Их роль и значение
Тема 1
Международные стандарты аудита,
1.1. Место аудита и роль международных стандартов
аудита в системе экономических отношений
1.2. Назначение и классификация МСА,
их применение в России
1.3. Взаимосвязь международных стандартов
финансовой отчетности и аудита
1.4. Общие положения: аудит, сопутствующие услуги
1.5. Этика аудитора в международной практике
Аудит как элемент рыночных отношений получил признание практически во всем мире. Пользователями аудиторских услуг являются юридические и физические лица, заинтересованные в достоверности финансовой отчетности, поскольку ее содержание для них имеет экономический смысл в плане снижения предпринимательского риска.
Целью аудита, в самом общем понимании, является формирование определенного мнения аудитора относительно проверяемой бухгалтерской финансовой отчетности. Аудитор выполняет своего рода посредническую функцию: устанавливая объективность финансовой информации, он предотвращает столкновение интересов поставщика и пользователя информации.
За более чем столетнюю историю аудита экономически развитые страны выработали систему правил, положений и требований, следование которым способствует повышению качества и надежности аудита. В экономической литературе выделяют условно пять периодов становления мировой аудиторской практики1:
• первый период связан с принятием сначала в Англии в
1844 г., а затем во Франции в 1867 г. ряда законов, предусматривающих необходимость проверки независимыми бухгалтерами бухгалтерских счетов и отчетов;
• второй период охватывает 1805—1905 годы, когда аудит по на
чалу был приближен к ревизионной деятельности и направлен на оценку эффективности работы организаций, обнаружение ошибок, а с развитием фондового рынка выделяется в самостоятельную отрасль; на этом этапе США выступили центром формирования трансатлантических аудиторских фирм;
• третий период — с 1905 по 1933 г. — характеризуется усилением процесса концентрации капитала, разделением интересов
собственников, наемных управляющих и наемного персонала;
в этих условиях меняется идеология аудита, основной акцент
переносится на применении статистических выборок, оценку
эффективности внутреннего контроля и систем управления;
• четвертый этап длится до 1940 г., для него характерно усиление требований к качеству аудиторской проверки, включение в практику аудита метода тестирования, целью которого было обнаружение преднамеренных учетных ошибок, развитие методологии аудита; в этот же период усиливается влияние Нью-Йоркской биржи, одним из требований которой к ее участникам было соблюдение обязательности аудита;
• пятый период — с 1940 г. и по настоящее время — характеризуется динамичным развитием фондовых рынков и транснациональных корпораций, а также углублением мирохозяйственных связей, что приводит к необходимости выработки унифицированных требований к качеству аудита, порядку его осуществления и профессиональной этике.
С целью реализации этих требований мировым сообществом выработаны определенные правила и положения — международные стандарты, позволяющие с одинаковых позиций подходить к аудиту в разных странах и в различных отраслях.
Международные стандарты аудита (МСА) представляют собой единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы в процессе своей профессиональной деятельности. Они способствуют достижению двоякой цели:
• развитию аудита в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;
• по мере возможности унифицикации подходов к аудиту в международном масштабе.
Необходимость унификации методики аудиторских проверок признается большинством специалистов в области аудита и бухгалтерского учета, что объясняется целым рядом объективных причин:
• во-первых, на эволюцию стандартов аудита в немалой степени влияет развитие стандартов бухгалтерского финансового учета (выработка общепризнанных принципов и требований учета приводит к единообразию отчетности, что открывает возможность применения общих подходов к аудиту);
• во-вторых, развитию общепризнанных стандартов способствует рост монополизма в сфере аудита и консалтинговых услуг (в настоящее время наибольшая доля рынка в этой сфере принадлежит не более чем десяти крупнейшим компаниям и ассоциациям);
• в-третьих, стандарты аудита отрицают возможность проведения «некачественного аудита», поскольку, руководствуясь ими, аудитор должен выполнить хотя бы минимальный необходимый набор аудиторских процедур. Впоследствии работу аудитора можно будет проверить, изучив его рабочие документы.
Стандарты аудита, являясь критерием для определения качества аудиторских услуг, позволяют пользователям финансовой информации получить определенную уверенность в том, что аудитор не подтвердит недостоверную информацию, и аудиторская проверка будет проведена добросовестно. Именно в этом заключается роль и значениеаудиторских стандартов.
Потребности в услугах аудиторов возникают и в связи со следующими обстоятельствами:
• операции компании (фирмы, организации) могут быть многочисленными и сложными. Информацию о них пользователи не имеют возможности получить самостоятельно, а потому нуждаются в услугах аудиторов, бухгалтеров — профессионалов;
• пользователи финансовой информации обычно не имеют доступа к учетным записям, кроме того, им недостает соответствующего опыта, поэтому им необходимо приглашать профессиональных аудиторов для работы, которую они не в состоянии выполнить самостоятельно;
• последствия решений, принимаемых пользователями, могут быть так значительны для них, что достоверность и полнота информации, получаемая через аудиторов, им жизненно необходима.
Пользователи финансовой информации (как юридические, так и физические лица) связанны с фирмами (организациями) имущественными и финансовыми интересами, что наглядно иллюстрирует табл. 1.1.