Бенчмаркинг можно также использовать для разработки и проверки стратегий.
Стратегический бенчмаркинг должен дать ответы на следующие вопросы:
Чего нужно достичь?
Как этого можно достичь?
Где это надо использовать?
(Какой процесс?)
В каком объеме это нужно реализовывать?
(Где потерпели неудачу?)
Стратегии
Слово «стратегия» вышло из греческого языка, где «стратос» означает армия, а «агос» — предводитель. В узком смысле это слово означает «искусство ведения войны». В широком смысле оно означает разработку и реализацию общей концепции, с помощью которой деятель в противоборстве с другими пытается достигнуть определенной цели.
Цель стратегии заключается в том, чтобы предприятие нашло ту позицию, которая лучше всего защитила бы его от конкурентов или которая положительно сказалась бы на его деятельности. Поэтому разработка стратегии включает в себя создание, развитие и использование факторов, обеспечивающих предприятию успех. Ключом для разработки успешной стратегии является понимание источника возникновения конкуренции. Знание этой взаимосвязи определяет сильные и слабые стороны предприятия. Кроме этого, стратегия позволяет направить свой взгляд на потенциально прибыльные секторы рынка, которые можно завоевать с помощью изменения стратегии. Стратегия показывает также, какие тенденции имеют лучшие шансы, а какие — большие риски.
При разработке стратегии необходимо учитывать разнообразные внутренние и внешние факторы. Кроме этого, стратегии должны быть включены в общую концепцию предприятия, чтобы они могли выполнять свои функции. Внешние и внутренние факторы образуют рамки для стратегий как в отрицательном (слабые стороны, риски), так и положительном смысле (сильные стороны, шансы). Для предприятий знание внутренних и внешних факторов, а также их взаимосвязей, имеет решающее значение при разработке успешных стратегий. Ниже будут приведены возможности бенчмаркинга для нахождения, выявления и использования этих факторов.
Опасности и возможности окружающей предприятия среды
Сильные и слабые стороны предприятия
Факторы
Процессы
Разработка стратегии
Оценка и выбор стратегии
Реализация стратегии
Бенчмаркинг и стратегия
Цель и назначение стратегии заключается в разработке и создании потенциала успеха и конкурентных преимуществ. Стратегический бенчмаркинг служит задачам улучшения стратегий, улучшения условий для разработки стратегии и для достижения и создания конкурентных преимуществ.
Определение:
Стратегический бенчмаркинг является инструментом для определения и ориентации на ключевые области - на основную компетенцию предприятия, а также на улучшение основных процессов. Стратегический бенчмаркинг - это объективный инструмент раннего предупреждения, с помощью которого можно распознать долгосрочные тенденции, которые складываются из-за воздействия внешних и внутренних изменений, а также своевременно реагировать на них.
Стратегический бенчмаркинг - это поиск лучших стратегий, которые ведут к достижению наивысшей производительности. Для этого необходимо знать предпосылки возникновения лучших стратегий.
Существующие представления о бенчмаркинге должны быть соединены с новыми областями применения стратегического бенчмаркинга.
Приведенное выше определение ясно показывает, что стратегический бенчмаркинг - это не абсолютно новая концепция разработки стратегии, а направленность уже имеющихся и эмпирически обоснованных инструментов на особенности разработки стратегий.
При этом речь идет в основном о позиционировании и оценке собственного предприятия при сравнении с другими в следующих областях:
- Ведущее положение на рынке и среди конкурентов.
- Ведущее положение продуктов и технологии собственного предприятия.
- Ведущее положение в области затрат.
- Оптимальное использование таких методов, как всеобщее управление качеством и реинжиниринг.
При поиске стратегий можно рассматривать различные перспективы. Проекты, в которых сравниваются между собой просто отрасли или отрасли из различных стран, являются самым абстрактным уровнем стратегического бенчмаркинга. Необходимо получить глобальное представление о подходе, эффективности или технологических и управленческих тенденциях соответствующих предприятий. Примером может служить исследование предприятий автомобильной промышленности в разных странах и на разных континентах.
Стратегический бенчмаркинг можно применять в следующих областях:
- Нахождение стратегических позиций и пробелов в стратегии путем сравнения стран и отраслей.
- Выявление главных стратегических факторов успеха путем сравнения стратегий с наиболее успешными предприятиями.
- Выявление необходимых компонентов в различных типах стратегий путем сравнения предприятий, имеющих схожую стратегическую направленность.
- Перепроверка и дополнение собственной стратегии путем сравнения со стратегиями, которые применяло раньше какое-либо предприятие в схожей ситуации.
Стратегический бенчмаркинг как объективное нахождение позиции в конкурентной борьбе дает требуемую информацию о производственной деятельности конкурентов.
Он определяет цели, которых нужно достичь предприятию, чтобы сравняться или превзойти лучших из конкурентов. Стратегический бенчмаркинг в комбинации с бенчмаркингом процессов позволяет разработать мероприятия, с помощью которых предприятие станет или останется предприятием мирового уровня.