоговой реформы.

2.В октябре 1986 г. был проведен 2 этап налоговой реформы.

3.В интересах предпринимателей были ослаблены ранее строгие федеральные стандарты при защите прав потребителей и др.

4.Крупный, качественный сдвиг произошел и в социальной политике, масштабы которой были значительно сокращены.

Однако, на практике реальные размеры сокращения социальных расходов оказались все же недостаточными, чтобы полностью компенсировать потери государственного бюджета в результате сильного снижения налогов.

Это таило в себе угрозу роста дефицита государственного бюджета.

И такая угроза стала реальностью, когда вследствие взятого внешнеполитического курса США, что сопровождалось обострением международной напряженности, усилились темпы гонки вооружений.

Военные расходы значительно возросли.

В результате, произошло громадное увеличение дефицита государственного бюджета: за 1981-1986 гг. он увеличился с 58 до 225 млрд долларов.

Вся эта социально-экономическая политика вкладывалась в понятие «Рейганомика» или «Рейганизм».

Рейганомика (англ. Reaganomics) — курс социально-экономической политики в период президентства Р. Рейгана. Связан с приходом к власти в США консервативно настроенных сил Республиканской партии, подъёмом так называемой неоконсервативной волны во многих развитых странах Запада. Теоретической основой рейганомики служила экономическая теория предложения. Практическим выводом из неё явился перенос акцентов с регулирования спроса на товары и услуги на стимулирование их производства. Необходимость дать простор инвестиционным и инновационным процессам, снижению издержек, увеличению сбережений и накопления частного капитала потребовала крупных налоговых реформ.

Основные положения «Рейганомики»:

Сокращение вмешательства государства в экономику.

Замедление роста правительственных расходов.

Уменьшение налогов.

Снижение инфляции.

Сокращение безработицы.

Уменьшение объемов денежной массы (монетаризм).

В результате, это не могло не вызвать сопротивление со стороны американцев.

Но все же, волна протеста против ультраконсервативного курса в рамках социально-экономической политики администрации Р. Рейгана не приобрел массового характера.

Причины заключались не только в том, что руководство страны жестко пресекало все попытки рабочего движения активизировать свою деятельность, но и тем, что в 1980-е годы происходило ослабление рабочего движения – сокращалась численность профсоюзов.

Антирейгановские настроения стали ослабляться после того, как в 1983 г. в США обозначились признаки улучшения экономической конъюнктуры, перешедшие вскоре в сильный подъем.

Улучшение экономической конъюнктуры способствовало усилению позиций Республиканской партии во время кампании по выборам Президента США в 1984 г.

Иран-контрас (англ. Iran–Contra affair; также известен как «Ирангейт», по аналогии с «Уотергейтом») — крупный политический скандал в США во второй половине 1980-х годов.

Разгорелся в конце 1986 г., когда стало известно о том, что отдельные члены администрации Р. Рейгана организовали тайные поставки вооружения в Иран, нарушая тем самым оружейное эмбарго против этой страны. Дальнейшее расследование показало, что деньги, полученные от продажи оружия, шли на финансирование никарагуанских повстанцев-контрас в обход запрета Конгресса США на их финансирование.

Причастные к скандалу:

Эллиот Абрамс — помощник государственного секретаря США..

Каспар Уайнбергер — министр обороны США.

Джон Пойндекстер — советник президента по национальной безопасности.

Роберт Макфарлейн — советник президента по национальной безопасности.

Карл Чэннел — финансист, по результатам расследования признан виновным в «участии в заговоре с целью обмана правительства США».

Алан Фиерс — кадровый сотрудник ЦРУ.

Роберт Гейтс — причастность к скандалу расследуется

После того, как в январе 1989 г. Дж. Буш вступил на пост Президента США он заявил, что намерен продолжать прежний курс администрации Р. Рейгана.

Однако, вскоре перед администрацией Дж. Буша буквально сразу же возникла проблема связанная с решением целого ряда задач, одной из которых являлась проблема преодоления бедности в стране.

Еще одна – сокращение дефицита государственного бюджета: в 1989 г. он составил 152 млрд долларов.

Поэтому администрация Дж. Буша стала осуществлять государственное вмешательство в экономику и социальную сферу.

Тем не менее, итоги социально-экономической политики администрации Дж. Буша оказались весьма ограниченны.

Причем, с особой силой это ощущалось в условиях нового экономического кризиса 1990-1992 гг., хотя его масштабы и не были относительно глубоки.

Поэтому, администрация Дж. Буша стремилась все это возместить за счет своей активизации в рамках проведения внешнеполитического курса.

С другой стороны, внешнеполитический курс США на рубеже 1980-х – 1990-х гг. разрабатывался под влиянием кардинальных изменений, которые тогда имели место в системе международных отношений.

В частности, США использовали в своих интересах крушение социализма в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, а также ослабление, а затем и распад/развал СССР и, в результате, взяли курс на усиление своей роли в мире.

Более того, США заявили претензии на гегемонию в мире: так началось формирование так называемого «нового мирового порядка».

Лос-анджелесский бунт — массовые беспорядки, происходившие в Лос-Анджелесе с 29 апреля по 4 мая 1992 г., повлёкшие гибель 53 человек и причинение ущерба на сумму в 1 миллиард долларов.

Беспорядки начались 29 апреля 1992 г. — в день, когда суд присяжных вынес оправдательный приговор четверым белым полицейским, избившим чернокожего Родни Кинга за то, что тот оказал упорное сопротивление при аресте за превышение скорости 3 марта 1991 г. После вынесения приговора тысячи темнокожих американцев, в основном мужчин, вышли на улицы Лос-Анджелеса и устроили демонстрации, переросшие вскоре в беспорядки и погромы, в которых участвовали криминальные элементы. Преступления, совершённые в течение шести дней массовых беспорядков, носили расовую подоплёку.

Решение суда и массовые беспорядки в городе получили широкий резонанс в обществе и привели к повторному суду над полицейскими, на котором основным подсудимым был вынесен обвинительный приговор.

Самыми массовыми беспорядками в районе Лос-Анджелеса до событий 1992 г. было «Восстание в Уоттсе» 1965 г. и «Бунт в Детройте» 1967 г.

 

США в 1990-е годы.

 

Социально-экономическая политика администрации Б. Клинтона.

Фактически сразу же, после того, как Б. Клинтон был избран на пост Президента США в недрах его администрации были разработаны проекты нескольких социальных реформ:

1.Введение системы всеобщего медицинского страхования, план которой был внесен в Конгресс США в сентябре 1993 г. На его осуществление отводилось 5 лет и предусматривалось следующее:

-Каждый гражданин США должен был получить универсальную карточку медицинского страхования, в соответствии с которой ему открывался доступ к стандартному пакету услуг в области здравоохранения, включающему основные виды амбулаторного и больничного лечения, а также приобретение необходимых лекарств.

-Финансирование всеобщего медицинского страхования предполагалось обеспечить за счет увеличения ставок налога на страховые цели, а также включения в общий фонд средств Медикэр и Медикейд, за счет введения ряда дополнительных налогов.

Обсуждение проекта этой реформы вызвало ожесточенную общественно-политическую борьбу в США. В результате, так и не удалось провести проект даже через комитеты обеих палат Конгресса США.

2.План реформы системы государственной помощи нуждающимся лицам, выдвинутый в 1993 г.

Он предусматривал, что всем получателям по бедности будет предоставлена возможность в течение 2 лет за счет средств государства повысить свой образовательный уровень и пройти переобучение, получив новую профессию.

Б.ч. Американцев поддержали эту идею, однако, вновь возникло сопротивление со стороны представителей Республиканской партии.

Возможности реализации этого плана были ограничены и законопроект так и не был внесен в Конгресс США.

Вместо этого, администрация Б. Клинтона направила все свои усилия на то, чтобы сократить, а в перспективе и вовсе ликвидировать дефицит государственного бюджета.

С этой целью в августе 1993 г. была осуществлена налоговая реформа.

В течение 1995-1996 гг. важнейшим вопросом, по которому шла борьба между Белым домом и Капитолием, т.е. Конгрессом США, стал вопрос о методах достижения сбалансированного государственного бюджета.

Немалую роль в победе Б. Клинтона на президентских выборах 1996 г. сыграло значительное улучшение экономической конъюнктуры в США: с 1993 г. страна вступила в период, когда имел место промышленный подъем, вследствие чего, снижался уровень безработицы, но, главное – существенно сокращался дефицит государственного бюджета.

После президентских выборов 1996 г. администрация Б. Клинтона с еще большей, чем прежде, последовательностью продолжила курс на серьезную идейную эволюцию Демократической партии, а также на поиски его оптимального варианта «Третьего пути» между либерализмом и консерватизмом.

Осуществление этого нового курса в рамках социально-экономической политики было облегчено тем, что во второй половине 1990-х годов в США сложилась необычайно благоприятная экономическая конъюнктура.

В этих условиях удалось в максимально короткий срок решить приоритетную задачу, а именно: добиться сбалансированного государственного бюджета.

В свою очередь, это дало возможность провести ряд мероприятий в социальной области.

Все это поставило Республиканскую партию в очень трудную ситуацию: ее представители не могли выдвинуть реальной альтернативы социально-экономической политике администрации Б. Клинтона.

Именно поэтому, в преддверии намеченных на 1998 г. промежуточных выборов в Конгресс США, по инициативе республиканцев, были организованы скандалы, в которых фигурировал Б. Клинтон.

Наиболее мощный скандал – это так называемое «дело Моники Левински» («скандал Клинтон – Левински»).

Скандал Клинтон-Левински (англ. Lewinsky scandal) — громкий американский политический сексуальный скандал, разразившийся в 1998 г. вследствие обнародования факта сексуальных отношений между 49-летним Биллом Клинтоном и 22-летней Моникой Левински, сотрудницей Белого дома, в 1995 г. находившейся здесь в качестве стажера.

26 января 1998 г. Б. Клинтон заявил: «Я хочу, чтобы вы меня услышали. Я собираюсь сказать это снова: У меня не было сексуальных отношений с этой женщиной, мисс Левински. Я никогда никого не заставлял лгать, ни единого раза; никогда. Эти утверждения являются ложными».

Скандал разрастался все сильнее и в октябре 1998 г. Палата Представителей Конгресса США приняла решение начать процедуру импичмента в отношении Президента США Б. Клинтона по обвинению в лжесвидетельстве и в нарушении «священного характера» присяги.

Ожидалось, что воспользовавшись скандалом, республиканцы одержат решительную победу на выборах в ноябре 1998 г. и значительно усилят свои позиции в Конгрессе США. Однако, этого не произошло.

Окончилась провалом и сама попытка импичмента.

При голосовании в Сенате Конгресса США в январе 1999 г. предложение не собрало необходимых 2/3 голосов.

При этом, примечательно, что популярность самого Б. Клинтона во время «скандала Клинтон – Левински» оставалась на весьма высоком уровне.

Тем не менее, процедура импичмента все-таки нанесла удар по авторитету Б. Клинтона.

По Конституции США Палата Представителей определяет обвинения, которые Сенат должен рассмотреть как судейская коллегия. Конституция США предусматривает импичмент в случае государственной измены, взяточничества, других преступлений и серьёзных проступков.

Депутаты-республиканцы, составлявшие большинство в обеих палатах Конгресса США, склонялись к тому, что Б. Клинтон заслуживает импичмента.

5 ноября 1998 г. Б. Клинтону были направлены письменные вопросы, слушания по делу начались 19 ноября 1998 г.

После ответа Б. Клинтона на голосование были вынесены четыре пункта обвинения:

1.Ложь на суде присяжных 17 августа 1998 года;

2.Ложь на суде по делу Полы Джонс 23 декабря 1997 года и 17 января 1998 года;

3. Препятствование правосудию по делу Полы Джонс;

4. Злоупотребление должностным положением.

Голосование в Палате представителей:

Голосованием был одобрен первый пункт обвинения (228—206), отклонён второй пункт (205—229), одобрен третий пункт (221—212), отклонён четвёртый пункт (148—285).

19 декабря 1998 г. Палата Представителей отправила одобренные обвинения в Сенат.

Заседание Сената было назначено на 7 января 1999 г.

Голосование в Сенате:

По поводу обвинения в лжесвидетельстве 45 сенаторов признали президента виновным и 55 сенаторов (45 демократов и 10 республиканцев) — невиновным. По поводу воспрепятствованию правосудию 50 сенаторов высказались за виновность Клинтона и 50 (45 демократов и 5 республиканцев) — против. В обоих случаях для осуждения Б. Клинтона было необходимо две трети голосов (т.е. голоса 67 сенаторов).

 

США в 2000-е годы.

 

В январе 2001 г. Дж. Буш-младший вступил на пост Президента США и, фактически, сразу же приступил к практической реализации своей предвыборной программы в социально-экономической сфере.

Уже 7 июня 2001 г. было объявлено о том, что в течение ближайших 10 лет будет осуществлено снижение налогов на общую сумму в 1 трлн. 350 млрд долларов.

И впоследствии администрация Дж. Буша-младшего неоднократно подтверждала эти намерения. В 2001-2003 гг. были приняты соответствующие законодательные акты. Однако этот шаг привел к значительному снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, что в итоге стало одной из причин его возросшего дефицита, а также в большей степени оказал положительное влияние на положение состоятельных американцев. В стране произошло существенное перераспределение доходов между различными группами населения: бедные стали еще беднее, богатые стали еще богаче.

Кроме того, была предпринята попытка провести крупномасштабную реформу системы социального обеспечения. Цель – внесение в систему социального страхования элементов рыночного хозяйства, - была достигнута, что привело к определенному сокращению расходов государства на социальные нужды. Однако, среди американцев увеличилось (с 13,7 % в 2000 г. до 15,3 % в 2007 г.) количество тех лиц, которые не имеют медицинских страховок.

В феврале 2001 г. был подписан ряд указов, которые ограничивали права профсоюзов в компаниях, которые выполняют федеральные заказы. Впоследствии он неоднократно ограничивал права наемных работников: например, по его инициативе были отменены некоторые законы, обеспечивающие безопасность на рабочих местах, введен запрет на проведение стачки сотрудников авиакомпании American Airlines, забастовка докеров на Западном Побережье США.

Внимания заслуживает также инициатива, связанная с принятием закона о повышении качества образования. Благодаря этому во всех штатах была создана система строгой отчетности для определения уровня успеваемости каждого школьника. Но, наряду с этим, в США резко выросла стоимость высшего образования. В 2000-2001 учебный год она составляла $ 19 337, в 2007-2008 учебный год она составляла $ 23 712.

Весьма неоднозначными выглядят также такие решения, как введение запрета на проведение абортов, приостановление большинства программ в рамках исследования стволовых клеток (2001 г.), отношение к проблеме эвтаназии, а также политика в области иммиграции.

Пожалуй, один из немногих по настоящему позитивных моментов был связан с попытками активизировать борьбу со СПИДом. Принятие в 2003 г. «Чрезвычайного плана борьбы со СПИДом» и его последующая реализация внесли вклад в решение проблемы (в 2003-2008 гг. на борьбу со СПИДом ежегодно выделялось 3 млрд. долларов), а миллионы получили спасшие им жизнь средства против СПИДа.

Кроме того, к числу определенных достижений следует отнести и политику в области науки. В частности, увеличение ассигнований, выделяемых государством на развитие науки, а также принятие в 2004 г. долгосрочной программы в области исследований космического пространства. В 2010 г. предполагалось завершить создание МКС, отказаться от использования «шаттлов», провести работы по созданию нового типа космического корабля «Орион» и к 2018 г. осуществить высадку американских астронавтов на Луну, где предполагалось создать постоянную базу с последующей подготовкой и проведением полета на Марс.

Вместе с тем, в 2001 г. в США началось очередное значительное ухудшение экономической конъюнктуры, что, в свою очередь, внесло существенные изменения в социально-экономическую политику администрации Дж. Буша-младшего.

Настоящим апофеозом стал беспрецедентный по своим масштабам Мировой финансово-экономический кризис (с 2008 г.), разразившийся в последние месяцы нахождения Дж. Буша-младшего на посту Президента США.

Причем, уже фактически в декабре 2007 г. США вступили в сильнейшую со времен Великой депрессии рецессию.

В 2008 г. ВВП увеличился только на 0,4 %.

В 2009 г. ВВП сократился уже на 3,1 %.

В период с 2001 по 2007 гг. экономика США росла примерно на 0,5 % в год. Для сравнения, ранее показатель составлял: при Б. Клинтоне – 2,4 %, при Дж. Буше – 0,6 %, при Р. Рейгане – 2,1 %, при Дж. Картере – 3,1 %. В XX веке худшие результаты продемонстрировал только Г. Гувер, который управлял американским государством в период Великой Депрессии – его показатель был равен минус 6,2 %.

По данным Министерства торговли США, ВВП составлял в 2000 г. – $ 9,8 трлн., в 2008 г. – $ 11,7 трлн. Однако, размеры ВВП на душу населения составляли в 2000 г. – $ 34,7 тыс., в 2008 г. – $ 28.5 тыс. (в ценах начала 2000-х годов). Правда, с другой стороны, выросли (с 15,9 % до 21,9 %) темпы роста производительности труда. Однако, в среднем за год уровень инфляции увеличился с 3,3 % (с августа 1999 г. по август 2000 г.) до 5,4 % (с августа 2007 г. по август 2008 г.).

До колоссальных размеров (главным образом вследствие значительного, на 70 %, т.е. почти в 2 раза в сравнении с предшествующим периодом, увеличения федеральных расходов, преимущественно на военные нужды) вырос государственный долг США: с $ 5,8 трлн. в 2000 г. до $ 10,7 трлн. в 2008 г. В целом, размеры внешнего долга США (совокупная величина долга государства, бизнес-структур и частных лиц иностранным заемщикам) за этот период также выросла – с 13,6 % ВВП до 17,9 % ВВП.

Также заметно увеличился размер торгового дефицита США: в 2000 г. он составлял 3,9 % ВВП, в 2007 г. он составлял 5,1 %.

Одним из негативных результатов стало то, что в США заметно выросло число безработных. Уровень безработицы вырос почти в два раза: с 3,9 % до 7,2 %. При этом в целом, число рабочих мест увеличивалось намного медленнее. В январе 2009 г. безработными в США стали еще 655 тыс. человек, что привело к увеличению уровня безработицы до 7,6 %.

Еще один отрицательный момент – численность жителей США, занятых в сфере промышленного производства сокращалась. В 2001-2008 гг. на 3,1 %. В целом, сократилось число работающих американцев трудоспособного возраста: с 64,4 % в 2000 г. до 62,6 % в 2008 г.

Зарплаты работающих также росли медленнее, чем раньше. Так, с 1992 по 2000 гг. они выросли на 8,2 %, с 2000 по 2008 гг. они выросли на 1,8 %. Реальный доход среднестатистического американского домохозяйства (группа людей, живущих вместе и имеющих общий бюджет) составлял в 2000 г. – $ 61083, в 2008 г. – $ 61355. В целом, американские семьи богатели всего на 0,4 %. Кроме того, случилось резкое уменьшение сбережений американцев: с 2,3 % в 2000 г. до 0,6 % в 2007 г. от дохода среднестатистического жителя США.

Выросло число жителей США, оказавшихся за чертой бедности: в 2000 г. – 11,3 %, в 2007 г. – 12,5 %. В то же время численность бедных американцев существенно увеличилась – с 31,6 млн. до 37,3 млн. человек.

Очень сильное воздействие на ситуацию внутри страны оказали трагические события 11 сентября 2001 г.

Террористические акты 11 сентября 2001 года (иногда именуемые просто 9/11) — серия четырёх координированных самоубийственных террористических актов, совершённых в США. Теракт был совершён членами террористической организации «Аль-Каида».

Утром 11 сентября 2001 г. четыре группы террористов общим количеством 19 человек, захватили четыре пассажирских самолета. Каждая группа имела как минимум одного члена, прошедшего начальную лётную подготовку.

- Захватчики направили два из этих лайнеров в башни Всемирного торгового центра (ВТЦ), расположенные в южной части Манхэттена в Нью-Йорке. Рейс 11 American Airlines врезался в башню ВТЦ-1 (северную), а рейс 175 United Airlines врезался в башню ВТЦ-2 (южную). В результате этого обе башни обрушились, вызвав серьёзные разрушения прилегающих строений.

- Третий самолёт (рейс 77 American Airlines) был направлен в здание Пентагона, расположенное недалеко от Вашингтона.

- Пассажиры и команда четвёртого авиалайнера (рейс 93 United Airlines) попытались перехватить управление самолётом у террористов, самолёт упал в поле около боро Шанксвилл в штате Пенсильвания.

Помимо 19 террористов, в результате атак погибло 2977 человек, ещё 24 пропали без вести. Большинство погибших были гражданскими лицами. Теракт стал крупнейшим в истории по числу жертв.

С этого момента важнейшей проблемой внутренней, внешней и оборонной политики администрации Дж. Буша-младшего стало укрепление национальной безопасности США.

1.Была создана Комиссия по расследованию обстоятельств событий 11 сентября 2001 г., которая в 2004 г. опубликовала свой отчет.

2.Выделялись дополнительные средства на финансирование мер, связанных с укреплением национальной безопасности США.

3.26 октября 2001 г. Конгресс США принял Закон «США-Патриот» («Патриотический акт»), который предусматривает противодействие международному терроризму и в т.ч. Использование таких мер, как контроль со стороны властей за жизнью граждан США – прослушивание телефонных разговоров, чтение электронной почты и др.

4.Началась активная работа по повышению эффективности специальных служб – ФБР, ЦРУ и др.

5.В 2002 г. было создано Министерство внутренней безопасности – своеобразный координационный центр всех федеральных служб (в том числе силовых ведомств) по борьбе с международным терроризмом.

6. В сентябре 2002 г. появилась новая Концепция национальной безопасности США, в центре внимания которой – борьба с международным терроризмом.

В основу внешнеполитического курса США в качестве главной цели была поставлена борьба с международным терроризмом («война против террора»), однако, на основе принципа односторонних и превентивных действий США на международной арене, фактически игнорирование интересов каких-либо других участников международных отношений («доктрина Буша»).

1.С 7 октября 2001 г. – война в Афганистане.

2.С 20 марта 2003 г. – война в Ираке.

3.Активные действия против так называемых «стран-изгоев» - Иран, КНДР, Сирию и др.

4.С 2002 г. США вышли из Договора по ПРО и стали создавать систему национальной противоракетной обороны (ПРО), втягивая в этот процесс другие страны мира (Польша, Чехия и др.).

5.Широко использовалась концепция «распространения демократии», в том числе, опираясь на использование военной силы (Афганистан, Ирак, «Цветные революции» в Грузии в 2003 г., Украине в 2004 г., Кыргызстане в 2005 г. и др.).

Огромное влияние на деятельность администрации Дж. Буша-младшего оказывали неоконсерваторы.

 

Неоконсерватизм (англ Neoconservatism) — идеология той части консервативных политиков в США, которые выступают за использование экономической и военной мощи США для победы над враждебными к США режимами и установление в этих государствах демократии.

В современной литературе и журналистике за приверженцами неоконсерватизма прочно закрепился термин «неокон».

Наиболее влиятельные фигуры:

Дик Чейни,

Дональд Рамсфелд,

Пол Вулфовиц,

Ричард Пёрл,

Пол Бремер,

-Элиот Абрамс,

А также:

- Роберт Каган, Уильям Кристол, Норман Подгорец и др. специалисты в области международных отношений.

Проект «Новый американский век» (англ. Project for the New American Century (PNAC)) — неправительственная политическая организация США, располагавшаяся в Вашингтоне, округ Колумбия, и работавшая с 1997 по 2006 гг.

Была основана Уильямом Кристолом и Робертом Каганом. Официальной целью PNAC является «продвижение американского глобального лидерства».

Основами создания PNAC были точка зрения, что «американское лидерство одинаково хорошо как для Америки, так и для всего мира», и поддержка «рейгановской политики военной силы и моральной чистоты».

PNAC оказывала влияние на официальные лица правительства США и администрации президента США в период президентства Дж. Буша-младшего, повлияла на разработку внешней, военной и оборонной политики администрации Дж. Буша-младшего, особенно связанных с национальной безопасностью, с войнами в Афганистане, Ираке и др.

Тем не менее, к концу президентства Дж. Буша-младшего провалы во внешней политике оказались впечатляющими.

1.Война в Афганистане.

2.Война в Ираке.

3.Широкую огласку получили факты о нарушении прав человека (злоупотребления, которые были допущены в Афганистане и в Ираке, в тюрьме Гуантанамо (Куба) в отношении заключенных).

4.Политика в отношении иранской и северокорейской проблемы.

5.Действия США в условиях конфликта между Израилем и организацией «Хэзболлах» в Ливане (2006 г.) и последующий период в развитии арабо-израильского конфликта.

6.Деятельность США применительно к проблеме глобального потепления: отказ США от ратификации Киотского протокола, как важнейшей составляющей комплекса мер по борьбе с глобальным потеплением.

 

С 2002 г. со стороны американцев усилилась критика в адрес руководства США за некоторые меры, которое оно предпринимало в рамках борьбы против международного терроризма. Это относилось к закону «США-Патриот» от 26 октября 2001 г. В США обсуждалось, насколько можно расширить рамки полномочий спецслужб, а главное – как это скажется на состоянии прав и свобод граждан страны.

Что касается периода президентства Дж. Буша-младшего (2001-2009 гг.), то, сравнение ситуации конца 2000 г., когда он готовился вступить в должность, и конца 2008 г., когда он готовился сдавать дела, показывает, что его правление может быть признано неудачным.

Это касается как внутренней, так и внешней политики.

Один из сильнейших ударов по репутации Дж. Буша-младшего был нанесен в 2005 г., когда в Новом Орлеане (Луизиана) в результате урагана «Катрина» - самого разрушительного урагана в истории США, произошла настоящая катастрофа.

В настоящее время, большинство экспертов сходятся во мнении, что Дж. Буша-младшего можно признать одним из худших в истории США.

 

США в 2010-е годы.

 

20 января 2009 г. состоялась инаугурация избранного Президента США Б. Обамы.

Во время своей предвыборной кампании Б. Обама выступал под лозунгами: «Перемены, в которые мы можем поверить!», «Да, мы можем!».

Речь, таким образом, шла о вероятных, в случае избрания Б. Обамы на пост Президента США, реформах.

В 2008 г. уже во время предвыборной кампании Б. Обамы американцы возлагали на него большие надежды, как в сфере внутренней, так и в сфере внешней политики, где в течение 2001-2009 гг. руководство США в лице администрации Дж. Буша-младшего допустило множество провалов. Фактически, американцы, как свидетельствовали опросы общественного мнения, проведенные в США во время предвыборной кампании, в своем большинстве считали, что Б. Обама, в случае его избрания на пост Президента США, сможет изменить курс американского государства в лучшую сторону.

В течение первых месяцев своего президентства, главным образом, в течение так называемых первых 100 дней (20 января – 29 апреля 2009 г.), Б. Обама обозначил важнейшие, на его взгляд, проблемы, требующие первоочередного решения. О чем же конкретно шла речь?

Пожалуй, самым главным направлением деятельности администрации Б. Обамы стала борьба с проявлениями самого серьезного со времен Великой депрессии экономического кризиса – так называемой Великой рецессии. В связи с этим, была осуществлена разработка пакета государственных мер с целью оздоровления экономики страны (Закон о восстановлении экономики, 2009 г.). В дальнейшем был осуществлен целый комплекс мер (в том числе в области финансов), целью которых являлось преодоление последствий Великой рецессии.

Ключевые экономические показатели по итогам периода президентства Б. Обамы в целом носили положительный характер. Уровень ВВП: 2009 г. – 14,419 трлн долларов, 2010 г. – 14,964 трлн долларов, 2011 г. – 15,518 трлн долларов, 2012 г. – 16,155 трлн долларов, 2013 г. – 16,663 трлн долларов, 2014 г. – 17,348 трлн долларов, 2015 г. – 17,947 трлн долларов, 2016 г. – 18,566 трлн долларов. Уровень безработицы: 2009 г. – 9,3 %, 2010 г. – 9,6 %, 2011 г. – 8,9 %, 2012 г. – 8,1 %, 2013 г. – 7,4 %, 2014 г. – 6,2 %, 2015 г. – 5,3 %, 2016 г. – 4,9 %.

С другой стороны, это имело своим следствием усугубление проблемы государственного долга США – задолженности федерального правительства США перед своими кредиторами. Учитывая, что администрация Б. Обамы широко использовала практику увеличения лимита государственного долга, за восемь лет нахождения Б. Обамы у власти его общая сумма увеличилась с 9,9861 до 19,9619 трлн долларов, т.е. более чем в 2 раза и, таким образом, его объем превысил 100 % ВВП США.

Серьезные проблемы коснулись также бюджетной политики. В 2013 г. в связи с тем, что возникли разногласия между органами законодательной и исполнительной власти, из-за которых до начала нового финансового года не был принят закон, устанавливающий финансирование федеральных ведомств, была приостановлена работа правительства США. В течение шестнадцати дней (1-16 октября 2013 г.) полностью или частично оказались закрыты многие федеральные ведомства США, что нанесло значительный ущерб экономике страны.

Кроме того, администрация Б. Обамы инициировала реформы, касающиеся не только экономики, но и социальной сферы, крупнейшей из которых явилась начатая в 2010 г. реформа системы здравоохранения в США (Обамакэр), нацеленная на больший охват населения медицинским страхованием. Ее реализация столкнулась с серьезным сопротивлением со стороны политических оппонентов Б. Обамы и, в конченом счете, 13 января 2017 г. Палата представителей Конгресса США проголосовала за резолюцию, которая инициирует процесс отмены Обамакэр.

Наряду с этим, администрация Б. Обамы дала старт проведению весьма активной политики в сфере энергетики и окружающей среды. Так, например, был разработан Президентский план действий по климату (2013 г.), а также целый ряд других документов, относящихся к сфере энергетики и окружающей среды. Представленный в 2015 г. план «Чистая энергия» был нацелен на радикальное сокращение выбросов парниковых газов, что, по мнению Б. Обамы, должно было внести важный вклад в борьбу с изменением климата.

Значительный шаг вперед администрация Б. Обамы сделала в направлении дальнейшей либерализации в области прав человека. В 2010 г. был принят закон об отмене политики «Не спрашивай, не говори». В 2012 г. Б. Обама высказал личную поддержку однополым бракам. В 2015 г. Верховный суд США на федеральном уровне объявил существующие в стране запреты на однополые браки противоречащими Конституции США и обязал все штаты и территории осуществлять регистрацию брака однополых пар. В 2016 г. был отменен запрет в отношении трансгендеров открыто служить в армии. Также США подписали Конвенцию о правах инвалидов 2006 г. и Декларацию о правах коренных народов 2007 г.

В области иммиграционной политики также наблюдалась определенная либерализация. В 2012 г. администрация Б. Обамы объявила о том, что власти не будут депортировать не имеющих судимости нелегальных иммигрантов, которые были ввезены в США, будучи детьми до 16 лет, получили в США образование или отслужили в вооруженных силах.

В 2013 г., спустя некоторое время после трагедии в Ньютауне (14 декабря 2012 г.), в результате которой жертвами открывшего стрельбу преступника стали учителя и учащиеся начальной школы «Сэнди-Хук», Б. Обама выдвинул программу по ужесточению контроля над оборотом оружия. Несмотря на то, что Конгресс США отклонил одну из основных мер, предложенных Б. Обамой – устранение возможности приобрести оружие без проверки покупателя, в 2016 г. Б. Обама объявил об ужесточении контроля за оборотом продажи огнестрельного оружия, продажа которого будет разрешена только по специальным лицензиям и при условии проведения обязательной проверки покупателя.

Наконец, администрация Б. Обамы предприняла целый ряд мер с целью широкого внедрения в жизнь американцев достижений в области науки и техники. Благодаря реализации программы по развитию широкополосного интернета значительно увеличилась численность пользователей глобальной сети Интернет, в том числе среди лиц с низким уровнем дохода. Поощрялись исследования в отдельных отраслях науки, особенности, в области медицины. Новый импульс был придан космической политике, в частности, существенно увеличен бюджет НАСА, а также обозначены новые ориентиры в плане освоения космического пространства (разработка тяжелой ракеты-носителя, пилотируемый полет на Марс, а также высадка на одном из астероидов с целью его тщательного изучения).

С приходом к власти, администрация Б. Обамы осуществила достаточно резкий поворот в рамках внешнеполитического курса США.

Учитывая, однако, что его основы остались теми же, что и раньше:

-стремление играть ключевую роль в деятельности G7, G20,

-солидарность США со своими стратегическими союзниками, в первую очередь, по блоку НАТО,

-стремление к доминированию в современных международных отношениях, в том числе с опорой на военную мощь,

-практическая реализация в глобальных масштабах программы по созданию системы ПРО и др.

Уже в течение первых месяцев своей деятельности администрация Б. Обамы обозначила весьма впечатляющую «повестку дня» внешней политики США на предстоящие годы.

Причем, фактически сразу новая философия внешнеполитического курса США была обозначена в качестве «доктрины Обамы».

 «Доктрина Обамы существенно отличается от интервенционистского по своей сущности подхода предыдущей администрации, обращаясь к более отдаленным традициям американской внешней политики.

Б. Обама настаивал на том, что США не могут достичь важных целей самостоятельно, даже при том, что «всегда тяжелее создать крепкие союзы, основанные на истинном товариществе, чем действовать в одиночку», высказываясь, таким образом, за многосторонний подход при решении международных проблем.

В целом, для «доктрины Обамы» оказался присущ курс на сдержанность. Б. Обама весьма скептически относился к возможностям военной мощи вообще и военной мощи США в частности. Этот скептицизм распространялся и на военные интервенции, которые принимают долгосрочный характер (Вьетнам, Афганистан, Ирак). Источник этого скептицизма состоит в том, что Б. Обама считал, что время решений, навязанных США другим странам мира, миновало. Нынешней мощи США для этого недостаточно.

Другая важнейшая составляющая доктрины Обамы заключалась в том, что была поставлена цель посредством отдельных внешнеполитических акций вернуть утраченную репутацию США на международной арене.

В своем концентрированном виде «доктрина Обамы» была изложена в «Стратегии национальной безопасности США» (2010 г., 2015 г.).

В целом же, речь шла о довольно существенной трансформации внешнеполитического курса США применительно к отдельным его направлениям.

Так, например, это относилось к борьбе против международного терроризма в целом и вопросу о тюрьме на военной базе США в Гуантанамо, в частности.

Уже на второй день после инаугурации, 22 января 2009 г. последовал президентский указ о закрытии тюрьмы, расположенной на военной базе США в Гуантанамо, где к началу 2009 г. находилось около 250 заключенных, в основном бывших боевиков террористической организации «Аль-Каида» (в их числе – 5 человек, причастных к террористическим актам 11 сентября 2001 г., включая их организатора Халида Шейха Мохаммеда). В конечном счете, он так и не был реализован и тюрьма Гуантанамо продолжила свою работу.

По инициативе Б. Обамы был осуществлен отказ от использования термина «глобальная война против террора».

Применительно к борьбе против действующих за пределами страны террористических группировок, враждебных США, стала применяться так называемая «йеменская модель».

Оказание помощи (финансовые средства, оружие и военные материалы, логистика и транспорт) местным, лояльным группам, с учетом отказа от масштабной вовлеченности в эти действия вооруженных сил США с акцентом на применение бесконтактных средств (БПЛА и др.) и проведение спецопераций по уничтожению лидеров террористов (1 мая 2011 г. в ходе операции «Копьё Нептуна» был уничтожен «Террорист №1» Усама бен Ладен).

Смысл такого подхода заключался в минимизации, насколько это возможно, ресурсов, используемых в рамках борьбы с международным терроризмом, однако, с нацеленностью на вполне конкретный результат.

«Йеменская модель» использовалась как в отношении старых (Афганистан, Ирак), так и новых (Йемен и др.) «фронтов» борьбы с международным терроризмом.

С 2014 г. США и их союзники в ходе операции «Непоколебимая решимость» предпринимали действия в рамках борьбы с ИГ/ИГИЛ (в Ираке – с 15 июня 2014 г., в Сирии – с 22 сентября 2014 г.). Ключевыми событиями этой военной кампании явились битва за Мосул (с 24 марта 2016 г.) и наступление на Ракку (с 6 ноября 2016 г.), участие в которых США заключалось в оказании поддержки силам, противостоящим ИГ/ИГИЛ.

В контексте борьбы с международным терроризмом следует также рассматривать принятие в 2015 г. Акта о свободе США, который стал своеобразным дополнением к принятому еще в 2001 г. Патриотическому акту. В соответствии с новым законодательным актом, был установлен запрет на тотальный сбор электронных данных, относящихся к гражданам США. С точки зрения Б. Обамы, этот документ должен был обеспечить неприкосновенность частной жизни и соблюдение гражданских свобод, предоставляя при этом службам безопасности важные инструменты, необходимые для защиты американцев. Симптоматично, что реформа системы сбора специальными службами США (ЦРУ, ФБР, АНБ) оперативных данных с помощью электронных средств была начата Б. Обамой под давлением американской общественности после разоблачений, сделанных в 2013 г. бывшим сотрудником АНБ Э. Сноуденом.

Наряду с этим, произошли довольно существенные изменения во внешней политике США на Ближнем Востоке. Начало этому повороту было положено 4 июня 2009 г., когда Президент США Б. Обама выступил с речью в Каирском университете, в которой он обратился к представителям мусульманского мира с призывом открыть «новую страницу» во взаимоотношениях между мусульманскими странами и США.

Важнейшим явилось официальное завершение операций «Несокрушимая свобода» (28 декабря 2014 г.) и «Свобода Ираку» (18 декабря 2011 г.), что расценивается в качестве дат окончания войн, соответственно, в Афганистане и Ираке. После вывода подавляющей части американских войск из Афганистана и Ирака полномочия по обеспечению безопасности в стране были переданы местных силовым структурам. Однако, в Афганистане и Ираке остались военные консультанты, оказывающие помощь вооруженным силам этих стран в борьбе с международным терроризмом. Кроме того, в случае с Афганистаном, в отличие от Ирака, в стране был сохранен, правда, в гораздо меньшем количестве, чем прежде, контингент вооруженных сил, входящих в международную коалицию под эгидой НАТО. Однако, с этого момента он стал играть исключительно вспомогательную роль и в рамках операции «Решительная поддержка» (с 1 января 2015 г.) стал частью миссии НАТО по обучению и оказанию помощи правительственным силам Афганистана.

В 2011 г. США приветствовали начавшуюся на Большом Ближнем Востоке «Арабскую весну», последствия которой ощущаются в этом регионе земного шара фактически до сих пор. Напрямую не вмешиваясь в события в Египте, а также в Ливии и Сирии, США, однако, оказали поддержку оппозиционным ливийским и сирийским группировкам, способствуя, таким образом, разрастанию внутренних конфликтов в этих странах, переросших в настоящие гражданские войны (Ливия и Сирия). В случае с Ливией США и их союзники осуществили военную интервенцию (операция «Одиссея. Рассвет», 19-31 марта 2011 г.; операция «Союзный защитник», 23 марта – 31 октября 2011 г.), в результате которой был нанесен решающий удар по режиму М. Каддафи.

Важными, в представлении администрации Б. Обамы являлись проблемы, связанные с урегулированием до сих пор непрекращающегося палестино-израильского конфликта. В связи с этим была зафиксирована активизация действий США, связанных с попытками возобновления мирного процесса на Ближнем Востоке с участием представителей Государства Израиль и палестинцев. Однако, назначение в 2009 г. на должность специального посланника известного дипломата Джорджа Дж. Митчелла не привело к решительным сдвигам в процессе урегулирования палестино-израильского конфликта.

Одной из ключевых внешнеполитических идей, поддерживаемых Б. Обамой, являлась идея относительно проблемы распространения оружия массового уничтожения (ОМУ), в первую очередь, ядерного.

5 апреля 2009 г., выступая в Праге, Б. Обама заявил, что целью его президентства является создание безъядерного мира, а ближайшей задачей станет достижение нового соглашения о сокращении ядерного оружия. В связи с этим, администрация Б. Обамы сконцентрировала свое внимание на решении иранской и северокорейской проблем, связанных с попытками ИРИ и КНДР вести работы по разработке собственного ядерного оружия. При этом акцент был поставлен на достижение компромисса с руководством Ирана и Северной Кореи с использованием дипломатических средств. Конкретный результат, однако, был достигнут только применительно к Ирану.

15 июля 2015 г. было подписано соглашение (Совместный всеобъемлющий план действий) между Ираном и группой государств, известных как 5+1, относительно ядерной программы Ирана.

Важную роль также сыграли проводимые с периодичностью (2010, 2012, 2014 и 2016 гг.) Саммиты по ядерной безопасности, в которых США играли ведущую роль.

Значимыми для администрации Б. Обамы представлялись отношения с Китаем и Индией, Бразилией (во взаимоотношениях с этими странами США ставили акцент на экономическую составляющую), а также Россией.

Причем, в сфере взаимоотношений с Россией было объявлено о так называемой «перезагрузке». Об этом впервые 7 февраля 2009 г. заявил вице-президент США Дж. Байден. 1 апреля 2009 г. во время встречи Б. Обамы с Д.А. Медведевым было подчеркнуто следующее: «Мы… готовы двигаться вне менталитета холодной войны и инициировать начало отношений между нашими странами с нуля». 6 июля 2009 г. в ходе визита Б. Обамы в Москву стороны пришли к договоренности подписать к концу года новое соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений.

В апреле 2010 г. в Праге был подписан договор СНВ-III.

Однако, в силу целого ряда причин, как объективных, так и субъективных, начиная с 2011 г. началось постепенное ухудшение российско-американских отношений, достигшее своего апогея в условиях Украинского кризиса (с 2013 г.). В результате, к моменту ухода администрации Б. Обамы российско-американские отношения в значительной степени деградировали и, фактически, оказались в самой низшей точке развития с момента окончания «холодной войны».

Новый курс во внешней политике США был провозглашен в Латинской Америке, в том числе в отношениях с Кубой.

10 марта 2009 г. Конгресс США принял решение, в соответствии с которым был отменен ряд санкций по отношению к Кубе. Соответствующий указ был подписан уже 13 апреля 2009 г. Свой новый курс в отношении стран Латинской Америки Президент США Б. Обама провозгласил 17-19 апреля 2009 г., в Тринидаде и Тобаго, где состоялся очередной саммит ОАГ.

После этого началось медленное сближение с Кубой, завершившееся так называемой «Кубинской оттепелью» - восстановлением в 2015 г., после более чем 50-летнего периода, дипломатических отношений между США и Кубой.

Администрация Б. Обамы прикладывала значительные усилия, стремясь реализовать на практике идею создания двух крупных зон свободной торговли – Транстихоокеанское партнерство (ТТП) и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП). Соглашение о создании первой из них было подписано 4 февраля 2016 г.

Нельзя не упомянуть об еще одной инициативе администрации Б. Обамы – так называемой стратегии «возвращения в Азию», провозглашенной в 2010 г. Суть этой стратегии заключалась в сохранении баланса сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и создание такого положения, при котором ничто не будет угрожать главенствующей роли США в этом регионе земного шара.

Наконец, еще одно направление внешнеполитического курса США – политика, связанная с попытками внести вклад в решение проблемы глобального потепления. В течение всего срока своего президентства Б. Обама указывал на необходимость принятия на международном уровне соответствующих решений. В результате, США сыграли важную роль в подписании Парижского соглашения – соглашения в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата, регулирующее меры по снижению углекислого газа в атмосфере с 2020 года. Данное соглашение было подготовлено в ходе Конференции по климату в Париже (12 декабря 2015 г.).

Новым явлением в общественно-политической жизни США в 2010-е годы явилось появление новых по своему типу массовых движений – Движение «Чаепитие» и Движение «Захвати Уолл-стрит».

Движение «Чаепитие» - американское консервативное популистское движение, появившееся в 2009 г. в ответ на экономическую политику правительства США. Участники движения выступали с критикой президента США Б. Обамы и его экономической программы, предусматривавшей повышение налогов для богатых граждан.

Движение «Захвати Уолл-стрит» - стихийное движение, в сентябре 2011 г. организовавшее на Уолл-стрит первую акцию в знак протеста против экономического неравенства. Впоследствии аналогичные акции были проведены в других городах США и мира.

Беспорядки или волнения в Фергюсоне — демонстрации и беспорядки, начавшиеся 9 августа 2014 г., в городе Фергюсон (Миссури).

Причиной стал инцидент, в котором 18-летний безоружный чернокожий по имени Майкл Браун был застрелен 28-летним белокожим местным полицейским Дарреллом Уилсоном во время попытки ареста.

Большинство участников волнений являлись членами местной афроамериканской общины.

Беспорядки начались в значительной степени благодаря Twitter и социальным сетям, после того, как прошло сообщение, что Майкл Браун был убит несмотря на то, что поднял руки вверх, т.е. на расовой почве.

Накал страстей в значительной степени спал после нескольких дней, но ситуация вновь обострилась после того, как 24 ноября 2014 г. суд присяжных отказался предъявлять обвинение Дарреллу Уилсону за отсутствием состава преступления.

Акции протеста прошли также и в других городах США. Беспорядки окончились 2 декабря 2014 г.

Беспорядки или волнения в Балтиморе — демонстрации и беспорядки, начавшиеся 25 апреля 2015 г., в городе Балтимор (Мэриленд).

Причиной стала смерть 26-летнего чернокожего американца Фредди Грея, который скончался от травм, полученных после ареста полицией.

Протесты вначале носили мирный характер, однако после похорон Фредди Грея начались столкновения с полицией. Для наведения порядка в Балтимор были направлены подразделения Национальной гвардии США.

Завершились 3 мая 2015 г.

С 20 января 2017 г. на посту Президента США находится Дональд Трамп.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: