Цена – это одна из важнейших экономических категории. Кроме того, цена – один из рыночных инструментов наряду со спросом и предложением.
Как инструмент управления цена выполняет ряд функций:
· учетную;
· стимулирующую;
· регулирующую;
· распределительную.
Учетная функция. Истоки рыночной цены лежат в сфере производства. Поэтому важнейшая функция цены – измерение затрат и результатов. Цена должна дать ответ на вопрос, сколько затрачено труда, материалов, сырья, какова производительность и эффективность труда и, в конечном счете, каковы издержки производства, обращение продукции и прибыль.
Стимулирующая функция. Функция экономического стимулирования заключается в учете качества продукции и стимулировании его повышения, в обновлении номенклатуры.
Регулирующая функция. Рыночная цена таит в себе загадки. Она может отличаться от той цены, которую хотел бы назначить производитель. Производитель заинтересован в получении большей выручки от продажи, а потребитель стремится минимизировать свои затраты на покупку этой продукции. Поэтому регулирующая функция заключается в установлении равновесной цены (вы уже знаете, что это такое), которая балансирует спрос и предложение.
|
|
Распределительная функция. Служит средством перераспределения доходов на основе отклонении цены от стоимости товаров для решения социальных или экономических задач. Это осуществляется с помощью системы налогообложения и некоторых других мер. Например, на лекарственные препараты не установлен НДС.
Особенности товара – «лекарственные препараты».
Поскольку ЛП относятся к товарам особого рода, цены на ЛП должны учитывать эти особенности. В чем же заключаются особенности ЛП как товара?
Во-первых, как и любой товар, ЛП имеет экономическую сущность, которая выражается стоимостью в деньгах, учитывающей затраты и результаты при его производстве, ЛП обладает своей потребительской стоимостью.
Во-вторых, как товар особого рода ЛП характеризуется социально-экономической эффективностью. Показатель экономического эффекта выражает рост национального дохода, связанного с производством лекарств, социальный эффект сопровождается экономией материальных, трудовых, финансовых ресурсов.
В-третьих, спрос на ЛП регулируется не физиологическими нормами потребления, а патологией человека. Генератором спроса обычно является врач (промежуточный потребитель), хотя и больные и здоровые люди могут самостоятельно приобретать некоторые ЛП (отпускаемые без рецепта).
В-четвертых, ценовая эластичность спроса может зависеть и от характера заболевания, способа оплаты за ЛП (наличный или безналичный расчет.) Так, хронические больные не могут обходиться без лекарств, поэтому спрос на ЛП, которые они используют, будет неэластичен или малоэластичен. Спрос на ЛП, отпускаемые по рецептам за полную стоимость, бесплатно или на льготных условиях также малоэластичен.
|
|
На цены ЛП влияют многие факторы. Их можно сгруппировать по трем направлениям: факторы спроса, предложения и среды.
Факторы, влияющие на цены лекарственных препаратов:
Фактор спроса | Фактор предложения | Фактор среды |