Правила внутреннего трудового распорядка. Коллективный договор, соглашение
Правила внутреннего трудового распорядка – локальный нормативный акт, являющийся обязательным как для нанимателя, так и для работников. В них регламентируется внутренний распорядок предприятия, организации. Правила внутреннего трудового распорядка составляются на основании Типовых правил внутреннего трудового распорядка (утверждены постановлением Министерства труда РБ от 5 апреля 2000г. № 46).
Правила внутреннего распорядка устанавливаются нанимателем с участием профсоюзов на основании Типовых правил внутреннего трудового распорядка.
Основным назначением правил внутреннего трудового распорядка являются: обеспечение труда, укрепление его дисциплины, рациональное использование рабочего времени, улучшение качества работ, повышение роста производительности труда.
Правила внутреннего трудового распорядка состоят из следующих разделов:
- Общие положения
- Порядок приема и увольнения работников
- Рабочее время и его использование
- Поощрение за достижения и успехи в работе
- Ответственность за нарушение трудовой дисциплины
Коллективный договор – это локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками (статья 361 ТК).
Соглашение – нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории. Соглашение заключается на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное соглашение) уровнях (статья 358 ТК).
За нарушения работниками законодательства о труде и правил охраны труда установлены следующие виды ответственности: дисциплинарная, материальная, уголовная и административная.
Ø Дисциплинарная ответственность работников предусмотрена статьей 198 ТК РБ. За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание,выговор,увольнение с работы.
Ø Материальная ответственность предусмотрена статьями 400 – 409 ТК РБ. За причинение, в результате нарушений требований охраны труда, имущественного ущерба нанимателю, работник может быть привлечен к материальной ответственности.
Если же в нарушениях законодательства о труде и правил по охране труда имеются признаки состава преступления, виновный, независимо от того, наложено ли на него дисциплинарное взыскание, может быть привлечен и к уголовной ответственности.
Полное или частичное лишение нарушителя премий не является мерой дисциплинарной ответственности и может применяться одновременно с привлечением его к той или иной ответственности.
Ø Уголовная ответственность установлена статьей 306 Уголовного кодекса РБ. В зависимости от тяжести наступивших последствий виновные привлекаются к штрафу, исправительным работам, ограничению или лишению свободы (до 7 лет лишения свободы).
Ø Административная ответственность физических и юридических лиц установлена Кодексом РБ об административных правонарушениях (КоАП), а порядок привлечения к административной ответственности – Процессуально-исполнительным кодексом РБ об административных правонарушениях (ПИКоАП), введенными в действие с 1 марта 2007 года.
В сфере труда такая ответственность установлена, в частности, за:
· отказ в приеме на работу (статья 9.16);
· нарушение правил по охране труда (статья 9.17);
· нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений (статья 9.18);
· нарушение законодательства о труде (статья 9.19);
· сокрытие страхового случая (статья 9.20);
· нарушение требования заключения гражданско-правовых договоров (статья 9.25).
В зависимости от характера правонарушений законодательства об охране труда КоАП предусматриваются различные меры ответственности как для физических, так и для юридических лиц. Установлено, что штраф, налагаемый на физическое лицо, составляет от 20 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо – до 300 базовых величин. То же деяние совершенное повторно в течении одного года после наложения взыскания за такое же нарушение влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо – от 100 до 400 базовых величин
Административные взыскания налагаются уполномоченными государственными органами и должностными лицами, которым предоставлено такое право. Основанием для наложения взысканий являются протоколы об административных правонарушениях, которые составляются уполномоченными должностными лицами, указанными в законодательных актах.
ПИКоАП подробно регламентированы вопросы, связанные со всеми процессуальными действиями при привлечении к административной ответственности, а также установлен порядок исполнения и обжалования принятых решений.






