Кодирование товаров

Методы, применяемые в товароведении (рис. 2.1).

Тема 2. Методы товароведения.

  1. Методы, применяемые в товароведении и их классификация методов товароведения.
  2. Кодирование товаров.

Рисунок 2.1. Методы, применяемые в товароведении

Применяемые в товароведении методы подразделяются на три группы:

1. Теоретические методы – методы, основанные на мыслительных действиях или операциях в целях познания или исследования действительности. К ним относятся анализ, сравнение, синтез, диагностика и другие методы-операции.

2. Эмпирические методы – методы, основанные на познавательных действиях и операциях с использованием средств измерений (технических устройств или органов чувств) для определения действительных значений характеристик исследуемых объектов. Данные методы включают как методы-операции (измерительные, органолептические и др.), так и методы-действия (обследование, мониторинг).

3. Практические методы – методы, основанные на технологических действиях и операциях, предназначенных для определения характеристик товара (качества, количества, товарной информации) и обеспечения их сохранения при товародвижении. Практические методы включают технологические методы-действия (маркирование, упаковывание и т.п.), а также методы-операции – оценка качества и измерение количества.

В свою очередь каждая группа методов делится на виды.

Кроме того, в зависимости от характера деятельности методы делятся на:

- Методы действия (например, обследование, мониторинг, эксперимент) и методы операции (анализ, синтез, сравнение и др.) - это совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности либо достижения конкретного результата.

- Методы операции (анализ, синтез, сравнение и др.) - конкретные приемы деятельности.

Например, маркирование как метод-действие включает следующие методы-операции: разработка текста на носитель или товар, прикрепление носителя на товар. Характерным признаком методов-действий является наличие конкретной цели (например, цель маркирования – идентификация и доведение товарной информации до заинтересованных лиц и т.п.).

Классификация - разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Объект классификации – элемент классифицируемого множества. В товароведении таким элементом выступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения выделяются потребительские товары, товары промышленного назначения и товары управленческой деятельности (оргтехника).

Целью классификации является систематизация, а также идентификация и прогнозирование свойств товаров.

Систематизация достигается путем установления последовательности и взаимосвязей определенных классификационных группировок полученных конкретным методом классификации.

Признак классификации – свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация.

Различают две разновидности метода классификации: иерархический; фасетный.

Иерархический метод классификации – _______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Схематично сущность метода показана на рис.2.2.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рисунок 2.2. Иерархический метод классификации

Теоретически глубина классификации бесконечна, но на практике такая классификация слишком громоздка и запутанна, многие низшие ступени дублируют друг друга. Всё это затрудняет практическое применение классификации. Поэтому на практике глубина классификации обычно не превышает 10.

При необходимости увеличить число признаков применяют фасетный метод классификации – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(рис.2.3).

Рисунок 2.3. Фасетный метод классификации

Термин произошел от французского слова Facette- грань отшлифованного камня. Действительно как каждая грань камня существует независимо от других граней, так и разные классификационные группировки при фасетном методе независимы и не подчиняются друг другу. Благодаря этому фасетная система отличается большой гибкостью, возможностью ограничивать число признаков и группировок, что создает определенные удобства при использовании. Вместе с тем её информационная емкость может быть увеличена путем выделения общих и частных классификационных группировок.

Примером фасетного метода может служить классификация вин: по срокам выдержки – молодые, ординарные, марочные, коллекционные; по цвету – белые, розовые, красные; по технологии – тихие, игристые. Количество признаков может быть увеличено многократно: по упаковке, по изготовителям и т.п.

Каждая разновидность методов классификации характеризуется определенными преимуществами и недостатками (табл.1).

Таблица 1.

Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации

Метод Преимущества Недостатки
Иерархический Возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях, высокая информационная насыщенность При большой глубине: чрезмерная громоздкость, высокие затраты, иногда необоснованные, трудность применения. При небольшой глубине: информационная недостаточность, неполный охват объектов и признаков
Фасетный Гибкость системы, удобство использования, возможность ограничения количества признаков без утраты достаточности охвата объектов Невозможность выделения общности и различий между объектами в различных классификационных группировках

Таким образом, преимущества одного метода выступают в качестве недостатков другого, т.е. обе разновидности дополняют друг друга. Поэтому в ряде случаев их используют совместно, как показано в таблице 2.

Таблица 2.

Товароведная классификация

Класс 23 0000 Материалы лакокрасочные, полупродукты, кино-, фото- и магнитные материалы и товары бытовой химии
Подкласс 23 1000 Материалы лакокрасочные
Группа (третья ступень) 23 1100 23 1200 Лаки на конденсационных смолах Эмали, грунтовки и шпатлевки на конденсатных смолах
Подгруппа (четвертая ступень) 23 1110 23 1120 Лаки на природных смолах Лаки на алкидных смолах
Виды (пятая ступень)   23 1111 23 1112 Лаки на природных смолах: - канифорные - янтарные

В товароведение применяется кодирование товаров – ____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Код – знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки или объекта классификации.

Целью кодирования _________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правила кодирования состоят в следующем:

· код должен иметь определенную структуру построения;

· код может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков;

· код должен способствовать упорядочению объектов.

Структура кода – условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем. Она состоит из следующих элементов: алфавита (цифровой, буквенный, буквенно-цифровой, штриховой), основания (число знаков в алфавите кода), разряда (позиции знака в коде) и длины (число знаков в коде без учета пробелов).

Кодирование товаров осуществляется несколькими способами, являющимися разновидностями метода кодирования. К ним относятся:

- порядковый,

- серийно-порядковый,

- последовательный,

- параллельный (фасетный).

Последние два способа кодирования тесно взаимосвязаны с разновидностями метода классификации. Эти связи показаны на рис.2.4.

Рисунок 2.4. Взаимосвязь разновидностей методов кодирования и классификации

Порядковый метод кодирования – ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Серийно-порядковый метод кодирования ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Последовательный метод кодирования – образование и присвоение кода классификационной группировки или объекта классификации с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных группировок, получаемых при иерархическом методе классификации. Этот метод кодирования проиллюстрирован в таблице 3 на примере группы «Материалы лакокрасочные».

Таблица 3.

Последовательный метод кодирования

Код  
23 1000 Материалы лакокрасочные
23 1100 Лаки на конденсационных смолах
23 1110 Лаки на природных смолах
23 1111 - канифольные
23 1112 - янтарные
23 1113 - битумные
23 1114 - масляные
23 1120 Лаки на алкидных смолах
23 1121 - глифталевые
23 1122 - пентафталевые
23 1123 - этринольные
23 1124 - алкидно-стирольные

Параллельный метод кодирования – образование и присвоение кода классификационной группы или объекта классификации с использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации.

Каждому методу присущи определенные достоинства и недостатки. Сравнительный анализ разных методов кодирования представлен в табл. 4.

Таблица 4.

Достоинства и недостатки разных методов кодирования

Метод Достоинства Недостатки
Порядковый 1.Простота присвоение. 2.Экономичность использования 9999 кодов, принятых в классификаторах 1.Отсутствие дополнительной информации об объектах. 2.Невозможность выделения общности и разницы между объектами
Серийно- порядко- вый Упрочнение объектов по сериям, в результате чего по- является дополнительная информация Требуется дополнительное распределение множества по объектам по определенным признакам
Последовательный При малой значности кода большая информационная емкость Жесткость кода из-за строгого фиксирования последовательно кодируемых признаков, сложность изменения в коде с целью введения новых признаков
Параллельный Хорошая приспособленность для машинной обработки, гибкость кода облегчает введение необходимых изменений в фасету Недостаточная связь между отдельными группировками

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: