Сущность и показатели качества продукции

Качество, стандартизация и сертификация продукции на предприятии

1. Сущность и показатели качества продукции.

2. Управление качеством продукции. Петля качества.

3. Стандартизация и сертификация продукции.

4. Контроль в системе управления качеством продукции.

5. Сущность и принципы системы качества.

Современная рыночная экономика предъявляет требования к качеству продукции. Это связано с тем, что в современном мире выживание любого из субъектов хозяйствования, его устойчивое положение на рынке определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями: уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем, последний постепенно становиться важнее. Качество определяет авторитет субъекта хозяйствования, увеличение прибыли, рост процветания, и работа по управлению качеством становиться приоритетной задачей для всего персонала от руководителя до конкретного исполнителя.

Качество продукции – важнейший показатель уровня предприятия. Повышение качества определяет выживаемость предприятия на рынке, темпы НТП, рост эффективности производства, экономии всех видов ресурсов на предприятии. Понятие качество регламентировано государственным стандартом ГОСТ. В соотв. Качество – это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Понятие качества тесно связано с техническим уровнем продукции – относительной характеристикой качества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции соответствующими базовыми показателями. Качество продукции не ограничивается только одним свойством, это совокупность свойств. Свойства продукции количественно проявляются в показателях продукции. Общепризнанная классификация 10 групп свойств и соотв. показателей качества:

А) Показатели назначения. Характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливают область применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным может служить показатель производительности, показывающий какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции, или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.

Б) Показатели надежности – сохраняемость, долговечность, безотказность, ремонтопригодность. В зависимости от особенностей продукции могут использоваться как все 4, так и некоторые из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей безотказность может быть основным, а иногда, и единственным показателем надежности. Также важна безотказность бытовых приборов, конструкции транспортных средств. Для характеристики свойств изделия сохранять свои показатели в течение срока хранения и транспортировки используется показатель сохраняемости, так сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции. Ремонтопригодность определяет такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонтов в заданное время и т.д. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.

В) Показатели технологичности. Характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств труда, времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации производства.

Г) Показатели стандартизации и унификации. Насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Чем меньше оригинальных деталей, тем лучше. Это важно как для изготовителя продукции, так и для потребителя.

Д) Эргономические показатели. Отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс антропометрических, гигиенических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющиеся при использовании изделия. Это могут быть усилия, необходимые для управления транспортом. Расположение ручки у холодильника. Кондиционеры в кабине башенного крана.

Е) Эстетические показатели. Характеризуют рациональность формы, совершенство исполнения, стабильность товарного вида.

Ж) Показатели транспортабельности. Характеризуют приспособленность продукции для транспортирования.

З) Патентно-правовые показатели. Характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделbz[ новых технологических решений, а также решений, защищенных патентами, наличие регистрации, пром образца, товарного знака как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.

И) Технологические показатели. Уровень вредных воздействий на окружающую среду, которое возникают при эксплуатации или потреблении продукции. Например, содержание вредных примесей, вероятность выброса вредных частиц газов, излучений и т.д.

К) Показатели.tpjgfcyjcnb/ Характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала. Т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте хранении, транспотртировании и потреблении продукции.

Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетичным, функциональным, т.е. удовлетворять те потребности, для которых предназначено. Но помимо этих показателей важна и цена изделий. Именно с ценой связан вопрос экономически-оптимального или –рационального качества. Покупатель, покупая изделия, всегда сопоставляет компенсирует ли цена изделия набор свойств, которым оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, то эти затраты сопоставимы с ценой продукции, а иногда и превосходят их.

Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат. Копт=Qкачество/Cцена. Цену определить не сложно (затраты на содержание, покупку и др.). Сложнее определить качество, включающая множество показателей. Этим занимается наука, Валиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества. Одна из важнейших составляющих эффективности экономики и гос-ва в целом – качество – это авторитет государства, что во многом определяется спросом на все виды продукции, производимым вданном государстве. Последствия производимой некачественной продукции можно разделить на 3 группы:

I. Социальные. Дефицит отечественной высококачественной продукции. Падание престижа отечественной продукции. Снижение благосостояния населения в данном государстве. Уменьшение прибыли предприятия. Ухудшение морально-психологического климата в трудовых коллективах и населения.

II. Экономические. Безвозвратные потери все видов ресурсов, затраченных на производство некачественной продукции. Дополнительные затраты на ремонт техники и оборудования. Потеря валютных средств из-за низкой доли экспорта и т.д.

III. Экологические. Дополнительные затраты на очистку воздушно-водного бассейна и земли, ополнительных затлучение продрат на оздоровление людей, потяеря от низкой продуктивности и недопол продукции лесного и аграрного комплекса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: