Квалиметрия

Взаимосвязь конкурентоспособности и качества

Качество продукции является одной из главнейших составляющих ее конкурентоспособности.

Конкурентоспособность в отличие от качества товара в наибольшей степени материализуется непосредственно на рынке, где сталкиваются интересы товаропроизводителя и потребителей его продукции. В процессе подготовки и создания товара производитель как бы прогнозирует, какие потребительские свойства необходимо заложить в товар, ориентируясь на покупателя. Качество такого прогноза в очень большой мере зависит от степени определенности потенциального покупателя.

Для многих видов промышленной продукции, изготовляемой единичными образцами, имеет место полная определенность потребителя, что позволяет создавать изделия полностью по его требованиям. Он формирует совокупность требуемых свойств, наличие которых в изделии обеспечивает изготовитель, работая под заказчика.

При производстве товаров широкого спроса имеет место иная картина. Потребитель в этом случае полностью обезличен, что ставит перед производителем вопрос о том, какие же потребительские свойства необходимо закладывать в создаваемый товар. От того, насколько правильно отображены в товаре потребности, вкусы и привычки покупателей, во многом зависят общие результаты работы предприятия и, в частности, величина продаж товара.

Покупатель, приобретая товар для удовлетворения определенных потребностей, взвешивает как бы на своих весах качественные и экономические показатели товара.
2. Показатели оценки конкурентоспособности товаров

- это научная область, объединяющая количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений, принимаемых при управлении качеством продукции и стандартизации. Основные задачи квалиметрии – определить номенклатуру необходимых показателей качества и конкурентоспособности изделий и их оптимальных значений, а также разработать методы количественной оценки качества; создать методику учета изменения качества во времени.

В квалиметрической оценке качества продукции различают понятия свойств и показателей качества изделий.

Свойство объективно присуще самому изделию и проявляется тем или другим образом при его применении. Свойство как объективную особенность изделия можно описывать качественно или количественно. Качественную или количественную характеристику любых свойств или состояний продукции называют признаком продукции. Количественную характеристику одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматривая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления, называют показателем качества продукции. Показатель качества, являясь внешним выражением свойства в конкретных условиях, позволяет судить о наличии самого свойства.

Классификация квалиметрических показателей

По степени укрупнения показатели качества делятся на единичные и комплексные. Единичный – показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств. Комплексный – показатель качества продукции, характеризующий несколько ее свойств.

Общая классификация показателей имеет следующий вид:

1. По характеризуемым свойствам:

à показатели назначения,

à показатели надежности,

à показатели технологичности,

à показатели унификации,

à показатели экономические.

2. По способу выражения:

à показатели в натуральных единицах,

à показатели в стоимостных единицах.

3. По количеству характеризуемых свойств:

à единичные показатели,

à комплексные показатели.

4. По применению для оценки:

à базовые (эталонные) показатели,

à относительные показатели.

5. По стадии определения:

à производственные показатели,

à эксплуатационные показатели,

à прогнозируемые показатели.

В целом, показатели, учитывая метод оценки конкурентоспособности, можно рассматривать состоящими из двух групп:

а) технических показателей (назначения, эргономические, эстетические и нормативные);

б) экономических и примыкающих к ним показателей потребности.

Рассмотрим технические показатели, раскрывающие с точки зрения конкурентоспособности, техническое совершенство оцениваемого изделия. Показатели назначения определяют область применения изделия и раскрывают его функциональное назначение. Сюда входят конструктивные признаки, раскрывающие оригинальность или уникальность конструктивных решений, примененных в изделии; показатели, например, грузоподъемности, скорости перемещения, габаритов и др. для транспортных средств; признаки и показатели технической эффективности, включающие, например, производительность, коэффициент полезного действия и др.; показатели технологичности, например, удельной металлоемкости, энергоемкости и др.

Эргономические показатели определяют соответствие оцениваемого изделия особенностям человеческого организма в процессе эксплуатации.

Эстетические показатели отображают внешнее восприятие изделия потребителем, рациональность и выразительность его форм, товарный вид в целом.

Нормативные показатели связаны с обязательной регламентацией изделия в соответствии с относящимися к нему нормами, стандартами и правовыми законами в привязке к товарному рынку.

В условиях выхода на внешние рынки особую значимость приобретают патентно - правовые показатели, показывающие степень патентной "чистоты" изделия в стране, где предполагается реализация продукции. Принятые в изделии технические решения не должны подпадать под действие патентов этой страны, что может вызвать трудности с коммерческой реализацией товара или потребует приобретение лицензий с соответствующими дополнительными расходами.

Экономические показатели в первую очередь определяют ценовую привлекательность оцениваемого изделия, условия его реализации и поставки. Основой является цена, как интегральный критерий затрат, стоимость потребления товара, а также целый ряд показателей, связанных с приобретением товара, его использованием и сервисом. В стоимость потребления входят расходы на эксплуатацию или коммерческое использование товара в виде затрат на эксплуатацию (условия монтажа, гарантийные обязательства, расходы на страхование, на покупку запчастей, на утилизацию, на непредвиденные расходы по оцениваемому изделию, на послегарантийное обслуживание), ремонт и обслуживание. Учитываются условия сбыта (условия оплаты и поставки, размер поставляемой партии, скидки к цене, сроки поставки).

Таким образом, квалиметрия дает возможность количественной сопоставимой оценки качественных показателей товара путем использования шкал качества (об этом речь пойдет позже при рассмотрении методики оценки качества товара).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: