Основные цели и направления развития инженерной

Литература

Контрольные вопросы

Ключевые слова

· состав

· структура

· целевой ориентир

· целенаправленность

· системность

· социальная ориентация

· принцип эффективности

· организационно-методическое обеспечение

· правовое обеспечение

· информационное обеспечение

1. Необходимость применения стратегического подхода к раз­витию городского хозяйства.

2. Порядок разработки стратегии реформирования городского

хозяйства.

3. Особенности развития жилищного фонда в России.

4. Характерные черты систем водоснабжения и канализации.

5. Характерные черты энергетического комплекса в городах России.

6. Уровень развития систем благоустройства городов.

7. Характеристика положения дел в городском хозяйстве стра­ны в целом.

8. Основные принципы реформирования городского хозяйства.

9. Характеристика альтернативных подходов к реформирова­нию жилищно-коммунального хозяйства.

10. Базовая цель и целевые ориентиры реформирования го­родского хозяйства.

11. Перечень задач, необходимых для реализации поставлен­ных целей реформирования городского хозяйства.

12. Обеспечение реализации реформ городского хозяйства.

13. Важнейшие мероприятия города по реализации реформ.

14. Основные отличия и общие черты вариантов стратегиче­ского замысла проведения жилищно-коммунальной реформы.

15. Альтернативные варианты целей и целевых показателей реформирования и развития городского хозяйства.

16. Выравнивание коммунальных тарифов между основными группами потребителей.

1. Муниципальное планирование: Учеб. пособие / Под ред. В. Е. Рохчи-на, В. С. Чекалина. СПб.: СПбГИЭА, 1996.

2. Чекалии В. С. Экономика городского хозяйства: Учеб. пособие.

СПб.: СПбГИЭА, 1999.

3. Чернышев Л. Н. Формирование рыночных отношений в жилищно

коммунальном хозяйстве. М., 1996.

Раздел 3: «Стратегия развития инженерной инфраструктуры города»

План лекций 3 раздела:

1. Инженерная инфраструктура города как важнейший объект стратегического планирования.

2. Основные цели и направления развития инженерной инфраструктуры города.

3. Стратегия реструктуризации энергетического комплекса го­рода.

Лекция на тему:

«Инженерная инфраструктура города как важнейший объект стратегического управления»

Инфраструктура города представляет собой совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для жизне­деятельности города и обеспечения потребности населения. В состав городской инфраструктуры входят инженерно-энергетические и дорожно-транспортные сооружения, системы информа­ции и связи, складское хозяйство и другие объекты структуры, выполняющие обеспечивающие функции.

Здесь рассматриваются вопросы экономики и организации инженерной инфраструктуры города, особенностью которой яв­ляется высокая хозяйственная и социальная значимость. Основу инженерной инфраструктуры составляет инженерно-энергети­ческий комплекс, включающий в себя водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство, т.е. объекты централизованного водоснабжения и канализации, отопления и горячего во­доснабжения, электро- и газоснабжения, уличного освещения и другие.

Большинство отраслей данного комплекса относятся к груп­пе естественных монополий и имеют обеспечивающий характер. Любые существенные отклонения от нормального режима рабо­ты объектов инженерной инфраструктуры ведут к нарушению жизнедеятельности города в целом.

Инженерная инфраструктура относится к числу важнейших объектов городского управления и планирования, так как от результатов ее деятельности в первую очередь зависят возможности развития города, привлечение инвестиций и качество жизни населения. Поэтому эффективное управление данным комплексом является приоритетной задачей развития города. Для ее решения необходимо рассмотреть содержание и дать оценку действующего механизма управления этим комплексом, который выполняет столь важные функции и является локальной естественной монополией.

Как показывает проведенный анализ, действующие системы инженерно-энергетического комплекса во многих городах выполняют свои функции с большим напряжением сил и возможностей.

Большинство объектов головных сооружений и сетевого хозяйства физически изношены и нуждаются в капитальном ремонте или полной замене.

Применяемые техника и технологии в водопроводно-канализационном и особенно в энергетическом хозяйстве во многом устарели и требуют глубокой модернизации либо обновления.

Во многих городах и населенных пунктах наблюдается дефицит энергетических и водных ресурсов.

Качество предоставляемых услуг потребителям и, прежде всего, населению является неудовлетворительным.

Действующая система управления и планирования данным комплексом имеет монопольно-ведомственный характер и отличается крайней неэффективностью. Действенный контроль за работой предприятий инженерной инфраструктуры не налажен.

Имеют место громадные потери воды и энергоресурсов.

Действующая система не отвечает установленным санитарно-гигиеническим требованиям, а недостаточное развитие канализационных систем приводит к ухудшению экологического состояния городов и пригородных территорий.

Неудовлетворительное техническое состояние инженерных объектов данного комплекса, недостаточный уровень научно-технического прогресса, административное управление и хозяй­ствование обуславливают низкий уровень надежности и эффек­тивности функционирования объектов инженерной инфраструк­туры города. Имеют место громадные потери, значительный де­фицит и низкое качество подаваемых населению эпергоресурсов и воды. Явно недостаточен уровень очистки канализационных стоков. Эта ситуация осложняется отсутствием системы эффек­тивного регулирования предприятий естественных монополий в данном комплексе городского хозяйства.

Отметим также, что во многих городах страны наблюдается дефицит питьевой воды, соответствующей установленным требо­ваниям. Так, в Санкт-Петербурге ежесуточная потребность в воде составляет около 3,6 млн. м3, а подача воды в сеть 3,2 млн. м3, т. е. дефицит равен 400 тыс. м3. В то же время неучтенный расход воды и потери составляют порядка 900 тыс. м, что явно больше величины дефицита. Поэтому даже частичное сокращение непро­изводительных потерь сможет разрешить проблему дефицита и снизить остроту задачи наращивания объемов водоснабжения по­требителей.

Заметное влияние на систему водоснабжения в городе ока­зывает нерациональное использование питьевой воды населением. Так, если в городах Европы потребление воды в сутки составляет 120-180 литров в сутки на человека, то в городах России расход воды на одного жителя находится в пределах 270-400 нитрон.

Низкое качество питьевой воды в городах является следст­вием работы очистных сооружений водопровода в форсированном режиме и неудовлетворительного состоянии водопроводных сетей, включая магистральную и разводящую сеть, а также внутридомовое оборудование. По ряду показателей качество питьевой воды у потребителей не соответствует нормативным требованиям.

Канализационное хозяйство многих городов не обеспечива­ет необходимых объемов очистки стоков и нуждается в модернизации и развитии. Так, в Санкт-Петербурге до сих пор 30% сточных вод сбрасывается в акваторию Невы и Невской губы без очи­стки, что крайне отрицательно сказывается на экологическом со­стоянии региона.

Водопроводные и канализационные сети сильно изношены, и значительная их часть требует ремонта или полной замены. Существуют трудности с обработкой илового осадка от канали­зационных стоков в местах его складирования, хотя в некоторых городах эта проблема начинает решаться. Так, в Санкт-Петербур­ге введен в действие завод по переработке илового осадка сточ­ных ввод по самой современной технологии.

Действующая в городах система теплоснабжения не обеспе­чена ресурсосберегающими технологиями и оборудованием и не соответствует экологическим стандартам. В зимний период воз­никает дефицит тепловой энергии. Значительная часть головных инженерных сооружений, источников энергоснабжения и сетевого хозяйства нуждается в капитальном ремонте и реконструкции. Особую тревогу вызывает состояние тепловых сетей, так как их аварийность чрезвычайно велика. В Санкт-Петербурге 40% всех тепловых сетей отслужили все нормативные сроки и требуют заме­ны. Аналогичная ситуация складывается в системе газоснабжения. Отметим, кроме того, что большинство потребителей тепло-, газо-, и водоснабжения не имеет индивидуальных счетчиков расхода ре­сурсов, а формы оплаты не зависят от объема потребления. Такая ситуация не способствует экономии дефицитных ресурсов и не со­ответствует требованиям эффективного хозяйствования.

Во многих городах имеются проблемы с электроснабжени­ем. Существующие электрические сети и оборудование устарели и требуют реконструкции. Освещение улиц и внутриквартальных территорий явно недостаточны.

Кроме перечисленных имеется немало проблем, непосред­ственно связанных с функционированием комплекса отраслей го­родского хозяйства: хронический дефицит финансовых средств, низкий уровень НТП и острая нехватка современных машин, оборудования, средств механизации и автоматизации, отсталые технологии, негибкие формы организации производства и труда, недостаточная квалификация работников и др.

В большинстве городов страны имеет место нехватка на­личных денежных средств на цели эксплуатации и развития. Это обстоятельство во многом объясняется неплатежеспособностью потребителей и чрезмерным развитием взаимозачетов и бартера. Так, в Санкт-Петербурге в доходах предприятий данного ком­плекса денежные средства составляют лишь 13 остальное - ценные бумаги, чеки, векселя и т.п.

Таким образом, налицо несоответствие уровня предостав­ляемых продукции и услуг в данном комплексе потребностям на­селения и города в целом. Важнейшими проблемами функциони­рования данного комплекса являются следующие:

· ненадежность функционирования инженерно-энергетрических систем;

· дефицит воды и энергии;

· несоответствие требованиям качества предоставляемой продукции и услуг.

К числу основных причин создавшейся напряженной ситуа­ции в сфере инженерной инфраструктуры городов относятся сле­дующие:

1. Дефицит финансовых ресурсов, в первую очередь, на вос­производство основных средств инженерно-энергетического ком­плекса (ИЭК).

2. Отсутствие механизма привлечения инвестиций в ИЭК.

3. Высокий износ мощностей и оборудования, сетевого хо­зяйства ИЭК.

4. Чрезмерные потери и неучтенные расход энергии, воды: удельное потребление энергоресурсов и воды во многих россий­ских городах в 2-3 раза превышает соответствующийуровень в странах Западной Европы.

5. Высокие удельные затраты на выработку единицы энерге­тических и водных ресурсов.

6. Отсутствие отработанного механизма взаимозачетов пред­приятий в городской и федеральный бюджеты.

7. Слабое развитие оптовых рынков энергии и мощностей в ИЭК.

8. Отсутствие механизма регулирования рационального рас­пределения и использования прибыли предприятий монополи­стов в данном комплексе.

9.Чрезмерный монополизм и неразделенность функций подрядчика и заказчика в инженерно-энергетическом комплексе.

10. Отсутствие четкого разделения функций государствен­ного управления и хозяйствования. Предприятия инженерно-энергетического комплекса города выполняют, наряду с хозяйст­венными, ряд функций государственного управления: контроль, право выдачи технических условий, право наложения штрафов и т. д., что неправомерно.

11. Отсутствие экономического механизма стимулирования ресурсосбереже-ния.

12. Неэффективные организационно-правовые формы ряда предприятий ИЭК. Существующие организационно-правовые нормы предприятий данного комплекса препятствуют развитию экономических отношений в ИЭК и не создают условия для сни­жения уровня монополизма.

13. Недостаточная обоснованность проводимой тарифной политики в ИЭК.

14. Отсутствие действенного контроля со стороны органов государственного управления города за деятельностью предпри­ятий ИЭК.

Обобщая вышесказанное, целесообразно выделить две груп­пы причин неудовлетворительного положения в ИЭК города: тех­нико-технологическая отсталость и монопольно-ведомственный механизм управления и хозяйствования.

Первая причина носит во многом объективный характер, от­ражая низкий стартовый уровень развития данного комплекса, а вторая имеет субъективную основу и требует безотлагательного разрешения.

Лекция на тему:

инфраструктуры гор»

Цели и задачи развития ИЭК

Важнейшими целями развития ИЭК являются;

· удовлетворение потребностей населения и других потре­бителей в продукции и услугах ИЭК;

· обеспечение устойчивого, безаварийного функционирова­ния ИЭК;

· доведение качественных параметров продукции и услуг ИЭК до соответствия установленным стандартам и требованиям;

· доведение удельного потребления энерго- и водных ре­сурсов до уровня показателей развитых стран (100-120 кВтч теплопотребления в год на 1 м2 площади жилищного фонда вместо 400 кВт-ч/год на 1 м2 в настоящее время и 180-200 литров воды в сутки на человека вместо 300-400 литров сейчас).

Для достижения указанных целей необходимо решить ряд важных задач:

1. Существенное снижение потерь воды и энергии путем ис­пользования ресурсосберегающих мероприятий, и том числе обя­зательного внедрения приборного учета потребления энергоре­сурсов.

2. Создание эффективного механизма взаимозачетов пред­приятий ИЭК по налогам в федеральный и городской бюджеты для снижения уровня неплатежей и постепенный отказ от систе­мы взаимозачетов в будущем.

3. Разработка механизма финансирования работ по воспро­изводству и текущему содержанию объектов ИЭК

4. Четкое разделение функций заказчика и подрядчика в системе ИЭК.

5. Обоснованное разделение функций государственного управления и хозяйствования в ИЭК.

6. Создание системы стимулирования энергоресурсосбере­жения.

7. Разработка методических основ формирования экономи­чески обоснован-ных тарифов.

8. Создание действенного механизма привлечения инвести­ций в ИЭК.

9. Разработка новых организационно-правовых форм пред­приятий ИЭК, обеспечивающих условия для снижения монопо­лизма и повышения эффективности деятельности в интересах го­рода.

10. Создание оптового рынка энергий (тепловой и электри­ческой).

11. Создание эффективного механизма регулирования дея­тельности предприятий естественных монополистов в ИЭК.

Достижение поставленных целей и решение сформулиро­ванных задач в области развития ИЭК обусловливает необходи­мость определить основные направления и мероприятия по их достижению и проведению реструктуризации данной сферы.

Отметим, что реструктуризация ИЭК города представляет собой совокупность мер по совершенствованию экономико-организационной и технической структуры и пропорций в сферах данного комплекса.

Основные направления и мероприятия но реструктуризации и развитию ИЭК:

Совершенствование систем управления в ИЭК

1. Изменение организационно-правовых форм предприятий ИЭК с целью усиления контроля за деятельностью естественных монополистов. Одной из рациональных форм в настоящее время является акционерное общество с контрольным пакетом акций в городе.

2. Создание организационных структур по регулированию деятельности естественных монополистов.

3. Формирование системы «заказчик-подрядчик» в инже­нерно-энергетическом комплексе путем выделения из структуры предприятий-монополистов отдельных подразделений, не выпол­няющих основных функций.

4. Обязательное проведение тендеров на все основные виды работ (капитальное строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, проектные работы и другие), на приобретение оборудо­вания и материалов, закупаемых за счет бюджетные средств.

5. Усиление функций контроля за деятельностью естествен­ных монополий путем:

· лицензирования;

· повышения ответственности производителей за выполне­ние договорных обязательств;

· проведения аудиторских проверок хозяйственно-финансовой деятельности предприятий;

· создания системы учета производства и потребления энергоресурсов и воды за счет внедрения приборов учета.

6. Передача государственной собственности ИЭК в аренду или хозяйственное ведение на выгодных для города условиях.

7. Совершенствование договорных отношений предприятий естественных монополистов с потребителями.

8. Обеспечение «прозрачности» отчетно-финансовой инфор­мации предприятий ИЭК.

Создание конкурентной среды и рыночных отношений в ИЭК

1. Формирование оптового рынка энергии мощности пу­тем разделения функций производства и транспортировки энер­гетической продукции и создания подконтрольных роду «тран­спортных» компаний для снижения издержек производства и по­вышения качества предоставления услуг.

2. Децентрализация источников теплоснабжения как альтер­нативное направление централизованной системе

3. Выделение из состава естественных монополий отдель­ных структур, создающих основы для формирования конкурент­ной среды (новое строительство, капитальный ремонт и реконст­рукция).

4. Создание благоприятных условий для привлечения пред­приятий и организаций различных форм собственности путем формирования устойчивой системы городских заказов ИЭК.

Тарифная и социальная политика в ИЭК

1. Выравнивание тарифов между различными группами по­требителей (предприятиями и населением).

2. Совершенствование системы компенсаций социально не­защищенным слоям населения.

3. Введение дифференцированных тарифов на основе уста­новленных стандартов потребления услуг.

4. Разработка экономически обоснованных тарифов за поль­зование продукцией и услугами ИЭК.

5. Принятие и реализация программы установки приборов учета потребления энергоресурсов и воды в ЖКХ.

6. Разработка программы по формированию и реализации тарифной политики в городе.

Инвестиционная политика в ИЭК

1. Формирование благоприятных организационно-экономи­ческих условий привлечения инвестиций в инженерную сферу, основанных на рациональном использовании ресурсов и обосно­ванной тарифной политике.

2. Разработка быстроокупаемых энергоэффективных про­ектов.

3. Проведение полноценной амортизационной политики в ИЭК, обеспечивающей функционирование и развитие предпри­ятий данного комплекса.

4. Создание системы привлечения внебюджетных инвестиций (внебюджетные фонды, заемные средства, средства инвесторов).

5. Расширение практики смешанного финансирования инве­стиционных проектов: бюджетные и внебюджетные источники.

6. Совершенствование взаимодействия с федеральными ор­ганами по реализации утвержденных программ по Санкт-Петер­бургу.

Ресурсо- и энергосбережение

1. Разработка и реализация экономического механизма сти­мулирования энергосбережения.

2. Разработка и реализация программы энерго- и ресурсо­сбережения.

3. Разработка и реализация Программы внедрения приборов учета энергоресурсов.

4. Создание служб по энергоаудиту.

Совершенствование экономического механизма регулирова­ния ИЭК

1. Ограничение уровня рентабельности предприятий в ИЭК.

2. Установление особого порядка распределения прибыли у предприятий инженерно-энергетического комплекса.

3. Переход от системы распределения государственных ин­вестиций на хозяйственные цели в ИЭК к их размещению на кон­курсной основе.

4. Создание системы государственного (городского) креди­тования предприятий ИЭК.

5. Разработка системы раздельного учета затрат на произ­водство и транспортировку энергоресурсов и воды.

6. Развитие новых форм и видов договорных отношений:

· модель ЭСКО (энергосервисная компания);

· концессионные соглашения и другие формы.

7. Передача оборудования в лизинг, получение товарных кредитов, разработка системы гарантий на получение кредитов.

Правовое, информационное и кадровое обеспечение разви­тия ИЭК

1. Принятие федеральных и региональных законов: о естест­венных монополиях; об энергосбережении и других.

2. Подготовка проектов постановления по вопросам созда­ния и функционирования в городе акционерных обществ в систе­ме ИЭК с контрольным пакетом акций в собственности города.

3. Приведение уставов государственных предприятий сис­темы ИЭК в соответствие с действующим законодатательством.

4. Подписание соглашения о разделении прав и обязанно­стей в области ИЭК между Правительством Российской Федера­ции, руководством региона и администрацией города.

5. Формирование системы мониторинга в ИЭК.

6. Совершенствование системы подготовки и переподготов­ки кадров в ИЭК.

7. Совершенствование контрактной системы в ИЭК.

8. Разработка нормативно-правовых актов, регламентирую­щих порядок коммерческого учета энергоресурсов.

Лекция на тему:

«Стратегия реструктуризации энергетического комплекса города»

Энергетический комплекс является важнейшим звеном в системе жизнеобеспечения городов. В настоящее время эта сфера выполняет свои функции с большим напряжением. Техническое состояние энергетических инженерных систем во многих городах неудовлетворительно. Применяемые технологии в большинстве случаев несовершенны. Экономические возможности функцио­нирования и развития данной сферы крайне ограничены, а не­производительные потери энергетических ресурсов в городах ог­ромны. Об этом свидетельствует низкий уровень надежности и эффективности функционирования энергетической системы во многих городах, а также низкое качество обеспечения потребно­стей населения.

Действующая в городах система централизованного тепло­снабжения крайне неэффективна, технологически устарела и ну­ждается в реконструкции, но размер потребных инвестиций чрезмерно велик. Поэтому задача реконструкции действующей системы теплоснабжения города не может быть решена традици­онным способом на основе централизованного бюджетного фи­нансирования. Ситуация осложняется отсутствием системы эф­фективного регулирования предприятий - естественных монопо­листов.

Развитие систем теплоэнергетики и внедрение ресурсосбе­регающих технологий возможно путем создания эффективного экономико-организационного механизма хозяйствования, осно­ванного на разработанной нормативно-правовой базе, четких га­рантиях инвесторам и нетрадиционных методах финансирования. В современных условиях России это могут быть иностранные ин­вестиции (кредиты, зарубежные фонды) и внутренние источники, полученные в результате энергосбережения. Причем экономия энергоресурсов должна осуществляться как со стороны произво­дителей, так и со стороны потребителей.

Стратегический подход является реальной альтернативой бюджетному подходу. Его суть заключается в согласованном со­трудничестве различных фирм и организаций в процессе форми­рования эффективных энергетических систем в городе, создавае­мых на основе привлеченных инвестиций. Координация охваты­вает процессы проектирования, производства, транспортировки, модернизации, инвестирования, эксплуатации и потребление энергии. Разработка и внедрение стратегии осуществляется для повышения эффективности работы систем теплоснабжения горо­да, которое достигается путем внедрения передовых технологий и современного менеджмента.

В то же время реализация данной стратегии связана с необ­ходимостью решения ряда актуальных проблем.

Основной проблемой в разработке и реализации стратегии развития коммунальной энергетики является отсутствие средств у властей города для финансирования энергоэффективных проек­тов. Большинство энергетических предприятий также не имеют ресурсов для инвестиций и не могут оперировать крупными кре­дитными суммами. Действующее энергетическое оборудование сильно изношено и технологически устарело, что затрудняет ею совмещение с западными образцами и требует значительных реконструктивных работ.

Негативным фактором является также отсутствие четких правовых основ для создания и функционирования системы в реальных экономических условиях. В энергетическом комплексе слабо развит современный менеджмент, который необходим для успешного продвижения данного проекта. К тому же, многие руководители и специалисты, активно работающие в данной сфере, не имеют достаточных знаний и должной квалификации в облас­ти экономики и менеджмента, не владеют методами принятия эффективных управленческих решений. Все эти моменты затрудняют, но не исключают возможности применения стратегического подхода к развитию коммунальной энергетики в российских условиях.

Основная цель стратегии состоит в повышении эффективно­сти систем теплоснабжения города на основе внедрения передо­вых технологий и формирования адекватной системы управления данным процессом.

Важнейшие задачи, решаемые при реализации стратегии:

· обеспечение потребностей горожан в теплоснабжении;

· обеспечение стабильной и надежной работы систем теп­лоснабжения города;

· внедрение передовых энергосберегающих технологий и техники на основе отечественного и зарубежного опыта;

· формирование эффективной системы управления процес­сом теплоснабжения города и стимулирование энергосбереже­ния;

· повышение уровня менеджмента на базовых предприяти­ях теплоэнергетики города.

Основными направлениями реализации стратегии являются:

· повышение надежности функционирования теплоэнерге­тической системы города путем реконструкции существующей централизованной системы и сооружения автономных систем те­плоснабжения;

· проведение мер по энергосбережению путем внедрения новых технологий, современной техники, организации учета рас­хода и потребления энергоресурсов;

· повышение эффективности системы управления энергети­ческим комплексом путем усиления функций прогнозирования, программирования, регулирования, мотивации и контроля хозяй­ственной деятельности предприятий в сфере теплоэнергетики;

· усиление координации всех заинтересованных сторон (администрации города, проектировщиков, предприятий, специа­листов, потребителей) путем их включения в процесс разработки и реализации стратегического подхода.

Для успешной реализации стратегии необходимо преду­смотреть разработку обеспечивающих подсистем:

· нормативно-правовое обеспечение - создание нормативно-правовых документов и принятие соответствующих решений городских властей, обеспечивающих гарантии прав всем участникам проекта и, прежде всего, инвесторам;

· финансовое обеспечение - определение источников фи­нансирования и механизмов привлечения финансовых ресурсов (кредиты, займы, фонды, фанты, средства потребителей);

· организационно-методическое обеспечение - организация системы взаимодействия всех участников процесса и проработка организационных процедур продвижения стратегических меро­приятий, создание методических документов по выполнению ос­новных этапов, включая прогнозирование, производство, постав­ку оборудования, обслуживание инженерных систем, экономич­ное потребление, внедрение новых технологий и другие;

· кадровое обеспечение - создание системы подготовки и переподготовки кадров, включая повышение квалификации спе­циалистов с учетом передового отечественного и зарубежного опыта;

· техническое обеспечение - создание банка современных технических средств и новых технологий, определение перечня производителей, поставщиков и подрядчиков, требуемых для внедрения новых технологий;

· информационное обеспечение - создание автоматизиро­ванной информационной системы, обеспечивающей органы управления и всех участников процесса достоверной, своевременной и актуальной информацией о технико-экономических ха­рактеристиках реконструируемых и предлагаемых систем;

· социально-психологическое обеспечение - создание бла­гоприятных социально-психологических условий про жите­лям и потребителям, включая иностранных и отечественных уча­стников, а также населению для благоприятного восприятия про­водимых мероприятий и достижения поставленных целей, актив­ного сотрудничества с зарубежными и отечественными коллега­ми, положительного восприятия проводимых в рамках проекта мероприятий.

Успешная реализация стратегии невозможна без определения системы экономических взаимоотношений между всеми участни­ками энергетического процесса. Поэтому рассмотрим функции ос­новных участников и характер их взаимоотношений (рис. 4.1).

Органы власти и управления городом - выделение дотаций энергетическим предприятиям в соответствии с городским бюд­жетом, установление гарантий инвесторам, определение правил и норм производства и потребления энергии, принятие концепций, программ, проектов и подготовка законов, нормативов, стандар­тов развития энергетики города.

Региональная энергетическая комиссия - проведение та­рифной политики, согласование базовых тарифов в период дей­ствия проекта.

Менеджерская фирма по реализации проекта - разработка и. реализация менеджерского проекта, координация работы всех уча­стников процесса, регулирование финансовых потоков проекта.

 
 


Рис. 4.1. Схема хозяйственных взаимоотношений участников стратегии реструктуризации энергетического комплекса города

Инвестор - организация, выполняющая функции финансиро­вания разработки и реализации проекта.

Производитель оборудования - фирма, осуществляющая производство и монтаж нового технологического оборудования, а также производство подрядных работ по модернизации и рекон­струкции энергетической системы.

Проектная организация - организация, осуществляющая разработку технического проекта.

Поставщик топлива - организация, осуществляющая пос­тавку топлива энергетическим предприятиям города.

Производитель энергии - предприятия, обеспечивающие производство и поставку тепловой энергии потребителям.

Потребитель - жители города и организации, пользующие­ся услугами коммунальных энергетичечеких систем.

Кроме основных участников, к реализации стратегии долж­ны привлекаться и другие организации, например, страховые компании, общественные организации (общество потребителей) и прочие, которые могут выполнять важные функции в процессе выполнения проектных установок.

Основными этапами реализации стратегии развития энерге­тического комплекса города служат следующие:

· выявление потребности и предварительная оценка воз­можностей данного региона, города или муниципала, обра­зования в использовании высокоэффективных энергетических систем;

· определение потенциальных потребителей проектных предложений (администрация территориального образования, предприятия, фирмы, потребители энергии и др.);

· направление рекламных материалов и проведение специа­лизированных семинаров в регионе для подробного ознакомле­ния участников с содержанием проекта;

· разработка и реализация пилотных и демонстрационных проектов и проведение специализированных семинаров и сове­щаний заинтересованных сторон для обсуждения полученных ре­зультатов;

· создание специализированной менеджерской фирмы, оп­ределение состава участников стратегических решений и приня­тие ими взаимных обязательств;

· разработка стратегии и реализующих ее программ и про­ектов в полном объеме;

· завершение конкретных проектов, выполнение обяза­тельств сторон и перевод системы в заданный режим функциони­рования.

Широкое внедрение энергосберегающих эффективных тех­нологий, обоснованная схема привлечения и регулирования фи­нансовых потоков, разумное разделение функций между всеми участниками управленческого процесса потребителям делают перспективы реализации стратегии развития энергети-ческого комплекса города достаточно реальными и осуществимыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: