Понятие защиты трудовых прав работников
Защита трудовых прав работников
Защиту трудовых прав работников можно определить как право реализующую деятельность, осуществляемую в установленном законодательстве порядке работником либо его представителем уполномоченными органами, которая выражается в применении к работодателю, не выполняющему возложенные на него обязанности правовых мер
Защиту осуществляют:
· Работники и их представители
· Уполномоченные органы
Есть 2 формы защиты:
· Неюрисдикционная форма
· Юрисдикционная форма
В неюрисдикционной форме:
· самозащита
В юрисдикционной форме защиту трудовых прав работников осуществляют:
· Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Суды общей юрисдикции
· Специально уполномоченные органы государственного надзора и контроля
· Органы общей компетенции, осуществляющие защиту прав и свобод человека.
Под способами защиты трудовых прав работников понимаются, предусмотренные законом процедуры в рамках которых осуществляется применение допустимых юридическими нормами правовых мер защиты нарушенных или оспариваемых прав работников (статья 352 ТК РФ)
|
|
Способы защиты:
· Самозащита работниками трудовых прав
· Защита прав работников профсоюзами
· Государственный надзор и контроль за соблюдением норм и правил по охране труда
· Судебная защита
Данный перечень не является исчерпывающим.
От способов защиты трудовых прав отличают меры защиты.
Меры это способ восстановления нарушенного права.
В качестве мер защиты трудовых прав работников применяются:
· Компенсация морального вреда
· Отмена дисциплинарного взыскания
· Обвязывание работодателя предоставить работнику условия, предусмотренные коллективным договором или индивидуальным трудовым договором
· Восстановление на работе
Надзор и контроль представляют собой различные правовые процедуры. Надзор это правовая процедура, осуществляемая специально уполномоченными государственными органами в целях предотвращения и пресечения правонарушений в сфере труда.
В отличии от контроля надзорная деятельность ограничивается рассмотрением вопросов законности деятельности надзорного субъекта
В процессе указанной деятельности государственные органы предупреждают и выявляют нарушения законодательства а также восстанавливают трудовые права работников и привлекают виновных у ответственности.
Различают контроль и надзор:
· Предварительный (предупредительный)
· Текущий
· последующий
К органам государственного надзора и контроля общей компетенции относятся:
|
|
1. Прокуратура РФ;
2. Федеральные органы исполнительной власти;
3. Органы исполнительной власти субъектов РФ и ОМСУ, осуществляющие внутриведомственный государственный контроль.
При осуществлении надзорной деятельности прокурор вправе:
· По предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно посещать предприятия с целью проверки поступившей в органы прокуратуры информации;
· Требовать от руководителя, других ДЛ представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, сведений о ревизии;
· Возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон к иной ответственности (дисциплинарной, материальной) – ст.22 ФЗ «о прокуратуре РФ».
В случае установления факта нарушения трудовых прав прокурор или его заместитель приносят протест на акт в орган или ДЛ, которые издали этот акт, либо вносят представление соответствующему должностному лицу об устранении нарушений закона.
В случаях когда при проведении проверки прокурор усматривает признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.5.27 КоАП – об охране труда, он выносит постановление о возбуждении административного производства и передает материалы по подведомственности т.е. в органы федеральной инспекции труда, либо в суд.
Внутриведомственный государственный контроль является частью их управленческой деятельности.
При осуществлении внутриведомственного государственного контроля, периодические проверки соблюдения законодательства как правило не проводятся. Проверка проводится только в случае поступления жалобы на действия соответствующего руководителя. Если информация, указанная в жалобе подтвердилась, то вышестоящая организация обязывает руководителя устранить допущенное нарушение.
К специализированным органам, создаваемым для проведения надзора и контроля исключительно за соблюдение законодательства о труде и охране труда относятся:
1. Федеральная инспекция труда;
2. Специализированные Федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности;