Тенденции развития нефтегазовой отрасли заключаются в преобразовании предприятий нефтяной и газовой промышленности в открытые акционерные общества и создание акционерных нефтяных компаний с вертикально-интегрированной структурой, объединяющих нефтегазоразведочные предприятия, буровые организации, НГДУ, нефтеперерабатывающие заводы, нефтебазы и автозаправочные станции. Важнейшими достоинствами вертикальной интеграции являются:
-выход на рынок сбыта конечной продукции;
-обеспечение экономии на масштабах производства за счёт концентрации и манёвра капиталом, мощностями, потоками сырья и готовой продукции;
-создание эффективно функционирующей системы производства и реализации конечной продукции по всему производственному циклу;
-обеспечение контролируемых источников сырья.
2. Организация технического обслуживания и ремонта оборудования на буровых и нефтегазодобывающих предприятиях
Ремонт наземного оборудования в отрасли осуществляют прокатно-ремонтные цехи: прокатно-ремонтный цех бурового оборудования (ПРЦБО), прокатно- ремонтный цех труб и турбобуров (ПРЦТиТ), прокатно-ремонтный цех электрооборудования и энергоснабжения (ПРЦЭОиЭС), прокатно-ремонтный цех нефтегазопромыслового оборудования (ПРЦНО). Ремонт наземного оборудования организуется по системе планово- предупредительного ремонта (ППР) и диагностики оборудования. Сущность системы ППР заключается в том, что через определенные плановые промежутки времени проводится техническое обслуживание и ремонт оборудования с заранее предусмотренным объемом работ. Система ППР включает техническое обслуживание, текущий ремонт, капитальный ремонт.
Методы организации ремонтных работ:
-агрегатный метод: в ремонтные цеха отправляют изношенные агрегаты оборудования, а на месте эксплуатации оборудования их заменяют запасными или отремонтированными;
-узловой метод: в ремонтные цеха отправляют отдельные неисправные узлы агрегатов и заменяют их запасными или отремонтированными;
Планирование ремонтных работ базируется на показателях ремонтного цикла, межремонтного периода и структуры ремонтного цикла оборудования.
Структура ремонтного цикла оборудования - это чередование в определенной последовательности текущих и капитальных ремонтов в ремонтном цикле оборудования.
Ремонтный цикл - это календарная продолжительность эксплуатации оборудования между двумя капитальными ремонтами.
Межремонтный период - это продолжительность эксплуатации оборудования между двумя смежными видами ремонтов.
3. Организация энергетического обеспечения производственных процессов
Энергохозяйство предприятия включает:
1. Теплосиловое хозяйство с котельными, компрессорными, паровыми и воздушными сетями, пароводоснабжением и канализацией.
2. Газовое хозяйство с кислородными станциями, газовыми сетями и промышленной вентиляцией.
3. Электросиловое хозяйство с подстанциями, электрическими сетями и
трансформаторным хозяйством.
4. Прокатно-ремонтные цехи электрооборудования и энергоснабжения, осуществляющие текущий и частично капитальный ремонт электрооборудования.
Основные требования к организации процесса энергетического обеспечения надежность и бесперебойность.
4. Организация транспортного обслуживания производства
Организация транспортного хозяйства предприятия включает выполнение следующих работ:
1) стратегическое планирование обновления транспортных средств;
2) анализ прогрессивности, уровня загрузки и эффективности использования
транспортных средств во времени и по производительности;
3) выбор и обоснование использования транспортных средств;
4) расчет норм и нормативов расхода материальных ресурсов на ремонтно- эксплуатационные нужды транспортного хозяйства;
5) проектирование схем грузопотоков.
5. Организация материально-технического обеспечения производства
Организация материально-технического обеспечения производства включает выполнение следующих видов работ:
1) проведение маркетинговых исследований рынка поставщиков по конкретным видам ресурсов;
2) нормирование потребности в конкретных видах ресурсов;
3) разработка организационно-технических мероприятий по снижению норм и
нормативов расхода ресурсов;
4) разработка материальных балансов;
5) планирование материально-технического обеспечения производства ресурсами;
6) учет и контроль использования ресурсов.
6. Организация складского хозяйства на предприятии
Организация складского хозяйства включает следующие работы:
1) анализ производственной структуры предприятия на предмет прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов;
2) определение номенклатуры и типа складских помещений;
3) разработка схем размещения новых складских помещений, их проектирование и строительство;
4) разработка оперативно-календарных планов работы складских помещений;
5) организация учёта и контроля движения материальных потоков через склады;
6) организация выдачи и доставки грузов потребителям;
7) анализ эффективности работы складского хозяйства, разработка и проведение мероприятий по улучшению его работы.
Лекция 5. Планирование на предприятиях нефтяной и газовой промышленности.
1. Сущность планирования. Функции и принципы планирования
2. Методы и виды планирования. Этапы планирования.
3. Стратегическое и текущее планирование. Основные направления развития предприятия. Структура плана предприятия
4. Планирование сбыта и производства продукции. Основные показатели плана производства.
5. Планирование производственной мощности.
1.Сущность планирования. Функции и принципы планирования
Планирование - одна из важнейших функций управления- это процесс формирования целей и задач, определение приоритетов, средств и методов их достижения.
Сущность планирования заключается в конкретизации целей развития предприятия и каждого подразделения в отдельности в виде определенной системы показателей на установленный период времени; в определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; в выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач, разработке плана экономического и социального развития на предприятии.
Функции:
1. разработка стратегического развития предприятия;
2. разработка ассортиментной политики, направленной на производство конкурентоспособной продукции;
3. определение направлений технического развития производства;
4. определение потребности во всех видах ресурсов;
5. установление подразделениям предприятия производственных задач, согласование во времени показателей деятельности подразделений предприятия;
6. решение экологических задач;
7. решение социальных задач;
8. определение финансовых источников для решения производственных и социальных задач.
Принципы:
1. Необходимость- обязательное применение планов
2. Единства- увязка планов по отдельным направлениям с единым
3. Непрерывность- увязка текущего планирования со стратегическим
4.Гибкость- возможность корректировки планов
5. Точность- адекватное отражение в планах внутренних и внешних факторов
6. Программно-целевой принцип- предприятие ставит задачи, затем разрабатывает программу действий.
7. Маркетинговой ориентации- «производить нужно то, что продается, а не продавать то, что производится.
8. Комплексность
9. Оптимальность
10. Интеграция- увязка с планами всех уровней.
2.Методы и виды планирования. Этапы планирования.
Методы:
1. Балансовый- обеспечивает соответствие потребности в ресурсах и источниках их покрытия
2. Системный- основан на использовании системы ТЭП
3. Программно-целевой
4. Метод экономического анализа- используется для выявления резервов производства
5. Экономико-математические методы- помогает решать оптимизационные задачи
6. Матричный метод-для разработки модели производства продукции по цехам
7. Нормативный метод- обеспечивает точное калькулирование конкретных видов продукции.
Виды:
1.Стратегическое планирование- долгосрочное планирование
2.Тактическое планирование- проведение годовых, квартальных, ежемесячных плановых расчетов
3. Оперативно-производственное планирование.
Этапы:
1.Разработка стратегии развития, общих целей деятельности
2.Определение конкретных краткосрочных целей и задач, путей и средств их достижения (обычно на год)
3.Анализ и контроль за достижением поставленных целей и задач.
3.Стратегическое и текущее планирование. Основные направления развития предприятия. Структура плана предприятия
Стратегическое планирование - это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга.
Стратегическое планирование на предприятии осуществляется по следующим этапам:
1. Разработка программы
2. Постановка целей и задач
3. Планирование развития хозяйственного портфеля (подразделений предприятия)
4. Разработка стратегии роста (основных направлений развития предприятия)