Проблема смысла в социальной коммуникации. Целесообразность социальной коммуникации. Современный социальный смысл образования в исторической перспективе

Концепция этнокультурного разделения цивилизаций Самюэла Хантингтона. Отношения Запада и остального мира. Прогноз развития мировых экономических сообществ.

Концепция этнокультурного разделения цивилизаций Самюэла Хантингтона. Причины конфликтов между цивилизациями. Анализ деятельности Америки на Ближнем Востоке, в опоре на концепцию Самюэла Хантингтона.

Япония

Концепция этнокультурного разделения цивилизаций Самюэла Хантингтона. Исторические этапы макроконфликтов. Сущность цивилизации. Современные цивилизации. Культурно-политическая характеристика одной из цивилизаций по выбору.

Макрокоммуникационные формы социального взаимодействия.

- Заимствование достижений (подражание): Крещение Руси X век; «Окно в Европу» Петра I XVII-XVIII вв; Либеральные реформы Александра II; Большевистский переворот 17 года XX века и попытка строить коммунистическое государство по марксистскому сценарию; Перестройка в 1980-х, попытка реализаций западных ценностей и рынка; Сосременная либерализация законодательства);

- Взаимодействие культур (диалог): контрфронтационный диалог в годы холодной войны: олимпийские игры, молодежные фестивали, космические программы, экономическое соперничество);

- Информационная агрессия (управление): пропаганда социализма в странах соцлагеря и агрессивная идеологическая борьба с некоммунистическими доктринами

Цивилизация – наивысшее культурное образование, объединяющее людей и обеспечивающее им определенную степень культурной самобытности.

Цивилизация определяется как общими объективными элементами, такими, как язык, история, религия, обычаи, общественные институты, так и субъективной самоидентификацией людей.

Цивилизационная идентичность будет играть все более важную роль в будущем, и в дальнейшем мир будет формироваться в значительной степени под влиянием взаимодействия нескольких главных цивилизаций и одновременно углубления различий между ними. Наиболее значительные по своим последствиям конфликты будущего произойдут на своего рода культурных границах, разделяющих эти цивилизации.

В современном мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой. Нация-государство останется главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями — это и есть линии будущих фронтов.

1 этап конфликтов – между государями. После подписания Вестфальского мира 1648 года (прекращение Тридцатилетней войны в Священной Римской Империи) возникла концепция государственного суверенитета (Вестфальская система международных отношений):

• приоритет национального интереса;

• принцип баланса сил;

• приоритет государств-наций;

• принцип государственного суверенитета:

§ право требовать невмешательства в свои дела;

§ равенство прав государств;

§ обязательство выполнять подписанные договоры;

§ принцип действия международного права и применения дипломатии в международных отношениях.

2 этап конфликтов – между нациями. Начиная с Великой Французской революции (1790-е гг.) и до Первой Мировой войны.

Основные принципы Свободной республики:

• равенство всех перед законом;

• неотчуждаемость «естественных» прав человека (идея «естественного права»);

• народный суверенитет;

• свобода взглядов;

• принцип «дозволено всё, что не запрещено законом».

3 этап конфликтов – между идеологиями. Начиная с Большевистского переворота в России в 1917 году и ответной реакции на него.

Сторонами такого конфликта были вначале коммунизм, нацизм и либеральная демократия, а затем — коммунизм и либеральная демократия. Во время «Холодной войны» этот конфликт воплотился в борьбу двух сверхдержав, ни одна из которых не была нацией-государством в классическом европейском смысле. Их самоидентификация формулировалась в идеологических категориях.

Япония — древнее государство. Однако длительный период ее изоляции привел к тому, что вплоть до XX в. она была как бы «спрятана» от глаз европейцев. Япония - конституционная монархия, империя.

Многие элементы культуры пришли в Японию из Китая (как к европейским народам - из Греции), но японцам повезло: они не знали толкований Византии и ретуши Рима. Японцы сумели придать китайским формам искусства свой национальный характер. Сила японского искусства в его необычайной простоте, в пренебрежении ненужными подробностями. Архитектура с самых древних времен в Японии была связана с пониманием природы. Деревья сажали, учитывая ландшафт, а храмы, дворцы, дома строили, строго считаясь с пейзажем. Их постройки созданы не для того, чтобы удивлять - они стояли и стоят, задумчивые, глубоко естественные в своем сложнейшем искусстве, предназначенные для созерцания, для размышления.

Неотъемлимая часть культуры японца — его жилище. Конструкция стен японского жилища генетически восходит к традициям малайско-австралонезийских народов Юго-Восточной Азии, это каркасно-столбовое жилище на сваях с тяжелой соломенной крышей с четырьмя скатами. При строительстве новых домов японцы используют современные конструкционные материалы, одно оставляя неизменным - архитектуру построек.

С древнейших времен основой питания японцев были рис и просо. Из риса готовят разные блюда, но главное - это «го-хан», просто вареный в рассыпчатую без масла, соли и каких-либо приправ рис. Это «главная пища», а «дополнительная пища» - овощная, рыбная, мясная, молочная.

Самым обычным напитком для японцев является некрепко заваренный зеленый чай, который пьют в любое время дня до еды, после еды и во время еды. Чайная церемония с крепко заваренным чаем, сбитым кисточкой, - особая форма проведения досуга в дружеской компании.

Костюм как элемент материальной культуры японцев подвергался, пожалуй, наиболее сильной европеизации. Однако национальная одежда в Японии сохранилась и продолжает развиваться. Национальные формы одежды, особенно кимоно, в настоящее время носят и мужчины, и женщины.

Сдержанность, дисциплинированность и аккуратность воспитываются в каждом японце с детства.

Способ действий существует для японцев во всем - в еде (к примеру, есть правила обмакивания сырой рыбы в соевый соус), в езде на лифте (кнопки нажимает более молодой и ниже рангом), в смене одежды (положено переходить с темного осенне-зимнего костюма на светлый весенне-летний только с первого июня), в питье (при застолье с друзьями сначала пиво, потом саке, дальше виски с водой), в обмене подарками (каждый японец, по подсчетам, дарит сам и получает подарки от других в среднем около 300 раз в году -на каждый случай предусмотрен свой ассортимент). Имеются рекомендации по процедуре хлопанья в ладоши при посещении синтоистского храма (два раза с интервалом в 3-5 секунд с опущенной головой и закрытыми глазами), правила снятия обуви при входе в помещение (развернуть носками к двери) и т. д.

Разумеется, единство в действиях и поступках не означает единства в мыслях и эмоциях: индивидуализм и эгоизм японцам присущи в не меньшей степени, чем другим народам. Однако могущество внутреннего «я» никогда не считалось в Японии добродетелью и не отождествлялось с высокими абстракциями типа «свобода», «счастье» и «духовность». Японец остается японцем до той поры, пока он вместе с «коллективом», пока его поступки не идут вразрез с общепринятыми представлениями и способом жизни.

Это не столько сознательный выбор одного из вариантов ориентации и поведения в мире, сколько нечто вроде генетического кода, формировавшегося веками в условиях островной страны с единым языком и культурой, с однородным по составу населением, с опытом самоизоляции, растянувшимся на несколько столетий.

Японский способ жизни не надо путать с правилами хорошего тона и европейским понятием воспитанности.

Японская семья по статистике едва ли не самая прочная в мире (меньше всего разводов). Японское общество представляет собой уникальный пример человеческой общности, основная определяющая черта которой - предсказуемость. Быть может, именно поэтому японцы в общении друг с другом на редкость правдивы: ложь становится бессмысленной и вредной, она при существующей схеме не может жить долго и не приносит никаких ощутимых дивидендов.

Культурные и художественные традиции японского народа не просто богаты, они уникальны и воспринимаются как специфические японские явления. Это японская живопись и поэзия, искусство чайных церемоний «тя-но-ю», архитектура декоративных садов, выращивание карликовых деревьев и аранжировка букетов «икебана», борьба «дзюдо», фехтование «кендо», самурайский кодекс морали «бусидо» и буддийская философия «дзэн».

Япония — Конституционная парламентарная монархия. Согласно Конституции, вступившей в силу 3 мая 1947 года, император Японии — «символ государства и единства народа», все государственные назначения и решения он производит по представлению Кабинета министров, который и несёт за них ответственность. На дипломатических встречах он играет роль главы государства. С 1989 года императором Японии является Акихито, ему наследует принц Нарухито.

Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом в Японии является парламент. Он состоит из двух палат: палаты представителей и палаты советников. Палата представителей состоит из 480 депутатов, избираемых на 4 года, а палата советников — из 242 депутатов, избираемых на 6 лет. Палата советников обновляется наполовину каждые три года. Согласно конституции, парламент обладает всей полнотой законодательной власти и имеет исключительное право распоряжаться финансами. В Японии действует всеобщее избирательное право для всех граждан старше 20 лет. Выборы в обе палаты проходят тайным голосованием.

В Японии существует две основные партии. В 2009 году социал-либеральная демократическая партия Японии получила большинство в парламенте, сменив консервативную либерально-демократическую партию, правившую 54 года.

Правительство — высший орган исполнительной власти — возглавляет премьер-министр Японии. На эту должность назначается императором по представлению парламента один из его членов. Премьер-министр — глава Кабинета министров, формирующий состав правительства. С 2 сентября 2011 года эту должность занимает Ёсихико Нода.

Исторически подверженная влиянию китайского права, правовая система Японии развивалась независимо в период Эдо благодаря созданию таких трудов, как Кудзиката Осадамэгаки. Но начиная с конца XIX века судебная система Японии в основном строилась на романо-германском праве, в частности на правовых системах Франции и Германии. Например, в 1896 году японское правительство создало гражданский кодекс на основе германской модели. Статусное право формируется законодательным органом Японии — парламентом. Основную часть статутного права составляет собрание под названием «Шесть кодексов». По текущей конституции новый закон вступает в силу только после его промульгации императором.

Судебная система Японии состоит из четырёх уровней: Верховного суда, апелляционных, основных и дисциплинарных судов. Верховный суд, подобно конституционным судам в других странах, имеет полномочия отмены правовых норм на основании их неконституционности. Членов верховного суда назначает император по представлению правительства, а остальные судьи назначаются Кабинетом министров по представлению Верховного суда

Конфликты между правителями, нациями-государствами и идеологиями были главным образом конфликтами западной цивилизации. У. Линд назвал их «гражданскими войнами Запада». Это столь же справедливо в отношении «Холодной войны», как и в отношении мировых войн, а также войн XVII, XVIII, XIX столетий. С окончанием «Холодной войны» подходит к концу и западная фаза развития международной политики. В центр выдвигается взаимодействие между Западом и незападными цивилизациями. На этом новом этапе народы и правительства незападных цивилизаций уже не выступают как объекты истории — мишень западной колониальной политики, а наряду с Западом начинают сами двигать и творить историю.

Цивилизация представляет собой некую культурную сущность.

Цивилизации не являются частями более широкой культурной общности. Они, каждая из них представляют собой предел культурной общности. Мы можем определить цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей. Следующую ступень составляет уже то, что отличает род человеческий от других видов живых существ.

Есть различные уровни самоидентификации: так житель Рима может характеризовать себя как римлянина, итальянца, католика, христианина, европейца, человека западного мира. Цивилизация — это самый широкий уровень общности, с которой он себя соотносит. Культурная самоидентификация людей может меняться, и в результате меняются состав и границы той или иной цивилизации.

Цивилизации представляют собой определенные целостности. Границы между ними редко бывают четкими, но они реальны. Цивилизации динамичны: у них бывает подъем и упадок, они распадаются и сливаются.

Идентичность на уровне цивилизации будет становиться все более важной, и облик мира будет в значительной мере формироваться в ходе взаимодействия семи-восьми крупных цивилизаций.

К ним относятся:

  1. Западная цивилизация.
  2. Индуистская цивилизация.
  3. Исламская цивилизация.
  4. Конфуцианская цивилизация.
  5. Латиноамериканская цивилизация.
  6. Православно-славянская цивилизация.
  7. Японская цивилизация.
  8. Африканская цивилизация (возможно).
  9. Буддистская цивилизация.

Самые значительные конфликты будущего развернутся вдоль линий разлома между цивилизациями. Почему?

Мир становится более тесным. Взаимодействие между народами разных цивилизаций усиливается. Это ведет к росту цивилизационного самосознания, к углублению понимания различий между цивилизациями и общности в рамках цивилизации.

В силу того, что французы стали враждебно относиться к эмигрантов из северной Африки – они (французы) стали приветствовать эмиграцию из европейских стран, например, из католической Польши.

Американцы очень болезненно реагируют на инвестиции из Японии, и гораздо менее болезненно на гораздо более крупные инвестиции из Канады и Европы.

Процессы экономической модернизации и социальных изменений во всем мире размывают традиционную идентификацию людей с местом жительства, одновременно ослабевает и роль нации-государства как источника идентификации. Образовавшиеся в результате лакуны по большей части заполняются религией, нередко в форме фундаменталистских движений.

Возрождение религии, или «реванш Бога» (Ж. Кепель) после секуляризации конца XIX-начала XX вв, создает основу для идентификации и сопричастности с общностью, выходящей за рамки национальных границ — для объединения цивилизаций.

Рост цивилизационного самосознания диктуется раздвоением роли Запада. С одной стороны, Запад находится на вершине своего могущества, а с другой, и возможно как раз поэтому, среди незападных цивилизаций происходит возврат к собственным корням.

• Возврат Японии в Азию;

• «Индуизация» Индии;

• Провал западных идей социализма и национализма;

• «Реисламизация» Востока;

• Девестернизация элит незападных государств;

• Споры о вестернизации и идеи русификации России.

Культурные особенности и различия менее подвержены изменениям, чем экономические и политические, и вследствие этого их сложнее разрешить либо свести к компромиссу. В бывшем Советском Союзе коммунисты могут стать демократами, богатые превратиться в бедных, а бедняки — в богачей, но русские при всем желании не смогут стать эстонцами, а азербайджанцы — армянами.

Классовые и идеологические конфликты: «На чьей ты стороне?»

Цивилизационные конфликты: «Ты кто такой?»

Усиление экономического регионализма.

Доля внутрирегионального торгового оборота возросла за период с 1980 по 1989 год с 51 до 59% — в Европе, с 33 до 37% — в Юго-Восточной Азии, с 32 до 36% — в Северной Америке,и роль региональных экономических связей будет усиливаться.

С одной стороны, успех экономического регионализма укрепляет сознание принадлежности к одной цивилизации. А с другой — экономический регионализм может быть успешным, только если он коренится в общности цивилизации.

Отношения в рамках религиозно-этнических распространяются как отношения «мы» и «они».

Различия в культуре или религии порождают разногласия по широкому кругу политических вопросов, будь то права человека или эмиграция, коммерция или экология.

Попытки Запада распространить свои ценности: демократию и либерализм — как общечеловеческие, сохранить военное превосходство и утвердить свои экономические интересы наталкиваются на сопротивление других цивилизаций.

Конфликт цивилизаций разворачивается на двух уровнях. На микроуровне группы, обитающие вдоль линий разлома между цивилизациями, ведут борьбу, зачастую кровопролитную, за земли и власть друг над другом. На макроуровне страны, относящиеся к разным цивилизациям, соперничают из-за влияния в военной и экономической сфере, борются за контроль над международными организациями и третьими странами, стараясь утвердить собственные политические и религиозные ценности.

Сегодняшняя линия разлома мира не политическая и идеологическая – не социализм и капитализм, а культурная – на западное христианство с одной стороны, и православие и ислам – с другой.

Севернее и западнее этой линии проживают протестанты и католики. У них — общий опыт европейской истории: феодализм, Ренессанс, Реформация, Просвещение, Великая французская революция, промышленная революция. Их экономическое положение, как правило, гораздо лучше, чем у людей, живущих восточнее.

Восточнее и южнее этой линии живут православные христиане и мусульмане. Исторически они относились к Османской либо Российской Империи, и до них донеслось лишь эхо исторических событий, определивших судьбу Запада. Экономически они отстают от Запада, и менее подготовлены к созданию устойчивых демократических политических систем.

Запад против остального мира:

  1. По отношению к другим цивилизациям Запад находится сейчас на вершине своего могущества. Вторая сверхдержава — в прошлом его оппонент, исчезла с политической карты мира.
  2. Военный конфликт между западными странами немыслим, военная мощь Запада не имеет равных.
  3. Если не считать Японии, у Запада нет экономических соперников.
  4. Мировые политические проблемы и проблемы безопасности эффективно разрешаются под руководством США, Великобритании и Франции, мировые экономические проблемы — под руководством США, Германии и Японии.
  5. Все эти страны имеют самые тесные отношения друг с другом, не допуская в свой круг страны поменьше, почти все страны незападного мира.
  6. Решения, принятые Советом Безопасности ООН или Международным валютным фондом (МВФ) и отражающие интересы Запада, подаются мировой общественности как соответствующие насущным нуждам мирового сообщества.
  1. Выражение «мировое сообщество» призвано придать общемировую легитимность действиям, отражающим интересы США и других западных стран.
  2. При посредстве МВФ и других международных экономических организаций Запад реализует свои экономические интересы и навязывает другим странам экономическую политику по собственному усмотрению.
  3. Запад доминирует в Совете Безопасности ООН.

Запад использует международные организации, военную мощь и финансовые ресурсы для того, чтобы править миром, утверждая свое превосходство, защищая западные интересы и утверждая западные политические и экономические ценности.

Различия в масштабах власти и борьба за военную, экономическую и политическую власть являются, таким образом, одним из источников конфликта между Западом и другими цивилизациями.

Другой источник конфликта — различия в культуре, в базовых ценностях и верованиях.

«…западная цивилизация — универсальна и годится для всех народов».

В.С.Найпол

На глубинном уровне западные представления и идеи фундаментально отличаются от тех, которые присущи другим цивилизациям. В исламской, конфуцианской, японской, индуистской, буддистской и православной культурах почти не находят отклика такие западные идеи, как индивидуализм, либерализм, конституционализм, права человека, равенство, свобода, верховенство закона, демократия, свободный рынок, отделение церкви от государства.

Идея «универсальной цивилизации» — это западная идея.

«Ценности, имеющие первостепенную важность на Западе, гораздо менее важны в остальном мире».

В политической сфере эти различия наиболее отчетливо обнаруживаются в попытках Соединенных Штатов и других стран Запада навязать народам других стран западные идеи демократии и прав человека. Современная демократическая форма правления исторически сложилась на Западе. Если она и утвердилась кое-где в незападных странах, то лишь как следствие западного колониализма или нажима.

Судя по всему, центральной осью мировой политики в будущем станет конфликт между «Западом и остальным миром» (Кишор Махбубани), и реакция незападных цивилизаций на западную мощь и ценности.

Запад полагает, что от него зависит решение важнейших мировых проблем, тогда как на деле он является одной из главных причин их возникновения».

Кишор Махбубани

Формы такого конфликта:

Незападные страны могут последовать примеру Северной Кореи или Бирмы и взять курс на изоляцию — оградить свои страны от западного проникновения и разложения и в сущности устраниться от участия в жизни мирового сообщества, где доминирует Запад.

2. Попробовать примкнуть к Западу и принять его ценности и институты. На языке теории международных отношений это называется «вскочить на подножку поезда» (Турция).

3. Попытаться создать противовес Западу, развивая экономическую и военную мощь и сотрудничая с другими незападными странами против Запада. Одновременно можно сохранять исконные национальные ценности и институты — иными словами, модернизироваться, но не вестернизироваться.

В будущем, когда принадлежность к определенной цивилизации станет основой самоидентификации людей, страны, в населении которых представлено несколько цивилизационных групп, вроде Советского Союза или Югославии, будут обречены на распад.

Но есть и внутренне расколотые страны — относительно однородные в культурном отношении, но в которых нет согласия по вопросу о том, к какой именно цивилизации они принадлежат. Их правительства, как правило, хотят «вскочить на подножку поезда» и примкнуть к Западу, но история, культура и традиции этих стран ничего общего с Западом не имеют.

Турция:

- Союзник Запада по НАТО;

- Сохранение традиции Ататюрка;

- Намерение вступить в Евросоюз;

- Возрождение исламских традиций и попытки утверждения Турции как исламского государства;

- политическая элита Турции считает свою страну западным обществом, политическая элита Запада этого не признает.

Мексика

- - Попытка войти в североамериканскую зону свободной торговли (НАФТА) рождает задачу заново сформировать идентичность Мексики уже не как латиноамериканской страны, а как страны североамериканской.

Россия

Вопрос о том, является ли Россия частью Запада, или она возглавляет свою особую, православно-славянскую цивилизацию, на протяжении российской истории ставился неоднократно.

Сергей Станкевич: Россия должна отказаться от курса на «атлантизм», который сделает ее европейской страной, частью мировой экономической системы и восьмым номером в нынешней семерке развитых стран, что она не должна делать ставку на Германию и США — ведущие страны Атлантического союза.

Петр Николаевич Савицкий (1920-е гг.): Россия является «уникальной евразийской цивилизацией».

Опрос общественного мнения в европейской части страны весной 1992 года показал, что 40% населения положительно настроено по отношению к Западу, а 36% — отрицательно. В начале 1990-х годов, как и на протяжении почти всей своей истории, Россия остается внутренне расколотой страной.

Чтобы расколотая изнутри страна смогла заново обрести свою культурную идентичность, должны быть соблюдены три условия:

  1. необходимо, чтобы политическая и экономическая элита этой страны в целом поддерживала и приветствовала такой шаг;
  2. ее народ должен быть согласен, пусть неохотно, на принятие новой идентичности;
  3. господствующие группы той цивилизации, в которую расколотая страна пытается влиться, должны быть готовы принять «новообращенного».

Выводы для Запада:

  1. Противоречия между цивилизациями важны и реальны.
  2. Цивилизационное самосознание возрастает.
  3. Конфликт между цивилизациями придет на смену идеологическим и другим формам конфликтов в качестве преобладающей формы глобального конфликта.
  4. Международные отношения, исторически являвшиеся игрой в рамках западной цивилизации, будут все больше девестернизироваться и превращаться в игру, где незападные цивилизации станут выступать не как пассивные объекты, а как активные действующие лица.
  5. Эффективные международные институты в области политики, экономики и безопасности будут складываться скорее внутри цивилизаций, чем между ними.

6. Конфликты между группами, относящимися к разным цивилизациям, будут более частыми, затяжными и кровопролитными, чем конфликты внутри одной цивилизации.

  1. Вооруженные конфликты между группами, принадлежащими к разным цивилизациям, станут наиболее вероятным и опасным источником напряженности, потенциальным источником мировых войн.
  2. Главными осями международной политики станут отношения между Западом и остальным миром.
  3. Политические элиты некоторых расколотых незападных стран постараются включить их в число западных, но в большинстве случаев им придется столкнуться с серьезными препятствиями.
  4. В ближайшем будущем основным очагом конфликтов будут взаимоотношения между Западом и рядом исламско-конфуцианских стран.

Смысл — сущность феномена в более широком контексте реальности.

Смыслы обнаруживаются не только в продуктах умственной деятельности людей, например, в психической или социальной коммуникации, но и в материальных культурных ценностях (утварь, машины, украшения и пр.).

Смысл феномена оправдывает существование феномена, так как определяет его место в некоторой целостности, вводит отношения «часть-целое», делает его необходимым в качестве части этой целостности.

Смыслом также называют мнимое или реальное предназначение каких-либо вещей, слов, понятий или действий, заложенное конкретной личностью или общностью.

Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Люди могут общаться не только с подобными себе одушевленными субъектами, но и с Богом, с Природой, с прекрасным, с информационным пространством и это общение не бессмысленно.

Т.е. источниками смыслов, т.е. коммуникантами в смысловой коммуникации, могут быть не только социализированные личности, владеющие устной и письменной речью.

Предмет теорий социальной коммуникации - смыслы, которые содержатся в социально-коммуникационных соотношениях.

В целесообразной социальной коммуникации коммуниканты и реципиенты осознанно преследуют три цели:

1. познавательная – распространение (коммуникант) или приобретение (реципиент) новых знаний или умений;

2. побудительная – стимулировать других людей к каким-либо действиям или получить нужные стимулы;

3. экспрессивная – выражение или обретение определенных переживаний, эмоций.

Для достижения этих целей (познавательной, побудительной, экспрессивной) содержание коммуникационных сообщений должно включать: знания и умения (коммуникант нечто знает или умеет и может поделиться этим опытом с другими людьми); стимулы (волевые воздействия, побуждающие к активности); эмоции (коммуниканту важно эмоционально «разрядиться», получить сочувствие, а реципиент ищет положительных эмоций и душевного комфорта).

Когда речь идет о социальной коммуникации, имеется в виду движение в социальном пространстве и времени знаний, умений, стимулов, эмоций – т.е. смыслов.

В понятие «знание» мы включаем не только санкционированные разумом факты и концепции, но и интуитивно принимаемые ценностные ориентации, идеалы, убеждения и предметы веры, ибо человек знает об их существовании в своем сознании. Знание – то, что человек думает (содержание мышления).

В понятие «умение» входят нормы, навыки, методы, приемы, привычки, бессознательные установки, определяющие действия человека в той или иной ситуации. Умение – то, как человек действует.

Принципиальная разница между знанием и умением та, что знание можно сообщить устно или письменно, а умение нужно показать, продемонстрировать, ибо описание всегда будет неполным.

Существуют гибридные или промежуточные смыслы.

Идеалы, убеждения, предметы веры, ценности – это синтез рационального, эмоционального и волевого начала; они не только признаются разумом «наилучшими», но и чувственно переживаются и способны побуждать к действию.

Аналогично нормы, методы, принципы представляют собой «инструментальное знание» и не вписываются полностью в категорию «умения».

Начальным источником знаний, умений, стимулов, эмоций является индивидуальная психика, где эти стимулы зарождаются и движутся в психическом времени и пространстве.

Для того, чтобы началась социальная коммуникация, коммуникант должен опредметитъ, овеществить свои смыслы, т.е. воплотить их в содержании коммуникационного сообщения.

Коммуникационное сообщение движется в материальном пространстве и времени, достигая в конце концов своего реципиента.

Для того чтобы завершилась социальная коммуникация, реципиенту нужно распредметитъ смысловое содержание сообщения, т.е. понять его и включить понятые смыслы в свою психику, точнее – в индивидуальную память.

Социальная коммуникация оказывается весьма сложным процессом, где происходят операции опредмечивания и распредмечивания смыслов и переход смыслов из психического хронотопа в материальный хронотоп и снова в психический хронотоп.

Смыслы, которыми владеет коммуникант, могут «опредметиться» двояко:

• во-первых, в виде коммуникационных сообщений (речь, письмо, рисунок);

• во-вторых, в виде утилитарных изделий (орудия, оружие, одежда, жилища), где также воплощены знания и умения человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: