Анализ деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ И СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Анализ деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений

Ведущим звеном отечественного здравоохранения является амбулаторно-поликлиническая помощь. Это самый массовый вид медицинской помощи, обеспечивающий высококвалифицированное медицинское обслуживание населения. В стране постоянно растет сеть амбулаторно-поликлинических учреждений. Они являются главным звеном в диспансеризации населения, всех профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и улучшение здоровья граждан. Уровень работы этих учреждений, качество поликлинической помощи во многом зависит от правильной, научно-обоснованной и рациональной организации их деятельности.

К амбулаторно-поликлиническим учреждениям относятся все поликлиники, различные виды диспансеров, женские консультации, амбулатории. От постановки внебольничной помощи, от качества работы амбулаторно-поликлинических врачей зависит правильное и раннее распознавание болезней, дальнейшее лечение больного, своевременная госпитализация и проведение необходимых лечебных и профилактических мер как в отношении больного, так, и окружающего населения.

Особенности внебольничной помощи выражены в следующих основных положениях: принцип участковости в медицинском обслуживании населения; массовость и общедоступность; возможность активного выявления ранних форм заболеваний; синтез лечебной и профилактической медицины, диспансеризация.

Среди медицинских учреждений, оказывающих внебольничную медицинскую помощь городскому населению, ведущее место занимают поликлиники.

Современная поликлиника является крупным многопрофильным, специализированным лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным оказывать медицинскую помощь и осуществлять комплекс профилактических мероприятий по оздоровлению населения и предупреждению заболеваний.

Структура поликлиники определяется ее мощностью и численностью обслуживаемого населения. Мощность поликлиники оценивается числом посещений жителей в смену и колеблется от 230 до 1200 и более посещений. Численность населения, обслуживаемого поликлиникой, может колебаться от 15 до 100-120 тысяч человек. При поликлинике могут создаваться такие подразделения, как: женская консультация; отделение (кабинет) профилактики; отделение восстановительного лечения (реабилитации); дневной стационар; стационар на дому.

Поликлиника организует медицинское обслуживание населения по участковому принципу. Основными задачами поликлиники являются:

• оказание квалифицированной, специализированной медицинской помощи населению непосредственно в поликлинике и на дому;

• организация и проведение комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности среди населения, проживающего в районе обслуживания;

• организация и осуществление диспансеризации населения, прежде всего подростков, рабочих промышленных предприятий, лиц с повышенным риском заболевания сердечнососудистыми, онкологическими и другими болезнями;

• организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни;

• внедрение в практику здравоохранения современных методов профилактики, диагностики и лечения больных на основе достижений медицинской науки и техники, а также передового опыта работы внебольничных лечебно-профилактических учреждений, повышение качества и культуры работы;

• развитие и дальнейшее совершенствование диспансерного метода работы.

В соответствии с этими задачами основными разделами деятельности городской поликлиники являются:

• лечебно-диагностическая работа;

• профилактическая работа (включая диспансеризацию, санитарное просвещение, формирование здорового образа жизни);

• противоэпидемическая деятельность, включая профилактику;

• повышение квалификации медицинского персонала;

• экспертиза временной утраты трудоспособности;

•организационно-методическая работа.

Рациональная организация приема больных в амбулаторно-поликлинических учреждениях должна включать: своевременное направление больных к врачам соответствующих специальностей с учетом тяжести заболевания; планирование нормативной и равномерной нагрузки врачей на приеме и по обслуживанию больных на дому, устранение необоснованных посещений; ликвидацию отказов в приеме, обезлички в обслуживании больных и длительного ожидания ими приема и прихода врачей на дом.

Врач на приеме должен уделять значительное место разъяснению больному значения режима для сохранения здоровья и влияния его на исход заболевания - гигиена труда, отдыха, питания и т.п.. Важно отметить, что, назначая лечение и режим, врач не должен одновременно заниматься другими делами (записывать данные в амбулаторную карту, выписывать рецепт и т.п.). Больной должен быть уверен в том, что мысль врача в этот момент ни чем не отвлечена и полностью сосредоточена на вопросах плана его лечения и профилактических мероприятий. Только такая тактика в работе врача во время приема вызывает доверие к полученным назначениям и обеспечивает их выполнение. Другим мероприятием, направленным на устранение необоснованных посещений, является максимальное обследование больного при первичном обращении в амбулаторию.

Степень нагрузки врача на приеме и при оказании помощи на дому в значительной степени зависит от сезонности, дней недели и характера посещений по часам в течение одного дня работы.

Умение использовать почасовое распределение потока больных для правильного построения графиков работы имеет принципиальное значение в повседневной работе амбулатории. Учитывая, что в каждой амбулатории могут быть свои структурные изменения в распределении потока посещений, зависящие от местных условий, главные задачи этих учреждений должны являться всегда знание почасового числа посещений и характер распределения их в течение рабочего дня.

Изучение структуры посещений и состава больных является активным началом в правильной организации приема, всвоевременном выполнении вызовов врачей на дом.

В структуре посещений у терапевтов основную долю (82%) занимают больные с заболеваниями органов дыхания, системы кровообращения, костно-мышечной системы и соединительной ткани, инфекционными болезнями и заболеваниями органов пищеварения, у педиатров - больные с заболеваниями органов дыхания, инфекционными и паразитарными болезнями (90,8%), у хирургов основной удельный вес (87,7%) падает на больных с травмами, с заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезнями кожи и подкожной клетчатки, системы кровообращения и пищеварения.

Структуру посещений необходимо учитывать при планировании лечебно-профилактической работы, разработке мероприятий по повышению квалификации медицинского персонала и осуществлении целенаправленной санитарно-просветительной работы.

Медицинская помощь на дому.

Помощь на дому является одним из основных видов деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений. Она должна быть безотказной, своевременной, т.е. все вызовы к больным должны выполнятся в тот же день. В дальнейшем врач должен обеспечить систематическое (активное) посещение больного на дому в зависимости от течения болезни и условий, в которых находится больной.

Актуальность проблемы медицинской помощи на дому повышается в связи с тенденцией увеличения доли пожилого и старшего возрастов в возрастной структуре населения. В этих условиях особую роль играют не только качество и эффективность медицинской помощи больным, но и организация ухода за ними. По данным нашего исследования и материалам других авторов, среди населения, получившего медицинскую помощь на дому, около 2/3 составляют больные хроническими, длительно протекающими заболеваниями и около 50% приходится на лиц старше 60 лет.

Врач обеспечивает проведение больному на дому необходимых клинико-диагностических исследований, выполнение лечебных процедур (инъекции, банки, массаж, физиотерапия и др.), консультации с врачами других специальностей.

Важным моментом в лечении больного на дому является выполнение различных процедур и врачебных назначений. Эти обязанности выполняют фельдшер и участковая патронажная медицинская сестра, которые посещают больных по указанию врачей. Они помогают врачам во время приема пациентов, ведут необходимую документацию, осуществляют патронаж больных, находящихся под диспансерным наблюдением, ведут профилактическую, санитарно-просветительную и противоэпидемическую работу на участке.

Для оказания помощи больным на дому, амбулатория (поликлиника) снабжает врачей специальными медицинскими чемоданчиками с набором необходимых приборов, инструментов. Такими же чемоданчиками обеспечиваются и медицинские сестры (фельдшера) участка.

Успех любого медицинского учреждения во многом зависит от уровня управления. Особое значение имеет четкое определение функциональных обязанностей всех должностных лиц, работающих в поликлинике, от санитарки до главного врача.

 

Методика анализа деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений .

 

Важнейшим условием правильной организации работы поликлиники является объективная оценки эффективности ее деятельности.

Показатели оценки деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений проф. Р.С. Гаджиев (2005г.). рекомендует группировать в 5 блоков:

I. Показатели, характеризующие общие вопросы поликлинической помощи;

II. Показатели качества и эффективности профилактической деятельности;

III. Показатели качества медицинской помощи;

IV. Показатели здоровья населения;

 V. Экономические показатели.

 

Показатели, характеризующие общие вопросы поликлинической помощи

1. Выполнение плана посещений

2. Среднечасовая нагрузка врача на приеме и на дому

3. Среднегодовая нагрузка врача

4. Среднее число диспансерных больных на 1 врача

 

Показатели качества и эффективности профилактической деятельности

1. Полнота охвата проф.осмотрами основных контингентов (в %) в соответствии с планом

2. Степень выявляемости ранее неизвестных заболеваний (на 100 осмотренных)

3. Полнота охвата диспансерным наблюдением больных, выявленных при профилактических осмотрах

4. Процент запущенности от туберкулеза

5. Процент запущенности от онкологических заболеваний

6. Регулярность диспансерного наблюдения больных (в %)

7. Полнота проведения лечебно-оздоровительных мероприятий (в %)

8. Динамика состояния здоровья (выздоровление, улучшение, без перемен, ухудшение)

9. Снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности (число случаев, дней, средняя длительность одного случая)

10. Снижение инвалидности, смертности среди больных, находящихся под диспансерным наблюдением.

 

Показатели качества медицинской помощи

1. Своевременность и полнота обследования

2. Своевременность и качество постановки диагноза

3. Своевременность и полноценность лечения

4. Своевременность и качество консультативных осмотров специалистов

5. Показатели экспертизы нетрудоспособности (обоснованность выдачи больничных листов, обоснованность сроков нетрудоспособности и др.).

 

Показатели здоровья населения

1. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности на 100 работающих (в случаях и днях, средняя длительность 1 случая ВУТ)

2. Общая заболеваемость населения (на 1000 населения)

3. Инфекционная заболеваемость (на 100 тыс. населения)

4. Первичный выход на инвалидность рабочих и служащих (на 10 тыс. работающих)

5. Общая смертность населения (на 1000 населения)

6. Смертность лиц трудоспособного возраста (на 1000 работающих)

7. Распределение населения по группам здоровья.

 

Экономические показатели поликлиники

1. Эффективность профилактических осмотров (медицинская и экономическая)

2. Эффективность диспансеризации населения (медицинская и экономическая)

3. Экономическая эффективность от снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности (на 100 работающих)

4. Экономический ущерб от преждевременной смертности лиц трудоспособного возраста

5. Экономический ущерб от первичного выхода на инвалидность

6. Экономический ущерб от инфекционной заболеваемости

7. Экономический ущерб от запущенных случаев туберкулеза

8. Экономический ущерб от запущенных случаев онкологических заболеваний

9. Эффективность внедрения достижений мед. науки, техники и передового опыта в практику (медицинская и экономическая)

10. Коэффициент использования лечебно-диагностической аппаратуры, оборудования

11.  Количество лабораторных анализов и инструментальных исследований на 1 посещение

12. Стоимость 1 посещения в поликлинике и на дому по специальностям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: