Введение
Среди видов транспорта железнодорожный транспорт занимает ведущее место. Это объясняется его универсальностью – возможностью обслуживать производящие отрасли хозяйства и удовлетворять потребности населения в перевозках вне зависимости от погоды, практически во всех климатических условиях и в любое время года.
С решением хозяйственных, экономических и стратегических задач железнодорожный транспорт влияет на другие стороны жизни государства, участвуя в межрегиональных связях в области культуры, социальных преобразований, в международном туристическом сотрудничестве, внося существенный вклад в научно – технический прогресс.
В то же время железнодорожный транспорт всё в большой степени вовлекается в интеграционные процессы хозяйственных комплексов, региональные и международные системы разделения труда, становится потребителем новейших научно – технических и технологических достижений: электромеханики, радиотехники, средств диагностики, микропроцессорной и вычислительной техники, оптико – волоконной связи, наукоёмких технологий, телесистем управления и контроля.
|
|
Перспективным направлением железнодорожного транспорта является высокоскоростной наземный транспорт, на линиях которого осуществляется движение со скоростями выше 200 км/час.
Современные железные дороги – это результат длительного и сложного развития рельсового пути и тяговых средств, их совершенствования, улучшения взаимодействия, обогащения элементами новой техники.
Вобрав в себя многие достижения науки и техники, железные дороги из простого рельсового пути превратились в сложное многоотраслевое хозяйство. Все технические средства железных дорог прошли сложный путь совершенствования, насыщения теми достижениями науки и техники, которые были характерны для определенного периода общественного развития.
Локомотивной бригаде по характеру работы часто приходится незамедлительно принимать конкретное решение, связанное с устранением возникшей неисправности локомотива. Для этого необходимо знание конструкции подвижного состава, особенно тех узлов, устранение неисправности которых под силу локомотивной бригаде, а также узлов, агрегатов, электрических устройств и аппаратов, которые требуют систематического наблюдения и поддержания в работоспособном состоянии.
Только за последнее десятилетие были разработаны и внедрены в эксплуатацию устройство контроля параметров движения поезда «Дозор», телеметрическая система контроля бодрствования машиниста, электронный скоростемер, комплексное локомотивное устройство безопасности и другие.
|
|
Члены локомотивных бригад должны:
– постоянно пополнять технические знания и повышать профессиональное мастерство по рациональному вождению поездов, выполнению маневровой работы и техническому обслуживанию электроподвижного состава;
– контролировать в установленном порядке работу устройств безопасности и радиосвязи, узлов и агрегатов электроподвижного состава, проверять их состояние, в том числе противопожарное;
– особое внимание уделять проверке состояния деталей экипажной части и буксового узла колёсных пар при стоянках на промежуточных станциях;
– при выполнении неисправности электроподвижного состава принимать все необходимые меры к быстрейшему ее устранению.
Помощник машиниста обязан своевременно и точно выполнять поручения машиниста по техническому обслуживанию и контролю за состоянием узлов и агрегатов электроподвижного состава.
Цель письменной экзаменационной работы:
Описать технологический процесс ремонта колёсно-моторного блока электровоза ВЛ10.
Актуальность – от правильной работы колесно – моторного блока зависят характеристики движения электровоза.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
– дать характеристику колёсно-моторного блока электровоза ВЛ10;
– изложить последовательность операций демонтажа, монтажа и ремонта колёсно-моторного блока электровоза ВЛ10;
– рассмотреть дефекты колёсно-моторного блока электровоза ВЛ10;
– произвести расчёт себестоимости технологического процесса по ремонту колёсно-моторного блока электровоза ВЛ10;
– описать требования охраны труда и окружающей среды;
– описать действия локомотивной бригады при обнаружении в пути следования неисправностей колесных пар подвижного состава.
Общая часть
Система технического обслуживания и ремонта электровозов
Колёсно-моторный блок является сборочной единицей ЭПС. Он служит для передачи тяговых усилий от электродвигателя на колёсную пару. От правильной работы КМБ зависят характеристики движения электровоза.
Для поддержания электровозов в работоспособном состоянии и обеспечения надежной и безопасной их эксплуатации существует система технического обслуживания и ремонта электроподвижного состава.
Предусматривается проведение следующих видов технического обслуживания и текущего ремонта электровозов постоянного тока серий ВЛ:
– технические обслуживания ТО-1, ТО-2, ТО-3 для предупреждения появления неисправностей, поддержания электровозов в работоспособном и надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии, обеспечения бесперебойной, безаварийной работы и пожарной безопасности.
Техническое обслуживание ТО-3 может быть упразднено начальником железной дороги по согласованию с Департаментом локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» России.
Техническое обслуживание ТО-4 для обточки бандажей колесных пар без выкатки их из-под электровоза при достижении оптимальных для данного участка эксплуатации или предельных величин проката и толщины гребней бандажей.
Техническое обслуживание ТО-5, выполняемое:
– в процессе подготовки электровоза для постановки в запас ОАО «РЖД» России и длительного содержания в резерве железной дороги -ТО-5а;
– в процессе подготовки электровоза к отправке в недействующем состоянии в капитальный ремонт на заводы или в другие депо, в текущий ремонт в другие депо, передачи на баланс другим депо или передислокации-ТО-5б;
– в процессе подготовки электровоза к эксплуатации после постройки, ремонта на заводах или в других депо, после передислокации-ТО-5в;
– в процессе подготовки электровоза к эксплуатации перед выдачей из запаса ОАО «РЖД» России или РУД-ТО-5г;
|
|
Рисунок 1 – Нормативы межремонтных пробегов в км
– текущие ремонты ТР-1, ТР-2 и ТР-3 для поддержания работоспособности электровозов, восстановления основных эксплуатационных характеристик и обеспечения их стабильности в межремонтный период путем ревизии, ремонта, регулировки, испытаний и замены деталей, узлов, агрегатов.
– капитальные ремонты (КР-1 и КР-2) являются главным средством «оздоровления» электровозов и предусматривают восстановление несущих конструкций кузова, сложный ремонт рам тележек, колесных пар и редукторов, тяговых двигателей и вспомогательных машин, электрических аппаратов, кабелей и проводов, восстановление чертежных размеров деталей и т. д.
Капитальные ремонты электровозов осуществляют на ремонтных заводах.
Ремонтный цикл включает последовательно повторяемые виды технического обслуживания и ремонта. Порядок их чередования определяется структурой ремонтного цикла.
Периодичность ремонта магистральных электровозов, т. е. пробеги между техническими обслуживаниями и ремонтами, а также нормы простоя электровозов при этом устанавливаются начальниками дорог с учетом конкретных эксплуатационных условий на основе нормативов приказа МПС.
Нормы продолжительности технических обслуживаний ТО-4, ТО-5, текущих ремонтов ТР-1, ТР-2 и ТР-3 устанавливаются начальником железной дороги, исходя из технической оснащенности депо, рационального использования ремонтной базы, равномерной загрузки участков по ремонту, обеспечения высокого качества ремонта, проведения испытания и приемки электровозов после ремонта, а также с учетом выполнения установленной нормы деповского процента неисправных электровозов.
Начальникам служб локомотивного хозяйства разрешается увеличивать объёмы обязательных работ.
В порядке осуществления контроля и выполнения объёмов установленных работ и качеством ремонта электровозов локомотивными и ремонтными бригадами и в целях немедленного принятия мер к устранению выявленных неисправностей обнаруженных во время проверок руководство депо по графику систематически осуществляет личный контроль и осмотр электровозов по утвержденному графику.
|
|
Ответственность за качество выполненного ремонта и безопасность движения электровозов несут работники, непосредственно осуществляющие ремонт и их руководители.
Электровозы, находящиеся в эксплуатации, должны содержаться в исправном техническом состоянии, обеспечивающем их бесперебойную работу, безопасность движения, безопасность обслуживающего персонала и надлежащие культурное состояние.
Техническое состояние электровозов определяется при всех видах ТО, перед постановкой в ремонт, в процессе ремонта, при выпуске из ремонта, а также при комиссионных осмотрах.
Ремонтное депо является линейным предприятием железной дороги.
Основными задачами локомотивного депо являются:
– обеспечение технически исправного состояния локомотивного парка и устойчивой работы локомотивов в эксплуатации;
– содержание в работе заданного количества локомотивов в соответствии с объемом эксплуатационной работы и выполнение установленных норм простоя локомотивов на техническом и профилактическом осмотрах, в экипировке и ремонте;
– производство деповского ремонта локомотивов в соответствии с действующими правилами и положениями;
– внедрение рациональных режимов вождения поездов с соблюдением установленных времен хода;
– обеспечение безопасности движения поездов;
– внедрение новейших достижений науки, техники, передового опыта, максимальное использование производственных мощностей, повышение уровня механизации трудоемких процессов;
– проведение мер по экономному расходованию материалов, топлива, электроэнергии, снижению себестоимости перевозок;
– осуществление мероприятий, направленных на повышение производительности труда и рентабельности производства.