Экономический анализ: сущность, виды и задачи

Анализ означает в переводе с греческого разложение изучаемого объекта на части, на присущие этому объекту составляющие. Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием факторов и отражающиеся через систему экономической информации.

На хозяйственную деятельность влияют объективные и субъективные (внутренние) факторы. Внутренние связаны с деятельностью человека и зависят от него.

Задачи экономического анализа:

1) повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, нормативов;

2) объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов и соблюдения нормативов;

3) определение результативности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

4) контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;

5) выявление внутренних резервов;

6) проверка оптимальности управленческих решений.

В зависимости от функций управления анализ разделяют на:

§ внутренний (управленческий, составная часть управленческого учета);

§ внешний (финансовый, для внешних пользователей).

Внутренний управленческий анализ – составная часть управленческого учета, т.е. информационно-аналитического обеспечения руководства предприятия.

Внешний финансовый анализ – составная часть финансового учета, обслуживающего внешних пользователей информацией о предприятии по данным, как правило, публичной отчетности.

По содержанию процесса управления выделяют:

· перспективный (предварительный) анализ;

· ретроспективный (последующий);

· оперативный анализ.

Классифицируют анализ по:

- субъектам (руководство, поставщики, налоговые органы);

- периодичности (квартальный, годовой);

- содержанию и полноте изучаемых вопросов (полный анализ хозяйственной деятельности, локальный анализ деятельности отдельных подразделений);

- методам изучения объекта (комплексный, системны, сравнительны, сплошной и выборочный);

- степени механизации и автоматизации вычислительных работ.

Анализом финансово-хозяйственной деятельности предприятия занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы – с целью изучения эффективности использования ресурсов; банки – для оценки условий кредитования и определения степени риска; поставщики – для своевременного получения платежей; налоговые службы – для выполнения плана поступления средств в бюджет.

  1. Анализ хозяйственной деятельности по признаку времени, по отраслевому и межотраслевому признакам.

Классификация АХД соответственно отраслевому, временному, пространственному признакам, периодичности проведения, объектам управления, методике исследования, полноте охвата объектов, содержанию программы, потребителям анализа.

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач.

В экономической литературе анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам.

По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой, который является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях национальной экономики, или, другими словами, теорией анализа хозяйственной деятельности.

Объективная необходимость отраслевого АХД обусловлена спецификой разных отраслей производства. Каждая отрасль общественного производства в силу разного характера труда имеет свои особенности, свою специфику и, как следствие, характерные экономические отношения. Необходимость исследования специфики разных отраслей обусловила потребность разработки методики АХД с учетом особенностей и условий каждой отрасли экономики.

Одновременно нужно учитывать, что все отрасли общественного производства тесно связаны между собой. Им присуще много общего. Взаимосвязи отдельных отраслей, наличие внутренней связи между ними вызывают необходимость разработки межотраслевого анализа (теории АХД). Теория АХД раскры-вает наиболее общие методологические черты и особенности этой науки, обобщает передовой опыт АХД в разных отраслях экономики, обогащает содержание экономического анализа в целом и отраслевого в частности. Владение общими теоретическими знаниями по экономическому анализу является необходимым условием грамотной, квалифицированной разработки и практического использования индивидуальных методик отраслевого анализа.

По признаку времени АХД подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический).

Предварительный (прогнозный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов.

Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятий.

Перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт, что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа.

В свою очередь от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые показатели недостаточно обоснованы и реальны, то последующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованности плановых показателей.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый (результативный). Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его - оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный (ситуационный) анализ приобретает особое значение.

Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

Итоговый и оперативный анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности производства.

По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.

Важное значение имеет классификация АХД по объектам управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют:

технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.).

Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;

финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;

управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства, носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной;

социально-экономический анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;

экономико-статистический анализ (статистические органы) применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона;

экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия) исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;

маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

По методике изучения объектов анализ хозяйственной деятельности может быть сопоставительным, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математическим, экономико-статистическим, функционально-стоимостным и т.д.

При сопоставительном анализе обычно ограничиваются сравнением отчетных показателей о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, передовых предприятий.

Факторный анализ направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

Диагностический анализ представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста валовой продукции выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плана мероприятий по механизации и автоматизации производства, улучшению организации труда и на этой основе сокращения численности работающих. Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений, не производя непосредственных измерений, т.е. без действий, которые требуют дополнительного времени и средств.

Маржинальный анализ это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.

Детерминированный анализ применяется для исследования функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями.

Стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) представляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект, и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изде-лия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация). Его основное назначение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном - по результатам обследования только части объектов.

По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес, например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и пр.

Каждая из названных форм АХД своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения.

4. Информационная база экономического анализа.

Комплексность, достоверность и объективность анализа во многом зависят от качества информационного обеспечения.

Всю информацию в зависимости от источников ее получения можно подразделить на внутреннюю и внешнюю.

К внутренней информации относятся:
1) данные бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности;
2) данные бухгалтерского (финансового и управленческого), статистического и налогового учета;
3) данные оперативного учета;
4) хозяйственно-правовая документация (учредительные документы, договоры с кредитными организациями, с поставщиками и подрядчиками, решения судебных органов, рекламации и т. д.);
5) плановая и прогнозная информация;
6) проектно-техническая документация (технические паспорта, технологические карты, внутренние нормативы и лимиты);
7) сведения о персонале предприятия, в том числе руководящего, его квалификации и личных качествах;
8) акты ревизий, аудиторских и налоговых проверок, протоколы производственных совещаний, результаты анкетирования и других обследований;
9) устная информация, полученная в результате встреч с собственниками предприятия, руководителями и членами трудового коллектива, представителями других предприятий.

Глубина и действенность внутреннего анализа во многом зависит от степени внедрения управленческого учета: наличия бюджетирования (планирования); калькулирования затрат по отдельным видам продукции, работ, услуг; выделения затрат и результатов по местам их возникновения и центрам ответственности.
Особое внимание должно уделяться тщательному обоснованию инвестиционных проектов и увязке результатов их внедрения с повышением эффективности работы предприятия в целом. Важное значение также имеет обоснование привлечения займов и кредитов, так как они сопряжены со значительными затратами на выплату процентов.

К внешней информации относятся:
1) нормативно-правовая информация (кодексы, законы, указы президента, постановления правительства, положения по бухгалтерскому учету, отраслевые инструкции и рекомендации);
2) федеральные и региональные нормативы (ставка рефинансирования, ставки налогов, тарифные ставки на государственное социальное и пенсионное обеспечение, минимальный размер оплаты труда, нормативы отчислений в резервный капитал и т. д.);
3) сведения о рынках, товарах и конкурентах, получаемые из средств массовой информации Интернета, путем маркетинговых обследований и т. п.

К информационному обеспечению предъявляется ряд требований:
--Аналитичность информации. Данные, поступающие из разных источников, должны соответствовать потребностям, целям и задачам экономического анализа. Они не должны содержать избыточной информации и в то же время позволять использовать их для информационного обеспечения выработки управленческих решений;
--Объективность информации. Данные должны объективно отражать изучаемые объекты и явления, иначе результаты анализа могут быть неверными и нанести большой ущерб предприятию;
--Единство информации, поступающей из разных источников. Должна использоваться единая база первичных данных, что устранит дублирование и искажение информации,
--Оперативность и эффективность анализа. По результатам анализа должны незамедлительно приниматься управленческие решения по регулированию деятельности предприятия и корректировке плановых заданий;
--Рациональность и экономичность. Информация должна требовать минимума затрат на ее сбор, хранение и использование, в то же время обеспечивая запросы пользователей.
Одним из действенных средств для выполнения указанных принципов является использование компьютеров и другой современной техники, в том числе для дистанционной передачи первичных данных.

  1. Анализ хозяйственной деятельности по субъектам управления.

По субъектам управления различают следующие виды экономического анализа.

Анализ хозяйственной деятельности (выполняют экономические службы во взаимодействии ) - комплексное исследование всех сторон деятельности предприятия с целью выявления неиспользованных резервов со всеми структурными подразделениями предприятия

Т ехнико-экономический анализ (выполняют технические службы) необходим для изучения взаимодействия технических и экономических процессов на предприятии, и установления влияния технических процессов на экономические результаты (влияние новых технологий, новой техники на экономические показатели).

М аркетинговый анализ (проводит служба маркетинга) необходим для изучения внешней среды, рынков сырья и сбыта, конкурентоспособности продукции, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования цены продукции, разработки ценовой тактики и стратегии. К маркетинговому анализу относятся: SWOT - анализ «сильные и слабые стороны, возможности и угрозы»; портфельный анализ (анализ продуктовой программы) и др.

Финансово-экономический анализ и анализ финансового состояния (выполняют финансовые подразделения организации) нацелены на изучение финансовых результатов деятельности предприятия, его ликвидности и финансовой устойчивости.

  1. Структура, содержание и анализ статей бухгалтерского баланса (ф. 1).


1. Понятие о бухгалтерском балансе, его строение и содержание

Термин «баланс» обозначает равенство, характеризуемое двумя чашами весов, находящихся в равновесии. Существует огромное множество видов балансов, в том числе баланс материальный (натуральный), денежный (бухгалтерский), рабочего времени, межотраслевой баланс, баланс платёжный, баланс трудовых ресурсов и т. д.

Рассмотрим подробнее бухгалтерский баланс. Бухгалтерский баланс или отчет о финансовом положении содержит информацию об активах, обязательствах и капитале организации на определенный момент времени. Достижение успеха в управлении предприятием (организацией, учреждением) во многом зависит от достоверности и полноты сведений о средствах, которыми располагает это предприятие, и из каких источников сформированы эти средства. В целях обеспечения сопоставимости такие сведения должны быть представлены в обобщенных денежных показателях по состоянию на определенную дату, но для полноценного изучения состава средств и источников их формирования необходима их экономическая группировка. Балансовое обобщение информации широко применяется в учёте, анализе финансово-хозяйственной деятельности, для обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, ориентации предприятий, организаций в рыночной экономике. Балансовое обобщение информации впервые было применено для составления бухгалтерского баланса, что позволило установить имущественно - финансовое состояние предприятия, его положение в системе управления рыночной экономикой.

Средства предприятия участвуют в процессе производства непрерывно. Вещественный состав средств на разных предприятиях неодинаков, поэтому для руководства предприятием нужно знать, какими средствами оно располагает, из каких источников они получены, для какой цели предназначены. На эти вопросы даёт ответ бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс представляет собой определенный способ группировки на определенную дату в денежной оценке хозяйственных средств по составу и функциональной роли в процессе производственно-хозяйственной деятельности, а источников этих средств - по целевому назначению. Источником составления бухгалтерского баланса является Главная книга. Бухгалтерский баланс можно сравнить с моментальной фотографией финансового состояния предприятия. Он позволяет определить ряд абсолютных и относительных показателей финансовой стабильности и эффективности работы компании с точки зрения отдачи вложенных в нее средств. К их числу прежде всего относится разница между текущими активами и текущими обязательствами, называемая оборотным капиталом. На основе бухгалтерского баланса определяется ряд важнейших финансовых коэффициентов: рентабельность, соотношение заемных и собственных средств и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: