ТЕМА: МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЦЕЛЬ
Ознакомление студентов с видами планов и условиями эффективного планирования.
ПЛАН
1. Балансовый метод.
2. Методы технико-экономических расчетов и экономико-математические методы.
3. Экономико-аналитические методы и метод динамических показателей.
Планирование как функция управления
Успех деятельности предприятия во многом зависит от качества предвидения будущего фирмы, т.е. от качества планирования.
Процесс формирования программы развития и путей достижения целей предприятия называется планированием.
Планирование – это важнейшая, ведущая функция управления.
Чем больше рынка, тем важнее план. Отмечая важность планирования для хозяйственной деятельности фирмы, английский ученый, специалист по управлению К.Л. Хадсон писал: «Планировать – значит разработать схему будущей деятельности фирмы для получения заданных результатов при установленных затратах и в определенный период времени. Планирование представляет собой преднамеренную попытку оказать воздействие, управлять размахом, скоростью и последствиями изменений».
|
|
Планирование для предприятий является деятельностью высшего порядка. Эффективное планирование предполагает соблюдение основных условий:
· гибкость и адаптивность, т.е. планирование должно своевременно реагировать на изменение внешней среды предприятия;
· планированием должны заниматься прежде всего те, кто будет затем выполнять разработанные планы;
· уровень компетенции в планировании должен соответствовать уровню компетенции в отношении распоряжения ресурсами предприятия.
Планирование бывает:
· стратегическое;
· текущее (тактическое).
После окончательного выбора метода вырабатывалась тактика.
Процесс стратегического планирования можно разбить на несколько этапов:
Стратегии предприятия могут разрабатываться в различных направлениях. По мнению крупного американского специалиста в области экономической стратегии предприятий Э. Портера, большинство стратегий можно сгруппировать, взяв за основу «видовую» стратегию. Он предлагает 3 видовые стратегии:
1) контроль над затратами;
2) дифференциация;
3) фокусирование.
Весь рынок или большая часть | Стратегия дифференциации | Стратегия контроля над затратами |
Сегмент рынка | Фокусирование |
План маркетинга обеспечивает работу предприятия в современных условиях.
Напомним, маркетинг – это система управления производственно-сбытовой деятельностью в условиях рынка, или по Ф. Котлеру: «Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена».
|
|
Многие разделы плана имеют вероятностный характер, поэтому план маркетинга - это гибкая программа.
Комплексные годовые планы текущей деятельности предприятия включают следующие разделы:
· план товарооборота;
· план доходов от основной и других видов деятельности;
· план издержек обращения;
· план прибыли;
· финансовый план;
· план развития материально-технической базы;
· план социального развития предприятия.
К экономическим показателям деятельности фармацевтической торговой организации относятся:
· товарооборот (объем реализации);
· валовой доход;
· расходы и затраты (издержки);
· валовая прибыль от торговой (основной) деятельности;
· чистая прибыль.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004. – 716 с.
2. Лоскутова Е.Е. Управление и экономика фармации. Фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. – Москва: ACADEMIA. – Том I. – 2003. – 447 с.
Дополнительная:
1. Криков В.П., Прокопишин В.И. Организация и экономика фармации. – Москва: Медицина, 1999. – С. 624.
2. Абдуллин К.А. Экономика фармации. Учебное пособие. – Алматы, 2006. – 195 с.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ)
1. Формы текущего планирования.
2. Балансовый метод.
3. Нормативные методы планирования.
4. Экономико-математические методы.
5. Методы экономической эффективности.
6. Метод экономических показателей и его составляющие.