Правовая политика Временного правительства

Судебник 1550 г.

ИДЗ:

1. Составить таблицу «Государственные реформы середины XVI в.», оценить их значение для дальнейшего развития отечественной государственности.

2. Составить таблицу «Система органов государственной власти и управления России в период сословно-представительной монархии».

3. Раскрыть роль монархической власти в системе органов государственной власти и управления России в период сословно-представительной монархии, определить права и возможности монарха.

4. Проанализировать роль и значение опричнины в процессе централизации русского государства.

5. Составить сравнительную таблицу Судебников 1497 и 1550 гг., отражая развитие феодального права (источники, основные положения, институты).

                

Практические задачи:

1. Какие действия мог предпринять истец в 1593 г., если выяснилось, что суд вынес решение с нарушением установленных правил судопроизводства?

2. Кому по Судебнику 1550 г. отойдет наследство человека, умершего без духовной грамоты, если:

– остался сын и вдова умершего;

– остались две дочери.

3. Аким, ранее попадавшийся на воровстве, украл свинью у купца. Какое наказание ожидало его по Судебнику 1550 г.?

       13. Право России в период сословно-представительной монархии.

                                          Соборное уложение 1649 г.

ИДЗ:

1. Выявить отличия Соборного уложения 1649 г. от предыдущих памятников права.

2. Составить таблицу «Соборное уложение 1649 г. как памятник права», с указанием источников, структуры, юридической техники, основных изменений в вещном, обязательственном и уголовном праве.

3. Используя статьи Соборного Уложения 1649 г., выявить суть изменений в нормах гражданского права по сравнению с законодательством XVI в.

4. Составить схему «Виды феодального землевладения по Соборному уложению 1649 г.».

5. Составить таблицу «Виды преступлений и наказаний по Соборному уложению 1649 г.».

 

Практические задачи:

1. Пригласив в гости соседа, дворянин Терентьев, затеял ссору и ударил его кнутом по лицу, за что сосед отсек ему саблей кисть руки. Терентьев обратился в суд. Каков может быть исход дела по Соборному уложению?

2. В Приказ Тайных дел поступил донос подьячего Михайлова, в котором говорилось, что в кабаке обиженный и очень нетрезвый купец Воробьев грозился убить царя, а посетители кабака молча слушали эти угрозы. Какие следственные действия будут предприняты сотрудниками приказа? Кто, за что и как будет наказан?

3. Крестьянин Тит два раза был пойман при попытке кражи царских кур и за то был бит кнутом. Однако вскоре он в третий раз повторил попытку. Какое наказание его ждет?

.

                   14. Абсолютная монархия в России. Общественный строй

ИДЗ:

1. Раскрытьпредпосылки образования российского абсолютизма.

2. Составить сравнительную таблицу «Абсолютная монархия в России и Западной Европе», с указанием отличительных черт и особенностей Российской модели.

3. Составить таблицу «Общественный строй Российской империи в XVIII в.», отражая сословную структуру общества.            

4. Проанализировать изменения в правовом статусе дворянского сословия на протяжении XVIII в.

 

15. Государственный строй России в период абсолютизма (XVIII в.)

ИДЗ:

1. Составить таблицу «Признаки абсолютизма», увязав их с реформами Петра I.

2.Выявить изменения в механизме российского государства при переходе к абсолютизму.

3. Составить таблицу «Основные этапы петровских преобразований в области государственного управления».

4. Составить схему «Органы власти и управления Российской империи при Петре I».

5. Составить схему «Судебная система при Екатерине II».

 

              16. Право России в период абсолютной монархии (XVIII в.)

ИДЗ:

1. Определить особенности рецепции западноевропейского права в России в первой четверти XVIII в.

2. Проанализировать и оценить правовые последствия принятия Указа о единонаследии 1714 г.

3. Раскрыть основные тенденции и особенности правовой политики российского государства по отношению к сословиям с указанием нормативных актов.

4. Охарактеризовать Артикул Воинский 1715 г. как юридический акт. Выявить основные изменения в уголовном праве (понятия преступления, состав преступления, новые виды преступлений, новые виды наказаний, цели уголовного наказания).

5. Выявить основные тенденции развития судебного процесса по указу 1697 г. «Об отмене в судных делах очных ставок», «Краткому изображению процессов или судебных тяжб» 1715 г., указу 1723 г. «О форме суда».

 

Практические задачи:

1. В марте 1722 г. дворянин Княжин за уклонение от воинской службы был подвергнут шельмованию. После приведения приговора в исполнение он провел ночь со своими старыми друзьями, а по возвращению был ограблен и побит. Позднее ему удалось задержать нападавших на него и доставить их в суд. Каким должно быть решение суда?

2. Несколько рядовых вместе с офицером собрались для того, чтобы написать общую челобитную о предоставлении им отпуска. Об этом донесли в кригсрехт. Каким должно быть решение суда по нормам Артикула?

3. Офицер Артамонов регулярно являлся к молитве в нетрезвом виде. Глядя на него, некоторые младшие офицеры тоже стали позволять себе выпить перед молитвой. О поведении офицера Артамонов донесли в полковой кригсрехт. Каким должно быть решение суда?

 

              17. Общественный и государственный строй России в первой половине XIX в.

ИДЗ:

1. Проанализировать основные законодательные акты, отразившие изменения правового положения дворянства в России в XVIII – первой половине XIX вв. Раскрыть содержание данных перемен.

2. Проанализировать и оценить основные изменения в правовом положении крестьянства.

3. Составить сравнительную таблицу «Система центральных органов управления в XVIII в. и в начале XIX в.», отразив отличия между коллегиями и министерствами.

4. Составить схему «Органы государственной власти и управления России (по проекту М. М. Сперанского)».

5. Составить схему центральных и местных органов власти и управления России в первой половине XIX в.

           18. Право и правоохранительные органы России в первой половине XIX в.

ИДЗ:

1. Раскрыть основные этапы подготовки Свода законов Российской империи.

2. Составить таблицу «Система Свода законов Российской империи», опираясь на нормативный материал.

3. Составить таблицу «Система вещного права по Своду законов Российской империи».

4. Составить схему «Разряды наказаний по «Уложению о наказаниях уголовных и

исправительных» 1845 г.».

5. Раскрыть содержание терминов: кодификация, инкорпорация, преступление, проступок; наказания уголовные, исправительные, общие, главные, дополнительные, заменяющие; основные государственные законы.

Практические задачи:

1. Гусев похитил у Морозова лошадь. После этого Гусев предложил своему другу Петрову купить эту лошадь за небольшую цену. О том, что лошадь краденая, Петров знал. Через неделю Петров был задержан полицией. На допросе он сразу сообщил, что лошадь является краденой и была приобретена у Петрова, и даже указал адрес, где проживал Гусев. Благодаря сведениям, сообщенным Петровым, Гусев был быстро задержан. Будет ли считаться Петров соучастником совершенного преступления? Имеются ли обстоятельства, смягчающие вину Петрова?

2. Двое посадских Сергеев и Дмитриев решили похитить товар у купца Калачева. С этой целью поздно вечером они пришли к амбару Калачева и вскрыли замок на дверях. Однако в этот момент их увидел шедший по дороге квартальный надзиратель Смирнов, который смог задержать Дмитриева, а Сергееву удалось скрыться. Какая стадия совершения преступления имела место в данном случае?

3. Подданный Британской империи Смит, находясь в России по торговым делам, пытался вывезти из страны крупную партию зерна, не заплатив при этом таможенный сбор. После задержания Смит заявил, что как иностранный гражданин, он должен быть отправлен на родину, где и будет решаться вопрос о его ответственности. Насколько обоснованы требования Смита?

19. Государство и право России в эпоху великих реформ (1860-1880 гг.)

ИДЗ:

1. Оценить возможности проведения буржуазных реформ в предыдущие периоды развития государства и права России.

2. Проанализировать содержание введения, I и II разделов «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» (19 февраля 1861 г.), определить, какие личные (гражданские) и имущественные права получили крестьяне после отмены крепостного права.

3. Раскрыть механизм выкупа крестьянами земельных наделов по крестьянской реформе 1861 г.

4. Составить схему «Центральные органы государственной власти и управления России в пореформенный период».

5. Проанализировать особенности трансформации феодального российского государства в буржуазное.

6. Охарактеризовать конституционные проекты в 60-е - 80-е гг. XIX в.

7. Выявить основные положения и принципы реформы полиции и политического сыска.

 

Практические задачи:

1. В 1875 г.Рудин и Петров, подлежащие призыву в военную службу, явились на призывной пункт. Петров имел при себе документ о высшем образовании, а Рудин никаких документов об образовании не имел и к тому же не умел читать и писать. Начальник призывного пункта заявил, что Петров будет служить полгода, а Рудин - 6 лет. Правомерно ли решение начальника призывного пункта в отношении указанных лиц?

 

 

                   20. Судебная реформа 1864 г. Земская и городская реформы

ИДЗ:

1. Раскрыть буржуазные принципы судебной реформы 1864 г., оценить ее прогрессивность для того времени.

2. Проанализировать документы судебной реформы 1864 г., определить систему судов и их подсудность.

3. Составить схему «Судебная система Российской империи в пореформенное время (вторая половина XIX в.)».

4. Определить уровень демократизации судебной системы и процесса судопроизводства в результате проведения судебной реформы 1864 г.

5. Составить схему «Система земских органов 1864 г.».

6. Составить таблицу «Система органов городского общественного управления 1870 г.».

7. Проанализировать законодательство земской и городской реформ, которые отражают изменения в структуре местных органов управления.

8. Выявить главные положений земской и городской реформ, которые раскрывают идеи самоуправления в России.

 

Практические задачи:

1. Мещанин Кротов был обвинен в убийстве Королева, уездного предводителя дворянства. Дело рассматривал суд присяжных. При ответе на вопрос о виновности Кротова голоса присяжных разделились поровну. Какой приговор должен вынести суд согласно Уставу уголовного судопроизводств?

2. В 1869 г. Орлов совершил кражу курицы у своего соседа Назарова. Когда Орлов был задержан, он потребовал, чтобы его дело рассматривалось в суде присяжных. Имеются ли основания для удовлетворения требования Орлова?  Какой суд, по вашему мнению, будет расследовать данное дело?

3. Летом 1878 г. жителю города Курска Андронникову было отказано в праве принять участие в выборах городской думы. Андронников подал жалобу губернатору на действие городской управы. В ней указал, что является русским подданным, ему более 25 лет, владеет на правах собственности двумя доходными домами. В городе Курске он проживает с декабря 1877 г. Какое решение должен принять губернатор на основании Городского положения от 16 июня 1870 г?

4. Земским собранием Белгородского уезда Курской губернии в числе мировых судей был избран чиновник уездной оценочной комиссии Поляков. Однако губернатор запретил Полякову выполнение обязанностей мирового судьи на том основании, что последний не имеет высшего юридического образования. Правомерны ли действия губернатора, если остальным требованиям Поляков отвечает? Какой порядок разрешения разногласий между губернатором и земским собранием предусмотрен законом (Учреждением судебных установлений)?

 

                   21. Государство и право России в эпоху контрреформ

ИДЗ:

1. Раскрыть основные направления нового курса Александра III.

2. Оценить последствия контрреформ для общества, государства и права.

3. Сравнить избирательные системы и системы административного надзора за земскими и городскими учреждениями в период реформ 1860-70-х гг. и контрреформ 1880-90-х гг. по Земскому (1864 г. и 1890 г.) и Городовому (1870 г. и 1892 г.) положениям.

4. Проанализировать пути трансформации российского феодального права в право буржуазное.

5. Раскрыть буржуазные принципы в развитии гражданского права России.

6. Выявить буржуазные принципы в развитии уголовного права России.

7. Составить сравнительную таблицу «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и 1885 г.».

Практические задачи:

1. В 1898 г. помощник присяжного поверенного Иванов, находящийся под гласным надзором полиции, был лишен права участвовать в выборах городской думы. Правомерны ли действия властей в отношении Иванова?

 

22. Государство и право России в начале XX в.

Революция 1905 - 1907 гг.

ИДЗ:

1. Раскрыть содержание «Манифеста об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г., его значение для дальнейшего развития российской государственности и права, его место в конституционном строительстве.

2. Основываясь на положениях о выборах в Государственную Думу 6 августа 1905 г., 11 декабря 1905 г. и 3 июня 1907 г. составить сравнительную таблицу «Изменения в избирательной системе России в годы первой русской революции», отражая следующие компоненты и принципы избирательной системы: а) избирательные курии; б) социальные группы населения, лишенные избирательного права, либо получившие его вновь; в) принципы избирательного права, нашедшие отражение в документе; г) избирательные цензы.

3. Выявить ключевые положения Основных государственных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г. с указанием статей.

4. Раскрыть права и обязанности российских подданных по Основным законам Российской империи 1906 г.

5. Составить схему «Система высших органов власти и управления по Основным законам Российской империи 1906 г.»

Практические задачи:

1. В сентябре 1905 г. отставной титулярный советник Липкин, проживавший в г. Ярославле, приобрел в Рыбинском уезде Ярославской губернии усадьбу. Стоимость усадьбы по земской оценке составляла 14 тыс. рублей. Став владельцем недвижимости, Липкин обратился к местным властям с просьбой о включении его в список избирателей уездных землевладельцев, но получил отказ. Какие органы решали вопрос о включении граждан в списки избирателей? Правомерны ли их действия по отношению к Липкину на основе избирательных законов в Государственную думу?

2.В ноябре 1905 г. владелец торгового предприятия II разряда г. Москвы, не найдя себя в списках избирателей в Государственную Думу, обратился с жалобой в городскую управу. В жалобе он указал, что является русским подданным, ему более 25 лет, под судом и следствием ранее не состоял, торговый и квартирные налоги уплачивает регулярно. Какое решение должна принять городская управа по жалобе по избирательным законам в Государственную думу?

3. Рабочие вновь созданного промышленного предприятия, на котором работало более 100 человек, через 4 месяца после начала работы, в день, определенный для избирательного собрания градоначальником, на своем собрании избрали рабочего Петрова уполномоченным на участие в съезде уполномоченных от рабочих города для избрания выборщиков по избранию депутатов Государственной Думы. Однако председательствовавший на съезде уполномоченных от рабочих городской голова, ссылаясь на указание губернатора, не допустил к участию в работе съезда Петрова, мотивируя это тем, что тот на момент его избрания уполномоченным проработал на предприятии, где состоялись выборы, менее полугода. Соответствовали ли названные действия губернатора и городского головы Избирательному закону?

23. Государство, право и правоохранительные органы России  с начала XX в. до 1917 г.

ИДЗ:

1. Какие новые составы преступлений и виды наказаний вводятся в Уложения о наказаниях 1903 г.

2. Сравнить Уложение о наказаниях 1903 г. и уголовно-правовое законодательство XIX в.

3. Раскрыть сущность и содержание перемен в государственном строе и праве России в годы Первой мировой войны.

4. Составить схему «Органы Государственной власти и управления России в 1906-1917 гг.».

5. Выявить изменения в гражданском праве Российской империи в годы Первой мировой войны.

6. Определить изменения в российском уголовном праве в годы Первой мировой войны.

Практические задачи:

1. Зарегистрированное в установленном порядке "Общество любителей шахмат" устроило публичные чтения, посвященные новому русскому изданию книги Карла Маркса "Капитал". В уставе общества возможность организации публичных чтений значилась. Градоначальник своей властью приостановил деятельность общества до решения дела о его возможном (по предложению градоначальника) закрытии в городском по делам об обществах присутствии. Правомерны ли действия градоначальника?

2. Рабочий Сухов при разгоне воинской командой несанкционированной демонстрации 1 мая, бросив камень в сторону солдата, попал в висок ротмистру Шаповалову, от чего последний скончался на месте. Как могут быть квалифицированы действия Сухова по Уголовному уложению 1903 г.?

3. Мясник Федоров, находясь в состоянии алкогольного опьянения, ворвался в мечеть во время молитвы, сопровождая свои действия нецензурными выражениями в отношении происходящей церемонии и ислама в целом. Судом за это деяние ему была назначена пеня в 5 руб. Правомерно ли данное судебное решение по Уголовному Уложению 1903 г.?

 

                  24. Буржуазно-демократическая государственность в России

ИДЗ:

1. Раскрыть особенности формирования Временного правительства и его состав.

2. Проанализировать процесс формирования Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, особенности его функционирования и роль в политической жизни общества.

3. Проанализировать процессы децентрализации и демократизации в развитии государственного механизма после Февральской революции1917 г.

4. Выявить причины несостоятельности буржуазно-демократической альтернативы в развитии российской государственности в 1917 г.

 

Практические задачи:

1. В июне 1917 г. солдат Волков, находясь в отпуске по ранению в г. Рыльске Курской губернии, пришел на базарную площадь, где при большом стечении народа стал высказывать свое мнение о необходимости прекращения войны и возвращении солдат домой. Какое наказание ожидало Волкова согласно принятому Постановлению Временного Правительства от 30 мая 1917 г. «Об усилении наказаний за антивоенные выступления на фронте»?

2.30 июля 1917 г. рядовой Емельянов самовольно покинул воинское подразделение, решив бежать домой, но был задержан на вокзале. Какое наказание ожидало Емельянова согласно принятому Постановлению Временного Правительства от 12 июля 1917 г. «О введения смертной казни на фронте и об учреждении «военно-революционных судов»?

3. Командир полка на основании Постановления Временного Правительства от 12 июля 1917 г. «О введения смертной казни на фронте и об учреждении «военно-революционных судов» приказал расстрелять Самохина и Родина, отказавшихся идти в атаку. Правомерны ли действия командира полка?

Правовая политика Временного правительства

ИДЗ:

1. Проанализировать деятельность Юридического совещания.

2. Определить основные направления законодательной деятельности Временного правительства, ее принципы и подходы.

3. Выявить основные положения проекта российской конституции.

4. Проанализировать корректировки, внесенные Временным правительством в царские Судебные уставы 1864 г. и Уголовное уложение 1903 г. в целях их возможного применения.

5. Раскрыть особенности изменений в судоустройстве и судопроизводстве.

 

26. Октябрьский переворот 1917 г. Смена общественно-политического и государственного строя

ИДЗ:

1. Определить причины проведение выборов в Учредительное собрание и причины его роспуска.

2. Раскрыть сущность и содержание слома старого государственного аппарата.

3. Проанализировать правовые акты II Всероссийского съезда Советов (обращение «Рабочим, солдатам и крестьянам!»; Декрет о мире; Декрет о земле; Декларация прав народов России).

4. Определить статьи Конституции РСФСР 1918 г., отражавшие классовый принцип.

5. Проанализировать основные принципы избирательной системы по Конституции РСФСР 1918 г.

Практические задачи:

1. В 1919 г. бывший сотрудник царской полиции 45-летний Колосов явился на избирательный участок для участия в выборах местного совета. В праве принять участие в выборах ему было отказано. По какой причине Колосов не был допущен к участию в выборах?

2. В 1918 г. гражданин С. Николаев был призван на службу в Красную Армию. При обследовании здоровья его признали непригодным для воинской службы и причислили к категории потерявшего трудоспособность. По Конституции РСФСР мог ли гражданин С. Николаев обладать правом избирать и быть избранным в Советы?

3. 10 июля 1918 г. были арестованы священник Восторгов и епископ Ефремов за несоответствие пастырского долга. Правомерны ли действия советских органов, арестовавших священнослужителей согласно Конституции РСФСР?

.

      27. Развитие Советского государства и права в 1917-1921 гг.

ИДЗ:

1. На основании Декретов о суде № 1; 2 составить схему «Судебная система в первые месяцы после октябрьской революции».

2. Составить схему «Чрезвычайные органы власти и управления в годы гражданской войны».

3. Составить таблицу «Источники нового социалистического права».

4. Выявить важнейшие направления перестройки гражданско-правовых отношений

5. Проанализировать «Руководящие начала по уголовному праву» (декабрь 1918 г.). Выявить особенности и принципы социалистического уголовного права.

 

Практические задачи:

1. В декабре 1918 г. в Петрограде на ул. Моховой в квартиру бывшего коллежского асессора Павлова, который отлучился по своим делам, путем подлома проник 15 летний подросток Суржиков и похитил шубу из бобра. Выходя из квартиры, он столкнулся с хозяином, который скрутил грабителя, отобрал шубу, а самого сильно избил. Мать Суржикова, работавшая уборщицей на жд/ вокзале, обратился в суд с требованием наказать «буржуя» Павлова за нанесенные побои ее сыну. Какое решение должен был вынести суд?

 2. В январе 1920 г. рабочий Пушкарев, чтобы спасти свою семью от голода, совершил кражу 1 мешка зерна с территории продовольственного склада. Какие обстоятельства должен учитывать суд при определении меры наказания?

3. Осенью 1918 г. в деревню Васьково прибыл продовольственный отряд. Местные бедняки сообщили, что у их соседа крестьянина Яковлева имеются большие запасы продовольствия. Когда члены продотряда прибыли к Яковлеву во двор и потребовали сдать излишки продовольствия, тот отказался это делать, схватил принадлежащее ему охотничье ружье, выстрелил в воздух и потребовал от членов продотряда покинуть территорию его двора. В ответ командир продотряда приказал открыть огонь на поражение, в результате чего Яковлев был убит. Имеется ли в действиях командира продотряда нарушение закона?

 

28. Советское государство в период новой экономической политики (1921-1929 гг.). Конституция СССР 1924 г.

ИДЗ:

1. Проанализировать экономические преобразования в годы НЭПа, опираясь на нормативный материал.

2. Составить схему «Система органов власти и управления в годы НЭПа»

3. Выделить основные этапы в образовании СССР.

4. Проанализировать основные разделы Конституции СССР 1924 г.

5. Составить схему «Союзные органы власти и управления по Конституции 1924 г.».

29. Советское право в период новой экономической политики

(1921-1929 гг.)

ИДЗ:

1. Составить схему «Структура судебных органов по «Положению о судоустройстве РСФСР» 1922 г.».

2. Составить схему «Кодексы, принятые в 1920-е гг.».

3. Выявить виды собственности, закрепленные ГК РСФСР 1922 г. Какие объекты исключались из гражданского пользования? Допускалась ли частная собственность?

4. Что понималось под преступлением по УК РСФСР 1922 г.? Раскрыть цели и виды наказания.

5. Проанализировать Гражданско-процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы. Выявить основные положения и принципы социалистического процессуального права.

Практические задачи:

1.Рабочий железной дороги Рожков в июле 1922 г. поздно вечером украл со склада мешок муки. По пути домой был задержан постовым милиционером Григорьевым и доставлен в участок. В участке он заявил, что пошел на преступление из-за крайней нужды, так как на его руках находились пятеро малолетних детей и больная жена. Какое наказание мог получить рабочий по уголовному кодексу 1922 г.?

2. В феврале 1928 г. трое крестьян села Покровское Пермского округа за отказ сдать свои хлебные излишки по государственным закупочным ценам были привлечены к уголовной ответственности по ст. 107 УК РСФСР 1926 г. Имел ли место состав преступления (спекуляция) в действиях крестьян?

3. В 1928 г. сельсовет деревни Воробьи отказал крестьянину Носову в регистрации договора аренды земли, находящейся в его индивидуальном пользовании. Отказ был мотивирован тем, что Носов ранее уже дважды сдавал землю в аренду на срок 3 и 4 года. Правомерны ли действия сельсовета?

 

30. Советское государство в период тоталитаризма в СССР

(1930-1939 гг.). Конституция 1936 г.

ИДЗ:

1. Составить таблицу «Реконструкция управления народным хозяйством в 1930-е гг.».

2. Выявить социально-экономические, политические и правовые предпосылки установления административно-командной системы в СССР.

3. Проанализировать этапы формирования административно-командной системы в стране.

4. Определить и проанализировать основные признаки личной власти Сталина.

5. Раскрыть изменения в системе высших органов власти и управления по Конституции СССР 1936 г. по сравнению с первой Конституцией Союза.

6. Определить специфику правового положения Верховного Суда СССР по Конституции СССР 1924 и 1936 гг.

7. Составить сравнительную таблицу «Права и обязанности советских граждан» по Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1918 г.

Практические задачи:

В главе X Конституции 1936 г. закреплялись основные права и свободы граждан СССР. Докажите, что в Конституции 1936 г. некоторые права и свободы были только продекларированы, но не были подкреплены законодательной базой и практически не соблюдались.

 

31. Советское право в период тоталитаризма в СССР (1930-1939 гг.)

ИДЗ:

1. Выявить тенденции развития советского права в 1930-е гг.

2. Составить схему «Основныетенденции в развития колхозного законодательства в середине 1930-х гг.».

3. Раскрыть тенденции в развитии уголовного законодательства в конце 1920-х - 1930-е гг.

4. Проанализировать принципы применения уголовного права в 1930-е гг.

5. Выявить изменения в уголовно-процессуальном праве 1934 г.

6. Выявить сущность и содержание реорганизация правоохранительным органов, раскрыть последствия данного процесса в 1930-е гг..

Практические задачи:

1. В ноябре 1932 г. председатель колхоза «Светлый путь» совместно с сотрудником милиции задержал троих подростков в возрасте 14 лет, собравших 2 мешка картофеля на убранном колхозном поле. По факту хищения колхозного имущества было возбуждено уголовное дело. Какое наказание ожидает подростков?

2. В ходе операции, проведенной сотрудниками уголовного розыска летом 1935 г. на Ярославском рынке г. Москвы, была задержана группа кустарей. У них была изъята мануфактура, костюмы и другие изделия, скупленные или полученные незаконным путём и предназначавшиеся для перепродажи. Каким нормативным актом будет руководствоваться суд при вынесении приговора? Какую меру наказания он может применить к кустарям?

3. В 1938 г. подросток 14-ти лет украл в магазине продукты питания и был задержан. Понесет ли он уголовную ответственность?

 

32. Советское государство и право в период Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства (1940-1956 гг.)

ИДЗ:

1. Составить таблицу «Изменения в государственно системе СССР в период Великой

Отечественной войны».

2. Раскрыть процесс реорганизации судебных и прокурорских органов в военные годы и особенности работы судебной системы СССР.

3. Определить принципы взаимоотношений между чрезвычайными и конституционными органами государственной власти в условиях Великой Отечественной войны. Выявить особенности деятельности конституционных органов власти и управления.

4. Проанализировать новые составы преступлений, появившиеся в уголовном праве в годы Великой Отечественной войны.

5. Раскрыть особенности государственно-правового развития СССР в послевоенные годы.

Практические задачи:

1. Сменный мастер швейной фабрики Ужов в сентябре 1940 г. подал заявление об увольнении, мотивируя тем, что фабрика находится далеко от места жительства, а он нашел работу в более удобном для него месте. Посчитав вопрос об увольнении исчерпанным и не обратив внимания на то, что директор фабрики был против этого, Ужов перестал выходить на работу. Какие последствия были порождены действиями Ужова?

2. В ноябре 1941 г. работниками милиции Москвы был задержан гражданин Никифоров, распространявший среди москвичей слух, что в город уже вступили немецко-фашистские войска и призывавший их не подчиняться представителям советской власти. Какие меры и на основании чего должны быть приняты в отношении гражданина Никифорова?

3. Гражданин Орлов устроился на оборонный завод в г. Дзержинске, получил рабочую одежду и продовольственные карточки, но через две недели сбежал с предприятия. Администрация обратилась в правоохранительные органы. Понесет ли беглец в случае его обнаружения наказание, и каким будет наказание?

 

33. Развитие Советского государства и права со второй половины 1950-х по начало 1970-х гг.

ИДЗ:

1.. Составить схему «Реформирование государственного механизма в период хрущевской «оттепели»».

2. Проанализировать застойные явления в жизни общества и государства со второй половины 1960-х гг.

3. Выявить основные тенденции в развитии советского права второй половины 1950-х – начала 1970-х гг.

4. Определить формы собственности, юридически закрепленные в ГК РСФСР 1964 г.

5. Выявить особенности норм уголовного права по основам уголовного законодательства и союзных республик 1958 г. и УК РСФСР 1960 г.

Практические задачи:

1. Гражданин Рогов г. Курска в 1967 г. нарушил безопасность движения и эксплуатацию автотранспорта, повлекшее за собой смерть потерпевшего или причинение ему тяжкого телесного повреждения. Какое решение примет суд в отношении гражданина Рогова по Уголовному кодексу РСФСР 1960 г.?

2. Гражданин Юшков, являясь заведующим магазина «Радуга», был привлечен к суду, за то, что выпускал недоброкачественные, нестандартные и некомплектные товары. Какое решение должен вынести суд по Уголовному кодексу РСФСР 1960 г.?

 

34. Советское государство право в эпоху господства административно-командной системы. Конституция СССР 1977 г.«Перестройка»

ИДЗ:

1. Раскрыть основные принципы и положения Конституции СССР 1977 г.

2. Определить высший орган государственной власти по Конституции СССР 1977 г. и охарактеризовать его полномочия (ст. 108).

3. Определить высший исполнительный и распорядительный орган по Конституции СССР 1977 г. и проанализировать его компетенцию.

4. Определить политические права, предоставляемые гражданам СССР Конституцией СССР 1977 г.

5. Проанализировать уголовные и уголовно-процессуальные гарантии, закрепленные в Конституции СССР 1977 г.

6. Раскрыть особенности развития государственного механизма в 1970-х - начале 1980-х гг.

7. Составить таблицу «Советский государственный аппарат в период «развитого социализма»».

8. Раскрыть тенденции в развитии гражданского права.

9. Выявить изменения в трудовом законодательстве. Определить гарантии реализации трудовых прав рабочих в конкретных условиях.

10. Проанализировать новые кодексы и оценить их прогрессивное значение в развитии общественных отношений.

11. Определить основные изменения в уголовном и уголовно-процессуальном праве

12. Проанализировать и оценить стратегический замысел перестройки и его изменение в процессе ее осуществления.

13. Выявить изменения, внесенные в механизм государства в период перестройки.

14. Составить таблицу «Основные этапы развития перестройки», отражая процесс обновление законодательства.

 

Практические задачи:

1. Попов и Орлов заключили договор агентирования, в соответствии с которым Орлов за вознаграждение от имени Попова и за его счет должен был доставить в соседний город холодильник Смирнову и получить от него деньги в качестве оплаты. Для того чтобы придать договору «большую силу», Попов настоял на его нотариальном удостоверении. Однако нотариус отказался заверять данное соглашение, сославшись на то, что в Основах гражданского законодательства и в ГК РСФСР агентский договор отсутствует, а удостоверять можно лишь те договоры, которые обозначены в данном акте. Обоснованным ли был отказ нотариуса в удостоверении указанного договора?

2. Тутаевский районный совет народных депутатов в 1979 г. принял решение об увеличении продолжительности рабочей недели на территории района до 42 часов с целью победы в областном социалистическом соревновании. Всем руководителям предприятий и учреждений района предписывалось довести эту информацию до трудящихся. Соответствовало ли данное решение советскому законодательству? Каким образом регулировалась продолжительность рабочего времени колхозников?

3. Житель Душанбе Саидов, находясь в гостях в Ярославле, совершил убийство и скрылся с места преступления. Через две недели он был задержан на вокзале Киева. По закону какой союзной республики должен привлекаться к ответственности Саидов?

4. Определите разрешенные виды деятельности для частных лиц согласно Закону «Об индивидуальной трудовой деятельности»: а) изготовление меховых изделий; б) фотографирование; в) изготовление изделий из янтаря; г) транспортное обслуживание; д) изготовление косметических изделий; е) содержание бань; ж) организация зрелищных мероприятий; з) медицинская деятельность.

5. Матвеев и Романов приняли решение открыть кооператив, сферой деятельности которого должен был стать ремонт бытовой техники. Они приняли устав и подали документы на регистрацию кооператива в горисполком. При регистрации было установлено, что Матвеев имеет судимость за кражу, а возраст Романова на момент подачи заявления составлял 16 лет. Что из перечисленного может стать законным основанием для отказа в регистрации кооператива?

6. В июле 1985 г. Пахомкин приобрел у своего соседа Сотникова, державшего дома самогонный аппарат, 4 литра самогона. Самогон предназначался для распития на дне рождения Пахомкина. Соседка Бабкина, случайно узнавшая о совершенной сделке, сообщила о ней участковому инспектору. На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством» от 16 мая 1985 г. определить: Какое наказание понесет Пахомкин? Подлежит ли ответственности Сотников? Если да, то к какому виду ответственности он будет привлечен?

 

35. Развитие государственности СССР до 1991 г.

ИДЗ:

1. Раскрыть основные положения концепции «демократического социализма».

2. Оценить возможности осуществления модели «демократического социализма» в СССР.

3. Проанализировать концепцию «движение российского радикализма».

4. Оценить последствия реализации курса «движение российского радикализма» для советского общества и государства.

5. Выявить особенности демократизации политического режима в стране.

6. Составить схему «Новая система органов власти и управления СССР 1989-1990 гг.». 

 

36. Государство и право Российской Федерации

ИДЗ:

1. Раскрыть особенности и этапы создания новой российской государственности.

2. Составитьсхему «Высшие органы власти и управления Российской Федерации в 1992-1993 гг.».

3. Раскрыть основные положения Конституции РФ 1993 г.

4. Выявить основные особенности Конституции РФ 1993 г.

5. Проанализировать тенденции и особенности становления и развития основ современного российского права.

6. Охарактеризовать изменения в гражданском праве.

7. Раскрыть основные тенденции развития уголовного права.

Практические задачи:

1. Несовершеннолетний Васильев в 2001 г. тайно похитил у своего друга Игошина мобильный телефон, стоимость которого 5 тыс. рублей. Будет ли Васильев привлечен к уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ 1996 г.?

2. В 2002 г. жена увидела, что муж прячет золотые изделия в семейный сейф. Он просит жену молчать о своих действиях, на что дается согласие. Может ли жена быть привлечена за укрывательство по Уголовному кодексу РФ 1996 г.?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: