Методы, применяемые в товароведении (рис. 2.1).
Тема 2. Методы товароведения.
- Методы, применяемые в товароведении и их классификация методов товароведения.
- Кодирование товаров.
Рисунок 2.1. Методы, применяемые в товароведении
Применяемые в товароведении методы подразделяются на три группы:
1. Теоретические методы – методы, основанные на мыслительных действиях или операциях в целях познания или исследования действительности. К ним относятся анализ, сравнение, синтез, диагностика и другие методы-операции.
2. Эмпирические методы – методы, основанные на познавательных действиях и операциях с использованием средств измерений (технических устройств или органов чувств) для определения действительных значений характеристик исследуемых объектов. Данные методы включают как методы-операции (измерительные, органолептические и др.), так и методы-действия (обследование, мониторинг).
3. Практические методы – методы, основанные на технологических действиях и операциях, предназначенных для определения характеристик товара (качества, количества, товарной информации) и обеспечения их сохранения при товародвижении. Практические методы включают технологические методы-действия (маркирование, упаковывание и т.п.), а также методы-операции – оценка качества и измерение количества.
В свою очередь каждая группа методов делится на виды.
Кроме того, в зависимости от характера деятельности методы делятся на:
- Методы действия (например, обследование, мониторинг, эксперимент) и методы операции (анализ, синтез, сравнение и др.) - это совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности либо достижения конкретного результата.
- Методы операции (анализ, синтез, сравнение и др.) - конкретные приемы деятельности.
Например, маркирование как метод-действие включает следующие методы-операции: разработка текста на носитель или товар, прикрепление носителя на товар. Характерным признаком методов-действий является наличие конкретной цели (например, цель маркирования – идентификация и доведение товарной информации до заинтересованных лиц и т.п.).
Классификация - разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.
Объект классификации – элемент классифицируемого множества. В товароведении таким элементом выступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения выделяются потребительские товары, товары промышленного назначения и товары управленческой деятельности (оргтехника).
Целью классификации является систематизация, а также идентификация и прогнозирование свойств товаров.
Систематизация достигается путем установления последовательности и взаимосвязей определенных классификационных группировок полученных конкретным методом классификации.
Признак классификации – свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация.
Различают две разновидности метода классификации: иерархический; фасетный.
Иерархический метод классификации – _______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Схематично сущность метода показана на рис.2.2.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рисунок 2.2. Иерархический метод классификации
Теоретически глубина классификации бесконечна, но на практике такая классификация слишком громоздка и запутанна, многие низшие ступени дублируют друг друга. Всё это затрудняет практическое применение классификации. Поэтому на практике глубина классификации обычно не превышает 10.
При необходимости увеличить число признаков применяют фасетный метод классификации – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(рис.2.3).
Рисунок 2.3. Фасетный метод классификации
Термин произошел от французского слова Facette- грань отшлифованного камня. Действительно как каждая грань камня существует независимо от других граней, так и разные классификационные группировки при фасетном методе независимы и не подчиняются друг другу. Благодаря этому фасетная система отличается большой гибкостью, возможностью ограничивать число признаков и группировок, что создает определенные удобства при использовании. Вместе с тем её информационная емкость может быть увеличена путем выделения общих и частных классификационных группировок.
Примером фасетного метода может служить классификация вин: по срокам выдержки – молодые, ординарные, марочные, коллекционные; по цвету – белые, розовые, красные; по технологии – тихие, игристые. Количество признаков может быть увеличено многократно: по упаковке, по изготовителям и т.п.
Каждая разновидность методов классификации характеризуется определенными преимуществами и недостатками (табл.1).
Таблица 1.
Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации
Метод | Преимущества | Недостатки |
Иерархический | Возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях, высокая информационная насыщенность | При большой глубине: чрезмерная громоздкость, высокие затраты, иногда необоснованные, трудность применения. При небольшой глубине: информационная недостаточность, неполный охват объектов и признаков |
Фасетный | Гибкость системы, удобство использования, возможность ограничения количества признаков без утраты достаточности охвата объектов | Невозможность выделения общности и различий между объектами в различных классификационных группировках |
Таким образом, преимущества одного метода выступают в качестве недостатков другого, т.е. обе разновидности дополняют друг друга. Поэтому в ряде случаев их используют совместно, как показано в таблице 2.
Таблица 2.
Товароведная классификация
Класс | 23 0000 | Материалы лакокрасочные, полупродукты, кино-, фото- и магнитные материалы и товары бытовой химии |
Подкласс | 23 1000 | Материалы лакокрасочные |
Группа (третья ступень) | 23 1100 23 1200 | Лаки на конденсационных смолах Эмали, грунтовки и шпатлевки на конденсатных смолах |
Подгруппа (четвертая ступень) | 23 1110 23 1120 | Лаки на природных смолах Лаки на алкидных смолах |
Виды (пятая ступень) | 23 1111 23 1112 | Лаки на природных смолах: - канифорные - янтарные |
В товароведение применяется кодирование товаров – ____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Код – знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки или объекта классификации.
Целью кодирования _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правила кодирования состоят в следующем:
· код должен иметь определенную структуру построения;
· код может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков;
· код должен способствовать упорядочению объектов.
Структура кода – условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем. Она состоит из следующих элементов: алфавита (цифровой, буквенный, буквенно-цифровой, штриховой), основания (число знаков в алфавите кода), разряда (позиции знака в коде) и длины (число знаков в коде без учета пробелов).
Кодирование товаров осуществляется несколькими способами, являющимися разновидностями метода кодирования. К ним относятся:
- порядковый,
- серийно-порядковый,
- последовательный,
- параллельный (фасетный).
Последние два способа кодирования тесно взаимосвязаны с разновидностями метода классификации. Эти связи показаны на рис.2.4.
Рисунок 2.4. Взаимосвязь разновидностей методов кодирования и классификации
Порядковый метод кодирования – ___________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Серийно-порядковый метод кодирования ____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Последовательный метод кодирования – образование и присвоение кода классификационной группировки или объекта классификации с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных группировок, получаемых при иерархическом методе классификации. Этот метод кодирования проиллюстрирован в таблице 3 на примере группы «Материалы лакокрасочные».
Таблица 3.
Последовательный метод кодирования
Код | |
23 1000 | Материалы лакокрасочные |
23 1100 | Лаки на конденсационных смолах |
23 1110 | Лаки на природных смолах |
23 1111 | - канифольные |
23 1112 | - янтарные |
23 1113 | - битумные |
23 1114 | - масляные |
23 1120 | Лаки на алкидных смолах |
23 1121 | - глифталевые |
23 1122 | - пентафталевые |
23 1123 | - этринольные |
23 1124 | - алкидно-стирольные |
Параллельный метод кодирования – образование и присвоение кода классификационной группы или объекта классификации с использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации.
Каждому методу присущи определенные достоинства и недостатки. Сравнительный анализ разных методов кодирования представлен в табл. 4.
Таблица 4.
Достоинства и недостатки разных методов кодирования
Метод | Достоинства | Недостатки |
Порядковый | 1.Простота присвоение. 2.Экономичность использования 9999 кодов, принятых в классификаторах | 1.Отсутствие дополнительной информации об объектах. 2.Невозможность выделения общности и разницы между объектами |
Серийно- порядко- вый | Упрочнение объектов по сериям, в результате чего по- является дополнительная информация | Требуется дополнительное распределение множества по объектам по определенным признакам |
Последовательный | При малой значности кода большая информационная емкость | Жесткость кода из-за строгого фиксирования последовательно кодируемых признаков, сложность изменения в коде с целью введения новых признаков |
Параллельный | Хорошая приспособленность для машинной обработки, гибкость кода облегчает введение необходимых изменений в фасету | Недостаточная связь между отдельными группировками |