ВВЕДЕНИЕ
Перевозки автомобильным транспортом предполагают использование подвижного состава (автомобилей и автопоездов), находящегося в исправном техническом состоянии.
Исправное техническое состояние означает полное соответствие подвижного состава нормам, определяемым правилами технической эксплуатации, и характеризует его работоспособность.
Работоспособность автомобиля оценивается совокупностью эксплуатационно-технических качеств - динамичностью, устойчивостью, экономичностью, надежностью, долговечностью, управляемостью и т.д., которые для каждого автомобиля выражаются конкретными показателями. Чтобы работоспособность автомобиля в процессе эксплуатации находилась на требуемом уровне, значения этих показателей длительное время должны мало измениться по сравнению с их первоначальными величинами.
Однако техническое состояние автомобиля, как и всякой другой машины, в процессе длительной эксплуатации не остается неизменным. Оно ухудшается вследствие изнашивания деталей и механизмов, поломок и других неисправностей, что приводит в результате к ухудшению эксплуатационно-технических качеств автомобиля. Изменение указанных качеств автомобиля по мере увеличения пробега может происходить также в результате несоблюдения правил технической эксплуатации или технического обслуживания автомобиля.
|
|
Основным средством уменьшения интенсивности изнашивания деталей и механизмов, и предотвращения неисправностей автомобиля, то есть поддержания его в должном техническом состоянии, является своевременное и высококачественное выполнение технического обслуживания.
Под техническим обслуживанием понимают совокупность операций
(уборочно-моечные, крепежные, регулировочные, смазочные и др.), цель которых – предупредить возникновение неисправностей (повысить надежность) и уменьшить изнашивание деталей (повысить долговечность), и, следовательно, длительное время поддерживать автомобиль в состоянии постоянной технической исправности и готовности к работе.
Даже при соблюдении всех мероприятий изнашивание деталей автомобиля может приводить к неисправностям и к необходимости восстановления его работоспособности или ремонта. Следовательно, под ремонтом понимается совокупность технических воздействий, направленных на восстановление технического состояния автомобиля (его агрегатов и механизмов).
Себестоимость ремонта автомобиля и его составных частей обычно не превышает 60…70% стоимости новых аналогичных изделий. При этом достигается экономия металла и энергетических ресурсов.
Уровень технической готовности подвижного состава, обуславливающий эффективность выполнения транспортной работы, определяется, главным образом, соответствием производственно-технической базы автомобильного транспорта современным требованиям технической эксплуатации автотранспортных средств.
|
|
Чем лучше организован транспортный процесс предприятия и чем совершеннее система поддержания технического состояния подвижного состава, тем больше эффективность использования автотранспортных средств.
В настоящее время наиболее оптимальным вариантом развития производственно-технической базы является её модернизация. Модернизация обеспечивает возможность наращивания мощностей в более короткие сроки и с меньшими затратами капитальных вложений, чем при новом строительстве.
1 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
Характеристика автохозяйства
Автотранспортное предприятие «Общество с ограниченной ответственностью Оренбурггазтранс» - автобусный парк, который осуществляет перевозки людей для ООО Оренбург газпром в г. Оренбурге.
Предприятие расположено в Северном административной округе г. Оренбурга по адресу Оренбургская область, город Оренбург улица Терешковой 144.
Род деятельности предприятия: Оказание транспортных услуг, услуг по аренде нежилых помещений, по предоставлению места стоянки автомобилей, по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта, техническому осмотру автомобиля.
Предприятие занимает площадь 76321 м 2
В настоящее время на линии выходит автомобили ПАЗ 3205, ПАЗ 3206, ПАЗ 4230 Аврора, а так же газель Next и грузовые автомобили ГАЗ 3307 и ГАЗ 3309.
Всего парк насчитывает 238 автомобилей.
Капитальный ремонт в парке не производится, выработавшие моторесурс автобусы реализуются в другие частные транспортные предприятия.
Обоснование проекта
В организации действует планово – предупредительная система обслуживания подвижного состава в зонах ТО – 1 и ТО – 2. Текущий ремонт подвижного состава производится на участке заявочного ремонта. Также на предприятии имеются:
- медницкое отделение – для ремонта радиаторов;
- цех топливной аппаратуры – для ремонта топливной аппаратуры;
- аккумуляторный цех – для устранения неисправностей АКБ;
- участок по ремонту двигателей – для ремонта двигателей;
- кузовной цех – для проведения кузовных работ;
- обойный цех – для ремонта обивки сидений автобусов;
- участок ремонта электрооборудования – для ремонта электрооборудования.
Для обеспечения безопасности пассажирских перевозок и эффективной работы на линии подвижной состав должен быть исправным и его технологическое состояние должно отвечать требованиям ГОСТ Р51709 – 2001 по безопасности движения и правил технической эксплуатации.
Техническое обслуживание предназначено для:
- поддержания подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде;
- обеспечение безопасности движения;
- обеспечение защиты окружающей среды;
- уменьшение интенсивности изменения параметров технического состояния;
- предупреждение отказов и неисправностей и выявления их для своевременного устранения.
Задачами технического обслуживания являются не только поддержание и восстановление работоспособности парка, но и снижение затрат на его содержание, а следовательно и себестоимости перевозок.
В зону ТО – 2 Автобусы поступают после определенного пробега по плану, регламентируемому графиком ТО.
Для обеспечения высокой технической готовности автобусного парка рабочие зоны ТО – 2 должны полностью выполнять суточную программу технического обслуживания, что позволит соблюдать требуемую периодичность ТО – 2.
Таблица 1 - Организационно – технологические мероприятия, рекомендуемые для внедрения
|
|
№ п/п | Наименование мероприятия | Цель мероприятия |
1 | Внедрение современного технологического оборудования | Повышение производительности труда |
2 | Улучшение условий труда работающих | Повышение производительности труда |
3 | Рациональная организация рабочих мест | Повышение производительности труда. Сокращение затрат |
4 | Рациональная организация материально – технической базы | Повышение производительности труда |
2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Выбор списочного состава автомобилей, исходные данные
Объединим все автомобили в технически совместимые группы, приведем их к основным моделям и составим таблицы исходных данных по основным моделям.
Технически совместимые группы автобусов и автомобилей приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Списочный состав парка автомобилей.
Модель автомобиля | Количество автомобилей (шт.) | |||
Основная | Приводимая | Основная модель | Приводимая модель | Общее |
ПАЗ 4230 Аврора | - ПАЗ 3205 ПАЗ 3206 ГАЗ 3307 ГАЗ 3309 | 41 - - - - | - 24 22 15 12 | 41 24 22 15 12 |
Принято к расчёту по группе ПАЗ 4230 | 114 | |||
Газель Next | - ГАЗ 32212 УАЗ 3351 | 56 - - | - 50 18 | 56 50 18 |
Принято к расчёту по группе Газель Next | 124 | |||
Общее количество автомобилей | 238 |
После проведенной группировки, к расчёту принимаем автомобили ПАЗ 4230 и Газель Next
Техническая характеристика автомобиля ПАЗ 4230:
1. Тип кузова …………………………………несущий вагонной компановки
2. Назначение …………………………………пригородный/междугородний
3. Количество мест Общее/посадочное……………………………………54/31
4. Длина/ширина/высота ……………………………………….7110/2500/2995
5. Двигатель ………………………………………………Cummins ISBe 150.31
6. Мощность двигателя, л.с. ………………………………………110(150)2500
7. Рабочий объем, л ….………………………………………………………..3,9
8. Максимальная скорость, км/ч …………………………………………….110
9. Масса снаряженная кг……………………………………………..7110/11040
10. Колесная формула………………………………………………………...4×2
11. Объём топливного бака, л………………………………………………...105
|
|
12. База мм……………………………………………………………………3600
13. Максимальный крутящий момент Нм……………………….550 (при1300)
14. Количество цилиндров и расположение …………………………………4R
Техническая характеристика автомобиля Газель Next:
1. Тип кузова …………………………………...цельнометаллический/рамный
2. Назначение ………………………………………….городской/пригородный
3. Колёсная формула …………………………………………………………4x2
4. Длина/ширина/высота ……………………………………….6088/2206/2720
5. Двигатель ………………………………………………………....бензиновый
6. Мощность двигателя, л.с. ……………………………………..104(при 4000)
8. База мм …………………………………………………………………….3745
9. Рабочий объём, л...….………………………………………………………2,6
10. Масса снаряжённая/полная, кг …………………………………...3014/4292
11. Максимальная скорость, км/ч …………………………………………...130
12. Количество мест……………………………………………………………16
13. Максимальный крутящий момент Нм………………………219(при 2300)
14. Количество цилиндров и расположение …………………………………4R
Исходные данные для проведения технологического расчета представлены в таблицах 3, 4 и 5.
Таблица 3 - Исходные данные для проведения технологического расчета
№ п/п | Наименование показателя | Условные обозначения | Единицы измерения | Величина показателя |
1 | Число дней работы автомобилей на линии | дни | 365 | |
2 | Число смен работы автомобилей | - | 3 |
Продолжение таблицы3
3 | Категория условий эксплуатации | КУЭ | - | 1 |
4 | Время в наряде: - начало смены выпуска - возврат автомобилей - продолжительность выпуска и возврата автомобилей | часы часы часы часы | 11,8 6:00 18:00 1,00 | |
5 | Среднесуточный пробег автомобилей: - ПАЗ 4230 - Газель Next | км | 327 315 | |
6 | Коэффициент технической готовности автомобилей: - ПАЗ 4230 - Газель Next | - - - | 0,82 0,80 | |
7 | Коэффициент использования автомобилей: - ПАЗ 4230 - Газель Next | - - - | 0,80 0,78 | |
8 | Удельный простой в ТО и ТР на 1000 км пробега: - ПАЗ 4230 - Газель Next | дни | 0,25 0,20 | |
9 | Общий годовой пробег автомобилей автохозяйства | км | 22274599 |
Таблица 4 - Исходные данные по ПАЗ 4230 для проектирования
№ п/п | Наименование показателя | Условное обозначение | Единицы измерения | Величина показателя |
1 | Марка автомобиля | ПАЗ 4230 | - | - |
2 | Списочное число автомобилей | шт. | 114 | |
3 | Среднесуточный пробег | км | 327 | |
4 | Число рабочих дней в году | дни | 365 | |
5 | Время в наряде | часы | 11,8 | |
6 | Категория условий эксплуатации | КУЭ | - | 1 |
7 | Природно-климатические условия | ПКУ | - | умеренный климат |
Таблица 5 - Исходные данные по Газель Next для проектирования
№ п/п | Наименование показателя | Условное обозначение | Единицы измерения | Величина показателя |
1 | Марка автомобиля | Газель Next | - | - |
2 | Списочное число автомобилей | шт. | 124 | |
3 | Среднесуточный пробег | км | 315 | |
4 | Число рабочих дней в году | дни | 365 | |
5 | Время в наряде | часы | 11,8 | |
6 | Категория условий эксплуатации | КУЭ | - | 1 |
7 | Природно-климатические условия | ПКУ | - | умеренный климат |