Цена, функции цен, факторы, влияющие на цены ЛП

Цена – это одна из важнейших экономических категории. Кро­ме того, цена – один из рыночных инструментов наряду со спросом и предложением.

Как инструмент управления цена выполняет ряд функций:

· учетную;

· стимулирующую;

· регулирующую;

· распределительную.

Учетная функция. Истоки рыночной цены лежат в сфере производства. Поэтому важнейшая функция цены – измерение затрат и результатов. Цена должна дать ответ на вопрос, сколько за­трачено труда, материалов, сырья, какова производительность и эффективность труда и, в конечном счете, каковы издержки про­изводства, обращение продукции и прибыль.

Стимулирующая функция. Функция экономического сти­мулирования заключается в учете качества продукции и стиму­лировании его повышения, в обновлении номенклатуры.

Регулирующая функция. Рыночная цена таит в себе загадки. Она может отличаться от той цены, которую хотел бы назначить производитель. Производитель заинтересован в получении большей выручки от продажи, а потребитель стремится минимизировать свои затраты на покупку этой продукции. Поэтому ре­гулирующая функция заключается в установлении равновесной цены (вы уже знаете, что это такое), которая балансирует спрос и предложение.

Распределительная функция. Служит средством перерас­пределения доходов на основе отклонении цены от стоимости товаров для решения социальных или экономических задач. Это осуществляется с помощью системы налогообложения и некото­рых других мер. Например, на лекарственные препараты не уста­новлен НДС.

Особенности товара – «лекарственные препараты».

Поскольку ЛП относятся к товарам особого рода, цены на ЛП должны учитывать эти особенности. В чем же заключаются осо­бенности ЛП как товара?

Во-первых, как и любой товар, ЛП имеет экономическую сущ­ность, которая выражается стоимостью в деньгах, учитывающей затраты и результаты при его производстве, ЛП обладает своей потребительской стоимостью.

Во-вторых, как товар особого рода ЛП характеризуется социально-экономической эффективностью. Показатель экономиче­ского эффекта выражает рост национального дохода, связанного с производством лекарств, социальный эффект сопровождается экономией материальных, трудовых, финансовых ресурсов.

В-третьих, спрос на ЛП регулируется не физиологическими нормами потребления, а патологией человека. Генератором спроса обычно является врач (промежуточный потребитель), хотя и больные и здоровые люди могут самостоятельно приобретать некоторые ЛП (отпускаемые без рецепта).

В-четвертых, ценовая эластичность спроса может зависеть и от характера заболевания, способа оплаты за ЛП (наличный или безналичный расчет.) Так, хронические больные не могут обхо­диться без лекарств, поэтому спрос на ЛП, которые они исполь­зуют, будет неэластичен или малоэластичен. Спрос на ЛП, от­пускаемые по рецептам за полную стоимость, бесплатно или на льготных условиях также малоэластичен.

На цены ЛП влияют многие факторы. Их можно сгруппиро­вать по трем направлениям: факторы спроса, предложения и сре­ды.

Факторы, влияющие на цены лекарственных препаратов:

Фактор спроса Фактор предложения Фактор среды

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: