Классификация субъектов внешнеэкономической деятельности в России, ее принципы
Участники внешнеэкономической деятельности в России классифицируются по ряду принципов: по профилю внешнеэкономической деятельности, по характеру совершаемых внешнеторговых операций, по организационно-правовым формам, определяющим порядок их образования, принадлежность капитала и порядок распределения доходов. Классификация субъектов ВЭД и их группировка позволяет в полной мере выявить и рассмотреть основные внешнеэкономические функции в составе хозяйственной деятельности экспортноориентированных предприятий, производственных объединений и организаций.
По профилю внешнеэкономической деятельности участники ВЭД классифицируются на:
1) производителей экспортеров, действующих без посредников:
– производственные объединения и организации промышленного комплекса;
– консорциумы;
– транспортные компании;
– совместные предприятия;
– производственные кооперативы в регионах приграничной торговли;
|
|
2) организации-посредники – обеспечивают внешнеторговые операции на внешнем рынке от лица производителей:
– внешнеэкономические организации Минэкономразвития Российской Федерации;
– отраслевые внешнеэкономические объединения;
– смешанные общества;
– торговые дома.
3) содействующие организации:
– ассоциации внешнеэкономического сотрудничества;
– международные неправительственные организации;
– специализированные внешнеэкономические организации и фирмы Минэкономразвития России;
– Торгово-промышленная палата России;
– уполномоченные банки.
Классификация по профилю деятельности предполагает учет функционально-целевой направленности: производство экспортной продукции и самостоятельная реализация на внешнем рынке, чисто внешнеторговые операции, иные посреднические услуги, финансово-страховые или транспортные операции. Принадлежность субъектов ВЭД к какой-либо сфере деятельности определяет характер воздействия механизма внешнеторгового регулирования через налогообложение, таможенные сборы, таможенные режимы, инвестиционные льготы, а также систему приоритета среди участников ВЭД.
По характеру совершаемых внешнеторговых операций участники внешнеэкономических отношений делятся на:
а) экспортеров;
б) импортеров;
в) специализированных посредников (таможенные брокеры, комиссионеры, агенты).
Каждый из участников ВЭД, к какой бы сфере деятельности он не относился, имеет организационно-правовую форму, определенную Гражданским кодексом РФ (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 3 января 2006 г.) (далее – ГК РФ). В соответствии с ГК РФ по организационно-правовым формам участники ВЭД классифицируются на:
|
|
1) коммерческие организации, имеющие целью своей деятельности извлечение прибыли:
– хозяйственные товарищества и общества (акционерные общества, общества с дополнительной ответственностью, общества с ограниченной ответственностью);
– производственные кооперативы (артели);
– государственные муниципальные унитарные предприятия (казенные предприятия, на праве полного хозяйственного ведения);
2) некоммерческие организации — осуществляют предпринимательскую деятельность лишь в рамках той цели, ради которой они созданы:
– общественные организации;
– потребительские кооперативы;
– объединения (ассоциации и союзы).
Выбор организационно-правовых форм ВЭД имеет особое значение при создании смешанных обществ и фирм за рубежом, а также совместных предприятий в России с участием иностранных партнеров, которые в основном избирают акционерную форму сотрудничества.
В России состав участников внешней торговли реально выглядит следующим образом:
1. Внешнеторговые фирмы разных форм собственности, выступающие как главные субъекты внешнеторговых связей.
2. Государственные внешнеторговые организации, имеющие статус федеральных государственных унитарных предприятий.
3. Участники неорганизованной мелкооптовой торговли («челноки»).
В современных условиях демонополизации внешнеэкономической деятельности предприятие – основное звено внешнеэкономического комплекса страны. В соответствии с действующим законодательством предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в определенном порядке
- для производства продукции,
- выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей,
- получения прибыли.
Согласно действующему законодательству предприятие имеет право самостоятельно определять формы, методы и объемы работы на внешнем рынке.
Для эффективного управления ВЭД на уровне предприятия нужна структура управлении адекватная условиям его работы. Организационная структура управления ВЭД предприятия определяется целями и задачами, которые она призвана решать.
Наибольший опыт управления ВЭД накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО).
Ведущей структурной единицей ВТО является фирма, специализирующаяся на торговле определенными товарами с одной страной либо с группой стран. Возглавляет фирму директор, имеющий – в зависимости от объема работ – несколько заместителей.
Функциональные отделы и службы специализированных фирм и ВТО можно условно разделить на 3 группы:
1. Группа отделов и служб, осуществляющих планированием.
2. Группа отделов, занимающихся непосредственно маркетингом.
3. Группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение управленческих решений.
Создание такой разветвленной структуры управления ВЭД характерно для предприятий независимо от их организационно-правовой формы, когда их деятельность целиком и полностью сосредоточена на внешних рынках. Количество таких предприятий значительно меньше, чем предприятий, занимающихся производством. На промышленных предприятиях, активно участвующих во внешнеэкономической деятельности, внешнеторговый аппарат существует в основном в 2-х формах:
1. Отдел внешнеэкономических связей – как часть внутрипроизводственной структуры в виде внешнеэкономического отдела.
2. В виде внешнеторговой фирмы – как относительно самостотельное подразделение.
Унита́рное предприя́тие в России (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие — ГУП, Муниципальное унитарное предприятие — МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП) — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие).
|
|
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.
Учредительным документом унитарного предприятия является устав.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).[1] Данное ограничение было введено Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ, тогда как ранее российское законодательство позволяло унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия. С принятием указанного закона существовавшие дочерние унитарные предприятия подлежали присоединению к учредившим их предприятиям в шестимесячный cрок, то есть до 3 июня 2003 года.
Унитарные предприятия обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит. При этом договор на проведение обязательного аудита отчетности унитарных предприятий должен быть заключен по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.
|
|
В отличие от акционерных обществ и иных коммерческих организаций унитарные предприятия обязаны раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности. Для ФГУП — на официальном сайте государственных закупок Российской Федерации (федеральный государственный заказ), для ГУП на сайтах закупок регионов и для МУП на официальных сайтах муниципалитетов или, при их отсутствии, на официальных сайтах закупок регионов.