Российская Федерация в 2000–2019 годах; Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся международно-правовой системе

Российская Федерация в 2000–2019 годах; Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся международно-правовой системе.

В 1999 году Россия продолжала искать решения многих сложных проблем. Экономика не могла восстановиться после кризиса 1998 года. Социальные программы находились в упадке. Сокращалась продолжительность жизни населения. Возникла угроза распада федеративного государства. В сентябре 1999 года произошла серия терактов в городах Российской Федерации. Все эти проблемы привели к падению авторитета высшей власти.

31 декабря 1999 года вышло видеообращение Бориса Николаевича Ельцина, в котором он объявил о своей отставке. Исполняющим обязанности главы государства стал Владимир Владимирович Путин.

26 марта 2000 года состоялись выборы президента, на которых победил Владимир Путин. Во время его пребывания у власти в стране произошёл ряд серьёзных преобразований.

В мае 2000 года было создано семь федеральных округов. В дальнейшем их количество возросло до восьми. Они были образованы в соответствии с указом «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Полпреды занялись приведением законодательства в субъектах федерации в соответствие с конституцией. В округах появились прокуратуры и органы внутренних дел.

В мае 2000 года началась реформа Совета Федерации. С 1996 года в этот орган власти входило по два представителя от каждого региона. Путин предложил заменить их теми, кто будет занимать должность постоянно и на профессиональной основе. Был разработан порядок процедуры отстранения от должности глав регионов и роспуска законодательных собраний.

В сентябре 2000 года был создан Государственный совет – совещательный орган при президенте. В него вошли главы субъектов РФ.

Меры, предпринятые президентом, усилили центральную власть и укрепили единство федерации.

В декабре 2000 года был утверждён закон о национальных символах России.

В 2001 году был принят закон о политических партиях, упорядочивший их деятельность. В этом же году сформировалась партия «Единая Россия», которая заняла ведущие позиции в государстве.

Острой проблемой для России оставались отношения с Чечнёй. Преодолеть кризис в этом регионе удалось только в ходе Второй Чеченской кампании, начавшейся в августе 1999 года. Активная фаза боевых действий на Северном Кавказе продолжалась до 2000 года.

Ещё одной важной задачей в начале 2000-х стало усовершенствование судебной системы. В 2001 году президент подписал основные законы в этой области. Таким образом в России был введён институт мировых судей и судебных приставов, суд присяжных; установлен пожизненный статус судей; были предоставлены дополнительные права всем участникам судебных разбирательств.

В ходе судебной реформы были приняты основные кодексы: Гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный, арбитражно-процессуальный, трудовой, земельный, таможенный, жилищный и Кодекс об административных правонарушениях.

Судебная реформа способствовала окончательному формированию нормативно-правовой базы Российской Федерации.

14 марта 2004 года состоялись очередные выборы президента России. Более 71 процента избирателей проголосовали за Владимира Путина.

После выборов президент приступил к укреплению вертикали власти. В 2004 году началось проведение административной реформы, задачей которой было чёткое разделение функций всех органов исполнительной власти. Были укрупнены министерства, созданы федеральные службы и агентства.

Летом 2004 года составили перечень полномочий регионов. За ними сохранили решение социально-экономических вопросов. В ходе укрупнения регионов ряд экономически несостоятельных округов вошёл в состав различных краёв и областей.

События в Беслане продемонстрировали неспособность исполнительной власти грамотно действовать в критических ситуациях. Потребовались дальнейшие реформы в сфере управления. Были отменены прямые выборы губернаторов. Теперь кандидатов на эту должность предлагал президент. После они должны были получить одобрение законодательных собраний. Президент имел право отозвать губернатора.

Изменился порядок выборов в Думу, теперь голосование проходило по партийным спискам. В 2005 году была создана Общественная палата Российской Федерации. Она должна была стать посредником между гражданами и органами государственной власти, активизировать становление гражданского общества.

Укрепление вертикали власти усилило регулирующую роль государства во всех сферах.

При Путине был продолжен курс на либерализацию экономики, ослабление контроля со стороны государства за предпринимательской деятельностью; были приняты меры по поддержке малого бизнеса; началась реализация национальных проектов («Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно‑промышленного комплекса») и проведение социальных реформ.

В целом в 2000–2008 годы в стране происходил рост ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения. Шло снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности. Были проведены налоговая, пенсионная, банковская реформы, монетизация льгот, реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта.

В 2004 году был сформирован Стабилизационный фонд (с 2018 года – Фонд национального благосостояния России). В 2006 – введены меры по стимулированию рождаемости в России (увеличение детских пособий, введение «материнского капитала»). В 2007 году нанотехнологии были обозначены в качестве одного из наиболее приоритетных направлений развития науки и техники.

2 марта 2008 года третьим Президентом Российской Федерации стал Дмитрий Анатольевич Медведев. Премьер-министром был утверждён Владимир Путин.

Основными направлениями политики президента стали: снижение налогового бремени в целях стимулирования инноваций и частных инвестиций в человеческий капитал; формирование основ национальной инновационной системы; качество законов и эффективность правоприменения; радикальное снижение административных барьеров; построение мощной и самостоятельной финансовой системы; превращение рубля в одну из региональных резервных валют; модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры; создание новой телекоммуникационной инфраструктуры.

В декабре 2008 года были внесены изменения в Конституцию Российской Федерации: произошло расширение прав Федерального Собрания; Госдума получила контроль над исполнительной властью; обязанностью правительства стал ежегодный отчёт перед парламентом об итогах работы; увеличился до шести лет срок полномочий президента; увеличилась роль партий в жизни государства.

В марте 2011 года в силу вступил закон «О полиции». Была начата реформа вооружённых сил.

Медведев заявил о необходимости изменений в политической системе. Основным направлением этого процесса стало повышение уровня доверия власти в обществе. Было гарантировано минимальное представительство в Думе партиям, не набравшим необходимый процент голосов. Кандидатуры руководителей субъектов Федерации выдвигались партиями, набравшими наибольшее количество голосов на выборах.

Совет Федерации формировался из представителей органов власти и депутатов местного самоуправления, выбранных народом. Органы местного самоуправления получили право отстранять от власти руководителей муниципалитетов. В рассмотрении законопроектов, касающихся собственности, здоровья и свободы, могли участвовать неправительственные организации.

Дмитрий Медведев в ежегодном Послании Федеральному собранию в 2009 году обозначил одним из ведущих направлений политики инновационное развитие. Для обретения Россией статуса мирового государства необходимо было провести всестороннюю модернизацию на основе новейших технологий.

Приоритетным направлением стало внедрение новейших технологий, компьютерных и телекоммуникационных систем. В России приступили к внедрению программы «Наша новая школа». С 2010 года началось создание инновационного центра «Сколково», который должен был стать аналогом Силиконовой долины.

Однако ещё летом 2007 года начался мировой экономический кризис. Особенности проявления кризиса в России связаны с сырьевой структурой экспорта и слабой развитостью рыночных институтов. Произошло снижение цен на сырьё. Острой проблемой стала низкая конкурентоспособность несырьевых российских товаров. В результате в 2008 году началось уменьшение промышленного производства, росла безработица, снижались зарплаты. Кризис снизил доверие населения банкам. Происходил отток вкладов. Снижались темпы роста экономики.

Чтобы сгладить последствия кризиса, государство усилило регулирование экономики. Средства Стабилизационного фонда и золотовалютные резервы направили на поддержку банковской системы. Были национализированы некоторые крупные компании. Важно значение имело то, что российские власти стали координировать действия с главами других государств.

В 2010 году было заявлено об окончании рецессии в экономики, но это не означало окончание кризиса. Большое внимание в условиях кризиса уделялось социальной политике. Правительство оказало поддержку системе здравоохранения.

На выборах президента России 4 марта 2012 года Владимир Путин победил, набрав более 63 % голосов. После выборов руководство страны начало разработку и реализацию планов дальнейшего развития.

В день вступления в должность Владимир Путин подписал серию из 11 указов (так называемые «Майские указы»), в которых содержалось 218 поручений Правительству РФ для выполнения в течение 2012–2020 годов.

Они затрагивали основные вопросы экономической и социальной политики, здравоохранения, образования и науки, обеспечения граждан доступным жильём и повышения качества услуг ЖКХ, совершенствования системы госуправления, а также развития Вооружённых сил.

В ходе пресс-конференции в декабре 2017 года Путин оценил, что майские указы выполняются «удовлетворительно». «Как и планировалось, всё будет доведено до логического завершения».

18 марта 2018 года Владимир Путин был избран президентом Российской Федерации на очередной срок, получив более 76 % голосов. Вскоре президентом были озвучены новые национальные проекты федерального масштаба по трём направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост».

В 2000–2008 годах пост президента Российской Федерации занимал Владимир Владимирович Путин.

Были приняты новые государственные символы, проведены судебная и административная реформы.

В двухтысячные годы велась активная борьба с терроризмом.

С 2008 по 2012 год президентом РФ являлся Дмитрий Анатольевич Медведев.

В 2012 году на президентских выборах одержал победу Владимир Путин.

"Политическое развитие России в начале XXI века"

Борьба с терроризмом. Острой проблемой для России оставались отношения с Чечнёй. В августе 1999 года боевики вторглись на территорию Дагестана. Они хотели провозгласить там исламское государство. В ответ на эти действия российские военные начали контртеррористическую операцию. Уже в сентябре Дагестан был освобождён.

Однако руководители боевиков развязали серьёзную войну. В сентябре в трёх городах России произошли взрывы жилых домов.

Владимир Путин призвал всех действовать незамедлительно, потому что если упустить момент, то неизбежны новые жертвы. Российские войска вошли в Чечню. Постепенно им удалось установить контроль над крупнейшими населёнными пунктами. Правительство России приступило к налаживанию мирной жизни в этом регионе. Создавались новые административные органы.

Лишившись возможности действовать открыто, сепаратисты перешли к террористической войне.

23 октября 2002 года произошёл захват заложников в театральном центре на Дубровке в Москве. В этот момент там шёл мюзикл «Норд-Ост». В течение четырёх дней террористы удерживали зрителей и работников театра. Их главным требованием был вывод российских войск из Чечни. По официальным данным в ходе этого теракта погибли 130 человек, в том числе 10 детей.

1 сентября 2004 года был организован захват заложников в городе Беслан. Произошёл он во время праздничной линейки в школе номер 1. Два с половиной дня люди находились в руках террористов. После штурма боевики были уничтожены. В результате теракта погибли 314 человек, из которых 186 дети.

В Чечне был проведён референдум, на котором большинство граждан высказались за сохранение республики в составе Российской Федерации. Президентом избрали Ахмата Кадырова.

Гражданское согласие

В 21 веке изменился стиль управления Россией, государство стало приобщаться к общемировым тенденциям развития. В ходе урока вы узнаете о становлении гражданского общества, средствах массовой информации, образовании и науке, российском спорте и отношениях государства и церкви.

Развитие гражданского общества. Одной из первостепенных задач Владимира Путина стало развитие гражданского общества. Для этого было необходимым создание следующих условий:

формирование в России среднего класса;

выстраивание диалога власти с неправительственными организациями.

В 2001 году проведены региональные форумы, на которых прошли встречи представителей местной власти и общественных организаций. На форумах были обозначены проблемы, волнующие людей.

В 2001 году в Московском Кремле проведен Гражданский форум. Он стал новой формой общения граждан России и властей. На встрече собрались около пяти тысяч человек, которые обсудили проблемы социальной защиты, борьбы с коррупцией, местного самоуправления и многие другие.

В 2004 году сформирована Общественная палата Российской Федерации, в состав которой вошли наиболее авторитетные представители общественности.

Возникла проблема с неправительственными организациями, получавшими средства от частных иностранных корпораций. Часто они выступали с критикой власти. В 2007 году в России были введены ограничения на финансирование общественных организаций из-за рубежа.

Таким образом, в двухтысячные годы в решении основных социальных и экономических проблем принимало участие общество.

Средства массовой информации стали важным институтом формирования гражданского общества. Уже к концу девяностых годов 20 века существовало большое количество газет, журналов, телевизионных и радиоканалов.

Образование и наука. Новое руководство государства понимало необходимость реформирования системы образования, для того, чтобы приобщиться к общемировым тенденциям в этой сфере.

Было восстановлено обязательное полное среднее образование, отменённое в девяностые годы. Завершилась компьютеризация российских школ. В образовательных целях стал использоваться интернет.

В 2003 году в России начался переход на Болонскую систему образования. В вузах появилась двухуровневая система обучения – бакалавриат и магистратура.

В качестве эксперимента в 2005 году был введён Единый государственный экзамен. Он должен был предоставить равные возможности при поступлении для всех выпускников школ. В 2009 году произошёл полный переход к ЕГЭ.

Были учреждены премии из специального фонда президента Российской Федерации, которые присуждались молодым учёным.

Для них появилась возможность получить квоты при зачислении в Российскую академию наук.

В двухтысячные годы постепенно росло государственное финансирование гражданской науки. Если в 2002 году в эту область вкладывалось 17,5 миллиардов рублей, то уже в 2011 году сумма составила 319 миллиардов рублей.

К 2011 году выработались основные направления научного развития:

противостояние терроризму;

развитие наносистем;

Информационных систем;

разработка перспективных видов вооружения;

природопользование;

развитие космических систем;

внедрение энергоэффективных производств.

В 2001 году в России был создан суперкомпьютер, который умел выполнять один триллион операций в секунду.

Многие российские учёные были удостоены Нобелевской премии. Это Жорес Алфёров, Алексей Абрикосов, Виталий Гинзбург, Константин Новосёлов, Андрей Гейм.

Российский спорт. В двухтысячные годы в России стала восстанавливаться спортивная материально-техническая база. Прикладывались большие усилия для популяризации спорта. В 2007 году на первом канале появилось телешоу «Ледниковый период», в котором вместе с известными фигуристами на лёд вышли звезды кино и телевидения.

Успешными были выступления российских спортсменов на Олимпийских играх.

В 2000 году на Олимпиаде в Сиднее Россия заняла второе место в командном зачёте. Золотые медали получили спортивная гимнастка Светлана Хоркина, синхронистки Ольга Брусникина и Мария Киселёва, гимнаст Алексей Немов, теннисист Евгений Кафельников.

В 2004 году Россия стала третьей в командном зачёте. Золотые медали завоевали Елена Исинбаева, Алина Кабаева. На треке победил Михаил Игнатьев. А четвёрка гребцов получила золото впервые за 24 года, героями стали Игорь Кравцов, Алексей Свирин, Николай Спинёв, Сергей Федорцев.

На Зимней Олимпиаде в Турине, в 2006 году лучшими из лучших оказались российские фигуристы – Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, Татьяна Навка и Роман Костомаров, Евгений Плющенко.

Зимние олимпийские игры 2014 года прошли в России, в городе Сочи. Золотые медали завоевали Никита Крюков в лыжных гонках, биатлонисты Евгений Устюгов, Светлана Слепцова, Анна Богалий-Титовец, Ольга Медведцева и Ольга Зайцева.

56 медалей получили российские спортсмены на Олимпиаде 2016 года в Рио де Жанейро. Впервые за всю историю женская сборная по гандболу выиграла золото.

Таким образом, спорт в России является одним из приоритетных направлений государственной политики.

Давайте подведём итоги.

Одной из задач Владимира Путина стало формирование гражданского общества.

Средства массой информации перешли под контроль государства.

В образовании произошёл переход на Болонскую систему, был введён ЕГЭ.

Много средств выделялось на развитие науки.

Больших успехов добивались российские спортсмены.

Начало 21 века стало настоящим расцветом отношений государства и церкви в России.

Экономика

В начале XXI века важным направлением государственной политики России стала борьба с уклонением от уплаты налогов.

Так, уголовному преследованию подверглись владельцы крупнейшей в России нефтяной корпорации «ЮКОС». Они обвинялись в хищениях и налоговых махинациях. В 2005 году российский суд признал главу корпорации Михаила Ходорковского виновным в мошенничестве и других преступлениях, а сама нефтяная компания подверглась процедуре банкротства.

Решение суда получило противоречивую оценку со стороны российской и международной общественности. А события, связанные с уголовным преследованием владельцев ЮКОСа, оказали значительное влияние на политическую жизнь и деловой климат в России. Например, часть конгрессменов и сенаторов США, как республиканцев, так и демократов, выступила с предложением исключить Россию из «Большой восьмёрки».

Вопросы занятия. Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Налоговая реформа. Решение проблемы внешнего долга. Социальное развитие: разработка и реализация приоритетных национальных проектов. Демографическая политика. Итоги социально-экономического развития России.

К 1999 году российская экономика пребывала в глубочайшем кризисе, а государство фактически утратило над ней контроль.

Значительная часть экономики перешла под управление олигархов либо организованных преступных группировок.

Внутренние ресурсы государства были практически исчерпаны и полностью зависели от внешних займов.

Инфляция к этому времени составила уже 36,5 %, а задолженность по выплатам зарплат на предприятиях достигала двух лет.

В 1999 году реальные доходы россиян составляли лишь 40 % от их заработков в 1991 году. Пенсии были ещё меньше. 42 миллиона россиян находились за чертой бедности.

Экономические трудности привели к обострению социальной напряжённости в российском обществе. Выросли преступность и коррупция. Неизбежным последствием экономического кризиса стал кризис демографический. Численность населения ежегодно уменьшалась почти на миллион человек. Выход из сложившейся ситуации новое руководство России видело в переходе к политике государственного регулирования рыночного хозяйства.

Чтобы увеличить роль государства в экономике, был предпринят ряд мер. Среди них – введение государственных представителей в советы директоров крупнейших российских монополий; создание крупных конкурентоспособных промышленных корпораций, которым в экономике отводилась основополагающая роль.

Изначально государственные корпорации создавались в добывающей промышленности. Крупнейшими среди них стали «Газпром», «Роснефть», «Российские железные дороги».

Слияния предприятий в автомобилестроительной, авиационной, оборонной отраслях привели к появлению таких государственных корпораций как Российская корпорация нанотехнологий, Объединённая авиастроительная корпорация, Объединённая судостроительная корпорация.

Принятые новым российским руководством меры по укреплению экономики способствовали её стабильному развитию в 2000–2007 годах. Благодаря этому стало возможным долгосрочное планирование экономического развития.

Поэтому с 2008 года Россия смогла перейти на трёхлетнее бюджетное планирование. Первый трёхлетний план федерального бюджета был рассчитан на 2008–2010 годы.

8 февраля 2008 года в Москве прошло расширенное заседание Государственного Совета, на котором президент Владимир Путин представил свой доклад о стратегии развития России до 2020 года.

В своём докладе президент определил основные ориентиры социально-экономического развития России до 2020 года: перевод России на инновационный путь развития; её возвращение в число мировых технологических лидеров; четырёхкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики; удвоение расходов государства на здравоохранение, образование и науку; снижение инфляции к 2010 году до 5–6 % в год; увеличение доли среднего класса до 60–70 % населения; сокращение смертности в полтора раза; увеличение продолжительности жизни населения до 75 лет.

Одним из первых мероприятий нового руководства страны стало проведение в 2000-х годах налоговой реформы. Она стимулировала рост российской экономики.

Всё дело в том, что до этого времени в России был завышенный уровень налогообложения, что стало причиной массового уклонения от уплаты налогов. В результате государственный бюджет лишался значительных средств. Поэтому было решено провести налоговую реформу, чтобы путём регулирования налоговых ставок заставить работать экономику.

Основными задачами налоговой реформы стали: снижение налоговой нагрузки на предприятия, повышение роли добывающих отраслей промышленности как источника налоговых поступлений; сокращение количества налоговых льгот и изменение их направленности; упрощение налогообложения малого бизнеса; сделать налоговую систему максимально справедливой для налогоплательщиков независимо от того, в каких экономических условиях они находятся.

В соответствии с поставленными задачами в ходе реформы ставка налога на прибыль предприятия была снижена с 35 до 24 %; налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырьё на мировом рынке был отменён налог с продаж, а также налог на приобретение автомобилей; был введён единый налог для физических лиц в размере 13 %; страховые взносы во внебюджетные фонды заменялись единым социальным налогом.

В результате всех этих мер поступление федеральных налогов и сборов от крупнейших налогоплательщиков выросло более чем вдвое. Удалось значительно увеличить федеральный бюджет налогами с доходов, которые ранее скрывались.

Значительные поступления в государственный бюджет помогли решить проблему внешнего долга России, который к началу 2002 года составил около 133 млрд долларов США.

Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам.

Поэтому Владимир Путин поставил перед правительством задачу постепенно сократить государственный долг. В итоге благодаря политике по обслуживанию внешних обязательств без осуществления новых заимствований произошло постепенное сокращение внешнего долга России.

Так, по состоянию на 1 января 2003 года внешняя задолженность России составляла уже 122 миллиарда долларов, 1 января 2005 года – чуть более 114.

К 1 января 2008 года внешний долг России сократился до 45 миллиардов долларов. Золотовалютные резервы России увеличились с 12ти млрд долларов в 1999 году до 476,3 долларов в 2008 году.

В целях стабилизации экономики в 2004 году был создан специальный государственный Стабилизационный фонд.

Он выступал в роли «подушки безопасности», позволявшей избежать неблагоприятного влияния внешних экономических факторов.

К концу 2000 года промышленность и сельское хозяйство России начали выходить из кризиса. В 2001 году доходы населения впервые после распада СССР выросли на 6 %; в 2002 году их рост составил 9 %, в 2003 году – 14,5 %, в 2004 – 11 %.

Рост доходов российских граждан стал возможным благодаря повышению уровня минимальной оплаты труда, пенсий и социальных выплат. Наметился рост ВВП России, который к 2007 году составил уже 7,8%. Росту ВВП способствовали структурная перестройка экономики, налоговая реформа, а также быстрый рост мировых цен на энергоносители.

Устойчивый экономический рост позволил российскому руководству (прочитал производству) перейти к реализации масштабных социальных программ.

Крупнейшей из них стала программа «Приоритетные национальные проекты России», направленная на рост «человеческого капитала» и рассчитанная на период с 2006 по 2018 год.

В сентябре 2005 года Владимир Путин объявил, что в рамках этой программы должны быть реализованы четыре национальных проекта: «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жильё», «Развитие аграрно-промышленного комплекса».

На их развитие только в 2007 году было выделено 230 миллиардов рублей, из них половина пошла на проект «Здоровье».

Он был направлен на укрепление здоровья граждан; повышение доступности и качества медицинской помощи; развитие первичной медицинской помощи; возрождение профилактического направления в здравоохранении; обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.

Проект «Образование», кроме прочего, предусматривал стимулирование инноваций в сфере образования; подключение школ к интернету; поставку школьных автобусов в сельскую местность; поддержку талантливой молодёжи; поощрение лучших учителей; организацию сети национальных университетов и бизнес-школ.

Согласно проекту «Доступное и комфортное жильё» к 2010 году планировалось увеличить объёмы ввода нового жилья; увеличение с 9 до 30 % доли семей, способных приобрести жильё; создание специального фонда по реформированию жилищно-коммунального комплекса.

На протяжении 1990-х и в начале 2000-х годов одной из самых острых была демографическая проблема, в частности – сокращение населения. Согласно переписи населения Российской Федерации, проведённой в 2002 году, с 1989 года население России сократилось почти на 2 миллиона человек.

Поэтому начиная с 2000 года, стали приниматься меры по снижению смертности и стимулированию роста рождаемости. Среди них государственное финансирование массового медицинского обследования населения, оказания первой помощи, вакцинаций и других профилактических мер.

С 2007 года для неработающих женщин вводились пособия по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет, а при рождении второго ребёнка сумма пособия увеличивалась вдвое. Работающим матерям начали выплачивать пособие в размере 40 % от заработка.

Кроме этого, за рождение второго ребёнка была предусмотрена выплата «материнского капитала», размер которого в 2007 году составлял 250 тысяч рублей. Потратить эти деньги можно было только на оплату образования ребёнка, улучшение жилищных условий, пенсионные накопления матери, здравоохранение. Позже размер материнского капитала был увеличен.

В результате принятых мер к 2007 году наметилось улучшение демографической ситуации, то есть почти во всех субъектах Российской Федерации отмечалось увеличение числа родившихся и снижение числа умерших. В последующие два года улучшение демографической обстановки продолжилось.

Подводя итоги социально-экономического развития Российской Федерации в начале XXI века, стоит отметить, что с 2000 по 2008 год наблюдался устойчивый рост российской экономики.

Так, среднегодовые темпы роста ВВП России составили 7 %, в три раза сократились инфляция и внешний государственный долг. Это создавало предпосылки для перехода России к инновационному развитию.

Однако уровень инфляции всё ещё оставался высоким. Кроме этого, в стране были и другие нерешённые проблемы. Например, российская экономика всё ещё оставалась зависимой от топливно-энергетической и сырьевой промышленности, а также от мировых цен на энергоносители.

Также в результате укрепления рубля увеличилось количество импортных поставок, что отрицательно отразилось на российских производителях. В частности – на автомобиле-, авиа-, приборо- и судостроении, химической и пищевой промышленности, сельском хозяйстве.

Российскую экономику необходимо было срочно переводить на инновационные рельсы.

Подведём итоги. В начале XXI века Россия перешла к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. В начале XXI века российская экономика продемонстрировала самые высокие за 30 лет темпы роста. Государство приступило к реализации приоритетных национальных проектов в социальной сфере. Особое внимание к демографической проблеме позволило увеличить рождаемость и сократить смертность в России.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: