double arrow

Государственное регулирование занятости и безработицы


Рынок рабочей силы — специфический сектор экономики. Он отличается от всех рынков тем, что на нем перемещаются не товары из пластмассы, дерева или металла, а живые люди. Поэтому регулирование занятости и безработицы имеет огромное социально-экономическое и политическое значение и составляет особую заботу государства. Однако задача государства — не обеспечить каждого желающего работой, так как это увеличивает инфляцию, а удержать безработицу на естественном уровне, что и означает достижение полной занятости.

Еще в конце 30-х гг. Дж. Кейнс назвал безработицу «наиболее значительным пороком общества», поскольку она порождает множество других пороков. Именно поэтому борьба с безработицей – одна их приоритетных задач экономической политики государства.

Политика в области занятости предполагает широкий набор мер как институционального, так и специального характера.

Согласно классической концепции экономика является саморегулируемой, и в ней поддерживается полная занятость без вмешательства государственных институтов.

Сторонники кейнсианской концепции считают наиболее действенным влияние на занятость через стимулирование эффективного спроса. При этом основная задача состоит в том, чтобы найти оптимальное сочетание между планируемым снижением безработицы и ростом инфляции. Следует отметить, что чаще правительство в дилемме «инфляция-безработица» жертвует борьбой с инфляцией, так как преодоление инфляции приносит меньше политических дивидендов, чем поддержание занятости. Однако социальное значение таких мер трудно отрицать.




Сторонники монетаризма и «теории предложения» видят основную задачу правительства в обеспечении эффективных изменений в структуре занятости. В первую очередь сюда следует отнести усиление мотивации к труду и возможности для повышения квалификации и получения новых профессий.

Сравнивая указанные подходы, можно сказать, что стимулирование эффективного спроса позволяет решать текущие задачи, а мероприятия по изменению в структуре занятости нацелены на долгосрочные аспекты экономического развития.

Какая бы теоретическая концепция не лежала в основе мероприятий государства, очевидно одно – без соответствующей экономической политики добиться полной и эффективной занятости невозможно. В России для этого проводится политика занятости, согласно которой, в соответствии с уже упоминавшемся Законом о занятости, государство должно осуществлять:

- разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;



- правовое регулирование в области занятости;

- разработку и реализацию федеральных и территориальных программ содействия занятости населения;

- создание государственной службы занятости.

Например, государство может стимулировать создание новых рабочих мест, используя такие экономические рычаги, как льготные кредиты, низкие налоговые ставки, государственные заказы.

В свою очередь, службы занятости на местах проводят политику занятости, мероприятия которой можно объединить в два основных направления:

1) материальная поддержка безработных;

2) содействие в трудоустройстве.

Если в программах политики занятости преобладают мероприятия первого направления, то такая политика занятости называется пассивной. В этом случае речь идет о регистрации безработных и выплате пособий по временной безработице. На 2009 г. в РФ установлены минимальный и максимальный размеры пособия по безработице, 850 руб. и 4900 руб. соответственно.

Мероприятия второго направления означают проведение активной политики занятости. К ним относятся:

- помощь в трудоустройстве (поиск работы);

- программы профессиональной подготовки и переподготовки безработных (например, в БГТУ им. В.Г. Шухова функционируют Центр занятости);

- организация общественных работ;

- квотирование рабочих мест (для наиболее социально незащищенных категорий населения – инвалидов, молодежи);



- организация бизнес-инкубаторов (подготовка начинающих предпринимателей для малого бизнеса);

- досрочный выход на пенсию и др.

Регулирование занятости и безработицы – дело тонкое и сложное, так как оно требует воздействия как на спрос, так и на предложение труда. Основными объектами такого регулирования выступают заработная плата, продолжительность рабочей недели, отпусков, порядок найма и увольнения, социальное обеспечение.

Можно определить основные направления политики занятости:

- стимулирование создания рабочих мест;

- снижение предложения рабочей силы за счет регулирования иммиграционных потоков, продолжительности и интенсивности труда занятых;

- осуществление программ подготовки и переподготовки рабочей силы под потребности спроса на нее;

- социальная защита лиц, потерявших работу.

Универсальных рецептов успешного регулирования занятости и безработицы не существует. Каждая страна, регион, населенный пункт имеет свои особенности функционирования рынка труда. Поэтому для выбора наиболее эффективных мер воздействия на уровень занятости, необходимо знать, какие факторы оказывают влияние на указанные процессы. Рассмотрим в совокупности факторы, влияющие на динамику занятости и безработицы:

1. Демографические факторы. К ним относятся:

- изменение доли экономически активного населения в результате сдвигов в уровнях рождаемости и смертности;

- половозрастная структура населения;

- средняя продолжительность жизни;

- масштабы и направления миграционных потоков.

2. Технико-экономические факторы, связанные с темпами и направлениями НТП, в результате которых происходит высвобождение рабочей силы из производства и замена ее техникой.

3. Экономические факторы, которые включают:

- состояние национального производства (фаза экономического цикла);

- степень инвестиционной активности и направления движения инвестиций;

- направленность налогово-бюджетной политики и денежно-кредитной политики государства;

- уровень цен и инфляции.

4. Социальные факторы, то есть:

- уровень образования населения;

- уровень здоровья и качество жизни;

- отношение и мотивация к труду;

- развитость профсоюзов.

5. Законодательные факторы, среди которых – разработанность законов и нормативных актов, регулирующих занятость.

6. Организационно-управленческие факторы:

- грамотность и эффективность принимаемых правительством решений;

- уровень научной организации труда, производства и управления;

- организация деятельности государственной службы занятости и бирж труда;

- степень информированности населения о состоянии рынка труда.

Следовательно, отдавать предпочтение тому или иному типу политики занятости надо с учетом направленности, продолжительности и интенсивности действия указанных факторов.

Необходимо обратить внимание на следующий аспект государственного регулирования занятости и безработицы. Все осуществляемые мероприятия направлены, как правило, на сокращение безработицы и увеличение занятости. Но основой экономического роста и благосостояния является эффективная занятость, то есть продуктивное использование человеческих ресурсов и кадрового потенциала общества. Бесспорно, к эффективной отдаче от использования человеческого капитала в первую очередь должны стремиться работодатели и собственники рабочей силы. Но и государство в состоянии стимулировать эту мотивацию экономических субъектов рынка труда, выполняя следующие функции:

- контроль за соблюдением государственных стандартов в области безопасности, условий и охраны труда;

- поддержание необходимых уровней оплаты труда в соответствии со стоимостью воспроизводства рабочей силы и рекомендаций МОТ (так, например, разрыв между минимальной и средней заработной платой не должен превышать 4,5 – 5 раз);

- обеспечение нормальных условий для цивилизованного разрешения социальных конфликтов и трудовых споров.

В практике регулирования занятости и безработицы известны программы, реализация которых принесла ощутимые успехи. В 30-е годы в США удалось сократить безработицу, используя кейнсианские программы: общественные работы, стимулирование совокупного спроса, уменьшение учетной ставки, увеличение государственных расходов. В 70-х – 80-х годах положительный результат принесли монетарные программы (Р. Рейгана – в США и М. Тэтчер – в Англии), в основе которых – сокращение инфляции, рост учетной ставки, сокращение государственных расходов.

Для стран с переходной экономикой, к которым относится Россия, необходимо искать новые, специфические способы регулирования занятости и безработицы, конечно, с учетом позитивного опыта других стран, но, не опускаясь до его слепого копирования (как в 90-е годы). Более того, для преодоления отставания собственной экономики от экономики развитых стран нам при реализации политики занятости необходим акцент на достижение, прежде всего, такой ее составляющей, как эффективная занятость.

Подведем краткие итоги.

Безработица – неотъемлемое явление рыночной экономики, отражающее неравномерность ее развития.

Безработица – это неполное использование трудовых ресурсов и капитала, в результате чего фактический объем национального производства оказывается ниже его потенциального уровня.

Измерить безработицу можно с помощью показателя уровня безработицы и ее продолжительности.

Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение числа безработных к общей численности рабочей силы. В состав рабочей силы включаются как занятые работники, так и безработные.

Среди видов безработицы следует выделять естественную безработицу (сумма фрикционной и структурной безработицы) и циклическую (превышение естественной безработицы, вызванное спадом в экономике).

В экономической науке имеется несколько подходов к объяснению причин безработицы, среди которых наиболее распространенными являются позиции неоклассиков и кейнсианцев.

Безработица, как экономическое явление, связана с серьезными социально-экономическими потерями для общества. Оценить экономические потери можно, используя закон А. Оукена.

Целью борьбы с безработицей является достижение полной и эффективной занятости.

Большую роль в обеспечении эффективной занятости населения играет формирование человеческого капитала, инвестиции в него и создание условий для его продуктивного использования.

Процессы занятости и безработицы должны регулироваться государством, для чего проводится политика занятости. Государственная политика в области занятости должна строиться прежде всего на учете типа безработицы, а также на принятии мер по борьбе лишь с циклической безработицей, которые, в свою очередь, не должны провоцировать ускорение инфляции.







Сейчас читают про: