В организации все решения некоторым образом взаимосвязаны. Важное единичное решение почти наверняка может потребовать сотен решений менее значительных.
Способность видеть, как встраиваются и взаимодействуют решения в системе управления, становится все более важной по мере продвижения на верхние этажи власти.
Менеджеры, находящиеся на нижних уровнях иерархии, но проявляющие способность разглядеть взаимозависимость решений, т.е. видеть «всю картину», зачастую и становятся кандидатами на повышение.
Учитывая рассмотренные выше факторы, влияющие на процесс принятия управленческого решения, и требования к качеству решения, можно сформулировать ряд принципов обоснования управленческих решений, которые будут обеспечивать указанные требования.
ПРИНЦИПЫ — это основополагающие правила, которыми должны руководствоваться работники аппарата управления в процессе принятия и реализации решений.
Первый принцип обоснования решений — это объективность.
|
|
Он требует рассматривать явления такими, какие они есть, принимать решения в интересах системы, без субъективизма и личной заинтересованности.
Объективность требует правильного использования фактов, отбора тех фактов, которые имеют отношение к рассматриваемой проблеме, и отделения фактов, искусственно привнесенных для подтверждения заранее установившегося или предвзятого мнения.
Второй принцип — всесторонность рассмотрения.
Он позволяет глубоко изучить проблему, требующую принятия решения, путем движения от абстрактного (простейших отношений) к конкретному (сложным и глубинным отношениям), от явления к сущности.
Принцип всесторонности требует при принятии управленческого решения наличия полной и достоверной информации о возникновении и развитии проблемной ситуации, актуальности и срочности решения проблемы, о связи рассматриваемой проблемы с другими известными проблемами и т. п.
Третий принцип — это комплексный подход, который означает, что желаемый результат управленческого решения должен касаться всех основных аспектов проблемной ситуации.
В случае игнорирования данного требования принимаемое решение может быть односторонним, и его реализация может привести к возникновению или углублению других противоречий, иногда даже более серьезных, чем решаемое.
Например, решая проблему увеличения производственной мощности предприятия и в то же время, забыв о необходимости совершенствования заработной платы, руководители предприятий могут породить проблему текучести кадров, которая, в конечном счете, приводит к снижению темпов роста объемов производства.
|
|
Четвертый принцип — системный подход к обоснованию решения — предполагает:
- рассмотрение проблем, возникающих в управлении организационно-экономическими объектами, как комплекса взаимосвязанных, взаимодействующих и развивающихся частей и подсистем;
- рассмотрение любой проблемы как состоящей из отдельных подсистем и являющейся в свою очередь подсистемой системы более высокого уровня;
- четкое выделение цели принимаемого решения, механизма связи данной цели с целями функционирования системы, а также установление возможности измерения достижения поставленной цели или эффективности деятельности системы.
- На практике применение принципов системного подхода выдвигает ряд требований.
- Среда, в которой действует данная система (организация), должна объективно содействовать достижению цели ее функционирования, а сами цели должны соответствовать объективным условиям среды.
Например, формирование рыночных механизмов управления на предприятиях возможно только в том случае, если система управления экономикой будет базироваться также на принципах рыночной экономики.
- Тот, кто должен принимать решение, обязан это сделать.
Можно привести немало случаев, когда предлагаемое решение признается в принципе правильным, но не принимается. Это является следствием нечеткого разделения прав и обязанностей между соответствующими уровнями управления, инертности и бюрократизма аппарата управления.
- Выработка и реализация решений должны происходить с участием исполнителей.
Например, если коллектив подразделения не принимал участия в разработке решения, он может быть не заинтересован в его выполнении, проявить инертность.