Выход организации на внешний рынок

Классификация субъектов внешнеэкономической деятельности в России, ее принципы

Участники внешнеэкономической деятельности в России классифицируются по ряду принципов: по профилю внешнеэкономической деятельности, по характеру совершаемых внешнеторговых операций, по организационно-правовым формам, определяющим порядок их образования, принадлежность капитала и порядок распределения доходов. Классификация субъектов ВЭД и их группировка позволяет в полной мере выявить и рассмотреть основные внешнеэкономические функции в составе хозяйственной деятельности экспортноориентированных предприятий, производственных объединений и организаций.

По профилю внешнеэкономической деятельности участники ВЭД классифицируются на:

1) производителей экспортеров, действующих без посредников:

– производственные объединения и организации промышленного комплекса;

– консорциумы;

– транспортные компании;

– совместные предприятия;

– производственные кооперативы в регионах приграничной торговли;

2) организации-посредники – обеспечивают внешнеторговые операции на внешнем рынке от лица производителей:

– внешнеэкономические организации Минэкономразвития Российской Федерации;

– отраслевые внешнеэкономические объединения;

– смешанные общества;

– торговые дома.

3) содействующие организации:

– ассоциации внешнеэкономического сотрудничества;

– международные неправительственные организации;

– специализированные внешнеэкономические организации и фирмы Минэкономразвития России;

– Торгово-промышленная палата России;

– уполномоченные банки.

Классификация по профилю деятельности предполагает учет функционально-целевой направленности: производство экспортной продукции и самостоятельная реализация на внешнем рынке, чисто внешнеторговые операции, иные посреднические услуги, финансово-страховые или транспортные операции. Принадлежность субъектов ВЭД к какой-либо сфере деятельности определяет характер воздействия механизма внешнеторгового регулирования через налогообложение, таможенные сборы, таможенные режимы, инвестиционные льготы, а также систему приоритета среди участников ВЭД.

По характеру совершаемых внешнеторговых операций участники внешнеэкономических отношений делятся на:

а) экспортеров;

б) импортеров;

в) специализированных посредников (таможенные брокеры, комиссионеры, агенты).

Каждый из участников ВЭД, к какой бы сфере деятельности он не относился, имеет организационно-правовую форму, определенную Гражданским кодексом РФ (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 3 января 2006 г.) (далее – ГК РФ). В соответствии с ГК РФ по организационно-правовым формам участники ВЭД классифицируются на:

1) коммерческие организации, имеющие целью своей деятельности извлечение прибыли:

– хозяйственные товарищества и общества (акционерные общества, общества с дополнительной ответственностью, общества с ограниченной ответственностью);

– производственные кооперативы (артели);

– государственные муниципальные унитарные предприятия (казенные предприятия, на праве полного хозяйственного ведения);

2) некоммерческие организации осуществляют предпринимательскую деятельность лишь в рамках той цели, ради которой они созданы:

– общественные организации;

– потребительские кооперативы;

– объединения (ассоциации и союзы).

Выбор организационно-правовых форм ВЭД имеет особое значение при создании смешанных обществ и фирм за рубежом, а также совместных предприятий в России с участием иностранных партнеров, которые в основном избирают акционерную форму сотрудничества.

В России состав участников внешней торговли реально выглядит следующим образом:

1. Внешнеторговые фирмы разных форм собственности, выступающие как главные субъекты внешнеторговых связей.

2. Государственные внешнеторговые организации, имеющие статус федеральных государственных унитарных предприятий.

3. Участники неорганизованной мелкооптовой торговли («челноки»).

В современных условиях демонополизации внешнеэкономической деятельности предприятие – основное звено внешнеэкономического комплекса страны. В соответствии с действующим законодательством предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в определенном порядке

- для производства продукции,

- выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей,

- получения прибыли.

Согласно действующему законодательству предприятие имеет право самостоятельно определять формы, методы и объемы работы на внешнем рынке.

Для эффективного управления ВЭД на уровне предприятия нужна структура управлении адекватная условиям его работы. Организационная структура управления ВЭД предприятия определяется целями и задачами, которые она призвана решать.

Наибольший опыт управления ВЭД накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО).

Ведущей структурной единицей ВТО является фирма, специализирующаяся на торговле определенными товарами с одной страной либо с группой стран. Возглавляет фирму директор, имеющий – в зависимости от объема работ – несколько заместителей.

Функциональные отделы и службы специализированных фирм и ВТО можно условно разделить на 3 группы:

1. Группа отделов и служб, осуществляющих планированием.

2. Группа отделов, занимающихся непосредственно маркетингом.

3. Группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение управленческих решений.


Создание такой разветвленной структуры управления ВЭД характерно для предприятий независимо от их организационно-правовой формы, когда их деятельность целиком и полностью сосредоточена на внешних рынках. Количество таких предприятий значительно меньше, чем предприятий, занимающихся производством. На промышленных предприятиях, активно участвующих во внешнеэкономической деятельности, внешнеторговый аппарат существует в основном в 2-х формах:

1. Отдел внешнеэкономических связей – как часть внутрипроизводственной структуры в виде внешнеэкономического отдела.

2. В виде внешнеторговой фирмы – как относительно самостотельное подразделение.

Унита́рное предприя́тие в России (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие — ГУП, Муниципальное унитарное предприятие — МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП) — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие).

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).[1] Данное ограничение было введено Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ, тогда как ранее российское законодательство позволяло унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия. С принятием указанного закона существовавшие дочерние унитарные предприятия подлежали присоединению к учредившим их предприятиям в шестимесячный cрок, то есть до 3 июня 2003 года.

Унитарные предприятия обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит. При этом договор на проведение обязательного аудита отчетности унитарных предприятий должен быть заключен по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.

В отличие от акционерных обществ и иных коммерческих организаций унитарные предприятия обязаны раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности. Для ФГУП — на официальном сайте государственных закупок Российской Федерации (федеральный государственный заказ), для ГУП на сайтах закупок регионов и для МУП на официальных сайтах муниципалитетов или, при их отсутствии, на официальных сайтах закупок регионов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: