Обеспеченность предприятия основными средствами производства и эффективность их использования

Анализ факторов изменения объема реализации продукции

Рис. 7.2. Структурно-логическая факторная модель объема реализации продукции

Расчет влияния данных факторов на объём реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с базисными данными и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс продукции (табл.7.11).

Таблица 7.11

Показатель Стоимость продукции в базисных ценах, тыс. руб. Изменение объема реализации
t0 t0 тыс. руб. %
Остаток годовой продукции на начало года     -1900 -2,28
Выпуск продукции за год 80 000 83 600 +3600 +182,9
Остаток годовой продукции на конец года     -4082 -4,89
Реализация продукции 83 414 81 032 -2382 -2,85

Особое внимание уделяется изучению факторов, определяющих объём производства и реализации продукции. Их можно объединить в три группы:

1. обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:

ВП = ЧР ∙ ГВ; РП = ЧР∙ ГВ · Дв,

где ЧР – среднесписочная численность работников предприятия.

ГВ – среднегодовая выработка продукции одним работником;

Дв – доля реализованной продукции в объёме выпущенной продукции отчетного периода.

ВП=ОС∙ФО;

РП=ОС·ФО·Дв,

Где ОС – среднегодовая сумма основных средств;

ФО – фондоотдача основных средств.

3. обеспеченность производства сырьём и материалами и эффективность их использования:

ВП=МЗ·МО;

РП=МЗ·МО·Дв;

Где МЗ – сумма потребленных материальных запасов для производства продукции;

МО – Материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат).

Влияние данных факторов на объем выпуска и реализации продукции можно рассчитать, используя один из приемов детерминированного факторного анализа.

После этого определяют резервы увеличения производства и реализации продукции, основные источники которых приведены на рисунке 7.3.

Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:

Р↑ВПКР=Р↑КР·ГВ1;

Р↑ВПФРВ=Р↑ФРВ·ЧВ1;

Р↑ВПЧВ=Р↑ЧВ∙ФРВв,

Рис. 7.3. Источники резервов увеличения объема и реализации продукции

где Р↑ВПКР,Р↑ВПФРВ,Р↑ВПЧВ – резерв роста выпуска продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени и повышения среднечасовой выработки рабочих;

Р↑КР - резерв увеличения количества рабочих мест;

Р↑ФРВ - резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;

ЧВ1 - фактический уровень среднечасовой выработки;

Р↑ЧВ - резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;

ФРВв - возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.

По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (Р↑К), времени его работы (Р↑Т) и выпуска продукции за один машино-час (Р↑ЧВ) рассчитываются по формулам:

Р↑ВПК =Р↑К · ГВ1;

Р↑ВПТ =Р↑Т · ЧВ1;

Р↑ВПЧВ =Р↑ЧВ ∙ Тв.

По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:

а) дополнительное количество j-го материала делится на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножается на фактическую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:

;

б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножается на фактическую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:

;

в) планируемое сокращение нормы расхода j-го ресурса на единицу i-го вида продукции (Р↑НР) умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции; полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на фактическую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резервов валового выпуска продукции:

В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличение производства и реализации продукции.

Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в том же размере и по другим группам ресурсов.

При определении резервов увеличение реализации продукции необходимо учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на том или иной вид продукции и реальную возможность ее реализации, а также риск невостребованной продукции.

Чтобы выявить данные резервы, необходимо более детально проанализировать использование трудовых ресурсов, средств труда и предметов труда на предприятии.

Вопросы и задания для проверки и закрепления знаний

1. Каковы значение и задачи анализа производства и реализации продукции?

2. Охарактеризуйте в целом методику анализа производства и реализации продукции.

3. Как анализируется динамика и выполнение плана производства и реализации продукции?

4. Что представляет собой риск невостребованной продукции? Назовите внутренние и внешние причины его возникновения и управленческие решения по его нейтрализации.

5. Что такое структура продукции (услуг) и как она влияет на экономические показатели деятельности предприятия? Выгодны ли изменения в структуре производства для предприятия и в каких случаях?

6. Охарактеризуйте основные способы расчета влияния структуры продукции на объем ее производства в стоимостном выражении.

7. Как производится анализ положения товаров на рынках сбыта?

8. Назовите обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

9. Как рассчитывают влияние качества продукции на объем ее производства в стоимостном выражении, на сумму выручки, прибыли и другие показатели?

10. Как оценивается конкурентоспособность продукции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: