double arrow

Лекция №4.. Иммануил Кант (1724 - 1804).Основные работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума»


  1. Немецкая классическая философия. Основные представители.

Иммануил Кант (1724 - 1804).Основные работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

В творчестве И. Канта выделяют два периода: докритический (до 1770г.) и критический.

В докритический период Кант занимался проблемами естествознания:

1) разработал небулярную теорию происхождения солнечной системы;

2) определил, что в результате приливов и отливов замедляется суточное вращение Земли.

Критический период обозначился созданием учения о «чистом

разуме».

В онтологических вопросах Кант деист и объективный идеалист

(Бог – творец мира, существует, но это вопрос практического разума).

В рамках чистого разума мы уверены в существовании двух типов

объектов: внешнего мира и человеческого сознания.

Кант, решая данную проблему, вводит два понятия:

«Вещь сама по себе» – объект внешнего мира, существующий в нашем сознании.

«Вещь для нас» – образ объекта внешнего мира, существующий в нашем сознании.

«Вещь сама по себе» - трансцендентная сущность, т.е. находящаяся за пределами нашего возможного опыта. В опыте мы имеем дело с явлениями, т.е. с «вещами для нас». «Вещь сама по себе» не познаваема.




Знание о мире, по мнению Канта, выражается в суждениях (предложениях). Суждения делятся на аналитические и синтетические, а также на априорные и апостериорные.

Аналитические суждения – в этих суждениях то, что утверждается о некотором объекте, уже заведомо содержится в понятии об этом объекте.

Синтетические – суждения, в которых то, что утверждается о некотором объекте, не содержится в понятии об этом объекте.

Априорные – до- и внеопытные суждения, т.е. предшествующие соответствующему опыту и независящие от него.

Апостериорные – суждения, полученные в результате опыта.

Виды суждений АНАЛИТИЧЕСКИЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ
АПРИОРНЫЕ 1)аналитические и априорные 3)синтетические и априорные
АПОСТЕРИОРНЫЕ 2)аналитические и апостериорные 4)синтетические и апостериорные

У человека, по Канту, три типа познавательных способностей: чувственность, рассудок, разум.

Трансцендентальная апперцепция – синтез чувственных данных, приходящих в сознание извне, с формой внешнего (пространство) и внутреннего (время) чувственного созерцания.

Этика.Центральной проблемой этики Канта является проблема свободы и необходимости.

Категорический императив:

1) «… поступай только согласно той максиме, руководствуясь которой в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»;

2) «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».



Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814).Работы: «Опыт критики всяческого откровения», «Основы общего наукоучения» и т.д.

Философия Фихте делится на два периода: 1) субъективный идеализм; 2) объективный идеализм.

Первый период. Фихте создает философскую концепцию исходя из понятия абсолютного «Я».

Виды «я».

Первый объект исследования – личное, индивидуальное, эмпирическое «я». Кроме личного, существует сознание других людей. Личное «я» входит во множество человеческих «я».

Фихте говорит о существовании Абсолютного сознания – «Я», за пределами человеческого «я» – определяя их существенные свойства.

Сама философская система Фихте делится на 2 группы: критицизм и догматизм. Учение, начинающееся с исследования сознания – «критицизм». Учение, начинающееся с исследования мира – «догматизм».

Сознание не дано, а задано. Сознание в деятельности порождает, создает себя, проходит стадии развития:

1) активный субъект интуитивно усматривает себя и осознает свою самотождественность, т.е. я=я;

2) «Я» порождает свое отрицание – «не Я»;

3) происходит синтез 1 и 2 – детерминация, взаимоограничение, определение «я» и «не я».



Фихте рассматривает понятие «свобода»: «быть свободным – сделать себя свободным» – т.е. в своем эмпирическом «я» отодвинуть границы «не я».

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 - 1854).Работы: «Система трансцендентального идеализма», «Философия искусства» и т.д.

В философии Шеллинга выделяют 5 периодов: 1) натурфилософия; 2) трансцендентальный идеализм; 3) философия тождества; 4) философия свободы; 5) философия откровения.

1.Природа и Дух – определенное единство. Идею «чистой активности» Духа Шеллинг переносит на Природу – диалектика природы. Природа существует реально и объективно, как единое и целое.

Природа развивается на каждой стадии с позитивной и негативной силы столкновения. Человек – высшая цель развития Природы, т.к. посредством человеческого сознания природа осознает себя. Для этого необходима деятельность Разума, способного усмотреть в вещах единство противоположностей.

2. «Я» (Дух, Разум) – изначальная активность, воля. Деятельность «Я» – в мышлении. Предмет мышления «Я» - оно само.

Если основываться на позиции, что деятельность исходного «Я» порождает свой предел («не Я»), то это приводит к субъективному идеализму. Если исходить из реального существования «не Я» независимость «не Я» от «Я» – реализм. Учитывая обе возможности синтез субъективного идеализма с реализмом – это «трансцендентальный идеализм».

3.Исходное понятие – «Абсолют», в котором неразличимы субъект и объект. В «Абсолюте» – совпадение противоположностей и их обособление. Абсолют – Бог.

4. Проблема – порождение мира из Абсолюта. Происхождение мира из Абсолюта – это первичный иррациональный акт. Причина его – Абсолюту (Богу) присуща воля с ее свободой.

5. Путь постижения Бога – через понимание Откровения.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831).Работы: «Феноменология духа», «Наука логики» и т.д.

Позиция Гегеля – объективный идеализм.

Реальность – абсолютная идеальная сущность (Мировой разум, Логос, Дух), которую Гегель называет Абсолют. Свойство Абсолюта – творческая активность, развитие, развертывание.

Абсолют в развитии проходит стадии: Абсолютная идея, Природа, Дух. Процесс развития Абсолюта – вечная и непрерывная борьба и единство противоположностей – абсолютной идеи и Природы и синтезом этих противоположностей – Духом.

Структура философии Гегеля связана со стадиями развития Абсолюта.

Абсолютная идея «БЫТИЕ – В – СЕБЕ» ЛОГИКА
ПРИРОДА «БЫТИЕ – ДЛЯ – ДРУГОГО» ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
ДУХ «БЫТИЕ – В – СЕБЕ – И – ДЛЯ – СЕБЯ» ФИЛОСОФИЯ ДУХА

Логика: анализировал проблему становления наиболее общих понятий путем построения триад различного уровня: тезис – антитезис – синтез.

Философия природы: Природа – инобытие Абсолютной идеи природе свойственны законы, что и Абсолютной идее. Философия природы состоит из механики, физики и органики.

Философия Духа. Дух – высший этап развития Абсолюта, т.е. синтез Абсолютной идеи и Природы.

Основной тезис: «Все действительно разумно, все разумное действительно».

Движение человеческой истории – увеличение свободы и рост разумности.

Людвиг Андреас Фейербах (1804 – 1872).Работы: «Основные положения философии будущего», «Сущность христианства» и т.д.

Центральное место в философии Фейербаха занимает критика религии. Возникновение религии связано с «природой человека» и условиями его жизни. Обращаясь к богу, человек обращается к своей собственной сущности. Отвергая религиозный культ, Фейербах противопоставляет ему культ человека: «Человек человеку Бог».

Философия, по мнению Фейербаха, должна начинаться с признания реальности бытия как такового, т.е. природы или материи. В центре находится человек – подобная позиция является антропологическим материализмом. Человек и материальное и разумной существо. Его сущность – разум, воля и сердце (чувство). Движущей силой человеческой деятельности является стремление к счастью.







Сейчас читают про: