Вопросы для подготовки к зачёту (экзамену)

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Согласовано на 2014/2015 уч.год

Проректор по УМР

___________Н.А. Вершинина

«___» _______________2014г.

Дисциплина: Международное уголовное право

Направление: 030900.62 «Юриспруденция»

Квалификация -бакалавр

Форма обучения: все

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ (ЭКЗАМЕНУ)

1. Периодизация истории сотрудничества государств в сфере борьбы с преступностью.

XIX-начало XX вв. стали периодом, когда проис­ходило оформление различных форм сотрудниче­ства в сфере противодействия преступности. Про­шлое столетие и, особенно, его завершающая чет­верть четко определили в качестве одной из наи­более эффективных мер институт экстрадиции - выдачи национальному правосудию преступников, укрывающимся на территории другого государства.

2. Определение пространственной сферы действия уголовного закона государств и выдача преступников.

Действие международных уголовно-правовых норм в пространстве осуществляется на основе общих принципов уголовного права.

По действию в пространстве выделяют территориальную и экстратерриториальную юрисдикцию.

Территориальная юрисдикция означает распространение государственной власти на всех лиц, находящихся на его территории. Территориальная юрисдикция распространяется на лиц независимо от их гражданства. Все лица обязаны соблюдать законы этого государства и подчиняться предписаниям его государственных органов и уполномоченных должностных лиц.

Экстратерриториальная юрисдикция состоит в распространении правовых норм государства на деяния, совершённые вне пределов этого государства: на территории иностранного государства, в открытом водном или воздушном пространстве, в космосе, Антарктиде.

Территориальный принцип действия правовой нормы отмечается в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. Каждое государство-участник применяет свою юрисдикцию, если:

преступление совершено на территории этого государства-участника; или преступление совершено на борту судна, которое несло флаг этого государства-участника в момент совершения преступления, или воздушного судна, которое зарегистрировано в соответствии с законодательством этого государства-участника в такой момент.

Лица, обладающие привилегиями и иммунитетами, обязаны соблюдать законы государства места пребывания, однако не подлежат привлечению к уголовной ответственности за их нарушение либо подлежат ответственности в ограниченном объеме. Обычно такое лицо высылают из государства. Однако государство пребывания может обратиться с просьбой к аккредитирующему государству отказаться от иммунитета своего дипломатического работника. Такое положение не противоречит международно-правовым нормам. Аккредитирующее государство, в свою очередь, вправе привлечь своего дипломатического сотрудника к уголовной ответственности по своим законам за совершённое преступление на основе персонального принципа действия закона в пространстве.

Принцип гражданства состоит в распространении уголовной юрисдикции государства на деяния своих граждан, совершённые на территории иностранного государства в соответствии с МП. Этот принцип большинство государств применяют и к лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории государства.

Универсальный принцип действия правовой нормы в пространстве заключается в распространении уголовной юрисдикции государства на любых лиц за деяния, признанные преступными МУП, независимо от места их совершения. Универсальный принцип действия правовой нормы предусматривается Конвенцией о пресечении преступления 1973 г., Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота н/с и п/в 1988 г.

Общепризнанным считается, что выдача преступников регламентируется преимущественно национальным законодательством страны, к которой обращено требование о выдаче. Собственного права достаточно для принятия решения о выдаче в таких странах, как Италия, Франция, Германия, РФ и др., даже и при отсутствии международных договоров. Однако при обращении к другому государству с просьбой о выдаче преступника необходимо руководствоваться двусторонним договором.

В настоящее время в судебной практике сложились в основном две системы выдачи преступника:

европейско-континентальная система;

англо-американская система стран общего права.

3. Соотношение институтов выдачи и политического убежища.

По общему правилу государство имеет право предоста­вить убежище иностранцам, пребывающим на его терри­тории («территориальное убежище»), и бремя представле­ния доказательств обоснованности их выдачи лежит на го­сударстве, желающем их экстрадиции (выдачи). С другой стороны, если государство предоставило убежище в одной из своих миссий гражданину государства, в которой она расположена («экстерриториальное убежище»), то обосно­вывать это действие надлежит главе данной миссии или его правительству.

Особые положения, касающиеся inter alia экстрадиции, были внесены в отношении преступлений против лиц, поль­зующихся международной защитой, в Конвенцию ООН по предотвращению и наказанию за преступления против лиц, пользующихся международной защитой, включая диплома­тических представителей, от 14 декабря 1973 года (Нью-Йоркская конвенция).

Неприкосновенность помещений дипломатической миссии традиционно приводила к их рассмотрению в качестве места для убежища. Вопрос о существовании и юридической силе права на получение убежища от политического преследо­вания (как правило, не применимого в отношении обыч­ных уголовных дел) долгое время остается нерешенным, являясь лишь темой периодических ожесточенных споров. В Европе данная практика почти прекратилась. Сложив­шуюся ситуацию можно разрешить только путем перего­воров, потому что Венская конвенция о дипломатических сношениях, хотя и обеспечивает неприкосновенность по­мещений дипломатической миссии (и тем самым всех, находящихся внутри), не содержит положений о выезде лю­бого лица, на которое не распространяется действие Кон­венции, с гарантией неприкосновенности и безопасности.

Конвен­ции по дипломатическому убежищу, принятой Десятой ме­жамериканской конференцией, которая проводилась в го­роде Каракас в 1954 году:

1. Каждое государство имеет право предоставлять убежи­ще и самостоятельно определять характер правонару­шения и мотивы преследования лица, обратившегося с просьбой о предоставлении убежища.

4. Под случаями крайней необходимости понимаются, сре­ди прочих, случаи, когда гражданина разыскивают лица или толпа, над которыми власти утратили контроль, или сами власти и он подвергается опасности лишиться жиз­ни или свободы в связи с политическим преследовани­ем и не может без риска обеспечить свою безопасность каким-либо иным способом. Право на определение сте­пени срочности случая остается за государством, пред­оставляющим убежище.

5. Незаконно предоставлять убежище лицам, которым на время подачи просьбы об убежище было предъявлено обвинение или которые находились под судом по общим правонарушениям или были осуждены компетен­тным судом общей юрисдикции и не отбыли свой срок, а также дезертирам из наземных, морских и воздушных и военных сил, за исключением случаев, когда действия, повлекшие за собой просьбу о предоставлении убежища, носят явно политический характер.

6. Непосредственно после предоставления убежища об этом факте должно быть извещено Министерство иностран­ных дел государства лица, получившего убежище, или местные административные органы власти, если действие произошло за пределами столицы.

7. Правительство государства имеет право потребовать, что­бы данное лицо, получившее убежище, было выслано за пределы национальной территории в кратчайшие сро­ки; дипломатический же представитель страны, пред­оставившей дипломатическое убежище, в свою очередь, имеет право потребовать, чтобы данному лицу было доз­волено покинуть территорию данного государства. В обо­их случаях должны быть предоставлены гарантии без­опасности и неприкосновенности.

8. Лица, которым предоставлены убежище и гарантии не­прикосновенности, не могут размещаться в какой-либо точке на или вблизи территории, с которой они попро­сили убежища.

9. После получения убежища беженцам нельзя позволять совершать какие-либо действия, нарушающие общес­твенный порядок.

Выдача преступников (экстрадиция)-в международном праве означает передачу государству лица, совершившего уголовное или международное преступление, для привлечения его к уголовной ответственности или исполнения вынесенного в отношении него приговора суда. Условия и порядок выдачи преступников регламентируются международными договорами и национальным законодательством.

Правовыми основаниями экстрадиции являются многосторонние соглашения по борьбе с отдельными видами международных преступлении и преступлений международного характера, например, Конвенция Совета Европы о выдаче правонарушителей 1957 г., Конвенция Совета Европы о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. Для осуществления выдачи необходимо установить состав преступления в действиях лица, в отношении которого поступило такое требование

Когда имеется соглашение между двумя сторонами, проблема выдачи преступников решается достаточно четко: если лицо не пользуется дипломатическим иммунитетом, то оно должно быть либо судимо, либо выдано заинтересованной стороне. Однако бывают более сложные ситуации: когда власти одной страны, задержав гражданина другой, не уверены, что если он будет выдан той стране, гражданином которой является, то будет наказан. Соглашения о выдаче между этими странами нет. В этом случае начинается процесс переговоров, оборачивающийся длительным пребыванием человека в тюрьме до суда и без суда. Препятствием для экстрадиции может быть существенная разница в мерах наказания за аналогичные преступления в разных странах; убеждение представителей страны (передающей или принимающей преступника) в том, что лицо будет подвергнуто (или подвергается) пыткам, и т. д. В связи с этими и другими обстоятельствами во многих договорах о правовой помощи предусматривается не только выдача преступников, но и отказ в выдаче.
Но несмотря на все эти трудности и противоречия, очевидно, что в борьбе с международной преступностью без института экстрадиции обойтись невозможно.
Нередко сам преступник настаивает на скорейшей экстрадиции или, напротив, возражает против нее, прежде всего потому, что режим содержания его в тюрьме той страны, куда он стремится, "вольготнее", чем там, куда его могут направить. Позитивная оценка тюремного режима особенно относится к тюрьмам Скандинавии. Юристы из США говорят так сегодня и об американских тюрьмах применительно к преступникам-выходцам из стран СНГ.

Практика возвращения в "свои" страны для отбывания наказания лиц, осужденных за границей, сравнительно невелика. Вместе с тем, уже теперь совершенно очевидно, что она более эффективна по сравнению с прежним порядком, при котором иностранцы отбывали наказание там, где были осуждены..

4. Становление договорно-правовой координации сотрудничества государств в борьбе с отдельными видами преступлений (XIX – XX в.в.);

5. Влияние Первой мировой войны на международное уголовное право;

6. Вторая мировая война и формирование института международной уголовной ответственности.

После Второй мировой войны был создан международный трибунал, призванный осудить военные преступления и преступления против человечества, совершённые нацистами. Нюрнбергский трибунал провел свою первую сессию 20 ноября 1945 года и вынес решение 30 сентября (1 октября) 1946 года. Похожий трибунал был создан для расследования военных преступлений Японии (Международный Военный Трибунал для Дальнего Востока). Он работал с 1946 по 1948 год.

Вынеся обвинительный приговор главным нацистским преступникам, Международный военный трибунал признал агрессию тягчайшим преступлением международного характера. Нюрнбергский процесс иногда называют «Судом истории», поскольку он оказал существенное влияние на окончательный разгром нацизма.

7. Уставы Нюрнбергского и Токийского Трибуналов и их значение для становления международного уголовного права;

8. Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

Проект Кодекса разработан Комиссией международного права ООН

Статья 1

Преступления против мира и безопасности человечества, определяемые в настоящем Кодексе, являются международно-правовыми преступлениями, ответственные за которые индивидуумы наказуются.

Статья 2

Следующие деяния составляют преступления против мира и безопасности человечества:

1) любой акт агрессии, включая применение властями какого-либо государства вооруженной силы против другого государства с какой бы то ни было целью, кроме национальной или коллективной самообороны или исполнения решения или рекомендации компетентного органа Организации Объединенных Наций;

2) любая угроза властей какого-либо государства прибегнуть к акту агрессии против другого государства;

3) подготовка властями какого-либо государства применения вооруженной силы против другого государства с какой бы то ни было целью, кроме национальной или коллективной самообороны или исполнения решения или рекомендации компетентного органа Организации Объединенных Наций;

4) организация властями какого-либо государства или поощрение ими организации вооруженных шаек в пределах его территории или какой-либо другой территории для вторжения на территорию другого государства, или допущение организации таких шаек на его собственной территории, или допущение использования такими вооруженными шайками его территории как операционной базы или отправного пункта для вторжения на территорию другого государства, равно как и прямое участие в таком вторжении или поддержка такового;

5) ведение или поощрение властями какого-либо государства деятельности, рассчитанной на возбуждение междоусобий в другом государстве, или допущение властями какого-либо государства организованной деятельности, рассчитанной на возбуждение междоусобий в другом государстве;

6) ведение или поощрение властями какого-либо государства террористической деятельности в другом государстве или допущение властями какого-либо государства организованной деятельности, рассчитанной на совершение террористических актов в другом государстве;

7) действия властей какого-либо государства, нарушающие обязательства, основанные на каком-либо международном договоре, целью которого является обеспечение международного мира и безопасности посредством сокращения или ограничения вооружений, военной подготовки, укреплений и других ограничений подобного характера;

8) аннексия властями какого-либо государства территории, принадлежащей другому государству, при помощи действий, противоречащих международному праву;

9) вмешательство властей какого-либо государства во внутренние или внешние дела другого государства посредством насильственных мер экономического или политического характера с целью навязать свою волю и таким образом получить какие бы то ни было преимущества;

10) действия властей какого-либо государства или частных лиц, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную этническую, расовую или религиозную группу как таковую, включая:

11) бесчеловечные акты, как-то: убийства, истребления, порабощение, высылка или преследования, совершаемые в отношении любого гражданского населения по политическим, расовым, религиозным или «культурным» мотивам властями какого-либо государства или частными лицами, действующими по подстрекательству или при попустительстве этих властей;

12) действия, нарушающие законы или обычаи войны;

13) действия, составляющие:

i) заговор, направленный на совершение какого-либо из преступлений, определяемых в предшествующих пунктах настоящей статьи, или

ii) прямое подстрекательство к совершению какого-либо из преступлений, определяемых в предшествующих пунктах настоящей статьи, или

iii) соучастие в совершении какого-либо из преступлений, определяемых в предшествующих пунктах настоящей статьи, или

iv) покушение на совершение какого-либо из преступлений, определяемых в предыдущих пунктах настоящей статьи.

Статья 3

То обстоятельство, что какое-либо лицо действовало в качестве главы государства или ответственного должностного лица правительства, не освобождает такое лицо от ответственности за совершение какого-либо из преступлений, определяемых в настоящем кодексе.

Статья 4

То обстоятельство, что какое-либо лицо, обвиняемое в совершении какого-либо преступления, определяемого в настоящем кодексе, действовало во исполнение приказа своего правительства или начальника, не освобождает это лицо от ответственности по международному праву, если в условиях того времени оно могло не выполнить этого приказа.

9. Формирование конвенционной базы борьбы с отдельными видами международных и транснациональных преступлений во второй половине ХХ века;

10. Учреждение международных уголовных судебных органов (Международных уголовных трибуналов ad hoc и Международного уголовного суда в конце XX века);

Современное международное уголовное право, презюмируя преимущественное использование в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера национальных судебных и иных органов, предусматривает возможность создания международных учреждений для осуществления судебных функций в особых ситуациях. Такие учреждения конституируются и функционируют на основе международных договоров (статутов) или, как свидетельствует практика, на основе актов Совета Безопасности ООН.
Истории известны два выполнивших свои задачи судебных органа, именовавшихся Международными военными трибуналами. Они действовали сразу же после окончания Второй мировой войны.
Первым — в соответствии с Соглашением между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции от 8 августа 1945 г. — был образован Международный военный трибунал, призванный выполнить судебные функции в отношении государственных и военных лидеров гитлеровской Германии.

Трибунал, согласно Уставу, был наделен правом судить и наказывать лиц, совершивших действия, влекущие индивидуальную ответственность:
1. Преступления против мира (планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров),
2. Военные преступления (действия, нарушающие закон или обычаи войны), преступления против человечности,
3. Убийства (истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости в отношении гражданского населения)

Уникальной по своему характеру можно считать Резолюцию Совета Безопасности ООН 827 от 25 мая 1993 г. относительно учреждения Международного трибунала с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии, где разгорелся трагический для народов вооруженный конфликт. Одновременно был утвержден Устав (Статут) Трибунала.

В мае 1997 г. Генеральная Ассамблея ООН избрала новый состав судей Международного трибунала. Ими стали представители Великобритании, Италии, Франции, Португалии, США, КНР, Малайзии, Египта, Замбии, Колумбии, Гайаны. В составе Трибунала выделяют две судебные камеры (по три судьи в каждой) и апелляционную камеру (пять судей).
Местопребывание — г. Гаага.

На дипломатической конференции представителей ООН по учреждению Международного уголовного суда, состоявшейся в Риме, был принят 17 июля 1998 г. и открыт для подписания Римский статут Международного уголовного суда. Он подписан от имени многих государств, в том числе от имени Российской Федерации. Статут вступит в силу в первый день месяца, следующего после шестидесятого дня после сдачи на хранение Генеральному секретарю ООН 60-й ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении. После этого государства приступят к формированию Суда и тем самым сделают возможным его функционирование.
Международный уголовный суд будет обладать международной правосубъектностью и станет "постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества". Он призван дополнять национальные органы уголовной юстиции.
В соответствии со Статутом Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений:
1. Преступления геноцида;
2. Преступления против человечности;
3 Военные преступления;
4. Преступления агрессии. При этом имеются в виду деяния, совершенные после вступления в силу Статута.

Предусмотрены различные методы международного сотрудничества и правовой помощи.
Применимые меры наказания — лишение свободы на срок, не превышающий 30 лет, или пожизненное лишение свободы; возможны также штраф и конфискация доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления.
Наказание в виде лишения свободы отбывается в государстве, определяемом Судом из перечня государств, уведомивших Суд о своей готовности принять лиц, которым вынесен приговор. Исполнение наказания осуществляется под надзором Суда.

11. Современные тенденции развития сотрудничества государств в области борьбы с преступностью – борьба с международным терроризмом.

Необходимость расширения и углубления международного сотрудничества в борьбе с преступностью обусловлена еще и качественными и количественными изменениями самой преступности, ростом «иностранных вложений» в общую массу преступлений отдельных государств.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью — это объединение усилий государств и других участников международных отношений с целью повышения эффективности предупреждения преступлений, борьбы с ними и исправления правонарушителей.

Основные направления международного сотрудничества в борьбе с преступностью:

заключение и реализация договоров о борьбе с преступлениями, представляющими международную опасность;

оказание правовой помощи по уголовным делам, включая экстрадицию;

разработка международных норм и стандартов, обеспечивающих защиту прав человека в сфере охраны правопорядка;

регламентирование вопросов национальной и международной юрисдикции

признание и использование решений иностранных органов по административным и уголовным делам;

взаимодействие в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии преступлений.

Реализация основных положений международного сотрудничества

в борьбе с преступностью происходит в следующих формах:

обмен информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах;

исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;

розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования или исполнения приговора, а также лиц, пропавших без вести;

обмен информацией о новых видах наркотических средств и психотропных веществ, появившихся в незаконном обороте, о технологиях их изготовления и используемых при этом веществах, а также о новых методах исследования и идентификации наркотических средств и психотропных веществ;

обмен опытом работы, в том числе Проведение стажировок, консультаций и семинаров;

обмен законодательными и иными нормативно-правовыми актами;

обмен на взаимовыгодной основе научно-технической литературой и информацией по вопросам деятельности сторон.

Из содержания статьи 1 Устава ООН следует, что среди прочих задач эта организация призвана обеспечить международное сотрудничество государств. Проведение в жизнь этой задачи согласно главе 10 Устава ООН возложено на Экономический и Социальный Совет ООН.

Особое место в международном сотрудничестве занимает Международная организация уголовной полиции (Интерпол). Она была создана в 1923 г. в Вене вначале как международная комиссия уголовной полиции. Ее возродили после второй мировой войны, в 1946 г., в Париже, а с 1989 г. ее местопребыванием является Лион.

Из неправительственной организации Интерпол превратился в межправительственную и в настоящее время объединяет более 170 государств (включая Россию), уступая по представительности только ООН, членами которой являются около 180 государств.

ООН и другие международные межправительственные и неправительственные организации прилагают большие усилия для организации и воплощения эффективного международного сотрудничества по предупреждению преступности и борьбе с ней.

12. Понятие международного уголовного права и его место в общей системе международного права.

В мире существуют две правовые системы: международное право и национальное право различных государств[3]. Любая норма права либо выражает волю какого-либо одного государства и, следовательно, входит в состав его внутреннего права, либо представляет собой результат согласования воль нескольких государств, т.е. является нормой международного права. Международное уголовное право есть совокупность норм, создаваемых в процессе согласования воль государств. Имеется также точка зрения, согласно которой международное уголовное право представляет собой самостоятельную отрасль права, не входящую ни в международное публичное, ни во внутригосударственное право.

Международное уголовное право характеризуется тем, что сохраняет международный правопорядок в целом с помощью специфических уголовно-правовых методов и средств. Подобно тому как внутригосударственное уголовное право охраняет от преступных посягательств внутригосударственный правопорядок, международное уголовное право призвано бороться с преступностью с помощью специфических уголовно-правовых средств в области международного морского права (пиратством), международного воздушного права (угоном самолетов, другими преступлениями против безопасности гражданской авиации), дипломатического права (преступлениями против лиц, пользующихся дипломатической защитой), международного экономического и финансового права (подделкой денежных знаков) и других отраслей международного права.

Далее, международное уголовное право призвано осуществлять защиту международного правопорядка с помощью свойственных ему средств в таких областях как международная безопасность (борьба с агрессией), вооруженные конфликты (нарушение законов и обычаев вооруженных конфликтов), международная защита прав человека (борьба с апартеидом и геноцидом).

Кроме того, эту совокупность норм международного права характеризует тесная связь с внутригосударственным уголовным правом. Нормы международного права, регулирующие борьбу с преступлениями международного характера, реализуются исключительно через применение соответствующих норм внутригосударственного уголовного права национальными правоохранительными органами. Реализация ответственности за международные преступления, хотя и может иметь место перед международными трибуналами, и к виновным физическим лицам могут применяться непосредственно нормы международного права (о чем свидетельствует опыт Международного военного трибунала в Нюрнберге), предполагает использование норм внутригосударственного уголовного права национальными правоохранительными органами.

Итак, международное уголовное право можно определить как отрасль, включающую принципы и нормы, созданные с целью охраны международного правопорядка от преступных посягательств со стороны субъектов международного права путем установления уголовной ответственности виновных физических лиц и ответственности государства за совершение международных преступлений и преступлений международного характера.

13. Кодификация международного уголовного права.

В Комиссии международного права (КМП) ООН и на международных конференциях идет процесс кодификации принципов и норм международного уголовного права.

На Комиссию возложена задача готовить международные конвенции универсального характера. Генеральная Ассамблея ООН поручила Комиссии разработать кодекс преступлений против мира и безопасности человечества. В 1954 г. был подготовлен проект кодекса, однако до разработки определения агрессии работа над ним была временно прекращена. Успешное завершение работы над определением агрессии и принятие этого определения Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г. вновь активизировало разработку кодекса, который с самого начала мыслился и как кодификация принципов и норм международного уголовного права.

КМП пытается учесть двойной подход к рассмотрению вопроса международной уголовной ответственности, т. е. и ответственность государств, и ответственность физических лиц за международные преступления.

Решение проблемы кодификации международного уголовного права не только позволит сконцентрировать в одном документе принципы и нормы, сформулированные в действующих международных договорах, но и разработать новые принципы и нормы, в том числе и новые составы международных преступлений и преступлений международного характера.

Комиссия единогласно приняла решение о разработке Кодекса международной уголовной ответственности индивидуумов, основанного на приговорах Нюрнбергского и Токийского трибуналов, Проекте кодекса 1954 г.

Конкретным результатом кодификационной работы КМП ООН стал проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятый на 46-й сессии в 1994 г. Предусмотрев в ст. 3 проекта возможность судебного преследования какого-либо лица за преступление против мира и безопасности человечества, а в ст. 5 — ответственность государства по международному праву за действие или бездействие, вменяемое этому государству, выработанный Комиссией документ установил прямую связь между уголовной ответственностью физического лица и ответственностью государства.

Выработанный в рамках КМП ООН окончательный текст Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества призван способствовать установлению прочной правовой основы принципов деятельности Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, а также деятельности на основе Устава Международного уголовного суда.

Официальная кодификация международного уголовного права - закономерный процесс становления и развития этой отрасли права на стадии, когда появляется целая группа международных договоров, прямо или косвенно касающихся борьбы с отдельными международными преступлениями и преступлениями международного характера. Это требует соединения в международном документе обычной и договорной практики государств, введения новых принципов и институтов эффективного механизма его реализации.

14. Общие принципы международного права и принципы международного уголовного права.

К общепризнанным следует отнести принципы Устава и приговора Нюрнбергского трибунала, которые носят императивный характер. Г.И. Тункин, касаясь ст. 6 Устава Нюрнбергского трибунала, пишет: "Из трех категорий перечисленных там преступлений военные преступления и раньше предусматривались международным правом"[1]. Преступления же против мира и человечности в течение длительного периода времени рассматривались лишь как нарушения нравственных норм. Однако уже после первой мировой войны они постепенно стали подпадать под действие международного права и были окончательно сформулированы как принципы в Уставе Нюрнбергского военного трибунала.

Генеральная Ассамблея ООН 11 декабря 1946 г. подтвердила принципы международного права, признанные статусом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в приговоре трибунала как общепризнанные.

Прежде всего следует отметить такой принцип международного уголовного права как запрет агрессивной войны. Его можно вывести из принципа запрета применения силы и угрозы силой в соответствии с положением Устава ООН (ст. 2 п. 4), а также из Определения агрессии, принятого Генеральной Ассамблеей £)ОН в 1974 г.

Ст. 2 Определения агрессии прямо говорит, что "применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является prima facie свидетельством акта агрессии" и никакие соображения, будь они политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии.

Очень важен принцип неотвратимости наказания за совершение любого действия, которое по международному праву считается преступным.

Принципом международного уголовного права следует считать положение: если государство не устанавливает наказания за действие, которое международным правом отнесено к категории преступлений против мира и человечества, то это не является обстоятельством, освобождающим виновное лицо от международной уголовной ответственности.

Принципом международного уголовного права следует считать и положение, согласно которому исполнение лицом преступного приказа своего правительства или начальника не освобождает это лицо от ответственности, если сознательный выбор был фактически возможен.

Важнейший принцип международного уголовного права неприменение срока давности к военным преступникам.

Несмотря на несовершенство отдельных положений международного уголовного права, следует сделать вывод о том, что международное уголовное право представляет собой определенную систему принципов и норм, которые осуществляются как на международном, так и на национальном уровнях.

3. Недопустимость повторного осуждения - означает, что никакое лицо, которое было судимо судом государства, не может быть судимо Международным уголовным судом за то же деяние.

4. Должностное положение лица, совершившего преступление по международному уголовному праву, не освобождает его от уголовной ответственности.

5. Неприменение срока давности к военным преступникам и лицам, виновным в совершении преступлений против мира и безопасности человечества.

15. Понятие и виды норм международного уголовного права.

16. Источники международного уголовного права.

К источникам МУП относятся:

международные договоры;

обычные нормы права;

судебные прецеденты;

решения международных организаций;

общие принципы права;

национальные законы.

1. Международный договор имеет, как правило, обязательную силу для государств-участников. К числу универсальных международных договоров, участниками которых являются многие страны, относятся:

Женевская Конвенция о запрещении торговли женщинами и детьми 1921 г.;

Женевская Конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г.;

Женевская Конвенция о защите жертв войны 1949 г.;

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. и др.

Наибольшее распространение имеют двусторонние международные договоры, например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур" 1997 г.

2. Обычные нормы (обычаи) могут иметь обязательную силу для ограниченного числа участников или, в целом, носить рекомендательный характер. Сущность обычных норм международного уголовного права заключается в том, что они становятся обязательными для всех государств.

Общепризнанными принципами и нормами МУП стали со временем положения Всеобщей декларации прав человека, Женевских Конвенций, Устава Международного Нюрнбергского военного трибунала.

3. В современном МУП судебные прецеденты оказывают прямое или косвенное влияние на формирование норм МУП. На использование судебного прецедента в качестве источника МУП указывается в Уставе Международного трибунала по Руанде 1994 г., в Статуте Международного уголовного суда.

4. В качестве самостоятельного источника МУП выступают решения международных организаций как прецедент. Например, Советом Безопасности ООН в мае 1993 г. был принят Устав Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершённые на территории бывшей Югославии. Такое решение было признано государствами.

5. К общим принципам права можно отнести национальные правовые нормы и принципы, не противоречащие МУП.

17. Общая характеристика международных правонарушений.

18. Субъекты международного правонарушения

Субъекты международных преступлений – это государства, их органы, транснациональные корпорации, а также физические, частные или должностные лица, конкретно совершающие эти преступления.

Один из основных принципов международного права — принцип суверенного равенства государств, а субъектами правоотношений, вытекающих из юридического факта международных преступлений, остаются именно государства-нарушители.

При правонарушениях непреступного характера значительные ограничения суверенитета таких государств — исключительное и временное явление, и эти государства остаются, в принципе, равноправными участниками международного общения. Они не утрачивают права на равенство, хотя на них должны быть возложены определенные обязанности по ликвидации вредных последствий международно-противоправного деяния

В юридической литературе высказывается обоснованное мнение, что субъектами международных правонарушений могут быть и международные организации. Не исключено, что субъектом международного преступления могут быть военные союзы.

Анализ международно-правовых документов позволяет сделать вывод о том, что субъекты международных преступлений, как и в случае других международных правонарушений, – это прежде всего государства[14], а также физические лица, выступающие от его имени и конкретно осуществляющие эти преступления (ст. 3, 5 проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества).

19. Международное правонарушение, как основание международно-правовой ответственности.

Долгое время в вопросах международно-правовой ответственности господствовали цивидиетические концепции. Нормы международного права, касающиеся ответственности государств за международные правонарушения, предусматривали единый режим ответственности за любой деликт, независимо от характера, содержания и значения нарушенного обязательства. Эта ответственность сводилась к требованию возмещения ущерба, явившегося следствием правонарушения. Господство цивилистических теорий объяснялось прежде всего тем, что международное право не запрещало агрессивные войны и колониальное ограбление; эти явления были обычными, и международное право видело свою задачу лишь в том, чтобы регулировать их последствия.

Важнейшее значение для прогрессивного развития принципа международно-правовой ответственности государств имело принятие Устава ООН, который в соответствии с гл. VII уполномочивает Совет Безопасности давать рекомендации или принимать решения о принудительных действиях в отношении угрозы миру, актов агрессии или других нарушений мира.

Устав Нюрнбергского трибунала подразделяет международные преступления на преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности

Международные преступления подрывают международный мир и безопасность, "отрицают" принцип неприменения силы и принцип самоопределения народов.

20. Виды международных правонарушений.

21. Понятие и признаки международного преступления.

МУП включает две группы преступлений:

международные преступления или преступления против мира и безопасности человечества;

преступления международного характера или конвенционные преступления.

Преступлениями против мира и безопасности человечества признаются посягательства на основы мирового сообщества, на мир, мирное сосуществование между народами и государствами, безопасные условия существования всего человечества. Впервые их понятие появилось в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Указанные преступления предусматриваются международными конвенциями и соглашениями.

В МУП считается, что за преступления против мира и безопасности человечества уголовную ответственность несут физические лица.

За международные преступления личная ответственность наступает по МУП независимо от того, признано ли такое деяние преступлением по национальному уголовному праву или нет.

За международные преступления возможна уголовная ответственность юридических лиц в случае, когда внутренне право страны предусматривает такую ответственность. Это закреплено в Международной Конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г., В Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.

22. Виды международных преступлений

К международным преступлениям Уставами международных Нюрнбергского и Токийского трибуналов отнесены:

преступления против мира;

военные преступления;

преступления против человечности.

Римским Статутом Международного уголовного суда в числе этих преступлений названы:

геноцид;

преступления против человечности;

военные преступления;

агрессия.

Как видно, перечень международных преступлений в данных документах практически не отличается. В Статуте выделен специальные вид преступления против человечности - геноцид, а также преступления против мира обозначены термином "агрессия".

Геноцид. Юридическое понятие геноцида дано в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. В соответствии с ней под геноцидом понимаются следующие действия, совершенные с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: убийство членов такой группы;

Преступления против человечности. По Уставу Нюрнбергского трибунала к этим преступлениям относятся: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны.

Военные преступления. Эти международные преступления представляют собой нарушения законов и обычаев войны. Согласно Уставу Нюрнбергского Трибунала к ним отнесены: убийства, истязания и увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находившихся в море; убийства заложников; разграбление общественной или частной собственности.

23. Военные преступления в международном уголовном праве.

Понятие и перечень военных преступлений даны в Уставе Нюрнбергского трибунала. К ним отнесены нарушения законов или обычаев войны: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления.

В дальнейшем Женевскими Конвенциями о защите жертв войны 1949 г. этот перечень преступлений был дополнен.

Женевскими Конвенциями запрещаются такие действия, как:

посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;

взятие заложников;

посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

Ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению или же научному или медицинскому опыту

К военным преступлениям также относится наемничество.

В УК РФ в главе о преступлениях против мира и безопасности человечества предусмотрены два состава военных преступлений: применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст.356) и наемничество (ст.359).

24. Преступления против человечности в международном уголовном праве.

К преступлениям против человечности Уставом Нюрнбергского международного военного трибунала отнесены: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершённые в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены.

Уставом международного Трибунала по Югославии 1993 г. указанные преступления против человечности дополнены преступлениями, которые совершаются в ходе вооруженного конфликта как международного, так и внутреннего характера, и направлены против любого гражданского населения:

заключение в тюрьму;

пытки;

изнасилования;

преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам;

другие бесчеловечные акты.

Статут международного уголовного суда к преступлениям против человечности относит следующие деяния, которые совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц, и если нападение совершается сознательно:

А) убийство;

Б) истребление;

В) порабощение;

Г) депортация или насильственное перемещение населения;

Д) заключение в тюрьму или другое жестокое лишение физической свободы в нарушение основополагающих норм МП;

Е) пытки;

Ж) изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, принудительная стерилизация или любые другие формы сексуального насилия сопоставимой тяжести;

З) преследование любой идентифицируемой группы или общности по политическим, расовым, национальным, культурным, религиозным и другим мотивам, которые повсеместно признаны недопустимыми согласно МП;

И) насильственное исчезновение людей;

К) преступление апартеида;

Л) другие бесчеловечные деяния аналогичного характера, заключающиеся в умышленном причинении сильных страданий или серьезных телесных повреждений или серьезного ущерба психическому или физическому здоровью.

К преступлениям против человечности относится разработка, производство, накопление, приобретение, хранение, применение, сбыт оружия массового поражения. В числе м/нар. договоров, устанавливающих запрещение и ограничение оружия массового поражения:

25. Геноцид в международном уголовном праве..

Объективная характеристика национально-культурного геноцида — уничтожение языка, религии, культуры какой-либо национальной, расовой или религиозной группы, в том числе запрещение какой-либо национальной, расовой или религиозной группе пользоваться национальным языком в повседневной жизни или школах; запрещение печатания и распространения изданий на языке такой группы; уничтожение библиотек, музеев, школ, истр-рических памятников, зданий, предназначенных для нужд религиозных культов и т. д.

В 1948 г. ООН признала геноцид в качестве самостоятельного вида международного преступления.

Жизнь показала, что это преступление может совершаться и в условиях мирного времени, относительной стабильности в международных отношениях и быть направленным не только против другого государства и его граждан, но и против народа собственной страны[2].

Геноцидом в соответствии с Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г. называются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

убийство членов такой группы;

причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение её;

меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Международно-правовая ответственность государств за совершение международных преступлений;

За одно и то же международное преступление наступает уголовная ответственность физического лица и международно-правовая ответственность государства. Государство может быть субъектом исключительно преступлений против мира и безопасности человечества. В соответствии с доктриной МУП государство не может быть субъектом преступлений международного характера.

Международно-правовая ответственность физических лиц за совершение международных преступлений.

За одно и то же международное преступление наступает уголовная ответственность физического лица и международно-правовая ответственность государства. Государство может быть субъектом исключительно преступлений против мира и безопасности человечества. В соответствии с доктриной МУП государство не может быть субъектом преступлений международного характера.

При привлечении к уголовной ответственности физических лиц, являющихся должностными лицами, возникает вопрос об иммунитетах и привилегиях, которыми они наделены согласно МП и национальному праву и о которых сказано в Конвенции о специальных миссиях 1969 г., Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г., Венской Конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. и др.

26. Общая характеристика транснациональных преступлений, их соотношение с международными преступлениями.

Современное МУП предусматривает значительное число преступлений международного характера: работорговля, торговля людьми, нелегальная иммиграция, угон воздушного судна, легализация денежных средств, полученных преступным путем, контрабанда, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, незаконный оборот н/с, незаконное распространение порноматериалов и т.п.

Преступления международного характера посягают на права и свободы человека, нормальную деятельность организаций, учреждений, затрагивающих интересы нескольких государств. Поэтому их называют иногда также транснациональными.

Понятие транснационального преступления дано в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.

Преступление носит транснациональный характер, если:

оно совершено в более чем одном государстве;

оно совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;

оно совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве; или

оно совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве.

Соответственно, транснациональное преступление не обязательно будет относиться к преступлениям международного характера. Оно может быть и обычным уголовным преступлением, более того оно может быть и преступлением против мира и безопасности человечества. Например, убийство супруга, совершённое по найму киллером на территории иностранного государства, можно рассматривать как транснациональное. К транснациональным можно отнести и долговременный, серьезный ущерб окружающей природной среде, причинённый на территории сопредельных государств.

27. Принципы осуществления уголовной юрисдикции государств в отношении транснациональных преступлений:

28. Классификация транснациональных преступлений.

Согласно классификации ООН все транснациональные преступления подразделяются на 17 групп. Рассмотрим их более подробно.

Отмывание денег

Терроризм.

Кражи произведений искусства и предметов культуры.

Кража интеллектуальной собственности.

Незаконная торговля оружием.

Угон самолетов.

Морское пиратство.

Захват наземного транспорта.

Мошенничество со страховкой.

Компьютерная преступность.

Экологическая преступность.

Торговля людьми

Торговля человеческими органами.

Незаконная торговля наркотиками.

Ложное банкротство.

Проникновение в легальный бизнес.

Коррупция и подкуп общественных и партийных деятелей, выборных лиц.

29. Международный терроризм.

Впервые понятие терроризма было дано в Женевской Конвенции о предупреждении терроризма и наказании за него 1937 г.: терроризм - преступные действия, которые направлены против какого-либо государства и цель и характер которых состоят в том, чтобы сеять страх среди отдельных лиц, групп лиц или населения. Определение терроризма не как политического, а как уголовного деяния позволяет провести различие между ним и обычной вооруженной борьбой (включая восстание и даже партизанские военные действия).

К проявлениям международного терроризма в МУП относятся:

бомбовый терроризм;

вооруженное нападение;

поджог;

похищение людей и захват заложников;

захват воздушного, морского судна;

взрывы и иные подобные действия.

В настоящее время преступления, составляющие международный терроризм, предусмотрены рядом международных конвенций и отнесены к деяниям с универсальной юрисдикцией.

К конвенциям, определяющим составы международного терроризма, относятся:

Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г.;

Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.;

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г.;

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой 1973 г.;

Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.;

Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г.;

Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г.;

Согласно указанным Конвенциям к международному терроризму относятся:

захват воздушного судна в полете;

акты насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна;

30. Преступления экономического характера в международном уголовном праве.

Преступления международного характера (конвенционные) предусмотрены международными договорами и относятся к деяниям с универсальной юрисдикцией. Каждое государство-участник соответствующего международного документа устанавливает уголовную ответственность за такое преступление с учетом особенностей своей правовой системы.

экономические преступления:

легализация доходов от преступной деятельности (отмывание);

фальшивомонетничество;

незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товара.

3) коррупционные преступления:

получение взяток;

дача взяток;

коммерческий подкуп.

Фальшивомонетничество. Борьбе с данным преступлением посвящена Международная Конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г. Государства-участники взяли на себя обязательства признавать на равных основаниях преступлением подделку не только своих денежных знаков, но и денежных знаков иностранных государств.

Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товара. Правовая охрана указанных знаков закреплена Парижской Конвенцией по охране промышленной собственности 1883 г. Согласно Конвенции к объектам охраны промышленной собственности относятся:

патенты на изобретения;

полезные модели;

промышленные образцы;

товарные знаки;

знаки обслуживания;

Получение и дача взяток, коммерческий подкуп

Борьба с коррупцией осуществляется на основании Конвенции о борьбе с коррупцией, затрагивающей должностных лиц Европейских сообществ или должностных лиц государств-членов Европейского союза, 1997 г.; Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г.

31. Проблемы борьбы с международной коррупцией и легализацией преступных доходов.

Легализация доходов от преступной деятельности (отмывание)

Страсбургская Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. возложила на государства-участников обязанность в соответствии с принципами своей правовой системы признать преступлениями, связанными с легализацией преступных доходов, следующие деяния:

конверсию или передачу имущества, заведомо полученного преступным путем, с целью скрыть незаконное происхождение такого имущества или помочь любому лицу, виновному в совершении основного преступления, избежать негативных правовых последствий своих деяний;

утаивание или сокрытие действительной природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения имущества или прав на имущество, заведомо полученного преступным путем;

приобретение, владение или использование имущества, заведомо добытого преступным путем;

участие или соучастие, покушение на совершение любого из вышеуказанных преступлений, а также помощь, подстрекательство, содействие или консультирование в связи с совершением такого преступления.

Преступления по легализации преступных доходов согласно Конвенции ООН 2000 г. охватываются юрисдикцией государства, когда:

преступление совершено на территории этого государства-участника;

преступление совершено на борту судна, которое несло флаг этого государства-участника в момент его совершения, или воздушного судна, зарегистрированного в соответствии с законодательством этого государства-участника в такой момент;

преступление совершено против гражданина этого государства-участника;

преступление совершено гражданином этого государства-участника или лицом без гражданства, которое постоянно проживает на его территории;

созданная за пределами его территории организованная преступная группа имеет целью совершение преступления по легализации преступных доходов на его территории;

является сговором, покушением, соучастием, подстрекательством, пособничеством легализации преступных доходов, совершенном за пределами его территории с целью совершения самой легализации преступных доходов на его территории.

3) Коррупционные преступления

Получение и дача взяток, коммерческий подкуп

Борьба с коррупцией осуществляется на основании Конвенции о борьбе с коррупцией, затрагивающей должностных лиц Европейских сообществ или должностных лиц государств-членов Европейского союза, 1997 г.; Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г.

Конвенция 1999 г. обязывает государства в соответствии со своим внутренним правом признать преступлениями следующие деяния:

1) подкуп национальных государственных должностных лиц, должностных лиц международных организации, лиц, занимающих должности в судебных органах, или должностных лиц любого международного суда;

2) использование служебного положения в корыстных целях;

3) отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией;

4) преступления, касающиеся операцией со счетами.

На международном уровне борьбе с коррупцией посвящена Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.

Конвенция обязывает государство-участника с учетом его правовых принципов установить ответственность юридических лиц за взяточничество и другие формы проявления коррупции. Ответственность юридического лица не исключает уголовной ответственности физического лица, совершившего преступление.

Вопросы борьбы с коррупцией рассматриваются и в других международных и региональных документах. В числе последних можно назвать Межамериканскую Конвенцию о борьбе с коррупцией 1996 г

32. Преступления против общественной нравственности и здоровья населения.

Г. Преступления против здоровья и общественной нравственности

Незаконный оборот н/с и п/в

Борьбе с данным преступлением посвящены Единая Конвенция о н/с 1961 г., Конвенция о п/в 1971 г., Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота н/с и п/в 1988 г.

В соответствии с Конвенцией 1988 г. государства обязаны признать преступлениями согласно своему законодательству следующие преднамеренные действия:

производство, изготовление, приготовление, предложение с целью продажи, распространение, продажу, поставку, посредничество, переправку, транспортировку, импорт, экспорт н/с или П\В;

культивирование опийного мака, кокаинового куста или растения каннабис в целях производства н/с;

хранение или покупку н/с или п/в для целей любого из вышеуказанных видов деятельности;

изготовление, транспортировку или распространение оборудования, материалов или веществ, заведомо предназначенных для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления н/с или п/в;

организацию, руководство или финансирование любых правонарушений, перечисленных выше;

Борьба с распространением порнографии осуществляется на основе Международной Конвенции о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 г., Договора о борьбе с распространением порнографических изданий 1910 г. с посл. изм.

Согласно Конвенции государства обязуются признать наказуемыми сл. Деяния:

изготовление, хранение порно/предметов с целью их продажи или распространения, или же публичного их выставления;

провоз, вывоз лично или через другое лицо в указанных целях порно\предметов, или пуск их тем или другим путем в обращение;

торговлю порно\предметами даже не публичную, совершение с ними всяких операций, распространение, публичное их выставление или сдача их с профессиональными целями в прокат;

33. Преступления против свободы личности и общественной безопасности.

Участие в организованной преступной группе

Согласно Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. говорится об обязанности государства признать преступлениями, совершаемыми умышленно, во-первых:

1) сговор с одним или несколькими лицами на совершение серьезного преступления, преследующег7о цель извлечения финансовой или иной материальной выгоды, причем, если это предусмотрено внутренним законодательством, также предполагается фактическое совершение одним из участников сговора какого-либо действия для реализации этого сговора или причастность организованной преступной группы;

2) активное участие в преступной деятельности организованной группы или других видах её деятельности лица, которое осознает цель и общую преступную деятельность организованной группы либо её намерения по совершению соответствующих преступлений.

ПИРАТСТВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: