Введение. Основные понятия конкурентоспособности

Основные понятия конкурентоспособности

Под конкуренцией понимается соперничество на рынке между отдельными физическими или юридическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Классическая школа экономики основное внимание уделяла ценовой конкуренции. Но позже ученые пришли к выводу, что потребитель выбирая товары не всегда руководствуется соображениями экономии, а зачастую большее внимание уделяет качественным характеристикам товара.

Растущее предложение товаров активизирует рост потребностей делая их все более сложными, что уводит производителей от массового маркетинга сторону дифференцированного (адаптированного к конкретным потребностям определенной группы населения - сегмента).

Командно-административная распределительная система в прежние годы не стимулировала производство высококачественных конкурентоспособных товаров, так как все планово произведенное планово и распределялось: хорошее – хорошо, плохое – принудительно. На внешний рынок сейчас выходит очень ограниченный круг товаров. Огромное значение имеет повышение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке (а зачастую и на внутреннем), а для этого прежде всего необходима комплексная объективная система оценки конкурентоспособности.

Под конкурентоспособностью товара подразумевается комплекс его потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик, определяющих его способность удовлетворять запросы потребителя и его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другим в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов. Поскольку за каждым из товаров стоят соответствующие производители, то можно говорить о конкурентоспособности предприятий, фирм, а также стран, в которых они находятся.

Конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции (товаров, услуг) находятся в отношении целого и его части. Конкурентоспособность предприятия – это комплекс экономических характеристик, определяющих его положение на отраслевом рынке (региональном, мировом), включающий характеристики товара и факторы, формирующие в целом экономические условия производства и сбыта товаров предприятия.

Итак, конкуренция характеризуется:

а) наличием нескольких соперников (в условиях отсутствия конкуренции нет возможности оценить конкурентоспособность товара и фирмы, т.к. это относительный показатель. Такая ситуация может наблюдаться при выходе на рынок принципиально нового, инновационного товара, при отсутствии как прямых, так и косвенных конкурентов с товарами-заменителями. В данном случае можно оценить степень удовлетворенности потребителей предложенным товаром.);

б) одной и той же сферой деятельности;

в) совпадающей целью (направленностью усилий на один (одни) сегменты рынка).

Понятие «конкурентоспособность» тесно связано с понятием «конкуренция». Конкурентоспособность можно понимать как способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкуренции.

Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и, следовательно, является относительным показателем. Она отражает отличие данного товара от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности. Для того чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо товара, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку и последующее использование для удовлетворения своей потребности.

Конкуренцию, конкурентов и их стратегию изучают при помощи проведения маркетинговых исследований.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: