double arrow

Реструктуризация предприятия


Реструктуризация предприятия - структурная перестройка в целях обеспечения эффективного распределения и использования всех ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, интеллектуальных, технологий, земли и тд), заключающаяся в создании комплекса бизнес-единиц на основе разделения, соединения, ликвидации (передачи) действующих и организации новых структурных подразделений, присоединения к предприятию других предприятий, приобретения определяющей доли в ук или акций сторонних организаций.

Включает совершенствование:

· системы управления

· финансовой политики предприятия

· операционной деятельности

· системы маркетинга и сбыта

· системы управления персоналом

Причины проведения:

1) проблемы выживания предприятий находящихся в кризисной ситуации

2) низкая эффективность их деятельности, которая выражается в неудовлетворительных финансовых показателях

Цели: повышение конкурентоспособности предприятия с последующим увеличением ее рыночной стоимости

Направления:

1) реорганизация

2) реструктуризация без признаков реорганизации

3) комбинированная реструктуризация




В зависимости от целевых установок и стратегии компании различают реструктуризацию:

1) оперативную

2) стратегическую

3) комплексную

4) частичную

Данные виды реструктуризации различаются по целям проведения, масштабам и объемам затрат.

Оперативная реструктуризация - предполагает изменение структуры предприятия с целью его финансового оздоровления (если оно находится в кризисном состоянии), или с целью улучшения платежеспособности.

Направлена на решение проблем по восстановлению платежеспособности в краткосрочном периоде и реализуется за счет внутренних источников (как правило, не затратных)

Основные задачи:

1) восстановление платежеспособности предприятия в текущий момент времени (в краткосрочном периоде).

2) создание условий для успешного функционирования предприятия в долгосрочном периоде и обеспечение его конкурентоспособности.

3) создание условий для инвестиционной привлекательности.

Может включать совокупность проведения следующих мероприятий:

· снижение издержек производства, особенно условно-постоянных расходов

· проведение инвентаризации

· сокращение численности работников

· временная остановка капитального строительства

· продажа излишнего оборудования и материалов

· продажа незавершенного производства

· продажа дочерних фирм и долей в капиталах других предприятий

· реструктуризация долговых обязательств путем преобразования краткосрочных в долгосрочные

· оптимизация дебиторской задолженности

· капитальный ремонт и модернизация основных фондов, замена устаревшего оборудования, приобретение дополнительных основных средств



· внедрение прогрессивных форм и методов управления

При проведении оперативной реструктуризации необходимо учитывать критические точки:

в процессе производства:

- динамика цен на материалы и на конечную продукцию

- объемы реализации

- соотношение переменных и постоянных затрат

в процессе инвестирования:

- величина основного капитала

- изъятие основного капитала

- приток чистых инвестиций

в процессе финансирования

- соотношение между собственным и заемным капиталом

- выплаты процентов и дивидендов по обслуживанию обязательств

Результаты оперативной реструктуризации:

1) получение прозрачной и более управляемой компании, в которой собственники и менеджеры могут понять, какие бизнес-процессы следует развивать, а от каких избавляться

2) улучшение результатов деятельности предприятия в краткосрочном периоде и создание предпосылокдля проведения дальнейшей, стратегической реструктуризации

Стратегическая реструктуризация - это процесс структурных изменений, направленный на повышение инвестиционной привлекательности компании, на расширение ее возможностей по привлечению внешнего финансирования и роста стоимости. Направлена на достижение долгосрочных целей. Результатом ее успешного проведения становится возросший поток чистой текущей стоимости будущих доходов, рост конкурентоспособности компании и рыночной стоимости ее собственного капитала.



Ивестиционная привлекательность - интегральная характеристика объекта инвестирования с позиции преспективного развития, доходности инвестиций и уровня инвестиционных рисков.

Оценка инвестиционной привлекательности- процесс основанный на субъективных оценках и опыте аналитиков, методы:

- коэффициентного анализа

- факторная оценка инвестиционной привлекательности\

Факторы:

привлекательность продукции

информационная привлекательность

кадровая привлекательность - деловые качества руководителей и его команды

инновационная привлекательность - на основе оценки эффективности среднесрочных и долгосрочных инвестиций в нововведения

финансовая привлекательность - показатели финансового состояния (ликвидность, финансовая устойчивость, уровень деловой активности)

территориальная привлекательность - система критериев выгодного для инвесторов геопространственного положения и развития компании (макроэкономическое положение города или региона., микрогеографическое)

экологическая привлекательность по оценке природной среды, производственного процесса, производимой продукции

социальная привлекательность анализируются условия труда, организация оплаты труда, развитость социальной инфраструктуры.

Привлекательность продукции - качество продукции, уровень цен в соотношении с ценами конкурентов и ценами на товары-заменители, уровень диверсификации.

Информационная - имидж, социальные коммуникации, репутация брендов

Методы оценки инвестиционной привлекательности:

· Коэффициентный анализ:

· рыночный подход

· бухгалтерский подход

· комбинированный подход

Факторный анализ:

· качественные методы

· количественные методы

Выбор конкретных видов реструктуризации зависит:

· от внутренних возможностей и интересов самого предприятия

· от внешних экономических условий

Этапы стратегической реструктуризации:

1) диагностика

2) разработка стратегии и проекта реструктуризации

3) процесс реструктуризации

4) анализ эффективности реструктуризации







Сейчас читают про: