Место аудита и роль международных стандартов аудита в системе экономических отношений

Их роль и значение

Тема 1

Международные стандарты аудита,

1.1. Место аудита и роль международных стандартов

аудита в системе экономических отношений

1.2. Назначение и классификация МСА,

их применение в России

1.3. Взаимосвязь международных стандартов

финансовой отчетности и аудита

1.4. Общие положения: аудит, сопутствующие услуги

1.5. Этика аудитора в международной практике

Аудит как элемент рыночных отношений получил признание практически во всем мире. Пользователями аудиторских услуг явля­ются юридические и физические лица, заинтересованные в досто­верности финансовой отчетности, поскольку ее содержание для них имеет экономический смысл в плане снижения предприниматель­ского риска.

Целью аудита, в самом общем понимании, является формирова­ние определенного мнения аудитора относительно проверяемой бухгалтерской финансовой отчетности. Аудитор выполняет своего рода посредническую функцию: устанавливая объективность фи­нансовой информации, он предотвращает столкновение интересов поставщика и пользователя информации.

За более чем столетнюю историю аудита экономически разви­тые страны выработали систему правил, положений и требований, следование которым способствует повышению качества и надежно­сти аудита. В экономической литературе выделяют условно пять пе­риодов становления мировой аудиторской практики1:

• первый период связан с принятием сначала в Англии в
1844 г., а затем во Франции в 1867 г. ряда законов, предусмат­ривающих необходимость проверки независимыми бухгалте­рами бухгалтерских счетов и отчетов;

• второй период охватывает 1805—1905 годы, когда аудит по на­
чалу был приближен к ревизионной деятельности и направ­лен на оценку эффективности работы организаций, обнаружение ошибок, а с развитием фондового рынка выделяется в самостоятельную отрасль; на этом этапе США выступили центром формирования трансатлантических аудиторских фирм;

• третий период — с 1905 по 1933 г. — характеризуется усилени­ем процесса концентрации капитала, разделением интересов
собственников, наемных управляющих и наемного персонала;
в этих условиях меняется идеология аудита, основной акцент
переносится на применении статистических выборок, оценку
эффективности внутреннего контроля и систем управления;

• четвертый этап длится до 1940 г., для него характерно усиле­ние требований к качеству аудиторской проверки, включение в практику аудита метода тестирования, целью которого было обнаружение преднамеренных учетных ошибок, развитие ме­тодологии аудита; в этот же период усиливается влияние Нью-Йоркской биржи, одним из требований которой к ее участникам было соблюдение обязательности аудита;

• пятый период — с 1940 г. и по настоящее время — характери­зуется динамичным развитием фондовых рынков и трансна­циональных корпораций, а также углублением мирохозяйст­венных связей, что приводит к необходимости выработки унифицированных требований к качеству аудита, порядку его осуществления и профессиональной этике.

С целью реализации этих требований мировым сообществом выработаны определенные правила и положения — международные стандарты, позволяющие с одинаковых позиций подходить к аудиту в разных странах и в различных отраслях.

Международные стандарты аудита (МСА) представляют собой единые базовые принципы, которым должны следовать все аудито­ры в процессе своей профессиональной деятельности. Они способ­ствуют достижению двоякой цели:

• развитию аудита в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

• по мере возможности унифицикации подходов к аудиту в ме­ждународном масштабе.

Необходимость унификации методики аудиторских проверок признается большинством специалистов в области аудита и бухгал­терского учета, что объясняется целым рядом объективных причин:

• во-первых, на эволюцию стандартов аудита в немалой степени влияет развитие стандартов бухгалтерского финансового учета (выработка общепризнанных принципов и требований учета приводит к единообразию отчетности, что открывает возможность применения общих подходов к аудиту);

• во-вторых, развитию общепризнанных стандартов способст­вует рост монополизма в сфере аудита и консалтинговых ус­луг (в настоящее время наибольшая доля рынка в этой сфере принадлежит не более чем десяти крупнейшим компаниям и ассоциациям);

• в-третьих, стандарты аудита отрицают возможность проведе­ния «некачественного аудита», поскольку, руководствуясь ими, аудитор должен выполнить хотя бы минимальный необ­ходимый набор аудиторских процедур. Впоследствии работу аудитора можно будет проверить, изучив его рабочие доку­менты.

Стандарты аудита, являясь критерием для определения качества аудиторских услуг, позволяют пользователям финансовой информа­ции получить определенную уверенность в том, что аудитор не под­твердит недостоверную информацию, и аудиторская проверка будет проведена добросовестно. Именно в этом заключается роль и значе­ниеаудиторских стандартов.

Потребности в услугах аудиторов возникают и в связи со сле­дующими обстоятельствами:

• операции компании (фирмы, организации) могут быть мно­гочисленными и сложными. Информацию о них пользовате­ли не имеют возможности получить самостоятельно, а потому нуждаются в услугах аудиторов, бухгалтеров — профессиона­лов;

• пользователи финансовой информации обычно не имеют доступа к учетным записям, кроме того, им недостает соот­ветствующего опыта, поэтому им необходимо приглашать профессиональных аудиторов для работы, которую они не в состоянии выполнить самостоятельно;

• последствия решений, принимаемых пользователями, могут быть так значительны для них, что достоверность и полнота информации, получаемая через аудиторов, им жизненно не­обходима.

Пользователи финансовой информации (как юридические, так и физические лица) связанны с фирмами (организациями) имуще­ственными и финансовыми интересами, что наглядно иллюстрирует табл. 1.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: