Процесс калькулирования. Группировка затрат по калькуляционным статьям. Расчет калькуляционных статей

Калькулирование – способы группировки затрат и определения себестоимости всего объема товарной продукции и ее отдельных видов по статьям расходов, производственной и полной.

Калькулирование должны осуществлять все предприятия, независимо от их организационно-правовых форм и видов себестоимости.

Для планирования и учета расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), группируют по статьям калькулирования.

Такая группировка отражает состав расходов в зависимости от:

- Их направления (на производство и обслуживание)

- Места возникновения (основное производство или вспомагательные службы)

Группировка расходов по статьям калькулирования используется при определении себестоимости отдельных видов товаров (работ, услуг), при оценке степени влияния отдельных элементов на ее формирование и разработку плана организационно-технических мероприятий по ее развитию.

Перечень статей затрат, их состав и методы распределены по видам продукции (работ, услуг) определения отраслевыми методическими рекомендациями по вопросу планирования, учета и калькулирования себестоимости с учетом характера, структуры производства.

В качестве примерной калькуляции можно привести следующие статьи затрат:

- Сырье и материалы

- Возвратные отходы (вычитаются)

- Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий

- Топливо на технологические цели

- Энергия на технологические цели

- Основная и дополнительная зарплата производственных рабочих

- Отчисления на социальные нужды

- Расходы на подготовку и освоение производства

- Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

- Общецеховые расходы

Итого: цеховая себестоимость продукции

- Общезаводские расходы

- Потери от брака (только в отчетных калькуляциях)

- Прочие производственные расходы

Итого: производственная себестоимость продукции

- Внепроизводственные расходы

Всего: полная себестоимость продукции

Затраты на основные материалы, покупные, комплектующие и полуфабрикаты, топливо, энергию и технологические цели устанавливают по нормам их расхода и соответствующим ценам с учетом транспортных расходов.

Затраты на прямую зарплату производственных рабочих рассчитывают на основе нормативной трудоемкости изделий и установленных сдельных расценок.

Зарплата на повременные работы на единицу продукции начисляют исходя из общей численности производственных рабочих повременщиков, фонда их заработной платы и запланированного объема выпуска по данному изделию.

Сумма дополнительных зарплат устанавливают по коэффициенту, который исчисляется как отношение общей величины дополнительной зарплаты к тарифному фонду.

Отчисление на страхование устанавливается по тарифу; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования определяются различными методами:

1. Пропорционально основным зарплатам основных производственных рабочих методом прямого счета

2. Пропорционально Машино-часам, т.е. 1 час работы станка

Цеховые и общезаводские расходы устанавливаются в смете затрат и согласно способу их отчисления на единицу продукции.

Прочие производственные расходы определяются на основе специальных расчетов, которые прямо включаются в себестоимость соответствующих изделий.

На промышленных предприятиях используют различные методы вычисления себестоимости товарной и отдельных видов продукции:

1. Нормативный способ калькулирования

Калькулирование себестоимости по нормативным издержкам может применяться там, где имеется место повторения операции при производстве, т.е. если нет повторения операции невозможно установить нормы

Нормативная себестоимость представляет собой один из видов себестоимости, в процессе калькулирования которой используются нормативы утвержденные предприятием. В их число включается комплекс заданий, нормативов, норм и смет, которые используются для планирования организации и контроля производственных процессов. Нормативная себестоимость рассчитывается на месяц по цехам и предприятию в целом, при оценке брака и остатков незавершенного производства.

2. Способ суммирования затрат

Используется в машиностроении и других сложно-технических сферах.

В данном случае себестоимость единицы продукции определяется путем суммирования затрат по процессам технологического цикла или по отдельным частям изделия в разрезе калькуляционных статей и деление полученных сумм на количество выпущенной продукции. Наиболее часто этот метод используется при расчете фактической производственной себестоимости.

3. Директ-костинг

Метод калькулирования себестоимости продукции, основанной на разрушении всех затрат на постоянные и переменные с отнесением постоянных на реализацию продукции.

4. Обзорпшен-костинг

Метод калькулирования себестоимости продукции с распределением всех затрат между реализацией продукции и остатками продукции на складе. Этот метод называют методом полного распределения или поглощения затрат. При использовании этого метода, возможно, регулировать величину отчетной прибыли, меняя график производства или величину базового объема производства, взятого для расчета коэффициента распределения постоянных общественно-производственных расходов.

5. Способ исключения затрат

При данном способе самое главное дать точную оценку побочной продукции.

6. Способ прямого расчета

7. Способ пропорционального распределения затрат

8. Комбинированный способ калькулирования.

5.Ценовая политика предприятия и виды цен

Цена - сложнейшая экономическая категория. В ней сходятся экономические, социальные и политические факторы, определяющие социально-экономическое развитие общества. Все стороны хозяйственной деятельности так или иначе связаны с использованием цен. С помощью цен экономическое воздействие может быть доведено до каждого отдельного товара в сфере производства и до каждого отдельного потребителя. В движении цен, в их уровнях и структуре в той или иной степени находят отражение реальные экономические интересы общества в целом, отдельных групп населения, личные интересы граждан. Ошибки в ценовой политике государства нередко сопровождались кризисными ситуациями, вплоть до замены правительств.

Объективная характеристика сущности цены в теории стоимости была дана К.Марксом. Он предложил ставшее классическим определение цены как денежного выражения стоимости,

«Цена, взятая сама по себе, есть не что иное, как денежное выражение стоимости».

«Цена товара есть лишь денежное название овеществленного в нем количества общественного труда».

Таким образом, в соответствии с трудовой теорией стоимости К. Маркса цена есть денежное выражение стоимости товара или денежное выражение овеществленного в товаре общественного абстрактного труда.

Цена не является природным свойством продукта труда. Сами по себе продукты труда не имеют цены. Цену имеет лишь такой продукт труда, который приобретает определенную общественную форму - форму товара. Существование цены обусловлено наличием стоимости.

Ценообразование является сложным и противоречивым процессом, в ходе которого приходится прибегать к различным компромиссам, учитывать интересы предприятия, действия конкурентов, рыночные условия, психологию покупателей и многие другие аспекты. Определение политики цен и умелое использование цен в практической работе предприятий с целью решения стоящих перед предприятием задач требуют от работников экономических служб знаний основных теоретических и методологических вопросов ценообразования.

Цены, входящие в качестве составных элементов в единую систему цен, функционирующую в хозяйственном механизме, можно подразделить на отдельные виды в зависимости от наличия у них каких-либо общих признаков. В дифференциации цен находит отражение разнообразие условий производства и реализации товаров. Основные виды и разновидности цен могут быть представлены следующим образом.

Цены и тарифы, обслуживающие внутригосударственный оборот товаров и услуг. Этот вид цен включает несколько разновидностей, которые можно классифицировать по нескольким признакам.

По характеру обслуживаемого экономического оборота:

цены на промышленную продукцию;

цены на продукцию строительства;

цены на продукцию сельского хозяйства;

тарифы на производственные услуги (транспорта, связи, ремонта);

цены научных и проектных разработок;

ставки возмещения затрат на воспроизводство природных ресурсов;

наценки и скидки в сфере обращения;

розничные цены на товары и услуги населению.

1.2. По сроку действия: постоянные; временные; сезонные; разовые; договорные.

1.3. По территориальному признаку:

единые по стране; поясные; зональные; местные.

1.4. По способу отражения транспортных расходов:

цены в местах производства товаров (пунктах отправления);

цены в местах потребления товаров (пунктах назначения).

1.5. По характеру установления, фиксации:

твердые; подвижные; скользящие.

1.6. В зависимости от государственного воздействия, регулирования и степени конкуренции на рынке: рыночные (свободные); регулируемые; лимитированные или предельно допустимые.

1.7. В зависимости от новизны товара:

цены на новые товары;

цены на товары, реализуемые на рынке относительно долгое время.

1.8. По способу получения информации об уровне цены:

публикуемые; расчетные.

1.9. В зависимости от вида рынка:

цены товарных аукционов;

биржевые котировки;

цены торгов.

Планово-учетные цены:

цены плановых расчетов;

цены статистического учета;

цены проектных расчетов.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот:

внешнеторговые цены;

внутренние цены на экспортируемые и импортируемые товары.

Цены на промышленную продукцию обслуживают оборот продукции промышленного производства. Через цены на промышленную продукцию осуществляется связь промышленности практически со всеми отраслями и сферами производства, на основе этих цен формируется большинство стоимостных показателей, используемых в учете, анализе, планировании и прогнозировании, они участвуют в формировании важнейших общехозяйственных пропорций, поэтому от их обоснованности зависит эффективность функционирования всего хозяйственного механизма.

Если рассматривать движение промышленных товаров от производителя к потребителю, то можно выделить следующие виды цен: оптовая цена предприятия-изготовителя (отпускная цена), розничная цена.

Промышленная продукция может быть реализована предприятием-производителем непосредственно конкретным потребителям или через снабженческо-сбытовые организации (магазины, склады, базы, биржи и т. п.). Оптовыми называются цены, по которым реализуется продукция между предприятиями-изготовителями и потребителями в порядке оптового оборота.

Оптовая цена предприятия - это цена, предполагающая непосредственные расчеты между промышленным предприятием-изготовителем и заказчиком товара независимо от того, является ли этот заказчик потребителем товара или оптовым посредником. Оптовая цена предприятия состоит из себестоимости товара и прибыли производителя. Именно эта цена является важнейшей экономической категорией для производителя, поскольку на ней базируется его хозяйственная деятельность: оптовая цена предприятия призвана возместить издержки производства и создать условия для расширенного воспроизводства товаров.

Процесс продвижения товара от производителя к конечному потребителю чрезвычайно сложен и в полной мере не может быть описан только приведенными видами цен. Все экономически самостоятельные и технологические звенья, в которых осуществляются производство, распределение и реализация товара, имеют особые цены, функционирующие на каждой конкретной стадии ценообразования. Следует отметить, что именно различные стадии ценообразования отражают количественную и технологическую взаимозависимости и взаимосвязи между ценами на разные товары. Цена на каждой предыдущей стадии является составным элементом цены последующей стадии ценообразования. Поэтому уровень цен на последующих стадиях в значительной мере зависит от обоснованности уровня цен на всех предыдущих стадиях ценообразования.

Цены на продукцию строительства имеют два вида: сметные цены и договорные цены. Эти цены используются для расчетов заказчиков (потребителей) со строительными организациями за построенные объекты и выполненные работы, для определения объемов капитальных вложений и других расчетов. Базой цены на строительную продукцию служит не себестоимость продукции, а усредненные условия и методы производства работ, предусмотренные сметными нормами и нормативами. Цены на продукцию строительства не отражают реальную себестоимость продукции у подрядчика, а характеризуют затраты на строительство для заказчика.

Цены на строительную продукцию включают: себестоимость строительно-монтажных работ, затраты (по сметным ценам) на приобретенное для установки на объекте оборудование, инструменты, производственный инвентарь, прочие затраты и прибыль.

Цены на продукцию сельского хозяйства обслуживают оборот продукции между сельским хозяйством и промышленностью, сельским хозяйством и населением, населением и государством, они призваны обеспечивать эквивалентность обмена и создавать условия для развития сельскохозяйственного производства. Выделяют следующие разновидности этих цен.

Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию - это цены на закупаемую государственными органами и другими организациями у предприятий сельского хозяйства и фермеров, у рыболовецких и охотничьих хозяйств продукцию для ее последующей переработки. Эти цены дифференцированы по различным климатическим зонам страны, они возмещают себестоимость продукции и обеспечивают прибыль, необходимую для осуществления расширенного воспроизводства.

Цены на сельскохозяйственное сырье для промышленной переработки возмещают сверх закупочных цен издержки по заготовке, транспортировке и хранению этого сырья, а также обеспечивают прибыль заготовительным организациям,

Тарифы на услуги (транспорта, связи, ремонта). Тарифами называют цены, устанавливаемые на различного рода услуги, которые в отличие от товаров не имеют материально-вещественной формы, а выступают в форме конкретной трудовой деятельности. Услуги не могут сохранять свое существование в промежутке времени между их производством и потреблением: потребление услуг неотделимо от процесса их производства. Тарифы обеспечивают обмен деятельности комплекса отраслей общественного хозяйства, предоставляющих услуги на деньги предприятий (организаций) и населения, пользующихся этими услугами. Так, например, транспорт, осуществляя перемещение материальных ресурсов по территории страны, оказывает транспортную услугу хозяйственным звеньям и организациям, а перевозя людей, - транспортную услугу населению. Организация, занимающаяся наладкой и ремонтом оборудования для хозяйственных звеньев, оказывает им услуги по наладке и ремонту.

По своему экономическому содержанию тарифы на производственные услуги близки к оптовым ценам, а тарифы на услуги населению - к розничным ценам, но методология их определения отличается от методологии определения оптовых и розничных цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: