Китай.
Журналы, рекомендуемые для просмотра
1. Вестник общественного мнения
2. Журнал социологии и антропологии
3. Журнал исследований социальной политики.
4. Социологические исследования.
5. Социология: 4М.
[1] См., например, Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Омега-Л, 2007.
[2] Источник: www.irina-vinnikova.ru
Одно из древнейших государств в мире. Современный Китай можно считать преемником древнего государства. 1,№ млрд. человек. Большая часть населения – ханьцы. Уйгуры, тибетцы, монголы и другие. Большая часть считает себя атеистами.
Унитарное государство с автономиями. 3 уровня территорий – провинции, уезды, волости. 3 вида автономий.
1. Территориальная. Для национальных меньшинств.
2. Гонконг и ещё какой-то округ.
3. Тайвань.
ВВП США – 15%, ВВП КНР – 8%.
Особенности китайского правосознания.
Правовое сознание (и правовая система) носит смешанный характер. 3 главные составляющие.
1. Религиозно-философская этика конфуцианства, даосизма и буддизма.
2. Официальная идеология КПК.
3. Система нормативно-правовых актов романо-германского типа.
Мао Цзэдун сформулировал принцип.
Религиозно-философская этика.
Для правовой культуры Китая традиционно преобладание норм морали над нормами права. Это вытекает прежде всего из конфуцианского учения, которое составляло основу официальной идеологии Китая в течение 2 тысячелетий до революции 1911 г. Основная задача по Конфуцию (551 – 479 г. до н. э.) – создание гармоничного общества по образцу (?), где всякий знает своё место. Таким обществом управляют добродетельные мужи, проявляющие о подданных отеческую заботу, а подчинённые обязаны проявлять к ним сыновленную преданность, беспрекословно повиноваться правителям. Основной метод достижения общественной гармонии – следование ритуалов в системе церемоний. Человек в таком обществе не должен настаивать на своих правах и интересах. Долг каждого – стремиться к согласию, забывать о себе в интересах окружающих. Противоречие должно быть сглажено путём спокойного обсуждения, а не раздуто до конфликта.
Буддизм, даосизм и традиционные культы поддерживают упомянутые идеалы конфуцианства благодаря идеям отречения от ____, духовного самопознания, проповеди простоты и умеренности, почитания предков и т.д.
Другой источник – официальная идеология КПК.
Несмотря на перекосы властвования Мао Цзэдуна, он искренне почитаем среди китайцев. Мао обеспечил независимость страны от японских агрессоров, предотвратил раскол страны (кроме Тайваня), способствовал возвращение Китая в мировую политику. КПК – это централизующая и организующая сила, обеспечивающая экономический прогресс.
КПК занимается нормотворчеством. В 2002 г. ЦК КПК принял Положение о работе по подбору и назначению на должность руководящих кадров и работников партийных и гос. органов.
Третий тип источника – законодательство КНР. Следует советскому образцу. Этим занимается КПК. Есть Конституция. Кодексы. В КНР законов принимается не сотни, как в РФ, а намного меньше.
Основные вехи в политической истории Китая.
Китайцы называют себя не китайцами, а ханьцами. Впервые в европейских языках слово «Китай» появился благодаря Марко Поло. Китайцы – от племени Китай (?), он тогда только на севере Китая был, а Китай был тогда не единым. А в странах, которые общались с Китаем по морю, Китай называют «Чайной».
3 основных периода истории Китая.
1. Доимперский Китай. Середина 5 тыс. до н. э. до 221 г. до н. э.
2. Имперский Китай. Со времени династии Цинь до окончания правления династии Цин (221 до н. э. – 1911 гг.).
3. Послеимперский Китай. С 1911 г.
Государство Шан существовало 500 лет, сменилось династией Чжоу (?), оно 1000 лет существовало. К середине 1 тыс. до н. э. Китай был раздроблен (примерно 10 государств, противоборствовали).
Конец этому периоду пришёл с приходом императором Цинь Шехуань. Он – наследник одного из государств (Цинь) в северо-западной части расселения китайцев. Веками царствующая династия вела успешную борьбу с государствами сопредельными. Поглотил Цинь государства в 221 г. (год первого централизованного китайского государства). Император разделил территорию на 36 провинций, границы не совпадали с границами прежних царств. Руководили назначаемые в центре чиновники. Достижения этого периода: введение единой монеты; введение стандартного написание иероглифов; даже ширина колеи для повозки. Строительство Великой Китайской Стены. Строилась почти весь имперский период (!). Но заложена при Цине.
Официальная идеология Циньской империи – легизм. Некоторые черты этой идеологии созвучны с современной западной. Например, власть должна быть основана на законах. Подавляющее большинство законов были карательными. Введение системы, по которой люди занимались не тем, чем их родители занимаются (как я понял). Наличие экономических расчётов. Были и неприятные черты, например, поощрение агрессии. Мол, если зерна достаточно, то нужно думать о вторжении.
Цинь умер в 211 г. до н. э. Старшего сына сместили. Смерть Циня долго скрывалась долго. Потом период раздробленности, опять несколько государств. Каждая сильная династия, приходящая к власти, стремится к объединению Китая.
Самые могущественные династии: Хань, Нин, Юань, Цин.
Хань и Нин – крестьянские династии. Они пришли с помощью восстаний. Цин в 1613 – 1911 гг. Это маньчжурская династия.
751 г. – Таласская битва. На границы современных Казахстана и Киргизии, кажется. Столкнули войска династии Тан и арабы (Аппаситы, кажется). Номинально победили арабы (благодаря предательству среди китайцев).
Восстание Ань Полушаня (?). Военачальник Танской империи. Сформировал значительную часть войска. Хотел стать императором. Учёные считают, что погибло 36 млн. чел. (чуть больше 200 млн. тогда в Китае жило). Вроде 8 в. н. э.
Экспедиция Чжень Жэ. Начало 15 в. Династия Минь снабжает 7 экспедиций на запад. В каждой участвовало 2 тыс. судов. Матросов 30 тыс. Чжэнь Хэ посетил почти все страны Индокитая, в Индии, Аравии был. Доплыл до современной Кении, откуда жирафа привёл.
Период заката имперского Китая. Вторая половина 19 в. 3 основные группы причин заката имперского Китая.
1. Бездарная политика Цинской династии. Манчьжуры запрещали совместные браки китайцев с монголами. Манчьжуры занимали высшие посты.
2. Разорительные войны. Тогда проводилась политика консервации. Контакты с другими цивилизациями были исключены. Опиумные (1840 – 1842, 1856 - 1860). Китайские товары были ценны, но китайцы ничего не брали. Англичане нашли товар, который нашёл спрос в Китае – опиум. Результат войн – Китай потерял территории, фактически разделён на сферы влияния. Депопуляция населения (на 40 млн. стало меньше).
Франко-китайская 1884 – 1885 гг.
Японо-китайская. 1894 – 1895 гг. Корея, Тайвань потеряны.
3. Крестьянские восстания. 1850 – 1864 гг. против налогового гнёта). Восстание боксёров (1899 – 1901 гг.). Это восстание против иностранцев. Юань Шикань смог расставить своих людей в армии и смог добиться отречения от престола династии Цин (1911 г.). Причина – политика императрицы Цысси. Своими действия раздражала весь Китай. Умерла в 1908 г. Сун Яцен – создатель партии Гоминдан, это движение отмело революционные движения. Чан Кайши смог справиться с северо-китайскими генералами, но тогда разгорелась война между КПК и Чан Кайши. В 1930-е гг. конфликт уснул из-за агрессии Японии. После Второй мировой войны конфликт снова разгорелся. С 1946 по 1949 г. коммунисты справились с Гоминданом.
1 октября 1949 г. вошли в Пекин, провозглашена КНР. Чан Кайши бежал на Тайвань.
Первые 30 лет (до 1976 г.) – это эпоха Мао Цзэдуна.
Компания «пусть расцветают сто цветов», похожа на горбачёвскую гласность. Оказалось, что досталось и КПК, и Мао Цзэдуну, компания свёрнута, но много не расстреляли.
Вторая компания – политика Большого скачка (1958 – 1960 гг.). Основная идея – выведение с/х Китая на промышленный уровень. Везде построили маленькие печи, на которых плавили некачественный чугун. В конце концов много людей призвали на заводы, зерна стало поменьше. С воробьями боролись, потому что они наносили урон урожаю. В большей части уничтожены воробьи. Насекомые стали уничтожать урожай. В 1960 г. был голод, говорят про 30 – 50 млн. умерших.
Ещё одна компания. Культурная революция (1965 – 1970 гг.). Идеология создалась. Молодёжь использовали. КПК сильно потеряла в авторитете.
С 1976 г. – период экономической либерализации. Дэн Сяопин доказал удивительную для тогдашнего КНР и СССР, что рыночное производство не противоречит советскому типу государства. Тогда создавались экспортные зоны (будущие особые экономические зоны). Большие полномочия переданы местных властям. Предприниматели допущены на руководящие должности КПК. Сняты ограничения на приобретение автомобилей и другой собственности.
2 периода до конституции 1982 г. С 1911 г. до 1949 г. И с 1949 до 1982 гг. Конституционная история небогатая. Первые проекты появились в конце 19 в., это была запоздалая реакция династии на события внутри в вне страны. На модернизацию (экономическую, социальную, политическую, правовую) не вступили. В 1908 г. появилась Конституционная программа, однако из-за консерваторских взглядов документ не действовал. Императрица Цысы наложила фактически мораторий на конституционные реформы.
С 1911 г. до конца 1940-ых гг. на территории Китая не существовало единого политического правопорядка. В 1910-е – начале 1920-е гг. северные генералы-милитаристы (с генералом Юань Шикаем) противостояли южным республиканцам. Юань Шикай хотел создать свою династию.
Сценарии возможного развития, которые могли сработать. Их 4.
Сценарий 1. Восстановление императорской династии Цин. После вторжения 1931 г. образовано государство Маньчжоу-Го. Руководителем стал последний представитель династии Пу И. Возможно был бы союз Японии и США, чтобы не допустить распространения влияния СССР на Восток.
Сценарий 2. Становление новой конституционной монархической династией. Юань Шикай в конце 1910-х гг. был китайцем, однако все остальные посты занимали маньчжуры. Если бы Юг проиграл в войне (Гоминьдан), скорее всего, была бы конституционная монархия. Юань Шикай умер в 1916 г. Северяне стали между собой спорить за верховенство, что привело к их поражению.
Сценарий 3. Республиканский Китай, объединённый революционным фронтом Гоминьдан (включал почти все политические мысли, кроме монархических). Это сплав китайский эсеров и социал-демократов. Сунь Яцын (?) – активный организатор революционного движения, он возглавил партию. Этот сценарий был бы, если бы Гоминьдан разгромил бы коммунистов или нашёл бы общий язык. На Тайване в последнее время отменено чрезвычайное положение. Была оригинальная конституционная идея Сунь Яцына.
В Общей программе строительства государства Сунь Яцына выделяется идея трёх периодов и пяти властей. 3 периода гос. строительства включали:
· Военное правление, когда гос. учреждения контролируются военной администрацией, военные силы используются для объединения страны.
· Период политической опеки. Население организует самоуправление под руководством правительства.
· Конституционное правление, когда самоуправление действует во всех уездах страны, учреждаются 5 властей и созывается Национальное Собрание.
2 первых периода в Китае были, а 3 период уже на Тайване.
Система 5 властей. Законодательная, исполнительная, судебная, экзаменационная, контрольная. Идеология эта воплощена в Конституции Китая 1946 г.
Сценарий 4. Советская республика под руководством КПК. Этот сценарий даже самими коммунистами воспринимался серьёзно не всегда. В 1930-е гг. заключено перемирие с Гоминданом на период японской агрессии. Но после войны старые обиды вспомнились. РККА подготавливала китайских коммунистов, которые стали продвигаться на юг. А Гоминьдан организовывал мирную жизнь и решал вопросы репарации с Японией. Советская угроза не воспринималась всерьёз, что стало причиной поражения. Чан Кайши оттеснён на юг, а потом обосновался на Тайване. США помогли Тайваню устоять («непотопляемый авианосец США»).
КПК формально создана в 1921 г. В 1931 г. – Первый Всекитайский Съезд Советов. Китайская Советская Республика образована на территории, которую контролировали коммунисты. Документ утверждён – Основная конституционная программа, в ней закреплена система высших органов власти: ЦИК (Центральный исполнительный комитет), СНК (Совет Народных комиссаров), Верховный Суд.
После Гражданской войны принимается серия конституционных документов, в частности, Общая программа народного политического консультативного совета Китая. Она принята за 2 недели до образования КНР (15 сентября 1949 г.). Это фактически временная конституция на первые годы КНР.
Конституции КНР, которые предшествовали конституции 1982 г.
1954 г. Принимается первая китайская постоянная конституция. Провозглашает КНР государством народной демократии, основанном на союзе рабочего класса и крестьянства с ведущей ролью КПК. В основе организационной модели государства стояли Советы. Их было несколько уровней и все они назывались Собраниями народных представителей.
Функции главы государства были сосредоточены в полномочиях Председателя КНР и Постоянного Комитета ВСНП (Всекитайского Совета народных представителей). Высшая исполнительная власть за Государственным Советом.
Фактически конституция действовала недолго.
1975 г. Основная задача конституции заключалась в легализации диктаторских методов Мао Цзэдуна. Документ состоял из 30 статей, напоминал скорее краткую политическую программу. В частности, отражались лозунги о диктатуре пролетариата и опоре этой диктатуры на ВС. Организационная основа власти базировалась на системе революционных комитетов. На селе образовывались народные коммуны.
Существенно ограничивались полномочия ВСНП, ликвидировался пост Председателя КНР. Упраздняется прокуратура. Редуцированы положения о правах народа. В 1976 г. умер Мао Цзэдун. Суд над «бандой четырёх», начинается подготовка новой конституции.
1978 г. Восстановительный документ, который напоминал конституцию 1954 г. Нового особого ничего там нет. Главное назначение конституции – провести символическую черту под периодом правления Мао Цзэдуна. Повторения одиозных политических решений будет не будет.
Конституция 1982 г.
После принятия конституции 1978 г. началась подготовка к новой конституции. Черта проведена, теперь разрабатываем нормальный документ. Он ориентирован на перспективу, в него заложены новые идеи, механизмы.
Понятно, были поправки в ходе конституционных реформ 1988, 1993, 1999, 2004 гг.
Состоит из введения, 138 статей, 4 глав (3 глава о гос. структуре занимает большую часть текста).
Основные черты и особенности конституции.
· Согласно преамбуле, в КНР развивается «начальная стадия строительства социализма». Упоминается о «социализме с китайской спецификой» и «о социализме в модернизированном виде».
· Руководящая роль КПК при принятии решений органами власти КНР. За основу взята советская политическая практика, где наряду с формальной структурой были партийные органы.
· Власть реализуется в форме демократической диктатуры народа.
· Эксплуататоры как класс ликвидированы, но имеются внешние и внутренние вражеские силы (т.е. поддерживается идея классовой борьбы).
· Наличие большого перечня прав граждан, в котором выделяются права трудящихся и права остальных людей.
· Вся полнота власти принадлежит Советам, построенным снизу доверху по принципу демократического централизма (т.е. отрицание принципа разделения властей).
· Допускается многообразие форм собственности, в т.ч. частной. Но основой экономики остаётся социалистическая гос. собственность.
· Сохраняется классический советский идеологизм: рабочий класс, интеллигенция, враги народа и т.д.
Конституция может быть изменена по предложению Постоянного Комитета ВСНП или 1/5 его членов, а изменения принимаются 2/3 состава ВСНП.
Немного схожа с системой по конституцией 1954 г.
ВСНП. Принята советская модель организации власти. Централизованная система. Это верховное представительное учреждение, избирается на 5 лет нижестоящими СНП (провинций и автономных округов). Однопалатный орган, в его составе должно быть не более 3 тыс. депутатов. Депутаты должны совмещать свою работу с трудом в учреждениях, на производстве и т.д. Это несложно, учитывая, что ВСНП собирается на ежегодную сессию в 2 недели.
Полномочия. В ст. 62. Внесение изменений в конституцию. Избирание Председателя КНР. По представлению его утверждает кандидатуру премьера Госсовета. Назначение министров по представлению премьера. Избирание Председателя Центрального Военного Совета (ЦВС), Председателя Верховного Народного суда, Генпрокурор. Утверждение гос. бюджета, пятилетних планов. Решение вопросов войны и мира. Также осуществление других полномочий, которые надлежит осуществлять высшему органу гос. власти.
Постоянный Комитет ВСНП. До сих пор не разобрались – это отдельный орган или часть ВСНП. Это орган, заменяющий ВСНП в период между сессиями. Избирается составом ВСНП в составе Председателя, заместителя, начальника секретариатов и членов, всего около 130 человек. На сессии постоянно собирается 2 раза в месяц.
Полномочия. Ст. 67. Может реализовывать почти все полномочия ВСНП, но есть и специфические полномочия ПК ВСНП. Например, даёт толкование конституции и законов (КС КНР нет). Осуществление контроля за работой исполнительных органов, Госсовета, ЦВС, народного суда. Отменяет акты Госсовета, которые противоречат конституции и законов. Принимает решение о назначении и отзыве полномочных представителей в иностранных государствах. Принимает решение о ратификации и денонсации международных договоров. Устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и присваивает их. Принимает решение о помиловании. Выполняет другие функции, возлагаемые на него ВСНП.
3 характеристика для представления о том, какова специфика.
1. ПК ВСНП может заменять ВСНП не по всем вопросам. Поправки в конституции. Базовые законы уголовного и гражданского законодательства.
2. Есть полномочия, характерны для поста главы государства (присвоение звания, помилование).
3. Можно считать, что по своей правовой природе ПК ВСНП соотносится с ВСНП как представительный орган с учредительным.
Особенности выборов в КНР.
Не рваное избирательное право в КНР существует. Каждый избиратель в КНР имеет 1 голос, но установлены особые нормы представительства, которые определяет ВСНП для рабочего класса, армии и национальных меньшинств.
Предусмотрены преимущества для городского населения по сравнению с сельским. Например, соотношение рабочих и крестьян – 5:1.
Особое представительство в СНП имеет НОАК. Военнослужащие и члены их семей избираются своих представителей в рамках автономной системы, создаваемой в соответствии с военной организацией КНР. Статус ВС КНР особый в связи с ролью ВС в появлении КНР. Номинально в КНР всеобщий призыв, в армию выстраиваются гигантские очереди, но реально не всех берут.
Не соблюдается принцип прямых выборов. Выборы многостепенные. Избиратели голосуют на нижнем уровне (в СНП посёлков, волостей, уездов). Нижестоящие СНП избираются делегатов в вышестоящие. Далее провинции, а далее – ВСНП.
Председатель КНР.
Избирается ВСНП на срок его полномочий, но не более 2 раз подряд. Кандидатом может быть любой гражданин КНР, обладающий политическими правами и достигший возраста 45 лет.
Это глава государства, но согласно тексту его полномочия в основном носят формальный характер. Осуществляет полномочия свои только с согласия или по решению ВСНП или его постоянного комитета. На практике же – ключевая фигура, потому что совмещает эту должность с постом руководителя КПК, а также Председателя ЦВС.
Государственный Совет. Это орган гос. управления общей компетенции (правительство, короче). кандидат на должность Председателя – ВСНП, потом представляет ВСНП кандидатов в члены Госсовета. Назначается на срок полномочий ВСНП, члены Госсовета не могут занимать должность более 2 сроков подряд (не типично для членов исполнительной власти). Ответственность членов Госсовета персональная. Госсовет имеет типичный перечень полномочий (ст. 89). Вместе с тем есть и специфические полномочия. Например, охраняет интересы китайцев заграницей. Утверждает территориальное деление провинций, округов, уездов. Принимает решение о введении чрезвычайного положения на отдельных территориях внутри провинций (быстрое точечное реагирование на возникновение конфликта). Между сессиями ВСНП и ПК ВСНП может издавать по экономическим вопросам акты, которые обычно принимаются в форме закона. Кроме того, ВСНП и ПК ВСНП могут делегировать Госсовету дополнительные полномочия.
В рамках министерств и ведомств наряду с министром в составе органа власти действует коллегия. Состав коллегии утверждается Госсоветом. Если министр не согласен с решением коллегии, то спорный вопрос рассматривается на заседании Госсовета.
ЦВС (Центральный Военный Совет). Ст. 93. Руководит всеми ВС КНР, является коллегиальным органом военного управления. Функционирует наряду с МО. Персональный состав ЦВС предварительно утверждается ЦК КПК. ЦВС совпадает по персональному составу с Военным Советом ЦК КПК. Председатель ЦВС назначается ВСНП.
Суд и прокуратура.
В КНР действуют общие и военные суды.
Судебная система представлена Верховным Народным Судом (ВНС) и местными народными судами 3 уровней (провинции; крупные и средние автономные единицы; уезды). Выборы в суды нижнего звена. Другие суды избираются СНП.
Верховная Народная прокуратура (ВНП). Генпрокурор назначается ВСНП, а члены – ПК ВСНП (с судом то же). Местные прокуроры избираются СНП с согласия вышестоящего прокурора.
Действует специализированная прокуратура – военная, транспортная и прочая.
21 сентября 2011 г.
Политико-территориальное устройство КНР.
КНР – унитарное государство. Из-за этнической специфики значимым вопросом является вопрос о территориальных автономиях. 93 % населения – ханьцы (этнические китайцы). Ещё до н. э. было много народностей со своими языками. особенностями культуры (одежда, еда, музыка), но после эпохи воюющих Царств была централизация, стала формироваться единая китайская общность. Складывается задолго до того, как стали складываться современны европейские нации (русские, англичане, французы).
Официально признано 55 этносов. Многие не имеют своей письменности, малочисленны. Как и в СССР, в КНР наблюдалась широкая система мер (поддержка языков, предоставление территории).
Крупные: уйгуры, тибетцы, монголы. Есть русские, постоянно проживающие в КНР (15 000), рядом с Алтаем. После Гражданской войны много русских ушли в Китай.
Автономии различных типов и территориальных уровней.
Среди территориальных единиц высшего уровня выделяют:
1. Провинции.
Основное разделение КНР: провинции – уезды – волости. Есть ещё округа (в конституции нет). Их меньше, чем провинций, но они считают уровнем, который между уездом и провинцией.
Их 23. Наиболее крупные – Гуандум, Фудзян (с экономическими зонами которая), Сычуань, Хейлунцузян, Хубэй (там зародилась китайская культура), Хайнань.
2. Национально-территориальные автономии. Уровень такой же, как провинции. Их 5. Знать их все. Тибетский. Внутренняя Монголия. Синцизян-Уйгурский. Гуанси-Чжуанский (на юге, большинство - чжуаны). Нинся-Хуэйский (хуэйцы – китайцы те же, но ислам исповедуют).
Автономный районы – автономные округа (30) и автономные уезды (120) – национальные волости (1 256). В Монголии другая терминология (по сути то же самое).
Территории этих 5 районов составляют половину территории КНР. В КНР живут в 2 раза больше монгольцев, чем в Монголии. Уйгуры – одни из самых древних, создали кучу каганатов, когда-то господствовали на этой территории. Столица – Урумчи.
Статус территории регулируется конституцией и законом КНР о национально-территориальной автономии 1984 г.
Кстати, Калмыкия – единственная территория в Европе, где буддизм – главенствующая религия.
Порядок создания автономии. СНП вышестоящего уровня принимает решение, утверждается Госсоветом. Если акты вышестоящих органов не соответствуют местным условиям, власти автономий могут изменять и даже отменять их (но также с разрешения вышестоящих органов).
В судопроизводстве, школах и СМИ используется национальный язык.
В конституции устанавливается обязательное замещение постов председателя или заместителя председателя ПК СНП автономий гражданами тех национальностей, которые осуществляют национально-территориальную автономию на этой территории. Действительно, представительство национальных меньшинств даже чуть больше, чем соотношение этой национальности к китайцам. Но фактически идёт процесс китаизации, т.к. появляются новые рабочие места, во многих городах китайцы уже преобладают над местными (они в лучшую сторону отличаются), в старых городах (Урумчи) строятся небоскрёбы.
3. Города центрального подчинения (ГЦП). Их 4. Пекин, Цянцизынь, Шанхай, Чунцын (не город, а территория скорее). В 1949 г. образованы (при образовании КНР). Сначала их было 12. Задача связана с выделением специфической зоны, которые важны в политическом и экономическом плане. Пекин – столица. Шанхай – второй Гонконг (но уже китайский), тут развивается международный бизнес. Цянцизынь рядом с Пекином, связывает Пекин с морем. А Чунцын – маленькая экономическая зона, где власть признала формирование территории, т.к. пути проходят через зону эту. Шанхай – город, где невысоток нет. Даже жилые дома – небоскрёбы. А Пекин более китайский, традиционный город, более имперский (символы, здания, Запретный императорский город), тогда как Шанхай не отличается от Токио, например.
4. Особые административные районы (ОАР). Их 2: Сянгань (Гонконг) и Аомынь (Макао, бывшая португальская территория). Макао раз в 20 меньше, недалеко от Гонконга. Гонконг играл особую роль, был перевалочном пунктов в 19 в. для товарообмена Европы с Китаем. Сейчас – один из центров развития международного бизнеса. В 1997 и 1999 гг. соответственно перешли под юрисдикцию КНР. Основные законы ОАР – неизменность в течение 50 лет социально-экономических систем, образа жизни населения. Соответственно законы об этих городах приняты в 1990 и 1993 гг. с учётом политического процесса, который шёл десятилетиями.
ОАР обладают широкой автономией. К ведению центра отнесены только иностранные дела, вопросы обороны, а также некоторые вопросы контроля законодательства и назначения на высшие посты. А так следуют традициям бывших метрополий. В Гонконге англо-саксонская система, прецеденты есть. В Макао романо-германская система. Существуют перечень НПА, которые введены в действие после вступления в КНР (символика, летоисчисление, кажется).
Высшие органы ОАР – глава администрации и законодательное собрание. Глава администрации назначается Госсоветом КНР из кандидатур, предварительно отобранных из числа постоянных жителей. В Гонконге избирательный комитет (примерно 800 человек, в т.ч. представители деловой элиты) предлагает кандидатуры. Также Госсовет формирует ряд исполнительных органов.
Законодательное собрание Гонконга избирается: на половину по «географическим округам» (путём всеобщего голосования), наполовину по т.н. «функциональным округам», т.е. группами физических лиц и организаций, разбитых по профессиональному (функциональному признаку). Т.о., представители адвокатов, финансистов есть и т.д.).
Доминирует фактически исполнительная власть из-за предельной демократизации. Динамика в сторону демократизации, в перспективе будет единый географический принцип будет при формировании законодательного собрания.
Судебные органы имеют фактически беспредельную власть. Например, в суде КНР нельзя оспорить решение высшего суда ОАР.
5. Тайвань (Китайская Республика). КНР считает провинцией, а фактически – независимое государство. До 1971 г. – постоянный член в Совбезе ООН. Население – 23 млн. чел. Столица – Тайбэй. Отношения с Ватиканом.
Действует конституция 1946 г. До второй половины 1980-х гг. конституция была фиктивным документом. Фактически власть была в руках партийной верхушке Гоминьдана. Период демократической оттепели начинается с отменой после войны чрезвычайного положения, а также отменой Временных правил на период национальной мобилизации для подавления мятежа (документ отменён в 1991 г.).
Система органов власти основана на теории 5 властей Сунь Яцына (уже говорили): кроме 3 традиционных экзаменационная, контрольная. В литературе есть мнение: специфика этой конструкции в том, что это многообразие для контроля амбиций преемника Чан Кайши. Будет сформирован Совет (с представителями властей), который будет принимать решения. Но Чан Кайши это не помешало.
Исполнительная власть за президентом и Исполнительной Палатой. Президент избирается вместе с вице-президентом избирается на 4 года, может быть переизбран на 1 срок. Возможно смещение президента по инициативе 1/4 депутатов законодательной палаты, одобренной 2/3 состава, поддержанной избирателями. Президент назначает и смещает председателя (?) Исполнительной Палатой, а по его представлению – ряд других должн. лиц.
Законодательная власть. Законодательная Палата (законодательный Юань). Пассивное избирательное право не распространяется на всех военнослужащих, полицейских, учащихся всех видов очного обучения и лиц, профессионально занимающихся организацией выборов. 113 членов, из которых 73 от территориальных округов, 6 от аборигенов, 34 от общенационального избирательного округа. Полномочия самые обычные (бюджет, вопрос войны и мира и т.д.).
Судебная палата (Судебный Юань). Высший орган гос. власти по административному управлению правосудия. В основном не контроль за содержанием решений, а административно-хозяйственное обеспечение судов. В системе Судебной палаты выделяется Совет Великих Судей – альтернатива КС, полномочия: толкование конституции и законов, роспуск полит. партий и другие традиционные для КС полномочия. 15 Великих Судей, назначаются президентом с согласия законодательной палаты на 8 лет.
Экзаменационная Палата (экзаменационный Юань). Полномочия: проведение аттестации и экзаменов гос. служащих, их отбор для занятия должностей, решений иных социальных вопросов гос. службы. Председатель (и заместители) назначаются президентом с согласия Законодательной Палаты.
Контрольная Палата (контрольный Юань). Проверка деятельности гос. служащих, осуществление аудита с последующим предоставлением материалов в ПО.
Сейчас обозначен дрейф в сторону демократизации (как в КНР, так и в Тайване). Ещё Дэн Сяопин сформулировал лозунг «одно государство – две системы» (для Гонконга, Макао, Тайваня). Он говорил, что если мы не можем решить вопрос, давайте оставим его нашим внукам, может, они будут разумнее нас.
Специальные (особые) экономические зоны (СЭЗ).
Это способы выделения зон особого экономического развития. Речь идёт о чисто экономической специфики (нет полит., админ. особенностей).
Назначение СЭЗ в привлечении иностранных инвестиций, технологий, новых методов управления экономикой. Ещё в начале 1980-ых гг. КПК выработала единые принципы и нормативы для СЭЗ. Это происходило на партийных съездах.
1. Снижение таможенных пошлин.
2. Упрощение формальной для въезда и выезда.
3. Льготная налоговая политика.
4. Широкие возможности для местного правотворчества (экономические нормы для организации труда, формирования новых производств, привлечения инвестиции).
5 зон сейчас. Шенчжень. Чужу-Хай. Шаньтоу (в провинции Гуандун, рядом с Гонконгом). Сямэнь (в провинции Фунцзянь). Хайнань (остров Хайнань), традиционно китайская территория.
СЭЗ – не единственная форма привлечения в КНР иностранного капитала. Это также:
1. Открытые порты (14, с 1984 г. открыты). Пока у нас было разглагольствование на фоне перестройки, китайцы прагматично развивались.
2. Зоны экономического освоения (с 1985 г. открыты). Порты на побережье, а эти зоны связаны с распространением экономики вглубь континента.
3. Часть приграничных городов открыты для внешней торговли с 1992 г., а также админ. центры провинций и автономный областей.
Местные органы гос. власти и управления (МОГВУ) и общественное самоуправление (ОС).
Местными органами гос. власти являются СНП с их ПК (постоянными комитетами). Срок полномочий СНП посёлков и волостей – 3 года, уездов и провинций – 5 лет.
Органами гос. управления в КНР в связи с отсутствием разделения властей являются местные народные правительства. Они формируются СНП на срок их полномочий. Местные правительства возглавляются назначаемыми СНП губернаторами провинций, мэрами городов, начальниками уездов и волостными старшинами. Эти органы действуют на основе двойного подчинения – своему СНП и вышестоящему местному народному правительству.
Разграничение полномочий между СНП и правительства такое же, как и на высшем уровне (ст. 107 конституции КНР пример приводится).
Это органы гос. власти! Не МС!
Теперь ОС.
По месту жительства создаются комитеты городского и сельского населения. Обычно охватывают территорию, где проживают 100 – 200 семей. Комитет состоит из председателя, заместителей и 3 – 7 членов. Избираются жителями деревни городского квартала сроков на 3 года, работают на общ. началах. Функции комитетов городского и сельского населения:
рассматривают мелкие гражданские споры;
информируют местные народные правительства о предложениях населения (пункт сбора петиций по существу);
оказывают помощь в поддержании общ. порядка;
осуществляют пропаганду гос. политики;
решают иные вопросы административно-хозяйственного значения.
Ст. 111 конституции КНР – там другие полномочия городских комитетов.
По большинству вопросах комитеты решают самостоятельно, но вопросы некоторые требуют всеобщего одобрения (например, вопрос о распределении и выделении земельных участков).
28 сентября 2011 г.