Лекция 3 Планирование как функция управления

ТЕМА: МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ЦЕЛЬ

Ознакомление студентов с видами планов и условиями эффективного планирования.

ПЛАН

1. Балансовый метод.

2. Методы технико-экономических расчетов и экономико-математические методы.

3. Экономико-аналитические методы и метод динамических показателей.

Планирование как функция управления

Успех деятельности предприятия во многом зависит от качества предвидения будущего фирмы, т.е. от качества планирования.

Процесс формирования программы развития и путей достижения целей предприятия называется планированием.

Планирование – это важнейшая, ведущая функция управления.

Чем больше рынка, тем важнее план. Отмечая важность планирования для хозяйственной деятельности фирмы, английский ученый, специалист по управлению К.Л. Хадсон писал: «Планировать – значит разработать схему будущей деятельности фирмы для получения заданных результатов при установленных затратах и в определенный период времени. Планирование представляет собой преднамеренную попытку оказать воздействие, управлять размахом, скоростью и последствиями изменений».

Планирование для предприятий является деятельностью высшего порядка. Эффективное планирование предполагает соблюдение основных условий:

· гибкость и адаптивность, т.е. планирование должно своевременно реагировать на изменение внешней среды предприятия;

· планированием должны заниматься прежде всего те, кто будет затем выполнять разработанные планы;

· уровень компетенции в планировании должен соответствовать уровню компетенции в отношении распоряжения ресурсами предприятия.

Планирование бывает:

· стратегическое;

· текущее (тактическое).

После окончательного выбора метода вырабатывалась тактика.

Процесс стратегического планирования можно разбить на несколько этапов:

Стратегии предприятия могут разрабатываться в различных направлениях. По мнению крупного американского специалиста в области экономической стратегии предприятий Э. Портера, большинство стратегий можно сгруппировать, взяв за основу «видовую» стратегию. Он предлагает 3 видовые стратегии:

1) контроль над затратами;

2) дифференциация;

3) фокусирование.

Весь рынок или большая часть   Стратегия дифференциации Стратегия контроля над затратами
Сегмент рынка Фокусирование

План маркетинга обеспечивает работу предприятия в современных условиях.

Напомним, маркетинг – это система управления производственно-сбытовой деятельностью в условиях рынка, или по Ф. Котлеру: «Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена».

Многие разделы плана имеют вероятностный характер, поэтому план маркетинга - это гибкая программа.

Комплексные годовые планы текущей деятельности предприятия включают следующие разделы:

· план товарооборота;

· план доходов от основной и других видов деятельности;

· план издержек обращения;

· план прибыли;

· финансовый план;

· план развития материально-технической базы;

· план социального развития предприятия.

К экономическим показателям деятельности фармацевтической торговой организации относятся:

· товарооборот (объем реализации);

· валовой доход;

· расходы и затраты (издержки);

· валовая прибыль от торговой (основной) деятельности;

· чистая прибыль.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004. – 716 с.

2. Лоскутова Е.Е. Управление и экономика фармации. Фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. – Москва: ACADEMIA. – Том I. – 2003. – 447 с.

Дополнительная:

1. Криков В.П., Прокопишин В.И. Организация и экономика фармации. – Москва: Медицина, 1999. – С. 624.

2. Абдуллин К.А. Экономика фармации. Учебное пособие. – Алматы, 2006. – 195 с.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ)

1. Формы текущего планирования.

2. Балансовый метод.

3. Нормативные методы планирования.

4. Экономико-математические методы.

5. Методы экономической эффективности.

6. Метод экономических показателей и его составляющие.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: